↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Три рубля
22 июня 2017
Aa Aa
#история и, возможно, #политота

Ну слышали же про "Анна Ярославна — украинская княжна"? Я вот из любопытства посчитал, сколько в ней чьей крови.

Оптимистичный вариант — 70,3125% славянка 29,6875% шведка (это если мы считаем Рюрика славянином по матери, Ольгу — подунайской славянкой, Малушу — местной, и ещё Рогнеду в славянки записываем).

Реалистичный (по моему мнению) вариант — 54,6875% шведка 39,3125% славянка (скрепя сердце считаем Рюрика по-прежнему полукровкой, а вот Рогнеду шведкой).

Пессимистичный вариант — 75% шведка 25% славянка (Рюрика считаем чистым шведом, записываем в шведы также Ольгу и даже Малушу считаем шведкой Мальфред). Самое смешное, что в таком разе 25 славянских процентов достались Анне не от отца, чистокровного шведа Ярослава Мудрого, а от матери, Ингигерды Шведской, матерью которой в свою очередь была Эстрид Ободритская, происходящая, разумеется, из славянского племени ободритов.

Однако поляне и дулебы там точно-точно нигде не пробегали.
22 июня 2017
20 комментариев из 22
Вообще, когда я понял, что единственные достоверно славянские предки у Анны со стороны матери, я много смеялся.
Три рубля ,
Впрочем, источникам не известен ни один подобный случай перемены языческого имени на другое, языческое же.

Сразу ошибка. Источникам известна немаленькая такая традиция, у скандинавов и родственных им германцев (у франков, в частности) перемены имени женщин из простонародья на "благородные" в случае брака со знатью, в частности, королями, князьями, племенными вождями. Имя Прекраса, вероятно, изобретено Татищевым, но сам факт весьма похож на правду.

И там ещё некоторое количество ярких любительских ошибок, типа обоснования от отказа Рогнеды (давайте забудем, что муж поднимает жену, но жена опускается до мужа, ага).
Lados
Там существо не в этом.
Три рубля , существо не в этом, но когда такое нагромождение ляпов сразу в путь, это настораживает. Понятно, что из неверной посылки можно сделать совершенно любые выводы, в том числе и верные, но... там же ляпы и натяжки и дальше.
Lados
Ну тогда на всякий случай просвети меня (-:
Три рубля , ну вот навскидку эти два, дальше автор углубляется в вопросы болгарского происхождения Ольги, который выводит из:
- созвучия "Плесков"/"Плиска";
- мутной записи из летописи 17 века, к которой, насколько известно мне, ни один исследователь всерьез не относится;
- созвучия Тмуторокан/Тутракан, причём не имеющего основания в источниках - не называли летописцы Тутракан Тмутороканью, ну упс.
- Того, что Константин назвает её на болгарский лад (притом, что болгарские славяне - образец для византийцев в том, что касается славян, это связано с доминированием Болгарии в тот период)

При этом он напрочь забывает обосновать, что:
- Христианку Эльгу за каким-то интересом выдали замуж за язычника (импоссибль, на самом деле);
- "род русский" не имеет никакого отношения к славянам, зато имеет - к варягам ("от роду русского" - это всякие Свенельды с Фарлафами, тащемта);
- христианка Эльга зачем-то крестилась ещё раз, причём с большой помпой;

Это так, по верхам если. То есть, сама идея (что она из Болгарии родом) может быть ~обоснованной, но вот так вот обосновывать её - это варварство.
Показать полностью
Lados
Но критика псковской теории-то верна?
Три рубля , критика... ну, я б не назвал это критикой, скажем так. Хотя бы потому, что где-то с середины 19 века никто всерьез не приравнивает Псков/Плесков, а опираются на житийное "городище Выбуты", рассматривая ссылку на Псков просто как позднюю интерполяцию-пояснение (мол, где находилось). В принципе, выбутская теория довольно обоснована, и автор ничего не сделал, чтоб ее опровергнуть.

Болгарскую придумали болгары, что уже заставляет задуматься над её правильностью.
Есть ещё Карпатская версия, кстати, там тоже есть весьма приличные городища и есть город с похожим названием.
Хмм... в первый раз слышу версию, что Ольга крестилась повторно. Кажется, Константин писал, что Ольга прибыла к нему уже крещёной, в её свите был её духовник.
Lady Astrel , нет, он этого не пишет. Он просто упоминает священника Григория в его свите. При этом Ольгу он называет языческим именем, а не Еленой (как следовало бы, если бы она была уже крещена). Зато византийский хронограф, правда, более поздний, говорит именно о крещении, плюс об этом есть у Продолжателя Регинона, а это - глава провальной миссии в Киев 961 года, Адальберт (то есть, инфа из первых рук).

О "повторном" приходится говорить в рамках авторской гипотезы. Ну, или ему надо обосновать, какого хрена воспитанница архиепископа была язычницей)
Lados
Но даже в XIX веке зарегистрированы случаи, когда человека знали не под крестильным именем. В конце концов, мало кто не из историков знает, что крестильное имя Владимира Мономаха было Василий. Так что откуда Константину знать крестильное имя Ольги?
плюс об этом есть у Продолжателя Регинона

Только он пишет, якобы Ольга крестилась при императоре Романе, а на самом деле во время визита Ольги императором был Константин...
Lady Astrel , Роман был соправителем отца с 945 и стал императором на момент написания хроники, так что здесь нет противоречия, если годом визита (и крещения) считать 957.
Что касается "откуда знать" - то ты путаешь нынешнее положение дел и тогдашнее. Вон Продолжатель знает, что она крещена, и для него она - Елена, это важно, это идентичность.

Я не интересовался специально вопросом крещения Ольги, но вот серьезно, единственный, кто оспаривал версию крещения в 957 году - Рыбаков, причём, как обычно, на основании Козы Всеведующей и Ежа Всепонимающего.
>на основании Козы Всеведующей и Ежа Всепонимающего

Какое забавное выражение (-:
Три рубля , дарю)
Продолжатель всё-таки священник, он-то мог знать крестильное имя княгини и предпочитать его родному языческому. Но он прибыл в Киев уже однозначно после крещения Ольги, так что о том, где она крестилась и когда, мог узнать только с чужих слов.
В любом случае, Константин ничего не писал о крещении Ольги во время его визита. И записи об этом событии сделаны позднее и не непосредственными свидетелями.
Людям свойственно ошибаться...
Lady Astrel , он прибыл всего четыре года спустя. Нет, я понимаю, что в массовом сознании все люди прошлого - маразматики с памятью золотой рыбки, но...
Что касается Константина, забывают, что он писал не хронику, а руководство по проведению придворных приёмов, церемоний и т.д., и Ольга для него - всего лишь наглядный пример. Ему незачем упоминать крещение, оно _не относится_ к предмету его работы.

И повторюсь, православное имя очень важно для византийца, особенно если это имя правительницы языческой земли. Большая принципиальная разница)
Неважно, что четыре года спустя, важно, что свидетелем он не был. И ещё вопрос, насколько был надёжным его источник информации и чем он руководствовался. Людям свойственно ошибаться, забывать, путать, а некоторые могут ещё и намеренно лгать. Это увы, обычное явление и в наши дни, а вы уверены, что тогда было иначе? Но мы можем получать информацию из разных источников, чего точно не было в те времена (а уж о надёжности иных современных источников помолчим, чтобы не сквернословить).

Крещение языческой правительницы соседней страны - это важное политическое событие. И вы считаете, что оно недостойно упоминания? Даже как церемония, каковая в таком случае становится прецедентом, а потому должна быть описана на будущее?
Да и зачем, какой смысл для Ольги креститься где-то в чужой стране? Как раз в политическом и религиозном плане это совсем невыгодный поступок.
Lady Astrel , важно, что этот чувак - Адальберт Магдебургский, который имел возможность лично общаться с Ольгой, вероятнее всего, был какое-то время её духовником и т.д. То есть, он получил информацию из первых рук - от самой княгини.
Более того, немного глупо считать, что "разных источников" в те времена не было, тащемта. Куда они, по-вашему, делись?..

Это важное событие, но не входящее в круг того, что интересует Константина в данном труде. Не его тема. И пишет он не дневник (что важно) и не по памяти, а тоже постфактум, перенося в труд записи дворцовой книги церемониалов, в которой, ясно-понятно, никакого крещения нет.

Креститься в Византии - не имеет смысла? Кто вам сказал? Это дико претенциозный жест, очень красивый и значимый. Круче только креститься в Риме или Иерусалиме.
А вот интересно, какой у Анны Ярославны процент неандертальской и денисовской крови?
И Макрон туда же.
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть