↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Картинки ссылками
До даты

Все новые сообщения

Продолжаю читать ретро-мистику для успокоения нервов и просто так.

"Живописец Шалкен" Шеридана Ле Фаню.

Рассказ - из тех вещей, где действие происходит не в родной для него Ирландии, а в Европе, в Голландии. Я, к слову, "ирландские" вещи Ле Фаню в среднем люблю меньше, потому что в них он часто словно бы ленится и просто обыгрывает какие-то местные предания. Не знаю, лежат ли в основе "Живописца Шалкена" какой-то голландский фольклор, вай бы и нот, но здесь сюжет выглядит достаточно интригующе. История повествует о том, как к племяннице богатого художника, у которого главный герой, Шалкен, был в учениках, посватался при загадочныных обстоятельства странный мужик стремной наружности, и при том явно очень богатый. Шалкен к тому времени был влюблен в девушку и планировал на ней женится, когда разживется деньгами, она будто бы отвечала ему взаимностью. Вскоре после свадьбы становится ясно, что что-то тут нечисто. Спойлерить сильно не буду, но судя по некоторым деталям девушка была в этой истории отнюдь не пассивной жертвой, а была в сговоре со своим богатым женихом (либо как минимум была не настолько против этого брака, как показывала в начале). История понравилась в том числе тем, что по ней напрашивается фанфик, объясняющий в подробностях, что там у них произошло-то. Также она может приглянуться любителям тропа "Красавица и чудовище", потому что те самые ДЕТАЛИ дают, имхо, повод для спекуляций на тему.

"Завещание сквайра Тоби" Ле Фаню
Я люблю, когда в рамках хоррора можно увидеть не только страшненькую историю, но и некую жизненную историю. И вот этот рассказ как раз из таких. История двух братьев, не любивших друг друга (во многом благодаря отцу, который при жизни выделял младшего, а старшего всячески поносил). После смерти отца семейное поместье по завещанию достается младшему. Старший пытается с ним судиться, но безуспешно, а со временем дело приобретает мистические оборот - и да и новые юридические подробности вылезают. По сути, если убрать всю мистику, останется история горького семейного конфликта и запоздалых сожалений и угрызений совести. Вещь, тащем-то, жизненная, и оттого особенно цепляющая.

"Легенды озера Лох-Гур"
Это как раз тот случай, когда Ле Фаню дал волю лени. Имеем сборник совсем коротких историй, в которых нет особо ни интриги, ни конфликта, по сути просто пересказ некоего события. Ощущение, что Ле Фаню надо было заработать денег и он оформил в рассказ известные ему местные страшилки, не позаботившись даже сюжет какой-то из них создать. Те же "Легенды старой Англии" Эдвина Хартленда местами примерно такое же впечатление производят, только там эти короткие истории не выдаются за художественное произведение.

"Белая кошка, проклятие Драмганниола"
Выглядит также адаптацией какой-то ирландской страшилки, но поскольку тут автор пытается в хоть какой-то сюжет, то рассказ производит менее удручающее впечатление, чем предыдущая вещь. История о некой семьей ирландских фермеров, членам которой незадолго до смерти является белая кошка - напоминание о проступке их предка, соблазнившего девушку и не женившегося на ней.

#книги #horrors #шеридан_ле_фаню
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 4 комментария
#читательское #книги #эроблоги
XD
Показать полностью 2
Показать 20 комментариев из 28
#книги

Прочитала книгу Михаила Елизарова "Мы вышли покурить на 17 лет" (2012).

Давно не читала я современной литературы.

Это сборник рассказов. Хороших и интересных и не очень.

Рассказы эти все будто родом из загадочного времени девяностых, что я толком и не застала с их цепочками, качалками, непонятным бизнесом который то идёт, то разваливается.

Язык максимально простой, есть мат, который, на мой вкус книгу не украшает, хоть и передаёт лучше образы персонажей.

Самым интересным для меня стал рассказ "Мы вышли покурить на 17 лет".

Назвал ли автор в честь него сборник от того, что и ему он казался самым интересным? Кто знает...

Этот рассказ интересен поиском себя главного героя. В самом начале он поэт с длинными волосами. Но шутки на пляже привели его в тренажерку. Пытаясь получить уважение от "качков" герой стридется и качается ещё больше. Вот только теперь он не только не стал своим, но и утратил свой истинный облик, стремясь стать похожим на окружающих. Героя стали считать слабаком и подкалывать.

После того, как на отдыхе главного качка проткнули гвоздем готы, герой возвращается к своим прежним компании, прическе и интересам.

В жизни важно быть не крутым, а самим собой. Ведь только в этом случае можно найти людей, что разделяют твои интересы.
Свернуть сообщение
Показать полностью
#книги #книжноe
В ритме страха Кретова Евгения
Детектив не увлек. Повествование скакало на каких-то незнакомых персонажей то ли расследующих, то ли преступников. Романтики как таковой только в конце начало.
Испортил впечатление совершенно нереалистичный поступок бывшей девушки героя. Она приехала к бывшему, забрала вещи и увидев чужое украшение захватила его из ревности и мести. Тут всё ясно. Но зачем она рылась в чужом чемодане и своровала письмо неизвестно с чем внутри? Поняла бы разрушительное действие, испортить его вещи какие-то. А тот поступок нужен был для дополнительного действия в сюжете, ну и вот. Притянуто за уши или как точнее?
#книги

Почти не читаю впроцессники. Даже серии недописанные очень не люблю, редко потом удаётся к ним вернуться, чтобы дочитать новые тома. Но прямо сейчас есть одна серия, в которой я очень жду окончания третьей книги, чтобы перечитать две первые и прочитать эту самую третью.

И тут автор выкладывает начало совершенно другой книги.

Никаких претензий автору, он имеет на это полное право, но эмоции в моменте у меня были сугубо отрицательные %)
Показать 1 комментарий
#книги

Прочитала книгу Гёте "Страдания юного Вертера". Книга интересная, о том как человек, безответно влюбившись может потерять все возможности, что у него были.

Книга мне понравилась, а главный герой нет. Вертер слишком слаб, слишком много думает и ничего не делает.

Размышляя лишь о невозможности счастья, Вертер стремится только к недостижимому, стремится туда, где счастья нет и быть не может и причиняет беспокойство и страдания тем, кто был дружен с ним.

Все же зацикленность и бездействие в жизни не идут на пользу. Быть может займись он делом, и с течением времени любовь и горечь покинули бы его сердце, дав возможность встретить кого-то ещё и полюбить.

Вертер не думает о своих близких, о своей матери, что беспокоилась о нем, когда у него начались проблемы на службе. Он упивается собственным страданием и тоской.

Вертер влюбленный в невесту, а затем и жену друга, не нашедший себя ни в делах, ни на службе застрелился.

Встречала я человека, что размышлял, как юный Вертер, к счастью, наше знакомство не продлилось чересчур долго.

Нужно жить, искать и находить тех, кто будет счастлив с тобой, с кем ты будешь счастлив, как сделали это друзья Вертера Альберт и Лотта. И жить дальше. Всегда жить дальше.
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 9 комментариев
#книги #культура #философия #психология #цитаты #длиннопост

Михаил Эпштейн. Первопонятия. Ключи к культурному коду. Азбука-Аттикус, 2022.
В целом особых откровений нет, но красиво сформулировано.
В книгу входят следующие статьи: Безумие, Бессмертие, Будущее, Вера, Вечность, Вещь, Вина, Власть, Возможное, Возраст, Гений. Глубина, Грусть, Дом, Душа, Желание, Жизнь, Жуткое, Игра, Интеллигенция, Интересное, Книга, Легкость, Любовь, Малое, Молчание, Мудрость, Мышление, Народ, Настроение, Ничто, Новое, Обаяние, Обида, Оболочка, Образ, Письмо, Пошлость, Поэтическое, Пустота, Реальность, Ревность, Родина, Слово, Смерть, Событие, Совесть, Сознание, Судьба, Творчество, Тело, Тоска, Удивление, Ум, Умиление, Человек, Чистота, Чтение, Чувство, Чудо.

Ниже приводятся несколько статей, в сокращении: Безумие, Интересное, Обаяние, Пошлость, Совесть, Ум, Мудрость.

БЕЗУМИЕ
Если в безумии можно искать следы утраченного ума, то в уме чересчур властном и упорном («упертом») — потенциальные признаки безумия. С этой точки зрения у каждого философского ума есть своя возможность безумия. Платон сошел бы с ума иначе, чем Аристотель, Гегель — иначе, чем Кант…
Один из методов прочтения великих текстов — угадывание тех зачатков безумия, которые могли бы развиться за пределом этих текстов в собственную систему. Один из самых острых критиков начала ХХ века — Корней Чуковский — толковал творчество писателей-современников (Мережковского, Горького, Андреева, Сологуба и др.) именно как таких носителей идефикс. Мережковский «сдвинут» на антитезах, персонажи Андреева — мономаны, и т. д.
Безумие методичнее здравомыслия, постоянно готового на логические послабления и увертки. Сумасшедший знает наверняка и действует напролом. Та ошибка, которую мы часто допускаем, когда пишем «сумашествие», пропуская букву «с», по-своему закономерна: сумасшедший шествует со всей торжественной прямолинейностью, какая подобает этому виду движения, тогда как здравый ум петляет, топчется, ищет обходных путей.
Множество примеров можно найти в книге «Безумные грани таланта. Энциклопедия патографий».

ИНТЕРЕСНОЕ
Наименее интересны теории:
1) либо доказывающие самоочевидный тезис;
2) либо приводящие шаткие доказательства неочевидного тезиса;
3) либо, что хуже всего, неосновательные в доказательстве очевидных вещей.
Интересность — это соотношение, образуемое дробью, в числителе которой — достоверность доказательства, а в знаменателе — вероятность доказуемого. Чем менее вероятен тезис и чем более достоверен аргумент, тем интереснее идея.
Этот же критерий интересности можно распространить и на литературное произведение. Интересен такой ход событий, который воспринимается с одной стороны как неизбежный, с другой — как непредсказуемый. Логика и последовательность сочетаются с неожиданностью и парадоксальностью.
Вот почему известное изречение Вольтера — «все жанры хороши, кроме скучного» — применимо и к научным жанрам и методам. Скучность метода — это не только его неспособность увлечь исследователя и читателя, но и признак его научной слабости, малосодержательности, когда выводы исследования повторяют его посылки и не несут в себе ничего неожиданного.
«Интерес» происходит от лат. «inter esse», буквально — ’быть между, в промежутке‘. И в самом деле, интересно то, что находится в промежутке двух крайностей: порядком и свободой, достоверностью и невероятностью, логикой и чудом, системой и случаем.
Интересность — это свойство, которое скрепляет «очевидное» и «невероятное», не позволяя им оторваться друг от друга. Как только один момент начинает резко преобладать над другими (например, старательно доказывается очевидное или провозглашается и не доказывается невероятное), интерес утрачивается, переходя в скуку согласия или досаду недоверия.
Романтическое интересно, поскольку оно обнаруживает свою рациональную сторону, и наоборот. Эдгар По или Борхес — интереснeйшие писатели именно потому, что у них тайна поддается рационалистической расшифровке, но и сама расшифровка не упраздняет, а усиливает чувство какой-то еще более объемлющей тайны. Нас интересует не просто странность или безумие, но такое безумие, в котором есть своя система, и такая идея, в которой, при рациональном зерне, есть что-то безумное, выходящее за границы здравого смысла.

ОБАЯНИЕ
Обаяние — личная притягательность, способность вызывать симпатию и эмпатию.
Если для красоты можно установить объективные критерии — например, золотое сечение в математике и архитектуре или стандарты, которыми руководствуются на конкурсах красоты, — то для обаяния нет никаких стандартов.
«Обаяние» происходит от «обаивать» — ‘околдовывать словами’ (от «баяти» — ‘говорить’). Происхождение слов «очаровательный» и «обворожительный» тоже указывает на магическую силу воздействия. Разница между колдовством и обаянием только в том, как именно «заговаривают»: намеренно или непроизвольно.
Обаяние — это колдовство, в котором нет ничего насильственного и сверхъестественного, нет даже никакого умысла — ни злого, ни доброго. Это неосознанный гипноз, когда человек чарует окружающих без намерения — просто потому, что полон жизни, которая своей энергетикой невольно заражает других. Это беззащитность, которая обезоруживает, совокупность милых проявлений открытости, наивности, вызывающих желание помочь, поделиться своим теплом. Это слабость, преисполненная достоинства, внутренней силы, или внутренняя сила, которая не боится проявить свою слабость.
В отличие от красоты, обаяние присуще только одушевленным существам. Оно заметно уже в животных. Какая-нибудь шустрая дворняжка может превосходить обаянием красавца добермана-пинчера.
Красота в людях, если она не сопряжена с обаянием, может производить впечатление чего-то застылого. Правильность и совершенство привлекают в кристаллах и цветах, но могут отчуждать в человеческих лицах. Красота напряжена необходимостью «соответствовать», удостаиваться признания и похвал. Обаяние раскрепощает: ему никто ничего не должен, оно расточает себя, ничего не ожидая взамен.
Впрочем, некоторые «обаятели» сознательно пользуются своими чарами для овладения сердцами людей или их кошельком (тип Остапа Бендера).
Нужно отличать обаяние от харизмы — дара подчинять себе волю людей и вести их за собой; как правило, харизма служит инструментом подавления личности и овладения душой коллектива. Обаяние непосредственно и непроизвольно, а харизма — это волевое самоутверждение, свойственное лидерам тоталитарного типа. Если обаяние — это сила слабости, то харизма — это сила силы. И все-таки даже харизме трудно обойтись без обаяния.
Обаяние — и в этом его общность с красотой — по ту сторону добра и зла. Наташа Ростова совсем не добродетельна — в отличие, например, от Сони, которая послушна голосу морали, но не обаятельна («пустоцвет»). Обаяние лишено моральной окраски.
Печорин — малоприятная личность, но его душевная маета, воля к жизни, которая не угадывает своей цели, увлекается чем-то ненужным, сознает свою тщетность и тем не менее заново устремляется на поиск приключений, — именно она делает Печорина обаятельным.
Таким образом, у обаяния есть и своя темная сторона, отрицательный магнетизм.
В обаятельных людях часто поражает их никчемность, «лишность». Таковы герои фильмов «Жил певчий дрозд», «Полеты во сне и наяву», «Географ глобус пропил»... Такие деятельные бездельники бывают особенно обаятельны, хотя в конце концов их, как правило, съедает пустота и бесцельность.
От вражды, гнева, обиды, насилия нас часто удерживает простое, необъяснимое, внеморальное и внерелигиозное нечто, чему мы легче всего сдаемся в людях, при этом не чувствуя себя побежденными: их обаяние.
<Мне сразу вспомнился один персонаж Алтеи…>

ПОШЛОСТЬ
Пошлость — это прокламация некоей сверхистины, это глубокомыслие, глубокочувствие, глубокодушие на мелких местах. По словам В. Набокова — «не только явная, неприкрытая бездарность, но главным образом ложная, поддельная значительность, поддельная красота, поддельный ум, поддельная привлекательность».
Пошлость — это претензия на «сверх». Это эстетство, морализм, сентиментальность, мессианство. Это «лебедь горделиво изгибает свою изящную шею» или «клянемся свергнуть гнет кровавого деспотизма».
Самый характерный типографский знак пошлости — восклицательный. Кстати, нигде в мире не употрeбляют столько восклицательных знаков, как в России. В английском языке он почти полностью вышел из употрeбления (да и появился впервые на пишущих машинках лишь в 1970-е годы). В британском английском «!» используется в основном как знак иронии и сарказма, чтобы избытком пафоса подчеркнуть прямо противоположный смысл.
Есть два схожих типа деградации личности: пошлость и занудство.
В обоих есть инерция повтора, стертости, безвкусия и безмыслия. Но пошляк повторяет чужое (общее, известное), а зануда — свое (зацикливается на любимой мысли). Пошляк утверждает с пафосом прозрения, что Волга впадает в Каспийское море, а зануда объясняет, что Каспийское море вовсе не море, а озеро, поскольку окружено со всех сторон сушей. Зануда высшего ранга поправляет обоих: в Каспийское озеро впадает не Волга, а Кама, притоком которой является Волга (и гидрографически он совершенно прав: в месте слияния Камы и Волги первая мощнее второй).
Пошляк с энтузиазмом повторяет за другими, как если бы это было свое, а зануда скучно твердит свое, как если бы это было интересно другим. Пошляк стремится к красоте, а зануда — к истине. На вопрос: «как дела?» пошляк отвечает бравым: «лучше всех!» или рифмованным: «как сажа бела», а зануда начинает подробно рассказывать о своих делах. Пошляку важен эффект, а зануде — деталь. Пошляк претенциозен и самодоволен, зануда тщателен и назидателен.
Романтизм вырождается в пошлость, а реализм — в занудство. Гоголь, подводя итог романтизму, открыл «пошлость пошлого человека», а Чехов, подводя итог реализму, — занудство занудного. Его самые характерные герои, вроде Ионыча или Беликова из «Человека в футляре», не столько пошляки, сколько зануды. Пошлость вызывает ухмылку, иронию, сарказм; занудство — скуку, тоску и меланхолию. Пошлость склоняется к преувеличению, гиперболе, а занудство — к детализации, литоте, перечислению. Пошлость — восклицательный знак, тире или многоточие; занудство — запятая, двоеточие, точка с запятой.
<И тут я с опаской приглядываюсь к своему пунктуационному репертуару…>

СОВЕСТЬ
Аристотель считал добродетель серединой между двумя порочными крайностями. «…Избыток и недостаток присущи порочности, а обладание серединой — добродетели».
Казалось бы, верная путеводная нить: не будь трусом — и не будь безрассудным смельчаком; а то, что посредине между этими крайностями, — как раз и есть зрелое, рассудительное мужество.
Однако тот же Аристотель отмечал, что между двумя крайностями может быть несколько середин. Одна середина больше отстоит от одного края, а другая — от другого. Если излишек боязни — это трусость, а недостаток боязни — безрассудство, то между ними размещаются и две середины, две добродетели: мужество, которое дальше отстоит от трусости, и благоразумие, которое дальше от безрассудства.
Так что диапазон «правильного поступка» не фокусируется в одной центральной точке, а описывается большим ценностным промежутком между мужеством и благоразумием. Точно так же между двумя пороками — скупостью и расточительством — размещаются две добродетели: щедрость, которая дальше от скупости, и бережливость, которая дальше от расточительности.
Обобщая, можно указать на два полюса любых добродетелей: самоотдачу и самосохранение. Мужество, щедрость, жертвенность — действовать во имя других, отказываясь от себя. Благоразумие, осторожность, бережливость — сохранять, выращивать и приумножать себя. Иначе и нечем жертвовать, нечего отдавать другим. Какая стратегия окажется морально выигрышной, невозможно заранее предсказать: это зона полнейшего риска. Можно отдать себя, не успев себя еще взрастить, — отдать почти задаром. И можно всю жизнь взращивать, укреплять, лелеять себя — и так и не дожить до акта отдачи.
Наконец, есть две «сверхдобродетели», которые регулируют отношение между прочими: мудрость и совесть.
Мудрость взвешивает и соотносит ценности самоотдачи и самосохранения в каждый момент времени, подсказывая способ наибольшей ценностной самореализации. Она подталкивает к мужеству в моменты малодушия и нашептывает советы благоразумия в моменты героического безрассудства.
Совесть также регулирует отношения между добродетелями. Но в отличие от мудрости, которая радуется на путях к целому, совесть болит и мучится оттого, что не в силах достичь идеального равновесия.
Совесть — это орган страдания, который здоров, когда болит. Место совести в системе нравственных ценностей можно сравнить с местом сомнения в системе познавательных ценностей.
Есть два противоположных и хорошо понятных человеческих типа: бессовестный циник и совестливый идеалист.
Но эти понятия: идеализм и совесть, цинизм и бессовестность — далеко не синонимы. Есть гораздо более интересные, промежуточные типы: совестливый циник и бессовестный идеалист.
Совестливый циник знает жизнь без прикрас — как смесь похоти, жадности, жестокости — и принимает правила игры. Но при этом надеется когда-нибудь подняться до раскаяния или просветления:
И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю…
Совестливый циник знает цену не только всему, но и своему знанию этой цены. И у него есть пределы, которых он не переступит, будь то мать или «святое ремесло». Чем глубже он погружается на дно, тем сильнее что-то его оттуда выталкивает.
Бессовестные идеалисты — те, кто свято верует в высшие принципы и под них все безжалостно подминает: и себя, и других. Отвлеченный и надменный в своей чистоте Идеал отчасти или даже вполне заменяет им совесть.
Собственно, две эти фигуры — совестливый циник и бессовестный идеалист — и составляют главный контраст и коллизию в Евангелии. Конечно, там есть и просто бессовестные циники, вроде Иуды, и совестливые идеалисты — прежде всего тот, кого Иуда предал.
Но тонкая морально-психологическая интрига евангельского сюжета разворачивается между мытарями и фарисеями: закоренелыми грешниками, которые порой вздыхают и бьют себя в грудь, и закоренелыми праведниками, которые знают, как надо, и делают то, что надо, не мучаясь угрызениями совести, потому что совесть им заменяют вера, закон, догмат, «человек для субботы».
Великая вера может сдвигать горы, но не должна этим заниматься — иначе ее успешно заменил бы бульдозер. Поэтому смысл притчи о горé — не в том, чтобы двигать гору, а в том, чтобы пробуждать совесть, осознавать постоянную нехватку своей веры.

УМ
Ум — способность мыслить, обобщать, выводить закономерности из множества фактов, хорошо понимать людей и извлекать пользу и смысл из взаимодействия с ними, разграничивать главное и второстепенное, находить оптимальные стратегии жизненного поведения, правильно соотносить близкие и дальние цели и наличные средства их воплощения.
Ум — это обаяние смысла в человеческой речи и поведении. Он может восприниматься на взгляд, чисто физиогномически. Особенно показательно совместное выражение глаз и губ, когда человек начинает говорить. Ум — правильный и вместе с тем подвижный баланс вхождения / исхождения. Глупое лицо похоже либо на фонтан, непрерывно что-то из себя извергающий, либо на вату, которая пропитывается чужой влагой и быстро разбухает. Умное же лицо — это «подвижная губка», которая вбирает и изливает, все время что-то перерабатывает в себе.
Ум есть умение соразмерять: 1) силу убеждений и утверждений; 2) значимость и уместность предмета; 3) кругозор и вовлеченность собеседника. Человек, который вкладывает гулливеров труд в общение с лилипутами или обсуждение лилипутьих тем, вряд ли так уж умен.
Умный человек знает, где проходит граница ума вообще и своего в частности, и старается ее не переступать — даже под угрозой быть недооцененным. Умнее отделаться пустыми словами, чем пускаться в препирательства о том, что не достойно обсуждения. Мандельштам на просьбу начинающих авторов отозваться об их скромных дарованиях обычно отвечал: «Это вам присуще». И был в большинстве случаев прав, поскольку ничего, кроме «себе-присущности», большинству пишущих не присуще: в этом оправдание как их писательских проб, так и сжатости их оценки у мастеров.
Признак дурака вовсе не в том, что он неискусно пляшет или неискренне плачет, а в том, что он плачет на свадьбе и пляшет на похоронах, и чем больше блеска и сноровки он вкладывает в свои действия, тем менее ума они обнаруживают. Умствование потому само по себе не умно, что обнаруживает избыток ума на предмете, вовсе его не достойном — или достойном иного отношения: эмоционального, эстетического, морального, религиозного, а не интеллектуального. Кстати, так уж судил русский язык, что «умниками» называет только представителей сильного пола, склонного к умствованиям, а даром настоящего ума наделяет «умниц» — хотя слово это и общего рода, но по окончанию больше идет к женскому. Женщины потому часто оказываются умнее, что придают уму меньше значения.
У одного и того же предмета может быть несколько уровней, или граней, значимости и, соответственно, разных способов умного обращения с ним. Глупость возникает тогда, когда эти уровни смешиваются: например, когда робкий опыт начинающего автора бранно или хвалебно оценивается по меркам классики, в контексте мировой литературы. Столь же неумными бывают моралистические подходы к вещам эстетическим или, напротив, эстетские — к вещам моральным. Вот почему Пушкин, страдая от благонравных и морально взыскательных глупцов, настаивал, что «поэзия выше нравственности — или совсем другое дело». И вместе с тем заклинал свою Музу «не оспоривать глупца». При этом он же утверждал, что «поэзия, прости господи, должна быть глуповата». Это была вполне умная защита «глуповатой» поэзии от натиска умников, которые желали бы превратить ее в рупор прогрессивных идей или склад книжной премудрости.
Эрудиты не всегда бывают умными людьми, поскольку они знают почти все, а значит, им трудно отличить важное от неважного. Понимание этих различий резко уменьшило бы степень их эрудиции и освободило бы ум от множества второстепенных фактов для самостоятельной работы над понятиями и идеями. Не стоит обольщаться надеждой, что у полиглота, умеющего говорить о погоде на сотне языков, или у футбольного фаната, держащего в уме результаты всех игр на мировых и национальных первенствах, — ума палаты. Ум — это соразмерность знания предмета и его значения: глупо знать много о незначительных вещах и стыдно знать мало о значительных. Кроме того, многознайка редко размышляет, потому что считает себя всезнающим, а мысль обычно рождается из удивления и нехватки знания, как способ его творческого возмещения.
Но и многодумный человек не всегда умен, поскольку склонен придавать чрезмерное значение целенаправленной и сознательной мысли, а лучшие мысли часто «случаются» врасплох, почти бессознательно.
Бывает, что человек умен только в одном или немногом. Есть люди с умными руками (мастера), или с умными ушами (музыканты), или с умными глазами (художники) — и такие люди во многом другом не обнаруживают особого ума.
Эта неравномерность легла в основу теории множественного интеллекта, предложенной Г. Гарднером в 1983 году. Он выделил 9 типов интеллекта: вербальный, логико-математический, телесно-кинестетический, визуально-пространственный, музыкальный, межличностный (понимание других), внутриличностный (понимание себя), натуралистический (понимание природы), экзистенциальный (понимание общих целей и смыслов жизни).
Однако у Гарднера речь идет не столько об уме как таковом, сколько об интеллектуальных наклонностях и способностях, которые применимы в разных профессиональных областях. Понятие ума не сводится к проявлениям интеллекта в разных специальностях. Блестяще одаренный музыкант или математик в целом может быть глуп, а человек, лишенный каких бы то ни было специальных способностей, чрезвычайно умен.
Ум — не какое-то фиксированное свойство, как отметка роста на дверном косяке. Это скорее интервал, амплитуда колeбаний, у которой есть верхний и нижний пределы. У каждого человека есть верхняя и нижняя границы ума (которые в свою очередь подвижны). Скажем, в Ташкенте зимой может быть холоднее, чем в Якутске летом, но никак не скажешь, что Якутск более теплый город, чем Ташкент. Так и умный человек может повести себя глупее, чем глупый ведет себя в благоприятной для своего ума ситуации. Важно учитывать всю амплитуду колeбаний «от» и «до». И при этом особое внимание обращать на нижний предел. То есть мера ума определяется не тем, сколь умную вещь человек способен сказать, а тем, до какой глупости он не способен докатиться.
Умными или глупыми могут быть не только личности, но и стратегии, тактики, методы. Например, судить о произведении по тому, что в нем не сказано (не выражено, не изображено), — признак методологической глупости, поскольку выдает неспособность критика вступить в диалог с самим произведением и его автором. Пушкин по поводу «Горя от ума» замечает, что «драматического писателя должно судить по законам, им над собой признанным», то есть не прилагать к нему неких общих законов, а извлекать «метод» из единичности самого произведения и индивидуальности писателя.
Пример такой методологической глухоты у далеко не глупого критика: Белинский обвинял повесть Гоголя «Портрет» в недостатке современного взгляда на действительность и провозглашал, что для исправления этого недостатка лучше было бы писателю обойтись вообще без портрета.
Умный подход избегает жесткого методологизма, а живо реагирует именно на то, что отличает одного автора или произведение от других. Основатели методологий, вроде Гегеля и Маркса, Ницше и Фрейда, Фуко и Деррида, бывают весьма умны и дразнят своих последователей зигзагами своей вполне живой мысли. Но по закону возрастающей последовательности и стандартизации любая методология постепенно превращается в рассадник эпохальной глупости. Тогда Пушкин как «выразитель» чего-то классового оказывается неотличим от Лермонтова, а Шекспир как «носитель» мужского шовинизма — от Гёте…
Обаяние умного человека заключается в способности устанавливать связи далеких вещей и проводить различия между близкими, чтобы каждая вещь получала меру своей единственности — и своего единства с другими. Как писала мадам де Сталь —
Ум — это способность узнавать сходство в различных вещах и различие — в сходных.
Поэтому ум помертвевший, нашедший «рецепт» или «метод», тут же превращается в глупость, пусть даже благоглупость, которая, весело отплясав на свадьбе, не может удержать пляшущих ног и с размаху врезается в похоронную процессию с добрым пожеланием: «Носить вам — не переносить!»
Живой ум не прекращает процесса мышления и не подменяет его актом обретения полной истины или великого прозрения, якобы посланного свыше. Живоумие важнее для судеб разума, чем глубокомыслие, среди плодов которого и доморощенная эсхатология, углядывающая конец света за каждым углом, и конспирология, подозревающая повсюду всемирный заговор.

МУДРОСТЬ
У мудрости и ума имеется общая противоположность: глупость. Это непонимание меры, несоблюдение границ между вещами, подмена одного другим.
Но мудрость следует отличать от ума. Это особый склад ума, понимающего свои собственные границы и место ума в мире, его ограниченность. То, что выглядит безумием для ума, может быть оправдано мудростью.
Ум может быть математическим или политическим, ограничиваясь одной сферой или специальностью (шахматы, театр, новые технологии и т. д.), тогда как мудрость относится сразу ко всему объему человеческого: это высший ум как основа главного умения — умения жить. Мудрость — это ум ума, способность умно им распоряжаться.
Мудрость позволяет человеку возвышаться над дробностью и отдавать приоритет живому существованию над абстракциями и химерами ума.
Суетность — основной противник мудрости, как глупость — противник ума. Если глупость есть неразличение вещей, непонимание их меры, то суетность есть зависимость воли от тех вещей, которые ум признает несущественными. Суетность — это когда минуте уделяется забота дня, дню — забота года, жизни — забота вечности. Умный человек может быть суетным, и подчас именно ум вовлекает его в наибольшую суету, поскольку он критикует ничтожные вещи, недостойные даже критики, и поправляет дела, от которых лучше вообще отказаться.
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 18 комментариев
#книги #реал #немецкий

Читаю Дракулу на немецком. Общий смысл пока улавливаю.
Показать 2 комментария

Стоило только медленно и спотыкаясь дочитать "Witch King" в оригинале, как вышел внезапный перевод на русский. Реально внезапный, я не видела или не заметила его в планах издательств, и к тому же Марта Уэллс не самый переводимый англоязычный автор. Но. Это все равно был интересный опыт. Триста новых оттенков описаний чудовищ, злого колдунства и демонов! %) Плюс яркий, образный текст - без идиом и поговорок О_о
И вся история очень красиво перекликается с "Лордом-демоном" Роджера Желязны и Джейн Линдсколд. Может даже немного с "Хрониками Амбера" ::) Во-первых, в том как главгерой расследует собственное убийство. Во-вторых, много демонов! В-третьих, главгероя тоже зовут Кай)) В-четвёртых, могущественные и пздц странные добрые друзья. В-пятых - политика! Много геополитических интриг, и я боюсь, что половину просто не втупила. Или что-то подразумевалось, а пропустила, потому что часть расклада политических сил с референдумом оказалась для меня довольно внезапной. Штош. Тем интереснее будет перечитать уже в нормальном переводе на русский))) Я вообще часто перечитываю Марту Уэллс...

#книги #graphic_design #переводческое
Показать 1 комментарий
#книги #история
Читаю воспоминания одной из сотрудниц Петродворца о военном и послевоенном времени - и поражаюсь гигантскому, самоотверженному труду, вложенному в то, что все эти загородные комплексы из пыли и пепла вернули к жизни.
Не думал раньше, но по сути они ведь памятник не (только) Петрам и Екатеринам - они памятник в первую очередь героизму, самоотдаче и мастерству советских реставраторов, музейных работников, слесарей-фонтанщиков, да просто девушек из стройотрядов и сапёров, которые там разминировали так, чтобы не дорушить и без того разрушенное.
И - память о бессмысленной, звериной жестокости гитлеровцев.

Книжка вот, очень советую: https://archive.org/details/1984_20220913

Хочется хорошую документалку, и чтоб в каждой школе показывали.
И чтобы в Петродворце поставили им памятник. И имена на бронзовых досках, да.
Показать 7 комментариев
#книги #нейросети

Раньше я очень скептически и с высока относился к подбору иллюстраций для книги/фанфика. Это было в те времена, когда эти иллюстрации именно подбирали - по открытым источникам, из фоток селебрити, кадры из фильмов/сериалов. Не путать с рисованными на заказ иллюстрациями.

А сейчас мне нравится, если автор вставляет в текст иллюстрации от нейросетей. Возможно, потому что я попадал на неплохие подборки? Почему-то фото какого-то реального мужика в качестве референса ГГ мне не нравится, а нейроарт в том же качестве - норм. А возможно дело в том, что я читаю в основном фэнтези и нейросети научились генерировать красивые картинки в этом стиле, тогда как раньше это были бы кадры из фильмов или авторские (читай - ворованные) рисунки...

В общем короткая мысль такова: мне нравится, когда автор подбирает и вставляет в текст красивые нейроарты в качестве иллюстраций.

Правда с ходу не припомню ни одного примера. Пора, наверное, коллекцию создать "книжки с картинками" :)

P.S. Просмотрел последние 10 страниц прочитанного, нашел всего 5 книг (некоторые - первые книги серий и дальше тоже есть иллюстрации) и всё это оказалась порнуха *где тут смайл с фейспалмом*
https://fanfics.me/collection77389
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 2 комментария
#книги

Становлюсь всё более привередливым. Снова бросаю серию на третьей книге из шести написанных. Первый и второй тома понравились, а в третьем автор начал лить воду, сюжет завис. Темп повествования очень сильно изменился. И всё. Не хочу дальше читать. Не интересно.
Показать 12 комментариев
#капитан_блад #фото #иллюстрации #книги

Итак, наконец, совпало комбо: я дома, на улице светло, и я вспомнила, что обещала сфотать иллюстрации Бритвина из ОКБ от "Вита Нова".
Сфотала.
Не все иллюстрации, потому что самые лучшие есть в сети, там смотрите. И качество будет лучше и вообще. Потому что книга толстая, ровно не сфотать. Да и свет в моей тюремной квартире условно хорош только утром, ярко низзя, потому что бумага начинает бликовать, даром что матовая.
Фотала ессно на мобилку, качество по цветопередаче уг, потому что свет все равно не тот. Сканировать лень, да и не получится, потому что книга толстая. Ломать ее я не собираюсь (она недешевая, мягко говоря).
Из библиофильского задротского: как она пахнет! Нюхаю каждую страницу, токсикоманюсь. Издатели понимают задротства библиофилов, да. Ее приятно трогать и держать в руках. Формат...там указан конечно в данных, лень переписывать. Но почти А4, чууть меньше. И при этом все равно толстая.
Показать полностью 47
Показать 12 комментариев
Итак, я упоролась окончательно, сгоняла сегодня после работы на Арбат, где находится московский филиал "Вита Нова" и приобрела свою прелессссть: "Одиссею капитана Блада" с иллюстрациями Виктора Бритвина.

Видимо это событие какое-то для мироздания эпохальное, потому что как только я с экземпляром пошла к кассе, в зале вырубило свет %)))
И кассу тоже отключило. Но это не помешало приобретению прелессти, потому что касса у них умеет работать без электричества.
Фотки прелессти не буду пока прилагать, потому что уже вечер, темно, как-нить днем нормально это сделаю.
Про книгу с точки зрения библиофила и книгопродАвца (а было время, когда я в этом техническом плане был упорот, образование обязывает, да-с): она свою цену оправдывает и сделана хорошо.
Весит тоже солидно. И пахнет ыыыы...
Показать полностью 5
Показать 6 комментариев
#книги #книжное Анастасия Гор: 2:36 по Аляске
На первой же станице героиня более пятнадцати минут убегает от преследователя ночью по заснеженному лесу. Крутая физическая подготовка. Но при этом у неё замерзают руки и ноги в сапогах. Но мне и минуты бега хватит чтобы согреться. И про сбившееся дыхание ни слова.
Вот так я первый раз не поверила происходящему. Ничего не ощутила от обнаружения тел, от появления "зомби". Не смогла представить как героиня пересекает страну и ночует, прячась. Неуклюжесть-неудачливость героини сразу напомнили Беллу из Сумерек. Полистала конец, середину. Диалоги вызвали раздражение. И попалась фраза о том, что не дружит с физкультурой. Ну предположим ей казалось, что убегает долго, но не сбить дыхание?
Будто книга не только о подростках, но и написана подростком. Расставлены картонные декорации, чтобы рассказать о том что его волнует.
Показать 5 комментариев
#капитан_блад #книги
Ааааа, она вышла.
https://vk.com/wall-40692158_36383
Окб с иллюстрациями Бритвина.
Цена, конечно, бросает в пот, но я думала, она будет дороже.
Пока в Питере продается.
Показать 3 комментария
#цитата #книги

Нужно вставить в качестве примера несколько отрывков из романа "По ком звонит колокол" в презентацию, на английском. Раньше в оригинале не читала, и тут разверзлись бездны. Например, кусок текста:

"So say I," Anselmo said. "That we should win the war."

"And afterwards shoot the anarchists and the Communists and all this canalla except the good Republicans," Agustin said.

... вырезан из нашего перевода. Ожидаемо, конечно. Интересно теперь, насколько в целом русскоязычный перевод исказил содержание текста, особенно учитывая политизированность испанского конфликта.
Показать 9 комментариев
#книги #психология #вопрос

Что можно почитать базового по психологии не сведущему человеку? Так сказать основы + специальные вопросы, вроде поведения людей в экстремальных условиях, психологии агрессивного поведения, "психологии толпы".
Любые авторы, можно в т.ч. на английском.
Показать 11 комментариев
#книги #книжное #вопрос #посоветуйте
Смотрела в интернет магазине книжки, запомнилось начало. Двое (Трое?) обсуждают лечение.
-Вот из лягушачьей шкуры хорошая мазь для суставов получается. Лягушку создал Всевышний, значит и лекарство из неё хорошее.
-И без тебя знаю, кто её создал.
-Надо бы сообщить инквизиции проверить все-таки.
Примерно так, но гораздо лучшим языком. И не могу вспомнить что же это было.
Тимоти Мортон "Стать экологичным", 2019 г.
Пожалуй первая действительно интересная книга в рамках экологической повестки после Джеральда Даррела на моей памяти ::) Абсолютно в другом стиле, но тоже очень душевно!
Это междисциплинарное исследование с применением методов объектно-ориентированной философии, с хорошими, в меру лаконичными экскурсами в историю, жизненными кейсами из политической и художественной реальности, элементами художественной критики и угарными историями из педагогической практики автора.
В целом, прекрасный, живой и образный текст, и слегка корявый перевод. Причем корявый не в стиле гуглтранслеейта или нейросетей, а как будто русский язык для переводчика не вполне родной. Проскакивает местами что-то такое, то диалектизмы, то явное непонимание, как должна выглядеть на русском данная форма слова. Но в принципе не особо мешает восприятию, особенно после фанфиков-то гспди))) Рекомендую!
Лицам, заинтересованным в экологической проблематике и кто спрашивал интересные книги по философии в первую очередь:)

#книги #science_now #экология
Показать более ранние сообщения

ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть