↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Imnothing
4 октября 2016
Aa Aa
#рецензия #фикрайтерское #слэш #проходим_мимо #скрыт #Дршчка

Наглый читер Имносинг снова с вами! Давным-давно, когда небо было синее, трава зеленее, а люди доб... тьфу, в общем, давным-давно, когда Имносинг зачел на конкурсе новый фичок Дистанс, зазнакомился с его автором и влип в канон Хикару но го... окончательно и бесповоротно, вот тогда наивный и добрый Имносинг пообещал милому Автору рецензию на его (её!) макси Too close to love you, когда тот будет закончен. Время подошло, а ленивого Имносинга покинуло вдохновение рецензента и захватил в свои лапы Лес. Но, дабы насадить справедливость, явилась Богиня Дедлайна Chaucer, поддала #КОСМОПЕНДЕЛЬ, и рецензия родилась в ночном угаре.
Прошу любить и жаловать (тухлыми помидорами не кидаться, у меня рубашечка новая):

Как из 361 камня сложить «Вечность»
Рецензия на Too close to love you автора Verliebt-in-Traum

And it feels like I am just too close to love you
There's nothing I can really say
I can't lie no more. I can't hide no more.


Чтобы написать рецензию (а не обычный отзыв-интерпретацию), нужно выбрать критерий для анализа. Уровень художественного мира текста, являющийся базовым, главным для конкретного произведения.
Род и жанр? Эпос, роман. Место и время? Если бы задачей было выбрано проанализировать быт современной Японии - то да. Но в отношении героев хронотоп не принципиален: подобная ситуация универсальна для любого времени и страны. Композиция? На первый взгляд, линейная - ничего особенного. Фабула? Нет. События здесь типичны для выбранной темы и героев. Сама структура текста, стилистика, построение? Традиционно, без вывертов и какой-либо особенной лингвистической игры. Нарратив (повествовательная структура)? Установленный в современной литературе, совмещающий все функциональные типы (рассуждение, повествование и описание). Фокализованный на персонажах, но от третьего лица, этакая несобственно-прямая речь. Ничего принципиально особенного. На первый взгляд. Потому что если найти правильный угол обзора и поймать нужный лучик света зеркальцем, каждый уровень раскроется по-новому. Но для этого, повторюсь, нужен главный слой.
Так что же пронизывает все уровни текста, образуя его суть, соединяя воедино и превращая в отличное произведение? Два варианта: система персонажей и сюжет. Сразу скажу, что бы мы ни выбрали, результат будет одинаков. Попробуем совместить два этих уровня, тем более что сюжетно-композиционная структура строится вокруг персонажей, набор и взаимоотношения которых определены тем, что стоит в центре этого текста и в центре всего канона «Хикару и го» - вечной и бесконечной игрой.
Каким же образом система персонажей диктуется правилами игры в го? Очень простым: в го всегда играют вдвоем. Не больше. И уж точно не в одиночку. Го - это сражение двух полководцев. Го - это танец богов, творящих мир. В го играют вдвоем, закономерно в произведении два главных героя-соперника. И это - их партия.
Итак. Два центральных персонажа усаживаются за гобан, окидывают взглядом поле размером 19*19 клеток, открывают чаши с гоиси, приветствуют друг друга и разыгрывают первый ход.

Нигири!
Как и в самой первой их партии в каноне, Тойя Акира играет белыми и ждет первого хода от Шиндо Хикару. Точнее, пока что Акира ждет появления своего оппонента. И этот мотив, заложенный еще в манге и перенесенный в фик, будет проведен через весь текст: ожидание своего соперника.
Хикару делает первый ход - выигрывая у Юнг-Ха на Кубке Северной звезды, принося японской команде и самому себе очень важную победу. Партия начинается.
Стоит отметить вольную или невольную авторскую уловку: фокалы главных героев чередуются, следуя строго друг за другом, словно ходы в игре. Есть несколько мест, где в повествование вклиниваются другие персонажи, создавая альтернативные фокалы, позволяющие взглянуть на героев со стороны. Иногда после таких «включений» происходит перебой - пропуск хода. Но подобных случаев мало, в них либо второстепенный персонаж временно занимает место одного из играющих, либо игрок берет время на обдумывание своего хода, предоставляя сопернику право вести нарратив за собой.

Начало текста: соперники разыгрывают фусэки, намечая сферы влияния и выбирая стратегию ведения партии. Несмотря на внешнюю большую активность Хикару, именно Акира провоцирует Шиндо на ответные ходы: с самой первой главы он выступает триггером, вынуждая противника эмоционально срываться. Все попытки Хикару взять игру в свои руки натыкаются на упорную защиту Тойи и нежелание того уступать территорию: они соперники в го, дальше путь закрыт. И только читатели, подглядывающие по милости автора за Акирой наедине с собой, знают, что это не глухая оборона. Это банальное неумение уступить и страх рискнуть сделать шаг на неизведанную почву: что есть дружба для Тойи, кроме как абстрактное понятие, и что есть для него мир, как не рассеченная линиями поверхность гобана?
Все поворотные ходы в сюжете совершает либо сам Акира, либо Хикару из-за Акиры: Тойя приходит в ночь перед первой игрой к Шиндо в номер помочь, именно он мотивирует его на победу, Тойя делает неожиданный ход, соглашаясь на предложение поехать в школьный клуб к Акари, и он же мгновенно уходит в глубокую оборону, стоит Шиндо поверить в успешность своего продвижения на территорию соперника; опоздание и неважное самочувствие Тойи заставляет Хикару нервничать и раскрываться, его ночной звонок мгновенно получает ответ, а болезнь - сближает в буквальном смысле. Именно Тойя первым сваливается с кровати под бок к Шиндо - что позже станет неотъемлемым атрибутом их совместного проживания где-либо. Именно Тойя совершает неожиданный прыжок - являясь на день рождения Хикару и огорошивая того признанием, что этот праздник для Акиры важен. Хикару же, по своему обыкновению, иногда не видит самого очевидного.
Итак. По сути, Шиндо пока просто отвечает на ходы противника, хотя именно он начинал партию победой, прежде всего, над самим собой. Акира полностью завладел инициативой, и первая треть игры была разыграна по его плану. Или же... это Хикару ведет игру, мало-помалу отвоевывая у Акиры его позиции, приручая и заманивая нелюдимого социопата-игрока в ловушку отношений? Какой вариант верный? Да оба. Помните - в го играют вдвоем.
Так или иначе ход игры, кто бы его ни контролировал, приводит нас в восьмой главе к тому разговору, которого так ждали все поклонники манги: рассказу о Сае.

И это - выход в тюбан.
Тюбан. Середина партии, где соперники начинают активно делить территорию и влияние. Тойя и Шиндо уже достаточно изучили друг друга, противники поняли, какую тактику выбрал каждый из них, и игра раскрылась, стала одновременно более откровенной и более напряженной. Ход Шиндо - с рассказом о Сае - может одновременно расцениваться как уступка не в территории, во влиянии, и как мастерское тэсудзи, ведь именно ими славится Хикару. Я склоняюсь ко второму варианту: это ловушка для Тойи. Мастерская и очень сложная, потому она такая искренняя и болезненная для самого Шиндо, рвущая сердце рыданиями и душу виной. Чтобы выиграть, надо чем-то пожертвовать, чтобы завоевать доверие нелюдимого подозреваки Тойи, надо показать ему свое доверие. Открыться - чтобы избежать удара, отдать позицию, чтобы выиграть влияние. Отдать самое дорогое - чтобы получить нечто более дорогое и настоящее. Тойю. Вечного соперника и вечного друга. Его признание. Как большинство гениальных ходов Хикару в каноне, этот тоже спонтанный. Это озарение. Вспышка. Да, обещание рассказать было дано уже давно, и Шиндо помнил о нем. Рано или поздно он все равно бы рассказал - не смог бы держать в себе. Тем более - скрывать от Акиры. Рано или поздно. Нет, не так - вовремя. Шиндо мог тысячу раз использовать этот свой ход, но реализовал его в самый нужный момент. Интуитивно. Инстинктивно. И не прогадал. Он втянул Акиру в свою душу так глубоко, как только мог, щедро поделился своей болью и своей жизнью. После такого равнодушным и холодно-отстраненным быть уже не получится. Это обезоруживает.
И следующий ход Акиры - предложение съездить на Инношиму - абсолютно просчитывается и логично вытекает из хода Хикару. Он просто не мог бы поступить иначе. И всё, произошедшее на этом маленьком острове, прощание с Саем, признание ими особенного отношения друг к другу, купание в море, совместное пробуждение, признание Акирой права Шиндо встревать в его личную закрытую жизнь, сюбун-но-хи, тория на холме, совместное фото и солнечная улыбка Шиндо, принадлежащая только Акире, - это маленькое поражение Тойи в битве за его душу. Это ловкий шажок Хикару на территорию, свободную от го. На территорию личностных взаимоотношений.
Все последующие главы - постепенное наступление Хикару и постепенная сдача позиций Акирой. Он все больше и больше нуждается в Шиндо и все меньше и меньше отгораживается, допуская того не просто в свой дом, но в свою жизнь. Все чаще мы слышим от него фразы «Я не хочу играть ни с кем, кроме тебя» и даже «я не хочу проигрывать никому, кроме тебя» - самое сильное признание, на которое способен Акира. Да, пока это признание в игре, но не за горами тот день, когда Тойя поймет, что не может себе представить жизни без Шиндо рядом, а не только партию. Хотя. Ведь для него го - это жизнь, а жизнь - это го. Так что он уже, по сути, признал этот факт: Шиндо - важнейшая часть его жизни.
Однако, как говорится, не рой яму другому - сам в нее попадешь. А ведь Хикару знал, в отличие от Тойи, что отношения - вещь такая же, как и го, то бишь бьет по обоим участникам. Чем глубже ты вторгаешься в территорию соперника, тем ближе ты подпускаешь его к своей территории; чем больше ты думаешь, что заманил противника в ловушку, тем больше твоя уверенность играет против тебя. Любой ход в игре - важен. Любой промах - чреват проигрышем. Но гармония в отношениях между играющими создает истинно красивую партию.
Именно это и происходит в тюбане - плавное течение игры двух равных по силе мастеров. Именно об этом главы-путешествия. Когда соперники больше не пытаются доказать друг другу, кто из них сильней, а просто следят за ходом игры, вникая в ее суть, ища и находя оригинальные и красивые ходы, стараясь поймать за руку ускользающего ками-сама. Взаимная поддержка и обучение. Вот так бы я описала эту часть повествования. Тут есть яркие ходы каждого из игроков - как то забытые Акирой очки, предусмотрительно захваченные обычно рассеянным Хикару, или то, что ревниво оберегающий свое личное пространство Тойя вполне осознанно допускает в него Шиндо. И рассвет в Храме Белых Облаков - апогей гармонии. Когда Шиндо зеркалит желание Тойи всегда оставаться рядом.
Осознанием маячащего на горизонте проигрыша для Акиры становится сцена в аэропорту - с Акари. Отсюда все катится под откос. Поняв, что он попался в ласково расставленную Шиндо ловушку отношений, Тойя, в панике начинает совершать опрометчивые ходы - что странно для него, ведь обычно он мыслит хладнокровно. Но не в этой ситуации. Стараясь отыграть упущенное преимущество, Акира лишь больше себя закапывает. Это отражается во всем - в поведении, внешнем виде, в его го... Акира потерял нить игры, и ему никак не удается ее нащупать. Он бьется загнанным новичком, безуспешно пытаясь построить живую форму из кучи бесполезных камней, с ужасом понимая, что дыхания уже совсем скоро не хватит. И так продолжается до тех пор, пока он не делает единственно верный и весьма яркий ход. Признается поцелуем и отчаянным криком о помощи, словно расписываясь в своем поражении, сдаваясь посреди партии, не видя выхода. И именно этот ход Тойи - внезапный, странный, нелогичный - выбивает почву из-под ног Хикару. Теперь его очередь подсчитать мысленно пункты доски и удивиться - как одним ходом Акира вдохнул жизнь в, казалось бы, абсолютно мертвую группу, практически съеденную черными камнями?
Ход сделан. Необдуманный. Отчаянный. Но ставший спасением. И вновь - ожидание. Бесконечное и вечное ожидание. Тойя всегда ждет Шиндо. С самого первого дня. С самой первой встречи. Он и тогда ждал - кого-то, кто сыграет с ним. И ждет теперь - ответного хода. Ведь Шиндо не бросает игру посреди партии? Потому Тойя и будет ждать, несмотря на все его слова. Сколько потребуется. Или насколько хватит сил.
Теперь Шиндо топчется на месте и не знает, как выиграть сэмэай на правой стороне гобана, как закрыть брешь в центре и выбраться из бессмысленной ко-борьбы сверху. И нужен ли ему вообще этот пункт доски. Тойя словно треснул ему по лбу чашей с гоиси - и Шиндо забыл свой последний ход, забыл, что он задумал в самом начале, как будто подземный толчок сдвинул все камни на доске, кардинально изменив уже сложившийся узор. Хикару понимает, что ходить ему. Ходить или сдаваться. Но Шиндо Хикару не сдается посреди партии, ведь она еще небезнадежна.
Важным моментом тут является разговор с Саем на Токийской могиле Сюсаку. Потому что в нем Акира наконец признается самому себе в том, что он невыносимо нуждается в Хикару. Что эта нужда больше, чем соперничество, больше, чем дружба и больше, чем любовь. Какими словами можно описать потребность в дыхании? В том, чтобы сердце продолжало гнать кровь по артериям, а мозг получал кислород для работы? Мы любим свое сердце? Или дружим с ним? Нет. Это просто то, что есть и будет с нами всегда, то, без чего нас самих просто нет - ибо наступает смерть. Шиндо и Тойя друг для друга - это то, без чего их просто нет. Это мир, в который ты смотришься и понимаешь, что ты живешь. Это сердце и разум, душа и тело, эта связь не описывается ни одним словом ни на одном языке. Она не рисуется тушью на рисовой бумаге, не записывается шариковой ручкой на мятой салфетке, не печатается двенадцатым кеглем в текстовом редакторе. Эта связь - просто существует. Ей не нужно названия. И никогда не было нужно. Ей нужно только осознание и принятие. И в разговоре с Саем Акира принимает ее. И надеется - что Хикару ответит взаимностью.
Это непривычно для Шиндо - так долго обдумывать ход. Это совсем не его стиль игры. Но что делать, когда ты не видишь нужной позиции? Когда твои глаза смотрят не на доску и вязь камней на ней, а прямиком на опущенную голову соперника, когда ты видишь не черные и белые гоиси, а темные от боли глаза друга напротив, когда твой взгляд соскальзывает с круглых деревянных чаш и цепляется за тонкую руку, судорожно сжимающую белый камень? Ну же, Шиндо, взгляни на гобан - ты же видишь этот ход. Он напрашивается, он сияет, зовет тебя. Ты ведь сразу его заприметил, просто пытался по привычке просчитать варианты, но сбился на десятом по счету. Брось считать. Положись на свою интуицию. Ты знаешь, что именно этот ход - верный.
И Хикару делает его. Этот ход называется «Акира». Прямо в сердце. Акира. С легким щелчком по гладкой поверхности. Акира. И вздох облегчения сидящего напротив друга, любимого, соперника.

И это - переход в ёсэ.
Ёсэ - финальная часть игры. Здесь соперники традиционно закрепляют выигранное преимущество и окончательно превращают области влияния в территорию. Здесь умелый мастер может отыграть несколько очков или даже вытянуть партию до победы. Здесь формируется итог всей игры. На первый взгляд после признания обоими героями своих чувств ничего важного больше не происходит - внутри их отношений. Но это не так. Они выстраивают свою связь так же тщательно, как мастера разыгрывают ёсэ. Внимательно и аккуратно, учитывая малейшие отклонения в тактике соперника, подмечая, казалось бы, не важные на первый взгляд детали и камни, стоящие в «глупых» позициях. Так и Акира с Хикару. Они узнают друг друга с новой стороны. Узнают реакцию близких людей на их отношения. Они учатся смотреть не на ходы соперника, а на общий рисунок их партии. Тот, который они выкладывают отныне в две руки. Они наконец поднимают глаза, отрывая взгляд от доски, и с удивлением смотрят друг на друга. Жизнь - это го. А го - это жизнь.
И финал партии - выигрыш титулов. Древнейших и самых важных. Хонъимбо и Мэйдзин. Мастера го. Каждый кладет последний камень своего цвета. Финал партии, но не финал их Игры и их истории. Ведь есть следующий шаг - стать учителями, и знаково тут то, что Шиндо хочет организовать свою школу. Ведь поиск ками-но-иттэ не завершен. Ведь боги го все еще ждут великих мастеров. Ведь конец - это всегда новое начало.

Вы готовы?
Нигири!
4 октября 2016
2 комментария
Когда я сегодня с утра открыла этот файл, в первую очередь меня сразил объем написанного текста. Если бы это был фанфик, еще понятно, но рецензия на мою работу... а потом я вспомнила, что рецензия на макси в 500 стр маленькой не может быть по определению.
И вот честно, ты выкопала из моего макси столько всего, что я туда осознанно и неосознанно вложила, что мне стало даже страшновато. И чередование фокалов Акиры и Хикару, как ходов в партии, и то, что вся их жизнь подобна партии в го, и что они всегда играют друг с другом, но на одной стороне, как бы парадоксально это ни звучало... И это правда, что Акира подхватил этот темп, заданный Хикару... и перехватил сэнтэ, заставив Хикару отвечать на свои ходы. Разговор о Сае - действительно ловушка. Сложная, трудная для обеих сторон, но такая необходимая. Одна из тех точек невозврата. Следующая - конечно, поцелуй. После этого тоже ничто не может быть, как раньше, как ни убивайся. Все меняется. Уже изменилось. И конечно же ответ на такой ход Хикару не мог не обдумывать долго. Ибо в случае ошибки вся партия-жизнь полетит под откос. "Акира" - единственно верный ответ. Единственно правильный и точный. И после этого - все. Это - осознание и признание. И я очень рада, что ты все увидела настолько четко и правильно, именно так, как я задумывала это изначально... и эту сложную "подстройку" в ёсэ, прощупывание границ и их одновременное стирание... И эту важную необходимую цикличность. Конец - это новое начало. Точнее, не так. В го нет ни начала партии, ни ее конца. Есть лишь вечное течение камней.
Показать полностью
Verliebt-in-Traum
я рад) что прочитала так - поймала твою мысль. и что разбор их бесконечной партии, точнее, части партии, удался)
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть