↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
sshp
11 января 2017
Aa Aa
#ГП
интересный разбор ГП с т.з. феминизма
https://fanfics.me/message240823


"Гарри Поттер. Феминистский разбор

Сразу оговорюсь, я читала ГП в начале-середине 2000х, никогда не была заядлой поттероманкой, но в целом, считала серию книг Джоан Роулинг хорошей. Перечитала во второй раз книги - изменила мнение.

Сюжет напомнил мне американские фильмы по типу Человек-Паук, Особо Опасен и иже с ними. В один день неудачник, у которого ничего по жизни не было и нет, просыпается знаменитым и богатым, да еще и с осознанием своих незаурядных способностей. На протяжении книг в виду его известности и «избранности» ему помогает несчетное количество людей, отчуждая свои ресурсы, время и жизни в пользу бренда Гарри Поттер. По факту единственное достижение Гарри – это то, что он не умер после смертельного заклятия Волан-де-Морта, а его родители погибли.

Выжимка серии: мальчик, не обладающий никакими талантами или особенным трудолюбием, с огромной помощью нескольких десятков волшебников (в разное время, в разных книгах) сокрушает Волан-де-Морта. Все благодарности Поттеру, все помощники забыты. Все женятся, пи*ец, ой, простите, конец.

А теперь частности:

- Элисон Бехдель рыдает над Гарри Поттером. Несмотря на большое количество страниц в каждой книге, они со скрипом проходят этот простейший тест. Женских персонажек мало, и все они зависимые (об этом чуть позже).

- Джоан Роулинг – фэтфобка. Она многократно выказывает на страницах книг свое неприятие толстых людей («его складки отвратительно свисали по бокам») и делает связку/ставит знак = полноты с негативными чертами характера.

- Джоан Роулинг – лукистка. Когда она хочет унизить/показать женскую персонажку в неприглядном свете, она дает ассоциацию внешности этой персонажки с животным (с лошадью, жабой, мопсом и коровой – это из того, что мне ярко запомнилось), а не с чертами ее характера или с ее поступками. Она часто пишет о женских персонажках, обращая внимание и подчеркивая их прыщи/большой нос и другие «некрасивые» черты лица/недостатки фигуры.

- Джоан Роулинг – гетеронормативная мизогинка и ретроградка. Начиная с 4 книги (= взросления персонажей), мизогиния Роулинг становится все более заметной.

-— Она вкладывают в уста персонажей реплики о том, что мальчики и девочки мыслят по-разному, что у них по-разному устроен мозг, во многих конфликтных ситуациях между М и Ж она встает на сторону первых и заставляет читательницу смотреть мужскими глазами на происходящее (когда Чжоу Чанг рыдает по Седрику, а Гарри хочет целоваться и вообще недоволен, она зовет Чанг шлангом и пишет так, чтобы эта персонажка вызывала раздражение).

-— Она многократно подчеркивает слабость и/или глупость женских персонажек, когда они общаются с мужчинами (даже железная МакГонагал начинает «хихикать», когда ее целует Хагрид!).

-— Когда Роулинг хочет подчеркнуть отвратительность и/или нелепость персонажек, она наделяет их типично «женскими» предпочтениями/внешним видом (любовь к розовому и кошкам у Амбридж, вульгарный яркий макияж и красные длинные ногти у Риты Скитер, обвешанная шалями и украшениями Трелони).

-— В последних книгах Роулинг стравливает женских персонажек между собой, делая их завистливыми и конкурирующими. К примеру, женская часть семейства Уизли и Гермиона недолюбливает Флер Делакур, красивую француженку, и постоянно проходится по ней в силу, видимо, "женской" зависти.

-— Роулинг сделала всех основных женских персонажек зависимыми от мужчин, в ее вселенной нет пространства для сильных, добрых и _автономных_ женщин. Об этом подробнее:

_Гермиона Грейнджер_ эмоционально и интеллектуально обслуживает Гарри и Рона, она – дополнение к ним двоим дефис обслуживающая мамочка, без которой Гарри и Рон давно бы сдохли и/или потеряли бы место в школе. Например, она выполняет за них уроки, составляет расписание подготовки к занятиям, мешает делать им глупости, делится своими знаниями, помогает Рону получить место в команде квиддича. Вообще, львиную долю приключений троица прошла только благодаря Гермионе. Взамен этого Рон и Гарри, вместе и по отдельности, периодически устраивают ей информационную блокаду/перестают с ней общаться, Рон постоянно третирует ее колкостями. Роулинг создала идеальную подругу для мужчин – мало возникает и много терпит, работает много, так сказать, за троих. Всегда в тени, несмотря на незаурядный ум, способности и трудолюбие.

_Джинни Уизли_ – с младых лет влюблена в Гарри, выполняет функцию «подарка»/награды победителю и Избранному.

_Лили Поттер_ – мы ее видим либо через глаза мужчин, которые ее желали (Снегг и Джеймс Поттер), либо через глаза Гарри, для которого она мать. Чего хотела сама Лили и какой она была, нам так и осталось неизвестно. Интересный момент – жертва Лили была ключевой для получения Гарри невидимой защиты от Волан-де-Морта, но Роулинг в книгах почти ничего о ней не рассказывает, зато много говорит об отце Гарри и его друзьях. Кажись, о бабах неинтересно писать.

_Минерва МакГонагал_ – вечный номер №2 после Дамблдора, обладает сильным характером и большими способностями, но в любых сложных ситуациях не принимает решения сама, а идет к Дамблдору, делает все с оглядкой на него, его убеждения и представления о правильном, даже когда он уже умер.

_Молли Уизли_ – мать и жена, и этим все сказано. У этой персонажки нет другой функции, кроме обслуживания многочисленной семьи Уизли. Неудивительно, что консервативная Роулинг именно ее руками убивает Беллатрису. Правильная женщина, мать и жена, убивает плохую женщину, отказавшуюся от этих ролей.

_Долорес Амбридж_ – достаточно сильна для того, чтобы делать много зла, предана системе в целом и текущему министру магии в частности; рупор мнения Министерства, делает грязную работу. Роулинг смакует ее жестокость чуть ли не больше, чем жестокость Волан-де-Морта.

_Нарцисса Малфой_ – еще одна персонажка, для которой интересы ее мужа и сына автоматически означают ее собственные. Я бы объединила Лили Поттер, Молли Уизли и Нарциссу в триаду правильных женщин Роулинг. У них нет ничего, кроме семьи, и сами они без семьи ничего из себя не представляют, Роулинг не трудится даже как-то обозначить другую сферу их интересов и раскрыть их личность.

_Беллатриса Лейстрендж_ – Пожирательница смерти, сильная и жестокая персонажка, посвятила всю свою жизнь Волан-де-Морту. У нее уже нет своей самости, есть слово хозяина, которое для нее закон.

_Полумна Лавгуд_ – персонажка не от мира сего, со своим видением реальности. Все бы хорошо, но Луна лишь транслирует взгляды своего отца, за что нередко огребает от социума. Синтез своеобразной музы и обслуживающего персонала для отца.

_Флер Делакур_ – персонажка из Франции, Роулинг ее делает красивой и избалованной куклой, а Флер, между прочим, была участницей Кубка Огня, но о ее силах или мечтах нам так и не станет ничего известно. Зато узнаем, что она вышла замуж за изуродованного Билла.

_Нимфадора Тонкс_ – метаморф, обладает способностью менять свою внешность по желанию, но Роулинг не показывает применения этой поистине могущественной силы (если не считать то, как Нимфадора развлекает гостей за столом). Сначала персонажка страдает по смерти Сириуса, а потом встречается с Люпином и рожает ребенка.

_Плакса Миртл_ – привидение, которое Роулинг высмеивает на страницах книг: Миртл и страшная, и толстая, и прыщавая, и все время плачет. Как настоящая баба, бесит, ага. Очень зависима от общества.

_Рита Скитер_ – эту персонажку я оставила напоследок, потому что она единственная тянет на независимую и автономную личность. Она везде сует свой нос, перевирает слова других и делает из этого желтые сенсации, продажна, но зато сама по себе и преследует только свои интересы. Как образец для подражания не подходит – в ней нет доброты.

Но это неудивительно, красной нитью в книгах Роулинг идет то, что хорошая и правильная женщина – это та, что ставит чужие интересы (отца, мужа, сына, друга и т.д.) превыше своих, та, что жена и мать, та, что жертвует и отдает, та, кто является по сути никем – отражением чужих желаний и чужой жизни.

Ну, и вишенкой на торте история с Г.А.В.Н.Э. Это то, что разорвало меня на мелкие кусочки.

Когда Гермиона выяснила, что домовики – рабы волшебников как класса (они выполняют любое желание своего хозяина, они бьют себя за любое неповиновение, они работают, не получая платы, и целиком и полностью принадлежат волшебникам, которые могут делать с ними все, что захотят), она захотела изменить это положение вещей и создала Гражданскую Ассоциацию Восстановления Независимости Эльфов, кратко - Г.А.В.Н.Э. (перевод Росмена), в оригинале – Spew (перевод – рвота).

Самое название, которое дала Роулинг, говорит об очень многом. Пока Гермиона пытается хоть что-то изменить, не желая участвовать в эксплуатации эльфов, ее высмеивают все, ей говорят, что это в природе эльфов безоговорочно служить волшебникам, что это им нравится, что она зря старается, что нет никакой эксплуатации, есть неизменное и правильное положение вещей. Роулинг вложила эти слова своим героям, ничего не напоминает?

Это полный пи*ец! У Роулинг был шанс сделать Гермиону ГЕРОИНЕЙ – умной и смелой волшебницей, которая захотела уничтожить эксплуатацию одного класса другим, и которая, столкнувшись с сопротивлением угнетателей-волшебников и самих угнетенных эльфов, продолжила свою борьбу (хоть в одиночестве, хоть с единомышленницами). Но увы, она сделала ее посмешищем.

Сколько раз Роулинг делала Гарри Поттера несчастным страдальцем из-за того, что все против него, ах, ему не верят, ах, над ним смеются?! Здесь же она размазала Гермиону по стенке за ее желание сделать мир справедливее и добрее и уничтожить многолетнее рабство.

Это многое говорит о госпоже Роулинг. Надеюсь, она подавится своими деньгами за продажи с книг, она консервативна, лицемерна и отвратительна, а идеи в ее книгах - полное дерьмо. Очень жаль, что их прочитало столько детей и подростков в мире…"

Absurd Girl


меня кстати тоже выбесило, что Гермиона просто выходит замуж за Рона, не становится министром магии, ни великим ученым, ни борцом за права, всегда казалось, что она достойна лучшего
а на пейринг Гарри/Джинни вообще без слез смотреть невозможно
11 января 2017
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть