Коллекции загружаются
Об "Эго Туннеле" и Томасе Метцингере.
Для начала мы сконцентрируемся на основных признаках осознания "Я": -собственность : мои мысли, моя нога, мои чувства. Метцингер приводит многчисленные примеры из нейрофизиологии, когда эта компонента либо разрушалась (шизофрения), либо наоборот (чудесный пример, когда человеку с ампутированной одной рукой (скажем, левой) показывали зеркальное отражение этой руки, которая выглядела, как правая. Подопытный ощущал совершенно определенное четкое и точное ощущение наличия ампутированной руки. То есть мозг исправно генерировал субъективное ощущение). -ощущения "я - это кто-то". Переживание себя как нечто идентичное на протяжении времени. -осознание себя в центре собственного внутреннего мира, другими словани наличие индивидуальной внутренней перспективы. Откуда это все берется? Метафора, которую предлагает Метцингер, проста и на первый взгляд понятна. Хотя откровенно говоря, даже самые популярные его работы, все еще непростые для понимания. Другое дело многочисленные интервью, хотя они не дают полной картины о проблематике, над которой он работает. Итак, представим себе сначала мозг, как некий компьютер, а который поступают самые различные сигналы: тактильные, слуховые, зрительные. Проанализировав эти сигналы, мозг формирует модель окружающей среды в режиме реального времени, такой себе "симулятор полетов". Затем происходит вот что. Этот "симулятор полетов" начинает симулировать и виртуальную модель пилота. Причем так, что эта модель даже не догадывается, что она модель и принимает все за чистую монету, влючая себя. Вот это как раз и есть наше драгоценное, бесценное и уникальное "Я", перспектива так сказать от первого лица. Получается, что наше "Я" поностью виртуальное явление, к реальному миру имеющее весьма отдаленное отношение. С этим осознанием жить нелегко. Мы единстенный вид животных, который имеет встроенную проблему. Во-первых, наша модель самоосознания имеет пространственно-закодированную деталь - представление о собственном теле, а с другой стороны как-бы внешнюю деталь - сознание. Таким образом мы с вамии интуитивные дуалисты. Во-вторых, внутри нашей модели самоосознания пропечатан биологический императив: ты должен выжить. В-третих, никто нас не спрашивал, хотим ли мы существовать с этим мозгом, с этой формой самоосознания и в конце нас также никто не спрашивает, хотим ли мы уходить. Мы первые животные, которые осознанно это переживают. Именно на этих всей проблемах и возникла религия для компенсации эмоционального стресса, вызванного подобным осознанием. И вероятно именно это имел в виду Докинз в книге "Эгоистичный ген" когда говорил, что возникновение религии имеет в себе эволюционный смысл для выживания человечества. А теперь внимание, вопрос: если того самого "Я" нет, кто переживает это неприятное чувство осознание отсутствие "Я" сейчас? Есть в этом всем какое-то странное чувство юмора. Или нет. Один из вариантов ответа состоит в том, что сам вопрос (как и все остальные вопросы) появляется вместе с сознанием. Пока смотришь в зеркало, видишь отражение. Как только перестал - отражения больше нет, и бесполезно спрашивать где оно, и представлять себе какой-то ящик, в который отражение убирают на хранение на этот период. Его просто нет и не было во все то время, пока никто не смотрел в зеркало. Ну а если зеркало смотрит в зеркало, получается что-то вроде глубины души и бесконечности, которую мы время от времени вполне реально наблюдаем в людях, произведениях искусства и научных теориях. 16 марта 2017
|