↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Экспекто Дементум
12 августа 2016
Aa Aa
Два типа произведений, как отличить джен от гета, и общие размышления о литературных текстах.

Прочитав н-ное количество книг и фанфиков, я заметил, что в большинстве своем все эти тексты можно разделить на две большие группы. Особенно это относится к фанфикам, поскольку для них эти особенности выражены наиболее ярко.
Причем тексты, которые можно было бы отнести к обоим типам очень редки. Я назову эти два типа так: "история о мире" и "история о людях"

История о мире:

Главный герой попадает в отличное от привычного окружение. Или он в нем с самого начала, но сам мир отличается от привычного читателю. Потом начинают происходить какие-то события, герой начинает реагировать на них, и все понеслось.
Если описывать такие тексты более абстрактно, можно сделать схему: Герой демонстрируется читателю, происходит какая-то фигня, герою приходится что-то делать, в процессе этого он получает какой-то опыт и знания, цикл повторяется.
И нет, речь идет не только и литрпг и попаданцах, как кто-то мог уже подумать, это понятие гораздо шире.
Главные особенности таких историй:
1)ГГ поступает в целом логично. То есть он не обязательно должен быть умным или "правильным" персонажем, но его действия могут понять, и согласиться с ними большинство потенциальных читателей
2)герои повествования не обладают сложными характерами, и в целом, прописаны по неким шаблонам. Причем шаблон не обязательно означает статичность характера, просто изменения в характере тоже могут быть предсказуемыми.
3)Основной двигатель сюжета - некомпетентность героя(ев). Под некомпетентностью в данном случае я подразумеваю недостаток информации и/или навыков, необходимых для ненапряжного преодоления случившихся обстоятельств.
4)Законы мира. Они есть, и очевидно, что они продуманы. Мир живой, он движется и взаимодействует, события происходят даже вне центральной линии повествования. И уж как минимум внешние события оказывают сильное влияние на сюжет, не меньшее, чем действия самих героев.

В целом, суммируя вышесказанное, истории данного типа - это история о том, как герой(и) познает новый мир(вместе с читателем), и на основании этого знания учится правильно с ним взаимодействовать
По таким произведениям очень легко писать фанфики, ведь персонажи прописаны намного менее четко, чем сам мир вокруг них. Любой читатель сможет найти хотя бы одного персонажа, с которым он будет ассоциировать себя, ведь главные персонажи в целом нейтральны или положительны, их поступки понятны для большинства людей, имеют логику и последовательны. То есть поставь героя в чуть иную ситуацию, и готов другой вариант истории, ведь законы мира прописаны, и с такой поддержкой достроить этот вариант не так уж сложно.


История о людях:

Я умышленно поставил этот тип вторым по порядку, поскольку именно в сравнении с предыдущим отличия более понятны. Истории данного типа на первый взгляд могут показаться такими же, как предыдущие, но у них есть существенные отличия. Распишем их также по пунктам.
1)Сразу же важно отметить отличия ключевых персонажей. Их нельзя назвать хорошими или плохими, их поступки могут быть нелогичны для читателя.У них есть свое собственное прошлое. Читателю может повезти, и он сможет ассоциировать себя с персонажем, а может и не повезти. Но даже если не смог ассоциировать с собой, он скорее всего сможет сделать это с кем-то из своего окружения. Но в любом случае ему(читателю) придется сформировать четкие отношения ко всем персонажам.
2) В таких текстах, автор как правило дает информации ровно столько, чтобы начать, развить и закончить историю. И скажу даже больше, для таких текстов это НЕ недостаток, а недостатками станут как раз лишние отступления. Такая история должна иметь предпосылки. Причину.
Она будет развиваться исходя из действий и характеров персонажей. И конец такой истории будет логичным окончанием всего перечисленного. И хороший текст такого типа похож на композицию в бутылке, все нужное внутри и нет контакта с внешним миром. И да, это не означает, что события должны быть сколько-нибудь локальными, под внешним миром в данном случае, подразумевается те сферы жизни, которые не упоминаются в самой истории.
3)Двигатель сюжета - автор. И первостепенная задача автора таких текстов - максимально правдоподобно замаскировать сюжет под реалистичный. Это опять же не значит, что влияния внешних событий на сюжет нет, просто они не смогут действительно существенно повлиять на ход истории, а если и смогут, то их не будет много, и они опять же буду запланированы автором. Как таким текстом автор хочет рассказать вполне определенную историю, с каким-то конкретным смыслом или идеей, которыми он хочет поделиться. События, написанные автором, просто неизбежно должны были бы случиться в таких обстоятельствах и с данными героями.
4)Законы мира. А вот с этим в повествованиях данного типа могут быть проблемы. А могут и не быть. Но одно точно, даже если автор их и продумал, он не расскажет об этом больше, чем узнают персонажи. И если персонажам до лампочки, как действует очередная вундервафля, то об этом сказано не будет. И вообще если что-то из механизмов мира не относится непосредственно к сюжету, оно скорее всего будет опущено. В любом случае эти законы будут прогибаться под сюжет. И это, кстати, может быть замаскировано чрезвычайно умело.

А теперь немного моего личного ощущения, от прочтения вещей из каждой категории. Качественные произведения первого типа оставляют после себя ощущение офигенной песочницы. Они достаточно легко позволяют фантазировать на тему "А что было бы, если бы?". И как раз такие тексты являются самыми удобными фандомами для фанфикшена. Мозгу очень легко зацепиться за детали мира, а персонажи позволяют достаточный простор для незаметного ооса. Качественные произведения второго типа как правило вызывают больше эмоций и переживаний, но не с точки зрения, "что было бы?", а с точки зрения "что было бы если бы я был там?". Это уже намного более шаткая основа для фанфикшена, ведь оос как правило ощущается практически сразу, что обязательно порождает недовольство. Тексты, которые можно было бы отнести к обоим типам крайне редки, и обычно хорошее исполнение критериев каждого из них сопровождает произведение определенным количеством хайпа.

И в заключении вернусь к вопросу из заголовка. По моему личному мнению, полноценным гетом могут считаться только тексты второго типа. Если исключить непосредственно описания интимных действий, из-за которых тексты первого типа могут получить категорию "гет", в них как правило нет к этому никаких предпосылок, а сама любовная линия идет как бы параллельно, независимо от основного сюжета. То есть она зависит от сюжета, а не наоборот. То есть по факту, всю первую категорию можно смело считать дженом, причем совершенно необязательно что дженовых текстов не может быть во второй категории, но это уже другой вопрос.


#размышления #стена_текста
12 августа 2016
6 комментариев
Многа букаф.
Ниасилил((((
ДНИЩE--ЫЫЫЫ
У меня сильная предрасположенность к первому типу :3
у меня есть некие подозрения, от чего это зависит, но я не буду это озвучивать
ДНИЩE--ЫЫЫЫ
Пост не взлетел :|
днище_ыыыы
Слишком длинная простыня
Адамс, «Осколки Бога». Рассуждения про «литературу идей» и «литературу людей», кажется, так это там формулировалось. В чём-то похоже.
Абстрагировать можно по-разному.
Можно и вовсе сказать, что есть литература Вундервафли, которую сочиняют те, кого текущая Расстановка Сил чем-то в корне не устраивает, кому нужен Компонент Х, прорыв в фантастическое, чтобы получить толику какой-то надежды или оптимизма, а есть глубоко укоренённые в реальности довольные миром люди, которые пишут литературу, чтобы поиграть мысленно с возможными комбинациями того, что и так существует, а поскольку Вундервафля им не нужна, то внимание автоматически фокусируется на самых сложных элементах повседневности, то есть людях. Кроме того, авторы таких произведений, возможно, хорошие экстраверты и эмпаты, откуда и может проистекать их довольство миром — и интерес к людям. Для любителей же Компонента Х литература «только о людях» скучна и безысходна, как сотый роман Донцовой.
Компонент Х может быть развёрнут целым параллельным миром, а может представлять собою небольшой фантастический прибор или артефакт.
Или это может быть идея какого-нибудь качественного переустройства мира.
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть