↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
asm
3 ноября 2017
Aa Aa
#вброс #FMA
давайте запилю обещанный типа разбор, ну, который настолько разбор, насколько мне позволяют кривые руки и довольно куцые навыки анализа текста, а также просто желание обратить внимание на те или иные детали (а на другие - не обращать) и лень. вообще, это скорее даже обзор, потому что инструментов тут будет выделено немного - но, может, кому пригодится.
фик, который я для этого выбрал, - Никакого секрета здесь нет - потому что он оставил немного двойственные ощущения, а также многие комментаторы находили там нечто, что я не смог увидеть. И я так и не понял, как и почему. Ну и текст меня зацепил, да.
— Возьми монетку, — с улыбкой говорю мальчишке-посыльному, чтобы поскорее отвязался. Сын владельца голубятни и, видимо, личный хозяин той птицы, что доставила мне письмо. Он берет монетку, но молчит, не уходит и не отдает конверт. Глупый жадный маггл, совсем не понимает, сколько великодушия я уже проявил.

так начинается произведение, и это первый не очень удачный отрывок в нём (ну, вместе с последующей сценкой). почему? тут явно показывается скупость риддла вкупе с то ли высокомерием, то ли прямо манией величия... и это не работает как драматический момент. скорее как комический, но мне показалось, что замышляется не это. попробую пояснить: когда герой проявляет хоть немного великодушия (а не скупости, как в отрывке), а потом в крайней степени жёстко обходится с тем, кто это великодушие не оценил, - такое поведение кажется гораздо более пугающим, страшным, нежели банальное издевательство, продиктованное скупостью. повторюсь, это удел скорее злодеев из комедий.
дальше смотрим отрывок из описания кишлака
Пыль и пот. Они тут повсюду. Стоит только выйти на улицу, как ты уже насквозь пропитался этой жёлтой грязью, стыло зависшей в воздухе. Вдыхаешь такую же несвежую горечь, как и выдыхаешь. Пронизывающее солнце, от ярких палящих лучей которого не скрыться, если только не выжидать темноты. Но я больше ни секунды жизненного времени не намерен тратить на пребывание в этом средневековом кишлаке, полном ослами с их дерьмом больше, чем разумными душами.

тут я бы посоветовал обратить внимание как на эмоциональное описание, так и на то, на что направлены эти эмоции (и дальше - тоже). вообще, после нескольких абзацев в этом месте читатель сам начинает проникаться атмосферой - в том виде, в котором она доносится через фокального персонажа. тут и концентрация на важных аспектах чувств и ощущения, и вполне себе описания...
и, пожалуй, первый вопрос касательно второго ГГ
Что он нашел в этом гиблом месте? Почему выбрал его?

что уже задаёт будущий конфликт между героями, непонимание.
но давайте ещё к одному странному месту
Удивительно, как Дамблдор еще не прознал? Впрочем, я все же не удивлен. Престарелый глупец так же наивен и слеп, как и в тот день, когда впервые явился в приют. Видит лишь то, что желает видеть. Ему и в голову не придет проверить, как живет его ученик вне школы. Его избирательная близорукость и позволила мне незаметно пройти так далеко.

напомню, дамблдор в то время - ни директор хогвартса, ни член визенгамота... да просто известный волшебник, немало сделавший открытий в той или иной области магии. максимум - победивший гриндевальда. а будущий волдеморт - относительно недавний выпускник, да, блестящий, да, с тёмными секретами, но и близко не та фигура, что в семидесятых. почему наверняка занятой дамблдор должен всё своё свободное время уделять риддлу? даже не так: почему риддл думает, что дамблдор всё свободное время должен уделять ему? автор, конечно, пытается выставить его очень... своеобразным (об этом позже) персонажем, но не слабоумным психопатом же?
Тем не менее, нельзя не заметить, что даже этот - не самый удачный - отрывок работает на раскрытие персонажа как погружённого в себя, замечающего внешний мир как какую-то досадную помеху... это, кстати, проявляется даже в описании змей, которыми он управляет
Единственная прелесть Востока для меня — это змеи. Их обилие окрыляет, а характер не под стать западным. Злобные и мелочные, хитрые, но трусливые хищницы.

и
Спустя минуту неподалеку замечаю блеск чешуек — Песчаная эфа. Сквозь суету слышу ее шелест, проникаю в ее мысли. Притаилась на свету подле чана с водой. Очень злая, мелкая и глупая — сгодится.

по-моему, тут прекрасно прослеживается его дальнейшее отношение к подчинённым в целом, и отбор в пожиратели... вот предсталяется. будто оно в целом происходило примерно так же (исчх, вспомните сцены, в которых они раскрываются в последних книгах - и те, кто под такое определение не слишком подходит, вроде снейпа или регулуса, и даже малфоев - они ж в итоге предали волди).
Оказавшись наверху, поднимаю глаза. Ко мне спиной в прохладной тишине сидит старик. Он занят шахматной игрой и, кажется, вовсе не обращает на меня внимания. Напротив него витает огненный дух с собачьей мордой. По описанию, услужливо всплывшему в сознании, узнаю в нём ифрита — сильнейшего из джиннов, проклятого прислужника Сатаны, как повествуют легенды. Но для меня он лишь злобный элементаль. Сгусток стихии, который магия наделила разумом.

во-первых, обратите внимание на последние предложения (они очень удачно вписываются в образ уже созданного на этот момент автором риддла). во-вторых, как писал в комментах автор по поводу ифрита: "ифрит, возможно, в моем мире появляется в момент убийства, а Фламель взял на себя обязанность с ним бороться... Кто знает?" - что здесь можно сказать? по-моему, бред. из текста оно не видно, из мифологии... не знаю, но это точно далеко не на первых местах. вообще, это скорее характеризует мощь и величие Фламмеля - он подобно царю Соломону (и не только, на самом деле), может если не повелевать ифритами, самыми сильными из джиннов, но и превосходит их. и, наверное, это едва ли не единственный момент с Фламмелем, который под некоторым углом зрения может получиться удачным.
Меня мучает вопрос: что же он находит здесь? В одиночестве, в этом пыльном затерянном городе? В этих людях, которые с высоты кажутся муравьями, копошащимися в грязи? Почему растрачивает свою вечность на игры с демонами, когда может поработить их и властвовать? Почему совершенно не ценит то, что получил?

по-моему, очевидно, что этот момент играет на раскрытие и так раскрытого фокального персонажа, и почти не играет на раскрытие
Фламмеля
— Ты убил человека по пути сюда, — первым прерывает тишину старик.
— Его укусила змея, — отвечаю спокойно и с оттенком недоумения, надев одну из своих самых любимых масок.
— Ты не можешь солгать мне, мальчишка, — не поднимая глаз, отвечает Фламель. — Я вижу правду в твоей памяти. Ты был той змеей.

во-первых, это пафосно, что само по себе требует оправдания. во-вторых, Фламмель, который ничего физически не делает для понимания происходящего, - ну, это прям мечта манчкина какая-то. это уровень уже не сверхчеловека - бога. но тянет ли фламмель на бога? давайте я просто скопирую весь диалог с ним:
— Пришел спросить о философском камне? Не ты первый, — заявляет Фламель, поставив слона на черное. — Мертв. — Ифрит с немым возгласом испаряется, просыпавшись горсткой пепла.
Риск был оправдан, а я был готов к отказу и не погнушаюсь выяснить секрет силой, если понадобится, и старик это знает. Но я проделал столь долгий путь не для того, чтобы остаться с пустыми руками.
— Я единственный, кто зашел так далеко, — сказав, впервые столь явно ощущаю свою беспомощность. Прозвучало жалко.
— И в этом ты не первый, — ухмыляется Фламель, аккуратно собирая шахматы. — Ты, верно, дурак, раз думаешь, что за сотни лет не рождалось подобного тебе.
Что я могу противопоставить ему? Угрожать смертью, чтобы остаться ни с чем? Признаю, что власть полностью в его руках, а я для него лишь пыль, помеха и пустая трата времени. С омерзением ощущаю себя той мелкой осой, так противно жужжащей под ухом.
— Хотите убить меня?
— Нет, что ты, — вздыхает Фламель, кряхтя, поднимаясь с колен. — Я отвечу на твой вопрос.
Похоже, удача сегодня со мной, а старик намного благосклонней к осам, нежели я. Может, это просто забава для его древнего ума? Притворяться, что даст мне желаемое?
— Каков секретный ингредиент, последний компонент зелья?
— Никакого секрета здесь нет, — отвечает он пару секунд спустя. — Обрати внимание на цвет камня. Ты уже знаешь правильный ответ.
— Кровь?
— Верно.
— Она была моим первым вариантом. Но чья кровь? Я испробовал все доступные комбинации.
— Твоя собственная.
— Вы сказали, что секрета нет.
— Нет, — с непонятной мне грустью в голосе отвечает старик. — Но если ты не можешь понять, почему твоя кровь не сработала, то тебе стоит искать ответ внутри себя. Я ничем не смогу тебе помочь. К этому нужно прийти самому, мальчик.
Неужели секрет так прост? Неужели мать, совокупившись с магглом, с самого рождения лишила меня возможности не умереть?
— Что не так в моей крови? — спрашиваю затаенной паникой в голосе.
— Очевидно, она пока не подходит.
Пока? Значит проблема не в том, что я полукровка.
— Что я должен сделать, чтобы она подходила? — повышая голос, делаю шаг к Фламелю.
— Очистить свою душу, — с нотками покровительства в голосе отвечает он и, взяв меня за руку, выводит на балкон минарета. — Посмотри на мир вокруг. Он настолько велик, в нем множество чудесных вещей, о которых ты даже не задумывался. Ты еще так молод. С камнем или без, тебя ждут многие годы жизни. Смирение и страдание помогут тебе очиститься.
Меня обжигает разочарование. Его ответ — какая-то религиозная чушь?! Но я не успеваю произнести и слова, как позади нас раздается шум. Стражники, что-то яростно крича, поднимаются по лестнице.
— Тебе пора, — говорит Фламель. — Я еще вижу свет души в глубине твоих глаз. Не потеряй его.

так вот, где вы тут увидели бога (здесь можно вспомнить ещё один конкурсный сонгфик... но не стоит:))? здесь нет каких-то сверхмудрых или кажущимися таковыми изречений, нет проявления всемогущества (то, что он в итоге закидывает риддла подальше - не совсем оно). нет истинного величия. если мы посмотрим на канонного дамби в какой-нибудь пятой - или даже первой - книге, то он представлен намного более непостижимым, чем данный персонаж, хотя тот является всё ещё человеком. заявления типа "очисть свою душу" - бессмысленный пафос, потому что мы не видим, чем же именно очищенная душа отличается от неочищенной, кроме того, что она может играть в шахматы с ифритом. "я ещё вижу свет в глубине твоих глаз" - а где его видит читатель? а как он поймёт, что фламмель его видит, а не зачитывает подсказку, написанную им автором, как школьник, впервые вышедший в роли актёра на спектакль?
по поводу крови: мне лично вспомнились приближённые из "мора" (кто не знает: именно их кровь нужна для создания панацеи - кровь обычного человека не походит). но это так, прост.
в целом мы имеем то, что персонаж делает какие-то претенциозные заявления - но они не подкреплены ничем изнутри. то, что он справляется с ифритом и может перенести риддла куда-то там щелчком пальцев, не значит ничего - канонный волдеморт тоже считался самым могущественным магом, но в итоге два раза убился об мальчишку (первый раз - вообще об младенца). нам намекают на некие духовные различия, но так и не показывают их.
Один миг — и я оказываюсь посреди пустыни. На той горе, которую наблюдал с вершины минарета. Красивая издали возвышенность вблизи оказывается местом захоронения скота. В вышине, злобно каркая, летают падальщики. Рогатые черепа и кости торчат из песка, а на камнях куча гадюк, греющихся на солнце.

вот повествование снова смещается только на риддла - и заметьте, снова становится вкусным, насыщенным, гармоничным.
ну и финал
Я был не первый, пытающийся постичь тайну вечной жизни, а Фламель — не единственный, нашедший ответ. Философский камень лежит на поверхности истории, но есть и другие способы не умереть, и я должен их отыскать.

должен показать, что риддл так ничего и не понял - и этот кусок блестяще справился бы с задачей... если б не слитый фламмель.
ладно. что мы имеем в итоге. во-первых, на протяжении всего фика нам показывают (и каждый раз - как минимум не совсем напрямую, а через яркие, но косвенный признаки!) мироощущение тома риддла: если вкратце, он во всём видит проявления грязи, злобы - тех самых, что поселились у него в душе, эдакие отражения внутреннего мира вовне. только мощь может его пленить. и это замечательно: это прописано не напрямую, а именно по косвенным признакам, язык очень сочный, и такая заявка создаёт идеальную почву для конфликта его мировоззрения с мировоззрением Фламмеля, который... тут есть варианты. либо он - некая совсем божественная сущность, которую нам не показали. либо, что даже интереснее, некий сверхчеловек, то есть человек, переросший в себе слабости (и тогда он должен - ну хотя бы для конфликта - наоборот, даже в грязи подмечать некую красоту, совершенство), в то время как риддл пытается свою человеческую натуру не перерасти, а убить. такой совершенно противоположный подход... но этого нам тоже не показывают. и это - главный минус произведения. конфликт не прописан, он подвисает вместе с неудачным вторым персонажем. и все лучшие сцены фика - они в начале и в конце, когда риддл наедине с собой, и прекрасные описания путешествия и людей/животных/окрестностей его глазами не портит ничего. серьёзно, от того, как автор показывает происходящее, можно испытать эстетический оргазм - короткие приправленные эмоциями детали, достаточно подробно и красочно расписанные мысли, действия, носящие в плане описания в первую очередь функциональный характер - именно так, как их мог бы воспринимать фокальный персонаж. серьёзно, если б не фламмель, текст бы однозначно заслуживал рекомендацию.
ну да ладно... что напоследок сказать о произведении как о сонгфике? да хз. средне он соотносится с песней, не в последней степени из-за того, что она на христианскую тематику, от которой автор ушёл далеко в сторону исламского мистицизма.
ну как-то так. я всё ещё жду, что кто-нибудь мне объяснит, чем так хорош тут образ фламмеля, который чаще всего отмечают в комментах и который в упор не вижу я. ибо во многом оно меня и сподвигло на такой вот обзор.
3 ноября 2017
18 комментариев
очень интересный разбор! надеюсь, автор будет ему рад, очень круто. я как заявщик рада, что столько интересного из нее породилось))
про фламеля - мне кажется, не понравившиеся вам моменты с его сверхсилой и непониманием того, что же он блин говорит и что за кровь, объяснены соответствием песне и фокалом Риддла. Фламель уподобляется Иисусу - отсюда его сверхсила, а "интересность" образа Фламеля для комментаторов, наверное, во многом обусловлена достаточно удачным переносом в другую сферу.
"Андрей в слезах побрел с пескарями домой" - Риддл-Андрей и не должен ничего понять из речей же. Андрею в песне предложение повисеть на кресте кажется таким же бредом и издевательством.
>>Фламель уподобляется Иисусу - отсюда его сверхсила
где он уподобляется иисусу? в чём? царю соломону - может быть, но иисусу?
>>Фламель уподобляется Иисусу - отсюда его сверхсила
так к этому и не было претензий. это логичный и правильный финал. непонятна та сцена, из которой этот финал должен проистекать.
asm
>> где он уподобляется иисусу? в чём? царю соломону - может быть, но иисусу7
по перераспределению ролей относительно песни. но да, таких объяснений маловато.

очистить кровь в контексте песни для меня звучит безусловной параллелью к покаянию, вероятно, через страдание.
Андрею в песне тоже почему-то не очень очевидно, что чудеса, творимые Исусом, находятся в прямой соотнесенности с его святостью и готовностью к смерти.
Впрочем, там в песне же есть и еще один смысл - из-за "видишь, там на горе" получается, что Иисус уже перешагнул через смерть. Может быть, для создания философского камня тоже нужно как раз перешагнуть через нее как через "очередное приключение"?
А вообще жду ответов автора. Надеюсь, вы есть у него в комментариях, и он там подробно ответит, интересно.
оффтоп: мне чертовски нравится в песне вот это смешение времен - распятия еще не было, оно уже было, оно происходит прямо сейчас. я не христианка ни разу, но это очень круто и с религиозной, и с художественной точки зрения.
>>очистить кровь в контексте песни для меня звучит безусловной параллелью к покаянию, вероятно, через страдание.
смотрите, если очищение происходит через страдание и покаяние, то где это показано в образе фламмеля? за счёт чего он стал тем, кем стал? где намёки на это? почему очищение и покаяние должно помочь риддлу, где это можно заметить, кроме одной сказанной напрямую и не подкреплённой ничем фразы?
>>Может быть, для создания философского камня тоже нужно как раз перешагнуть через нее как через "очередное приключение"?
вы видели какие-нибудь намёки на это в тексте. если да, то можете как-то показать на них? потому что я - не видел.
asm
нету, увы :(
У меня тоже были вопросы по Флемелю
На шпильке
ansy
А я думала, что вы - автор текста, а не заявки) это очень в вашем духе

asm, обзор прекрасный. Не со всем согласна, но для меня самое лучшее в тексте - это то, как образ Тома раскрывается через детали. Косвенно, вы абсолютно правильно это подчеркнули
На шпильке
Спасибо, это лестно)) Была бы рада им быть, но увы!)
На шпильке
ansy
Идея сама по себе потрясающая, так что ваша заслуга велика) надеюсь, этот фик выиграет
На шпильке
Спасибо...
Да уж видно, что выиграет :/
"ansy
А я думала, что вы - автор текста, а не заявки) это очень в вашем духе"
то есть в комментарии к тексту вы не смотрите? ну ок...
>>Не со всем согласна
ну... дополняйте, возражайте, поясняйте - интересно жи:))
На шпильке
asm
Не видела, да.
Насчёт обожествления Фламеля я полностью согласна с Анси: не могу сейчас подтвердить цитатами, но его сверхчеловечность отчётливо видна в тексте, по крайней мере мне.
И ваш пассаж о великодушии и скупости. Риддл действительно считает великодушием предложить монетку мальчику (и оставить его в живых). Я думаю этот эпизод прекрасно характеризует Риддла, и комичности я тут не вижу.
Это все чистая имха, не претендую на разбор и не прошу ни с чем соглашаться
Просто мое мнение для автора, он ведь, наверное, это читает)
>>не могу сейчас подтвердить цитатами
весь диалог с фламмелем я скопировал в обзор. специально для того, чтобы показать, откуда взялась моя позиция, и для того, чтобы кто угодно мог возразить по вот этому куску и указать, где в нём то, чего я не заметил.
>>Риддл действительно считает великодушием предложить монетку мальчику (и оставить его в живых). Я думаю этот эпизод прекрасно характеризует Риддла, и комичности я тут не вижу.
это и называется скупостью, когда герой считает великодушием то, что по факту является едва ли плевком в лицо (и спойлер: за таким человеком вряд ли пойдут даже самые отмороженные магглофобы), и это как раз смотрится довольно комично - полное несоответствие того, как это выглядит снаружи, и как представляется изнутри. ну... либо это непонимание реалий маггловского мира, что не представляется возможным для человека только-только из приюта.
На шпильке
asm
Но разве то, что он открыл для себя секрет всего сущего,познал истину так сказать, не делает его подобным богу?
Тут не в диалоге дело, а в том, как его видит Том. Сначала он для него просто старик, который, который растрачивает свою вечность, а потом "ощущаю себя той мелкой осой, так противно жужжащей под ухом."

Великодушие вообще не в том, что он деньги предложил. А в том, что сам будущий тёмный лорд (а он уже считал себя выше других) снизошёл до того, чтобы милостиво отнестись к какому-то мальчишке и не прогнать его. УПСы в будущем полностью разделят эту точку зрения: их повелитель ничего никому не должен. Его поощрение уже высшее благо
>>Но разве то, что он открыл для себя секрет всего сущего,познал истину так сказать, не делает его подобным богу?
но разве то, что волдеморт умер, а потом вернулся через 14 лет, не делает его подобным богу? а умение летать без палочки, чего никто в каноне больше не делал?
это всё внешние атрибуты, и риддл в этом старике видит мощь. но риддл "ничего не понял", а читатель по каким-то признакам понять должен.
>>Великодушие вообще не в том, что он деньги предложил. А в том, что сам будущий тёмный лорд (а он уже считал себя выше других) снизошёл до того, чтобы милостиво отнестись к какому-то мальчишке и не прогнать его. УПСы в будущем полностью разделят эту точку зрения: их повелитель ничего никому не должен. Его поощрение уже высшее благо
его поощрение как лидера УПС - это сначала потенциальная власть, а потом реальная. пока он там колесил по европе, в британии управляли всем именно его доверенные лица. но чтобы его поощрение вообще стало чем-нибудь ликвидным, он должен вначале кого-нибудь в этом убедить. человек, который показан в этой сцене, не смог бы убедить даже своих однокурсников. это не провальная сцена, но она не работает так, как если бы он был больше приближен к реальности.
Показать полностью
asm
>>либо это непонимание реалий маггловского мира, что не представляется возможным для человека только-только из приюта.
Если под реалиями вы понимаете знание того, являются ли эти деньги нормальными чаевыми, то он ещё и только что приехал в другую страну. И мало знать обменный курс, надо ещё и представлять, что такие-то услуги стоят примерно столько-то, что не всегда вычисляется просто курсом валют.
Однако я тоже этот момент с великодушием не очень поняла, странный он.
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть