↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
flamarina
30 сентября 2017
Aa Aa
Драка между мужчинами-протагонистами как кульминация сюжета (и жест уважения)

Сразу оговорюсь, что в сегодня я поговорю исключительно и только о драках, обозначенных в заглавии. Боёв мери-сью в грязи не будет =)
Итак. Для чего дубасят друг друга антагонисты в целом понятно: им по сюжету положено. Но иногда (и довольно часто) длинные истории содержат хотя бы один эпизод поединка между людьми, находящимися на одной стороне. В чём же причина?
Заметим для начала две вещи:
1) Подбор команды для великих свершений давно и традиционно выполняется не по принципу схожести, а по принципу взаимодополнительности. Из чего автоматически следует, что такая команда фактически содержит людей противоположных темпераментов и принципов. Иными словами, естественных противников, которые только в силу наличия общей миссии временно согласились иметь друг с другом дело.
2) Естественной формой взаимодействия равных по статусу и возможностям мужчин является не кооперация, а конкуренция. Конкуренция может сниматься только возведением внутренних ограничений и мысленным "опусканием" коллеги в некоторых сферах (например, Джон, конечно, гораздо умнее и взламывает секретные коды спецслужб, зато он не знает, как общаться с женщинами). Однако, со временем, по мере того, как герои растут над собой, меняются и/или открываются с другой стороны, выясняется, что различия между ними не то, чтобы очень серьёзны и по сути они занимают одну и ту же "экологическую нишу".

Как несложно заметить, получается своего рода замкнутый круг - герои готовы передраться из-за того, что они слишком разные, но если вдруг выяснится, что они слишком похожи, то они тем более будут готовы передраться. Напоминает ситуацию с потерями энергии в физике: трение означает потери, но если отшлифовать поверхности по максимуму, то начнётся слипание, которое снова приведёт к потерям.
Получается, что единственным залогом неконфликтности в такой ситуации может быть поддержание ситуации неопределённости. Грубо говоря, отсутствие информации друг о друге. И на первых этапах это вполне "прокатывает" - протагонисты мало друг другом интересуются, стараются не пересекаться вне деятельности и вообще не считают это важным.
Однако.... время идёт.

В самом простом случае между героями возникают приятельские отношения либо дружба. И то, и другое приводит к обмену информацией. Отношения в команде становятся прочными и неразрывными и кажется - ничто не способно их разрушить. Каждый, наверное, сможет припомнить в книге/фильме/сериале такие моменты абсолютного единения и взаимопонимания.
Конфликт после этого кажется громом среди ясного неба. А зря.
Информация, переданная другому, вызывает подсознательное чувство беззащитности и уязвимости, открытости, нахождения "на виду". И простейшая подсознательная реакция после этого - агрессия. Чтобы показать, что ты не беззащитен. А повод (при таком-то количестве новых сведений) обязательно найдётся.
Более изощрённый вариант подсознательного ухода от беззащитности - измена своим принципам. Следите за руками: "Он меня знает. Но он знает только того меня, о котором я рассказал. А на самом деле я не всегда такой. Меня невозможно предсказать или просчитать". И вот один герой совершает нечто странное - внезапно изменяет жене после 30 лет абсолютной верности, избивает беззащитного, проявляет сентиментальность по отношению к тому, кого раньше бы просто стёр в порошок... - а когда партнёр по коалиции с квадратными от сюрприза глазами начинает интересоваться с какого дуба он рухнул и почему, блин, именно сейчас, - то первый агрессирует и заявляет (часто вот прямо таким текстом) "Не надо думать, что ты меня знаешь".
Кстати, в первом варианте (с беззащитностью и поводом) может прозвучать та же самая фраза. Только здесь второй участник диалога бьёт непосредственно по больному - т.е. указывает, что причины поведения таятся в прошлом первого героя, а именно в том, о чём он недавно узнал. Первый же, получив подтверждение того, что открываться "не стоило", психует и говорит, что его всё равно никто не знает и не понимает и хватит, б***ь, играть в психолога (ну, это я схематично говорю, на самом деле это весьма красиво показано бывает, не так примитивно).

В том случае, когда герои изначально испытывают друг к другу подспудную антипатию на почве либо разных принципов, либо конкуренции, либо того и другого вместе, для сюжета ничего глобально не меняется.
Во-первых, совместная деятельность всё равно кладезь информации, даже если ты не горишь желанием её получить.
Во-вторых, здесь буря тоже следует после затишья. Ибо пока вокруг есть серьёзные дела, собачиться некогда, а вот когда чуть-чуть отпускает... тут-то и выясняется, что надо срочно показать ху из ху.

Однако, смысл драки между протагонистами при всём при этом сугубо позитивен.
1) Он заменяет килотонны взаимных придирок и мелких пакостей;
2) Он показывает, что оба протагониста люди прямолинейные и топора за спиной не держат - всё выясняют открыто;
3) Наконец, он закрепляет понимание того, что протагонисты равны: со слабыми, заведомо недостойными и больными (душой и/или телом) никто драться не будет.

Таким образом, такая драка - не только залог возможности хороших отношений в дальнейшем (ага, Три Мушкетёра тоже начинались с дуэли...), но и жест уважения. После подобной драки командные отношения могут или прекратиться (реже) или укрепиться и закончиться совместным походом против третьих лиц (а то и просто фляжкой/трубкой мира), но по-любому скрытые конфликты больше не будут мешать протагонистам жить и работать. С этого момента они и правда могут друг на друга положиться.
Внесём ясность в детали:

1) Драка между протагонистами НЕ МОЖЕТ происходить из-за общего романтического интереса. Никогда. Только по принципиальным соображениям вроде отношения к жизни и смерти, выбора стороны добра, парадоксов устройства вселенной и права на сундук с сокровищами. Но не из-за девушки. Вы что? Это, как ни странно, моветон.
(классические дуэли были всё-таки не жестом соперничества, а жестом "защиты чести" барышни от слухов и т.п.)
Впрочем, при наличие такого общего романтического интереса, никто не мешает начистить друг другу физиономии, прикрываясь абстрактным конфликтом.

2) Драка полностью исключена в случаях, когда один протагонист берёт другого под опеку. Даже при наличие скрытого конфликта на романтической почве. По этой же причине невозможна драка учитель/ученик, кроме случаев, когда последний "восстаёт".
Однако, в этой ситуации драка выходит за пределы жанра "конфликт протагонистов" и переходит в плоскость "я тебя породил, я тебя и убью" либо "Акела промахнулся" (в зависимости от того, кто победил). Ни о какой дружбе и сотрудничестве здесь говорить не приходится, это просто жестокое тупое мочилово, где жалость не уместна, пусть как минимум у одного из участников и тяжело на сердце.

3) Также к данному подвиду не относится и противостояние бывших друзей. Оно и противостоянием-то не является: хороший чувак, мотивируя "я не дам тебя в обиду, я обижу тебя сам" зачитывает ультиматум, плохой чувак отказывается, хороший чувак с чувством выполненного долга ликвидирует/пленяет его (в крайнем случае даёт убежать).

#Статьи #Размышления #про_литературу #про_кино #про_фанфики
30 сентября 2017
6 комментариев
>>2) Драка полностью исключена в случаях, когда один протагонист берёт другого под опеку.

У Марии Семёновой в "Волкодаве" (не помню, в какой части) был эпизод, когда ГГ взял в ученики молодого паренька, которому с первого дня признался. что убил его старшего брата. Тот стремился выучиться драться, чтобы Волкодаву отомстить. Но потом бросил ему вызов не ради мести, а чтобы освободить своего наставника от "клетки", занять его место.

Получается, что молодой парень находился под опекой ГГ, бросил ему вызов, но при этом остался на одной стороне. "Хотел как лучше". Нет ни Тараса Бульбы, ни Акелы (нет, формально Волкодав проиграл, но такой поступок его ученика - в полном соответствии тем идеалам, с которыми он ученика воспитывал).
Спасибо. Очень интересный и познавательный для меня пост.
Похоже, что в мужчинах дух соперничества просыпается с очень раннего возраста, практически с детсада.

Меня очень удивил сын в свое время.
В первом классе, он и остальные дети сначала привыкали к школе, знакомились. А потом после нового года стали драться. Не все, а некоторые. Мой же был в гуще событий.
И вот однажды сына конкретно так побили двое его одноклассников. Один из них держал его руки сзади, а второй бил ногой в живот. К счастью учительница вовремя вмешалась. Но мне не позвонила. Сын же сказал, что неудачно упал с в школе с лестницы.
Я целый месяц находилась в неведении, пока учительница не призналось на родсобрании. Но к тому времени (через 2 недели после случившегося) они стали друзьями. И дружат до сих пор, карл(8 лет уже).
Я потом долго разговаривала с сыном, зачем тебе такие друзья? Но он только пожимал плечами и говорил, что я ничего не понимаю. Нормальные они друзья.

Хотя друзья они только в школе. А более важные друзья у него в спортшколе. Где кстати за многие годы не было ни одной драки, да и вообще просто ссоры.
Мольфар
Это формализованный вариант "Акела промахнулся". Т.е. необходимость бросить вызов учителю изначально зашита в форимат обучения.
Помню, как в одном фике Снейпа и Сириуса "помирили" с помощью драки, что это: вариант вида "чтобы помирить, нужно дать подраться", или "протагонисты равны" вкупе с "заменяет килотонны взаимных придирок и мелких пакостей"?
Mурзилка
Ну, спортшкола на то и спортшкола - там механизмы реализации соперничества на виду, так что изобретать велосипед не надо ;)
Адский Бетономешатель
Видимо, всё вкупе. Впрочем, желание подраться у них было и в каноне. Значит, вопрос равенства не оспаривался. Остается драка как ускоренное командообразование.
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть