↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Asteroid
19 ноября 2016
Aa Aa
Драйв и подводные камни соавторства. Часть первая.
Просматривая книги признанных метров о мастерстве пера и клавиатуры, поймал себя на мысли, что все они почти ничего не написали о совместной работе над текстом. Максимум – упоминание литературных семинаров.
Тут и возникла идея взять и обобщить коллективный опыт авторов фанфикса.
И чуть ниже мои мысли и опыт.
#писательское

Если самостоятельное творчество опытного автора больше похоже на спокойное плавание по глади реки – ты знаешь, что проработав час, напишешь примерно столько-то текста, и даже можешь предугадать остановку. Особенно если пишешь по плану.
То работа с кем-то – это сплав по горной реке. Никогда не знаешь, сколько сегодня проплывешь – может совсем чуть-чуть, а может очень далеко. Сюжет мотает и дергает из стороны в сторону, а порой лодка совместной работы даже может разбиться о камни преткновения. Иногда приходиться прикладывать все силы, для поворота в нужную сторону (как ты его видишь), а иногда наоборот – уступить и доверить самое ценное (сюжет) другому соавтору. Но всё же для меня главное, что сам процесс совместного творчества - это незабываемый драйв, и он захватывает ничуть не хуже идеи истории.

Сначала введу термин, блип – это небольшой текстовый блок, несущий как минимум одну смысловую единицу. Не важно о чем он: выбор одежды, столкновении с грабителем, или озарившая ГГ идея - это блип.

Теперь к сути поста.
В чём выгода соавторства хорошо объясняет термин «синергетический эффект».
Действительно, если автору одиночке надо быть профи во всём, ведь иначе какая-нибудь часть истории «просядет» и будет слаба. То команда авторов компенсирует недостатки друг друга и приумножает достоинства. Ты отлично пишешь бои, а соавтор - диалоги, ты как живых вырисовываешь холериков, а соавтору удаются флегматики; и вместе вы легко напишите классную историю, для которой одиночке пришлось бы долго и упорно работать.

Да что там, даже просто другой взгляд на сюжет часто способствует ликвидации слабых мест и непротиворечивости истории. Недаром многие авторы ищут «гамму», чья помощь, по сути, является вырожденным случаем соавторства.

Итак, добавочная эффективность понятна каждому, но эта точка зрения не объясняет – как добиться повышения эффекта, и как обойти подводные камни.

Главная моя идея - аналогия «цепная реакция».
Ты пишешь блип–катализатор, и что-то в нём «возбуждает» музу другого автора. Происходит реакция, и вот новый кусок текста готов! В свою очередь, этот кусок может «зацепить» тебя и… Ну, я думаю, вы поняли. )))
И по аналогии сразу становиться ясно – надо добиться превышения «критической массы». И для ускорения реакции надо почаще помещать в общий котел как можно больше интересных блипов. И тогда идеи начнут рождаться быстрее, чем ты будешь успевать их записывать!

Казалось бы, всё просто, но есть пара неочевидных моментов.
Во первых, блипы должны быть небольшими (об этом ниже).
Во вторых, желательно чтобы в режиме «работы» присутствовали все соавторы одновременно – чем меньше время реакции, тем лучше.
В третьих, не допускайте остывания «реакторной зоны» (идей и авторов). Старайтесь каждый день подкидывать «топлива» в котёл. ))) (да-да, я о дисциплине)))
В четвёртых, «реакторная зона» должна быть одна. Активное обсуждение идей где-то в стороне от выкладки новых блипов, иногда может способствовать быстрому «выгоранию основного котла». Или происходит отрыв от основной линии, что чревато её потуханием.
В пятых, действуйте по методу мозгового штурма – не важно, какой бы идиотской не была возникшая у вас идея, выкладывайте. Она может натолкнуть других на интересную мысль.

Другая важная часть решения – «замедлители». И от них нельзя избавиться насовсем, только снизить влияние на процесс работы.

Первый тип замедлителей самый простой - большие куски текста, вмещающие несколько идей/смыслов/событий.
Ваш соавтор может загореться идеей – как повернуть события по-другому, и невольно потратить время на её продумывание, а это потерянный потенциал. А может ему очень не понравится – куда повернул сюжет, но и автору большого куска текста не очень хочется переписывать своё творение. В итоге у кого-то может возникнуть скрываемое недовольство (которое обязательно вылезет позже), а может вообще возникнуть ненужный спор.
А ещё большие куски долго пишутся, и «реакторная зона» остывает.
Так, к примеру, было в фанфике «Жестокая Коноха» - некоторые куски мне не нравились на прочь, но сделать ничего было нельзя, приходилось заталкивать недовольство поглубже и работать с тем, что есть.

Второй тип замедлителей – камни преткновения. Если из-за некоторой идеи или варианта сюжета начинается долгий спор, то какое может быть творчество?
Когда мы с Murky Heron работали над фанфиком «Обычный день в клетке», всё шло очень гладко, пока однажды, в самом конце, вдруг не начали спорить о том, какое слово подходит лучше – рокотать или грохотать. В итоге проспорили допоздна, и закончили только на следующий день. )))

Решений проблемы несколько, но главный метод – заранее договориться, как будут решаться такие ситуации. Вот несколько вариантов:
- Главный автор: слово одного из авторов является главным в любом споре;
- Ведущий автор: каждый автор - «хозяин» своей части текста, и только он решает - принять ли те изменения, что советуют другие;
- Специалист: каждый соавтор имеет решающий голос в «своей» сфере (например: боёвка, отношения, планировка Хогвартса, мода, теория магии и т.д.);
- Авторократия: споры решаются большинством голосов.

Чаще всего такие решения вырабатываются неосознанно, сами собой. Но бывают случаи, когда не сложилось и начинается спор, и тут лучше явно поднять тему, чем пускать ситуацию на самотёк.
Но лучше всего до споров не доводить вообще, и для этого как минимум стоит убедиться, что у вас одинаковые точки зрения на основные моменты.
В случае фанфиков это делается просто – Дамби-гуд? Волди-няшка? Родовая магия и Тьма не есть зло? «Истинный» пейринг? Не совпадение вкусов в этих моментах – это маркер не совпадения хэдканонов. Работать вместе всё ещё можно, но нужно проявлять большую осторожность, и постараться ненароком не оскорбить соавтора.

Хотя надо отметить, что не все споры опасны, иногда наоборот – все участники получают позитив. Всё зависит от подхода – позитивное мышление и здоровая самоирония вместе с пониманием что важно, а что второстепенно, очень помогают (блин, почувствовал себя автором методичек для менеджеров))).

Третий, непобедимый замедлитель – прокрастинация. Это самый коварный тип замедлителей, будьте осторожны и не попадайтесь в его вездесущие сети, видите интересную ссылку или сенсационную новость - не реагируйте, прокрастинация только этого от вас и ждёт!!! ))).
А если серьезно, помните - ваша лень ударит в первую очередь по истории, а затем и рабочие отношения могут пострадать. Дисциплина, и ещё раз дисциплина.

Четвёртый тип замедлителей – обсуждения левых тем. Нужна некоторая выдержка и осторожность, чтобы не поддержать поднятую соавтором в «реакторной зоне» интересную левую тему, и при этом не уязвить его.
Помните, заводя левые разговоры, вы заражаете ваших товарищей прокрастинацией! И это гораздо хуже, чем если бы вы страдали (или наслаждались) ей сами.

Первая часть получилась больше теоретической. Во второй сделаю упор на практические моменты.

П.С. А как удалось соавторство у вас? Ценные мысли и критика, опыт и идеи, всё это приветствуется.
Если вам удобнее сделать свой пост, ставьте пожалуйста тег #соавторство.
19 ноября 2016
20 комментариев из 24
Матемаг
"Понятия не имею, каким неведомым альтруистом надо быть, чтобы отказываться от власти над повествованием" - об этой и других трудностях я планирую написать в следующей части.
По логике пиара, сначала идёт теория и рассказ как это классно, вторая часть о практических моментах, и третья - сложности и общие рассуждения.

Рони
Спасибо.
А можно немного поподробнее - по вашему, в чём были причины провальной попытки, какие моменты понравились в успешных?
Очень статистики не хватает, я пока только по личному опыту сужу.

У меня тоже были нервотреплющие соавторы, если бы не первые несколько успешных опытов, скорее всего больше бы попыток не предпринимал.
Тут очень много от совместимости зависит. Наверное надо будет на этом моменте поподробнее в третьей части остановиться.
Астероид, вообще не представляю, как можно делиться властью над сюжетом и СВОИМИ персонажами и СВОИМИ идеями с другими людьми, позволять их МЕНЯТЬ другим людям. Рррр. Сжёг бы святотатца, который посмел бы мне возразить. Итого, любая попытка в соавторство со мной автоматически превратилась бы в становление моим литературным негром и рабом. "Пиши, как велено, иначе десять плетей получишь!"
Матемаг
Соавторство - гибкая штука, вполне работоспособен и этот вариант. Я даже описал его в посте; правда там он более мягко назван - "Главный автор - его слово главное в любом вопросе". )))
В век интернета можно даже лит. негра найти, который добровольно! будет на тебя пахать. )))
(Но не забывай, что негры - неквалифицированная рабочая сила, и качество будет соответствующим)))

Ну, а вообще, люди они разные, меня совместная работа не только устраивает, мне она даже интересней писательства в одного.
"можно даже лит. негра найти, который добровольно! будет на тебя пахать" - да, но при этом чтобы этот литнегр имел схожий с тобой уровень интеллекта... практически нереально. Ага, как ты сказал в скобочках. А квалифицированная рабсила в литнегры не идёт.

Скажи вернее: среди людей встречаются извращения любого типа:)
Соавторство - хорошо. Редко получается подобрать соавтора под подходящую идею, но когда выходит - просто здорово.
Несколько самых лучших фиков я написала именно в соавторстве.
Другое дело, что сложно найти такого, кто горит конкретным сюжетом одновременно с тобой, выдерживает примерно равный темп работы, примерно такой же сильный автор, как ты сам, и умеет работать по плану.
jetta-e
Спасибо, что откликнулись. )))
Вас не затруднит парочка уточнений?
1. А скажите, у вас заранее был известен сюжет? Или его прорабатывали вместе с соавтором?
2. Как вы писали - короткими кусочками, или целыми сценами, а может даже главами?
3. Были ли спорные моменты, как вы их решали?
3. Где легче работалось: форум, личная переписка, гуглдоки, интерфейс фанфикса?
1. Завязка и идея была известна, далее составляли сюжетный план вместе.
2. Разделяли мизансцены, каждую один пишет, другой правит.
3. При возникновении споров - обсуждали и приходили к консенсусу.
4. Личная переписка.
5. Это были три разных вещи и три разных соавтора.
Tekken Онлайн
Одно я уяснила крепко: в соавторстве прекрасно работать, если раскурили идею вместе с соавтором и вместе упоролись. Вот тогда никаких проблем не будет (сколько уж текстов у меня таких в соавторстве написано, аж сама не помню. Плюс, но это само собой - соавторы должны иметь примерно одинаковый хэдканон, иначе хоть до хрипоты спорь - выйдет только хуже. Вернее, вообще ничего не выйдет).
И очень тяжело работать в соавторстве, если идея полностью принадлежит одному из соавторов. И чем тщательнее она у него в голове успела прорасти, тем хуже. И такой опыт есть, вспоминается скорее как негативный, хотя и эти работы не притормозились, всё дошло до конца. Но осталось чувство неудовлетворения. Были в таких случаях у меня и исключения - одна работа, написанная по такому сценарию, не оставила неприятных ощущений, хотя будущий соавтор постучался ко мне не только с полностью готовой идеей, а практически написанной первой главой. Думаю, сильно повлияло на успех то, что как раз тут мы с соавтором "разделили обязанности": она взяла на себя сцены от персонажей, которых лучше "чувствует" (и которых почти не чувствую я), я - наоборот. Так и вышло, что мы друг другу "не мешали", каждый отрываясь на полную в своей области. Результат меня радует)). И ещё одна - там я вообще на середине макси-текста присоединилась, но с этим соавтором мы уже до этого так сработались, что проблем не возникло вообще. А вот в результаты негативных опытов я после публикации ни разу не заглянула - чувство разочарования и отчуждения к текстам прям, ей-богу, вплоть до "не моё, не хочу иметь к этому отношения".
А вообще - нет, я не считаю соавторские тексты лучше авторских, ни капельки. Лично по своему опыту и восприятию: у меня есть чисто мои работы как наилюбимейшие, так и те, за которые прямо стыдненько, правда) Ровно как и соавторские - есть обожаемые, есть нет, которые я объективно считаю полной фигнёй (и это я сейчас не о тех, о которых говорила только что, с негативным опытом), нет - просто когда писали, вроде упарывались, а потом прозрели и устыдились))
Показать полностью
Не думаю, что соавторство прямо такая панацея.
У меня два удачных опыта соавторства. И впечатления от них так себе. Прикольно, но что-то больше мини так не напишешь.
Первый раз писали по очереди. Такой формат почти из ролок. И довольно быстро - за вечерок уложились.
Второй - кого прёт, тот и пишет. Были идеи продолжить, но они завяли. Кстати, это был мой первый конкурс.
Особых споров не возникало. Просто мини-мини фики. Написал и забыл.

А вот из негативного - очень трудно договориться, если дело о макси.
Исчезающие в никуда люди. Вянущая переписка. И просто неадекваты...
"И очень тяжело работать в соавторстве, если идея полностью принадлежит одному из соавторов. И чем тщательнее она у него в голове успела прорасти, тем хуже." - да, вот оно, ключевой момент. И самое главное, вообще не представляю, как можно начинать какой-то текст без проросшей в голове идеи... Возможно, все авторы "моего" типа в соавторство не могут.
lrkis
честно говоря, я не понимаю, зачем браться за полноценное соавторство для чего-либо, помимо макси. В маленьком тексте двоим делать нечего :)

Но другое дело, что надо не искать соавтора на фик, а писать фики в соавторстве с людьми, которых ты очень хорошо знаешь. И тут 3 условия 1) это должны быть твои хорошие друзья или близкие люди 2) у этих авторов ты должен знать и ценить манеру изложения и литературный вкус и понимать, что они добавят к твоему 3) у них должно быть достаточно либеральное отношение к возможным правкам
Спасибо всем, натолкнули на мысли. )))
По поводу негров: встречал мнение, что "негр" - это сокращение от "неграмотный", как таких людей до текста допускать?

По поводу соавторства: единственное, что вспоминается из прочитанного - "Не время для драконов" Перумова и Лукьяненко. Фантастически неровный текст, настолько неровный, что можно навскидку определить, где кончается кусок одного автора и начинается другого. Фактически, читаешь две разных истории, и обе неполные.
"встречал мнение, что" - ррр. В данном контексте - это отсылка скорее к высказыванию "Работать, негры, солнце еще высоко!", хех.
Noncraft
"можно навскидку определить, где кончается кусок одного автора и начинается другого" - вот поэтому я и настаиваю, что надо писать небольшими блоками текста, которые затем другой автор вычитывает. )))

Мэтры не любят делиться славой, даже удивительно, как вообще эта книга появилась на свет. Надо будет погуглить.
Серый Кот Онлайн
Согласен с Tekken, что полностью сформированная идея мешает соавторству. Но что-то все же должно быть...
Как это у нас.
Начинается все с какой-то темы, интересной обоим. Эта тема (независимо от писательства) обдумывается и многократно обсуждается. По ней приходим к какому-то общему мнению.
(В "Песке под солнцем" такой темой были социальные роли мужчин и женщин. В "Тумане над тропами" - общество мезолита, до уровня жизни которого потом едва дотянулись к началу 18-го века. Во "Время цветущих яблонь" - взросление детей на фоне подступающей гражданской войны. И так далее...)
Потом кому-нибудь к этой теме придумывается сюжет, он обсуждается и заинтересовывает другого на уровне идеи или нет. Если заинтересовывает, то обычно к этому сюжету начинают "налипать" дополнительные темы, которые были уже обдуманы раньше, но своего сюжета не получили.
(Так к сюжету "Песка под солнцем" прилипла тема индустриала/постиндустриала и тема "клана как проекта".)
"Прилипшие" дополнительные темы достаточно сильно повышают мотивацию. И вот тогда уже можно браться за клавиатуру...
Tekken Онлайн
Матемаг
Серый Кот
боюсь, меня немного неправильно поняли)) Для написания фф идея однозначно должна быть полностью сформированной, но вот так, как это описывается в комменте у Серый Кот. То есть - накурили идею с соавтором и скопом её же сформировали, навертели сюжет, план, боковые ответвления и прочее. А я писала, что тяжело, когда идея полностью сформировалась в голове у лишь одного из соавторов. Сформировалась, проросла, а потом он пришел с ней к другому соавтору. Вот тогда беда - один уже всё увидел мысленно по-своему, как ни пиши - всё немного не так, немного не то (а иногда и много), и начинаются бесконечные правки-переписки-исправления. Да плюс, на этом этапе уже трудно вносить изменения в идею, если вдруг второму соавтору что-то придумалось и увиделось по-своему в будущем рассказе. А когда оба автора вместе идею накуривают - они мобильны, бурно обсуждают, легко меняют повороты, плюс видение сюжета и героев в данном конкретном фике при таком раскладе формируется примерно одинаковое. Ну, я чисто про себя и своих соавторов, не знаю, как у других. =)
Показать полностью
Серый Кот
Я в принципе во второй части про совместное продумывание сюжета написал.
За описание опыта спасибо. )))
Постараюсь в третьей части по этой теме поплотнее пройтись.
В нашей команде аж три способа решений споров, от авторократии и специалиста и до большинства голосов.
Сюжет продуман в самом начала фика, конспект лежит в черновиках, при необходимости вносятся правки после того как договоримся в ленте.
И да, разделение труда - каждый ведет "своих" героев, которых сам выбрал, которых хорошо представляет и с кем умеет работать.
Все новое - обсуждение в ленте.
Крупные обрисовки каких-то тем - в черновиках.
И Фанфикс удивительно удобен аж для семерых нас... ))
А еще бывает драйв от неожиданного и интересного решения соавтора, которое тебе просто в голову не приходило.
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть