↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Полярная сова
31 июля 2017
Aa Aa
#книги #классика #размышления #длиннопост

Иногда читаешь книгу, и она тебя потрясает. А потом через несколько лет перечитываешь её и думаешь: "Ну да хорошая, но чего это меня тогда так зацепило?.."
Иногда - наоборот. Первый раз проходит мимо, а второй - ошеломляет.
И очень редко: книга оглушает и в первый, и во второй раз, но совершенно по-разному.
Итак: "Рождественские каникулы" Моэма.

Я очень люблю Моэма. Он, Остен и выборочно Уайльд - те три классика, на которых я именно отдыхаю. Моэм известен "Театром" и "Бременем страстей человеческих", разумеется, он известен и рассказами тоже.
"Рождественские каникулы" - это и ни первое (известный роман, что называется, "обложка" творчества писателя), и ни второе. Честно говоря, не знаю, к чему отнести это произведение, по размеру, наверное, тянет на роман. Хотя первоначально у меня почему-то осталось стойкое ощущение именно повести. Есть в нём какая-то изящная зарисовочность, свойственная скорее рассказам и повестям, чем монолитным романам.

Когда я в школе, 10й или 11й класс начала читать Моэма и рухнула в его творчество, я читала его запоем - всё собрание сочинений, что было в нашей городской библиотеке. Но именно "Каникулы" ударили меня под дых. Было в них что-то резкое, злое, непонятное и одновременно томное.
Тогда "Каникулы" поразили меня своим сюжетом и идеей.

Перечитала я их отчего-то только сейчас - сама не знаю почему. И они поразили меня героями. Главный герой, который остался у меня в памяти скорее как некий набросок-фон для жестокой и неформатной истории жизни и идеи главной героини, так вот этот главный герой совершенно меня восхитил! Друг главного героя во второе прочтение врезался в мысли, хотя после первого как-то не остался вообще в памяти. Пожалуй, только главная героиня вызвала те же эмоции.

"Рождественские каникулы" - причудливы, как сама жизнь. Сказать, что в них сталкивается идея добропорядочного и теплого мещанства и жесткости мятущихся сильных натур, уютный вечер у английского камина против бури страстей в дешевых кафе Парижа - это, пожалуй, слишком огрубить и упростить творение Моэма. Может так оно и есть, но дело в полутонах, понимаете?..

- Почему вы так добры ко мне? Я надоедная, скучная, несносная. Я вам даже и не очень-то нравлюсь, правда?
Чарли ненадолго задумался.
- Что ж, сказать по правде, не очень.
Лидия рассмеялась.
- Тогда почему вы со мной нянчитесь? Почему не выгоните меня на улицу?
- Понятия не имею.
- Сказать вам? Это все доброта. Просто-напросто самая обыкновенная дурацкая доброта.
- Идите к черту.
Они ужинали в Латинском квартале...


Ещё очень интересно наблюдать русских людей и русский менталитет глазами британца Моэма. Тем более, что Моэм знаком с нашей страной не понаслышке.

- Хотел бы я знать, что в конце концов станет с Саймоном,- пробормотал он.
Он сам не заметил, как произнес эти слова вслух, и удивился, когда Лидия ответила ему, чуть не подумал, что она прочла его мысли.
- Англичан я не знаю, - сказала она. - Но будь он русский, я бы сказала, что он либо станет опасным агитатором, либо покончит с собой.
Чарли фыркнул:
- Видите ли, мы, англичане, обладаем замечательной способностью обращать заблуждения молодости в добротную пищу. С таким же успехом он может в конце концов стать редактором "Таймс.


Моэм, как всегда, восхитительно ироничен. Он, если не лучше всех писателей, то лучше многих и многих, умеет преподнести идею, что у медали неизбежно есть и обратная сторона, что двойным дном жизнь не исчерпывается, а правды всегда, как минимум, две. Однако при этом он лёгок и точен. При всей своей язвительности, он умеет обрисовывать эпизоды мягко и ненавязчиво. Но в финале книги он бьёт наотмашь:
А ночной кошмар, от которого, как воображал Чарли, он счастливо очнулся, на самом деле страшная действительность, рядом с которой все остальное самообман. Это нелепо, это противоречит здравому смыслу, но она, вся та страшная действительность, словно исполнена силы и тайного смысла. И значит, жизнь, которую он делит с этими тремя, - с отцом, матерью и сестрой, столь дорогими его сердцу, и вся прочая благопристойная, но заурядная окружающая жизнь, которая выпала ему по воле слепого случая, - уютно укрыла и защитила, это все лишь театр теней. Пэтси спросила, были ли у него в Париже приключения, и он честно ответил - нет. Он ведь и вправду ничего такого не делал. Отец думает, он там распутничал, и боится, не подхватил ли он дурную болезнь, а у него и женщины-то не было. Лишь одно с ним случилось - довольно странно это, если подумать, он не очень и понимал, как с этим быть, - весь его прошлый мир рухнул.


P.S. Давно хотела написать о Моэме. Получилось только с "Рождественскими каникулами" - наверное, это судьба :)
31 июля 2017
8 комментариев
Хм, меня Моэм не потрясал, но он все равно крут :)
Элейн, увы и ах, наверное, вас потрясал какой-то другой писатель))
Но мне всё равно приятно, как поклоннице Моэма, что вы говорите, что "он все равно крут :)"!
Спасибо что напомнили про Моэма. Пришло время перечитать "Театр". Очень люблю его))
NeumannF, особенно в "Театре" меня всегда воодушевляет финал - реалистичный, ироничный, но при этом полный оптимизма)))
У Моэма ещё поразительная "Луна и грош". Вспоминаю ее и "Театр", конечно же, потом остальное... Последний можно смело разбирать на цитаты чуть ли не через строчку.
Знаете, очень меткое вышло определение "Рождественских каникул", - причудливые, как сама жизнь. Да.
AgniRo, "Луна и грош" очень яркая, и ещё там весьма многогранный и спорный главный герой.
А "Театр" - недавно смотрела фильм.

Спасибо! Я рада - очень люблю "Рождественские каникулы".
Полярная сова
А фильм какого года?
AgniRo, 1978 с Вией Артмане))
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть