↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Vodolei_chik
8 января 2018
Aa Aa
#писательское #размышлизмы #тег_для_скрыта

Не знаю, как отделаться от ощущения, что я пишу фальшиво. За что ни берусь - ориджи, продолжение макси, давно зревшие идеи для миников, сейчас вот заинтересовало несколько заявок на конкурс - хватает лишь на пару предложений, хотя сюжет в голове есть. Кажется, что всё не так и не то, что каждое слово если не заезженное, то неуместное. Когда есть вдохновение, пытаюсь писать быстро, не оглядываясь на то, как это получается, но все равно не могу уйти дальше пары страниц. Возвращаюсь, перечитываю (наверное, зря) и всё - останавливаюсь. Потому что кажется, что какая-то лажа, что это всё было у других. Критикую себя и больше не берусь за клавиатуру какое-то время. Но потом возвращаюсь - тяга писать все равно остается. И всё по новой. Пусть это всего лишь фанфики, но хочется, чтобы они были написаны хорошо.
Кто с таким сталкивался? Как боролись? Что-то мой творческий кризис затянулся...
8 января 2018
17 комментариев
подписка оформлена
Kira Sky
попробуйте не перечитывать пока не допишете
Перечитывайте не сразу после написания. Попробуйте подождать пару дней.
Правило первое: не перечитывайте. Если это невозможно, то перечитывайте только для вдохновения, а не в режиме бетинга. Когда ты пишешь, ты в ситуации, внутри, когда закончил, то должен из неё выйти и посмотреть со стороны, извне (мысль не моя, но инфа - сотка))).
Из этого вытекает правило второе: закончил, закрой и отвлекись, вообще забудь о тексте. Пиши новый, либо займись делами в реале. Потом вернешь и свежим, незамыленным взглядом прочтете. И косяки, и пути их исправления станут ясны, даже если процедуру придется повторить раз десять)))
А ещё лучше помогает бета/гамма или просто человек, с которым можно всё обсудить и узнать его мнение, и попросить совета, но если такого или таких людей нет, то первые два правила вам в помощь)
Шепот_дождя, не помогает, все равно включается режим бетинга. Когда выходишь и смотришь со стороны, тогда и кажется что написал белиберду
ValViolin, это нормально.
ValViolin, +1 к Джин Би. Для этого и нужна бета или гамма, или просто человек с которым вместе можно упороться. Мне помогает, но лишь до определенного предела. Поэтому да, я как маньяк-мазахист: фидбеку, мне фибдеку, любого и побольше!))))
Шепот_дождя понятное дело, бета-гамма это тот человек, который может подать руку, когда она так необходима. Но со своими тараканами все равно разбираться приходится кое-как: написал, пригляделся - фу и так по кругу.
Джин Би это нормально, естественно, но блин.. стремненько
ValViolin
Из "Рассказов о Бабеле" К. Паустовского:
Он достал из стола толстую рукопись, написанную на машинке. В рукописи было не меньше чем двести страниц.
— Знаете, что это?
Я недоумевал. Неужели Бабель написал наконец большую повесть и уберег эту тайну от всех?
Я не мог в это поверить. Все мы знали почти телеграфную краткость его рассказов, сжатых до последнего предела. Мы знали, что рассказ больше чем в десять страниц он считал раздутым и водянистым.
Неужели в этой повести заключено около двухсот страниц густой бабелевской прозы? Не может этого быть?!
Я посмотрел на первую страницу, увидел название «Любка Казак» и удивился еще больше.
— Позвольте, — сказал я, — я слышал, что «Любка Казак» — это маленький рассказ. Еще не напечатанный. Неужели вы сделали из этого рассказа повесть?
Бабель положил руку на рукопись и смотрел на меня смеющимися глазами. В уголках его глаз собрались тонкие морщинки.
— Да, — ответил он и покраснел от смущения. — Это «Любка Казак». Рассказ. В нем не больше пятнадцати страниц. Но здесь все двадцать два варианта этого рассказа, включая и последний. А в общем в рукописи двести страниц.
— Двадцать два варианта? — пробормотал я, ничего не понимая.
— Слушайте! — сказал Бабель, уже сердясь. — Литература не липа! Вот именно! Несколько вариантов одного и того же рассказа! Какой ужас! Может быть, вы думаете, что это излишество! А вот я еще не уверен, что последний вариант можно печатать. Кажется, его можно еще сжать. Такой отбор, дорогой мой, и вызывает самостоятельную силу языка и стиля. Языка и стиля! — повторил он. — Я беру пустяк — анекдот, базарный рассказ — и делаю из него вещь, от которой сам не могу оторваться. Она играет. Она круглая, как морской голыш. Она держится сцеплением отдельных частиц. И сила этого сцепления такова, что ее не разобьет даже молния. Его будут читать, этот рассказ. И будут помнить. Над ним будут смеяться вовсе не потому, что он веселый, а потому, что всегда хочется смеяться при человеческой удаче. Я осмеливаюсь говорить об удаче потому, что здесь, кроме нас, никого нет. Пока я жив, вы никому не разболтаете об этом нашем разговоре. Дайте мне слово. Не моя, конечно, заслуга, что неведомо как в меня, сына мелкого маклера, вселился демон или ангел искусства, называйте как хотите. И я подчиняюсь ему, как раб, как вьючный мул. Я продал ему свою душу и должен писать наилучшим образом. В этом мое счастье или мой крест. Кажется, все-таки крест. Но отберите его у меня — и вместе с ним изо всех моих жил, из моего сердца схлынет вся кровь, и я буду стоить не больше, чем изжеванный окурок. Эта работа делает меня человеком, а не одесским уличным философом. Он помолчал и сказал с новым приступом горечи:
— У меня нет воображения. У меня только жажда обладать им. Помните, у Блока: «Я вижу берег очарованный и очарованную даль». Блок дошел до этого берега, а мне до него не дойти. Я вижу этот берег невыносимо далеко. У меня слишком трезвый ум. Но спасибо хоть за то, что судьба вложила мне в сердце жажду этой очарованной дали. Я работаю из последних сил, делаю все, что могу, потому что хочу присутствовать на празднике богов и боюсь, чтобы меня не выгнали оттуда.
Слеза блестела за выпуклыми стеклами его очков. Он снял очки и вытер глаза рукавом заштопанного серенького пиджака.
— Я не выбирал себе национальности, — неожиданно сказал он прерывающимся голосом. — Я еврей, жид. Временами мне кажется, что я могу понять все. Но одного я никогда не пойму — причину той черной подлости, которую так скучно зовут антисемитизмом.
Он замолчал. Я тоже молчал и ждал, пока он успокоится и у него перестанут дрожать руки.
— Еще в детстве во время еврейского погрома я уцелел, но моему голубю оторвали голову. Зачем?.. Лишь бы не вошла Евгения Борисовна, — сказал он вполголоса. — Закройте тихонечко дверь на крючок. Она боится таких разговоров и может плакать потом до утра. Ей кажется, что я очень одинокий человек. А может быть, это и действительно так?
Что я мог ответить ему? Я молчал.
Так вот, — сказал Бабель, близоруко наклонившись над рукописью. — Я работаю как мул. Но я не жалуюсь. Я сам выбрал себе это каторжное дело. Я как галерник, прикованный на всю жизнь к веслу и полюбивший это весло. Со всеми его мелочами, даже с каждым тонким, как нитка, слоем древесины, отполированной его собственными ладонями. От многолетнего соприкосновения с человеческой кожей самое грубое дерево приобретает благородный Цвет и делается похожим на слоновую кость. Вот так же и наши слова, так же и русский язык. К нему нужно приложить теплую ладонь, и он превращается в живую драгоценность.
Но давайте говорить по порядку. Когда я в первый раз записываю какой-нибудь рассказ, то рукопись у меня выглядит отвратительно, просто ужасно! Это — собрание нескольких более или менее удачных кусков, связанных между собой скучнейшими служебными связями, так называемыми «мостами», своего рода грязными веревками. Можете прочесть первый вариант «Любки Казак» и убедитесь в том, что это беспомощное и беззубое вяканье, неумелое нагромождение слов.
Но тут-то и начинается работа. Здесь ее исток. Я проверяю фразу за фразой, и не единожды, а по нескольку раз. Прежде всего я выбрасываю из фразы все лишние слова. Нужен острый глаз, потому что язык ловко прячет свой мусор, повторения, синонимы, просто бессмыслицы и все время как будто старается нас перехитрить.
Когда эта работа окончена, я переписываю рукопись на машинке (так виднее текст). Потом я даю ей два-три дня полежать — если у меня хватит на это терпения — и снова проверяю фразу за фразой, слово за словом. И обязательно нахожу еще какое-то количество пропущенной лебеды и крапивы. Так, каждый раз наново переписывая текст, я работаю до тех пор, пока при самой зверской придирчивости не могу уже увидеть в рукописи ни одной крупинки грязи.
Но это еще не все. Погодите! Когда мусор выброшен, я проверяю свежесть и точность всех образов, сравнений, метафор. Если нет точного сравнения, то лучше не брать никакого. Пусть существительное живет само по себе в своей простоте.
Сравнение должно быть точным, как логарифмическая линейка, и естественным, как запах укропа. Да, я забыл, что, прежде чем выбрасывать словесный мусор, я разбиваю текст на легкие фразы. Побольше точек! Это правило я вписал бы в правительственный закон для писателей. Каждая фраза — одна мысль, один образ, не больше. Поэтому не бойтесь точек. Я пишу, может быть, слишком короткой фразой. Отчасти потому, что у меня застарелая астма. Я не могу говорить длинно. У меня на это не хватает дыхания. Чем больше длинных фраз, тем тяжелее одышка.
Я стараюсь изгнать из рукописи почти все причастия и деепричастия и оставляю только самые необходимые. Причастия делают речь угловатой, громоздкой и разрушают мелодию языка. Они скрежещут, как будто танки переваливают на своих гусеницах через каменный завал. Три причастия в одной фразе — это убиение языка. Все эти «преподносящий», «добывающий», «сосредоточивающийся» и так далее и тому подобное. Деепричастие все же легче, чем причастие. Иногда оно сообщает языку даже некоторую крылатость. Но злоупотребление им делает язык бескостным, мяукающим. Я считаю, что существительное требует только одного прилагательного, самого отобранного. Два прилагательных к одному существительному может позволить себе только гений.
Все абзацы и вся пунктуация должны быть сделаны правильно, но с точки зрения наибольшего воздействия текста на читателя, а не по мертвому катехизису. Особенно великолепен абзац. Он позволяет спокойно менять ритмы и часто, как вспышка молнии, открывает знакомое нам зрелище в совершенно неожиданном виде. Есть хорошие писатели, но они расставляют абзацы и знаки препинания кое-как. Поэтому, несмотря на высокое качество их прозы, на ней лежит муть спешки и небрежности. Такая проза бывала у Андрея Соболя да и у самого Куприна.
Линия в прозе должна быть проведена твердо и чисто, как на гравюре.
Вас запугали варианты «Любки Казак». Все эти варианты — прополка, вытягивание рассказа в одну нитку. И вот получается так, что между первым и последним вариантами такая же разница, как между засаленной оберточной бумагой и «Первой весной» Боттичелли.
— Действительно каторжная работа, — сказал я. — Двадцать раз подумаешь, прежде чем решишься стать писателем.
— А главное, — сказал Бабель, — заключается в том, чтобы во время этой каторжной работы не умертвить текст. Иначе вся работа пойдет насмарку, превратится черт знает во что! Тут нужно ходить как по канату.
Показать полностью
Ну, Бабель это, конечно, еще тот перец. Можно себя так не загонять, в конце концов можно же выработать некое чувство стиля, чтобы не делать 22 варианта рассказа. Но выработать его придется через вот такой упорный труд.
Я лично так не могу - максимум раз переписываю. А то и вообще частями. А надо бы вот как Бабель, тогда наверное и в любое издательство можно нести рукопись.
Так что когда будет стремно, вспомните о Бабеле.
ValViolin, если тараканы таковы, что вызывают отвращение, это надо либо к психологу, либо писать, писать, писать, плюс... ну бесконечно расти короче, чтобы тараканов в тексте было 1. меньше, 2. было что-нибудь интересное другим (тараканы не в счет) 3. интересное было хорошо написано.
Джин Би, не обязательно как Бабель, можно стараться писать сразу без воды. Каждое слово в тексте должно работать либо на сюжет, либо на атмосферу, либо на что-то ещё. Вот ваша цель, а каким путем вы к ней придете, это дело ваше. Каждый выбирает по себе, как говорится.
Лично мне интересны мои тараканы и пофигу на публикацию. Я хочу хорошо и красиво писать то, что хочется писать, дальше мое честолюбие не распространяеться)))) Ведь хорошо написанный текст подразумевает под собой и лайки, и интересные комментарии, и дискуссии под ним)
Шепот_дождя, вот и я говорю, что Бабель перебирал. А может он отсутствие таланта компенсировал упорством. Это хороший пример для тех, у кого опускаются руки после прочтения своего черновика.
Джин Би, да, согласна. Без труда, без должного приложения усилий ничего не получится. А если вообще каким-нибудь запредельным вершиной грезишь, то тут в свою очередь надо знать, к чему ты сам по себе, по природе своей приспособлен больше всего, а то может статься, что ты ломишь в закрытую дверь, когда на твой собственный, персональный Эверест, карабкается кто-то другой, пыхтит и материт и себя, и тех, кто его в это втянул))))
Спасибо всем за комментарии и мнения, постараюсь все же пересилить себя и не перечитывать сразу же каждое написанное предложение)
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть