↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
flamarina
7 мая 2018
Aa Aa
От "Тараса Бульбы" до "Эквилибриума"
или обратная сторона "силы любви"

В зарубежной литературе и кино (да и в наших порой) как-то по умолчанию принято, что предать страну, работу, религию и т.п. ради женщины - понятно, объяснимо, а также обычно правильно и почётно.
Мол, раньше наш несчастный, изнемогая под гнётом идеологии и недотр*ха, служил тёмным силам и не ведал этого в своей наивности. Но потом появилась Она, красивая и смелая, как революционная черешня, - и он прозрел и уверовал.
Остальное не важно.
Главное - "сила любви".
В бытность мою студенткой, мне довелось слушать курс "Философия в западноевропейской литературе", где лектора вечно сносило с Гёте и Новалиса на Достоевского и Гоголя. И вот он, представьте, с большой горячностью и воодушевлением доказывал, что подлинный трагический герой, единственно отвечающий канонам романтизма, на страницах "Тараса Бульбы" - это Андрей.
Что помер он из-за неземной любви своей к полячке, с которой его объединяла общность культуры, стоящая выше нации. Но прекрасный их союз был подло растоптан низменным и подлым почвенничеством, декларирующим вечное право собственности на своих сыновей ("я тебя породил, я тебя и убью", если кто не понял).
На законный вопрос "а почему, собственно, наш любвеобильный Андрюша не мог просто сбежать со своей полячкой, без того, чтобы своим бывшим товарищам пакостить?" - лектор смущённо отмалчивался. Ну как же: романтика!

Как вы понимаете, сказанное можно отнести не только к замятинскому "Мы" (и повторяющему его "Эквилибриуму"), но и, допустим, к ГП, где Снейп через любовь "исправляется": в смысле - перестаёт играть против Ордена Феникса и начинает играть против Пожирателей.
Характерно, что когда в фиках про "тёмную сторону" пытаются слегка оправдать Барти Крауча-Младшего, то ему обычно приписывают роман с Беллатрисой.
Ах, любовь обеляет...

В "Мастере и Маргарите", собственно, Мастера вообще не спрашивают, чего он там хочет. "Придётся вам, милый, жить с ведьмой". Переходи на сторону тьмы, у нас есть золотые подковы и нетленные рукописи под сенью канделябров. Его выбор между, гхм, светом и тьмой совершается по умолчанию и не предполагается, что он издаст хотя бы робкий писк "Я не хочу!"
Впрочем, чёрт с ним, с Мастером. Он играет на свою душу и только на свою. Это печально, но честно.

А вот насколько, вообще говоря, может быть "светел и чист" человек, предающий то, чему поклялся служить?
Безотносительно: светлому, тёмному, красному или полусладкому. Пусть даже его бывшие коллеги психи, негодяи и садисты, которые бьют детей и свежуют котиков.
Предающий - не в смысле разуверившийся и решивший завязать (это нормально), а в смысле активно продолжающий делать вид, что он с ними, а сам сливающий инсайдерскую информацию вагонами.
Вы скажете - "разведчики же так делают". Но разведчик внедряется в логово врага снаружи, используя все свои таланты обмана и хитрости, чтобы сойти за того, кем он не является. Он постоянно рискует, он выращивает себе целую вторую личность - и всё для того, чтобы обмануть пристальное око противной стороны.
Перекованный же с орала на меч наш прозревший товарищ - своего рода "троянский конь", пирожок с сюрпризом. Ему не надо было лгать или выворачиваться: он действительно всерьёз верил в то, что говорил. Ему не надо было "сходить за своего" - он и так был своим. Таким образом, не обладая никакими особенными данными, он получает халявный капитал особой важности, который он, разумеется, сразу же употребляет на завоевание "дамы сердца", либо мести за "даму сердца".
Разница невелика, ибо почему-то ритуально считается, что раз уж ты за кого-то мстишь, значит, имеешь право. Значит, ты этим "кем-то" обладаешь: эдакая должность "музы поэта", только шиворот-навыворот.

Конечно, теперь его жизнь не так безоблачна, как прежде. Но всё равно: лучше и значимей его этот переход не делает, как привязанный к попе веер не делает курицу павлином. Всё равно большая часть его "полезности" - не личная заслуга, а следствие троянского положения. А уж сугубо романтическая мотивация и вовсе сводит львиную долю "прозрения" на ноль - невелика доблесть стать "душечкой" и перенять через постель (или мечты о ней) ценности, которые от лица другого пола и/или степени фактурности тебе были бы нафиг не нужны.

Подлинная цена "силы любви", показанная с другой стороны, повстречалась мне, пожалуй, только в одном произведении: "Клеопатра" Генри Райдера Хаггарда. Жил себе истинный потомок фараонов, поставили его во главе заговора с целью устранить Клеопатру и вернуть на трон Египта "правильную династию". И вот, заговор готов, он с помощью своих друзей-товарищей втирается Клеопатре в доверие на позиции её штатного астролога, осталось всего ничего - прийти и заколоть девицу кинжалом.
А дальше как в том анекдоте про ведьму: "Но она же красивая".
Сопли, слюни "нетянемогуэтосделать"... - и она умудряется его перехитрить. Заговор загнулся, зато у него теперь роман с Клеопатрой больше, чем она одну ночь.
Просто сказать, ещё легче сделать, особенно если ты, см. выше, охренел от идеологии и недотр*xa. Однако последствия - это как бы раскрытие всего заговора по всему Египту. Это сотни и тысячи казнённых, пытаемых или, как минимум, попавших под конфискацию.
А эти люди ему верили.
Да, они были заговорщиками. С точки зрения осколков империи Александра Македонского - так вообще "сепаратистами" и "националистами" ("Египет для египтян" и "Греки - утопитесь в болоте"). Но они ему доверяли. No matter, хороши они или плохи, герой в такой ситуации уж точно не хорош. Хочешь понять и переосмыслить - клади на это только свою собственную жизнь. Ничью больше.

p.s. А ведь занятно, что, воспитанный на таких литературе и кино товарищ - практически готовая добыча для классической "коварной русской шпионки"....

#Статьи #Размышления #про_литературу #про_кино
7 мая 2018
20 комментариев из 38
Но, строго говоря, я не знаю идеального способа, как дать человеку власть и быть уверенным, что он не станет считать ее полностью своей.
А пропаганда всегда будет - наша, ваша, ихняя - любая. Можно только выбрать, с какой стороны больше нравится смотреть.
miledinecromant
С Мастером я говорю не об обществе. А о, скажем так, душе. Он выбирает не только между психушкой и жизнью с Маргаритой чёрт знает где: он выбирает между двумя судьбами своей души: грубо говоря, в аду ей быть или в раю. Тем паче, что в существовании "того мира" он только что уверился самым непосредственным образом (даже если раньше и был скептиком, а им он вряд ли был, иначе как бы роман-то написал?).

В том и прикол, что, как и отмечает ниже кусь, он хочет не выбрать между новыми связями и старыми связями - он хочет сохранить старые связи и ништяки, но, в то же время, приобрести за их счёт новые.
Это как, знаете, ещё один сюжет.... католический священник и его неземная страсть. Казалось бы - любишь так, уходи с поста священника, ты обещал целибатничать (хоть оно и глупо). Но! Он больше ничего не умеет. А церковь его кормит и поит, уйдя он уйдёт с голым задом. Вот он и остаётся, грешит потихоньку и рассуждает о великой любви....

... и мы приходим к тому, с чего начинали: что, мол, вся ответственность на девушке, ибо мужские персонажи телкИ несмышлёные....
Это как в фэнтези: девчушка возвращается в свой изначальный мир (хотя её просят остаться), а мальчик - остаётся в том мире, где девочка. Ну или уходит, но всё равно туда возвращается. И это знаменитое "Tell me, what should I do?"
Показать полностью
uncle Crassius
Что очевидно. Но романтизм принимает разные формы. Вон, у Гёте он чуть по-другому представлен....

Savakka
Он подсказывал им, как казаки организуют битву, какова их стратегия, чего ожидать и проч.

А где легко и безопасно? Но сам он в город пробирался ни раз и не два, и подкрепление польское приходило.

Хэлен
Ну вот да: как им вообще верят - это отдельный вопрос.
Не, из бывшего предателя и труса можно кое-что наковать со временем (блин, любой почти "учитель" из фэнтези - это чувак, который ПОЧЕМУ-ТО остался жив, когда остальные полегли... и не надо мне тут про "разминулся") - но это задача со звёздочкой...
кусь
Ага, именно что штамп и именно что подают как положительного...

Но, что странно, предать ради женщины даже из "плохих" - считается глупо и наивно, но логично: вот как с этим телком из "Клеопатры": да, типа, он пал, но ведь Клеопатра же!
flamarina
Так это как раз понятно: хочешь оправлать в чьих-то глазах мотивацию гг - покажи плюшки, ради которых он идет на нехороший поступок. У каждого встречного-поперечного не было в постеле Клеопатры, а вот убеждения... ну, это каждый может принять - какие угодно.
кусь
Дык, когда он предавал, у него тоже ещё не было Клеопатры в постели! Только, так сказать, возможность Клеопатры )))
flamarina
Так я про ценность Клеопатры для читателя =} Почему так любят объяснять смену стороны красоткой в постеле.
miledinecromant Онлайн
flamarina
Мы всё таки говорим с вам на разных языках.
Если мы вернёмся к Мастеру - вы говорите он выбирает между судьбами своей души. Но, на мой взгляд, всё таки он выбирает между психушкой и не психушкой (о рае и аде речь пока не идёт). Потому что ад и рай даже для него понятия всё-таки условно абстрактные. Если Маргарита хотя бы на балу поприсутствовала - то Мастера забрали из палаты, и по желанию Марго (которая делала выбор) они оказались не в раю, не в аду, а в его квартирке. Без оглядки на какую либо посмертную перспективу - для них она чисто по-человечески несущественна. Да и в принципе без оглядки на перспективу. Потому что её нет.

А затем вы помянули священника. Но почему-то рассматриваете исключительно некоего приспособленца, который больше ничего не умеет. И для меня это странно, потому что я общаюсь с людьми в этой среде и у многих за плечами и образование и достойная профессия.
Но если мы возьмём даже абстрактного средневекового священника - как правило это хотя бы грамотный человек.

И далее вы говорите исключительно о выборе между любовью к женщине и тёплым местом с плюшками. Но почему-то забываете например о вере (да, она бывает) о любви к богу.
И снова речь идёт о выборе. Иногда правильном, иногда неправильном. Потому что свобода выбора - это то, чем наделён человек, и есть такая штука, как покаянии и отпущении грехов.

Я еще раз пытаюсь сказать, что нельзя мерить всех одной мерой и чесать под одну гребёнку. Даже если мы говорим об уголовном преступлении - обычно важен не только сам факт, но и сопутствующие обстоятельства, которые могу как усугубить вину, так и смягчить, а то и вовсе позволить человеку уйти из зала суда невиновным.
Предатель предателю рознь, как вор вору и убийца убийце.
Показать полностью
miledinecromant
Мастер ещё в психушке, со слов Ивана Бездомного начал подозревать, что Сатана существует. И охотно в это поверил - то есть признал и согласился сразу, даже запрыгал по палате в ажитации. И... вот скажите честно - зачем в атеистической стране писать теологический роман, ежели совсем-совсем не верить, мм?

Если он что-то другое умеет, то, как бы, способен решить, что для него важнее: верность обетам или верность женщине. Конфликт возникает у тех, кто действительно не знает, а что же дальше. Это даже в классике очень ярко и выпукло показано....
Что, прямо с католическими?

Ежели любовь к богу так сильна, что заставила человека пойти на целибат, то человек должен понимать, что от бога он свой "проступок" не спрячет. А жить двойной жизнью (ещё раз повторяю - не выбрать уйти или остаться, а жить ДВОЙНОЙ ЖИЗНЬЮ): предаваться сексуальным утехам, но в то же время считать себя католическим священником (и это мы ещё пока в секторе Гета, не слэша) - это позиция чисто социальная. В плане веры здесь всё уже решено. Предательство свершилось.

И нет, двойную жизнь простить нельзя, именно потому, что кто выбирает две НЕСОВМЕСТИМЫЕ позиции, тот не верит искренне НИ В ОДНУ.
Показать полностью
кусь
потому что среднестатистический герой подобных историй - тот, кому при других обстоятельствах красотка бы не обломилась....
И единственный способ её впечатлить - принести чью-нибудь голову на блюде, но опять же - не в честном бою добытую...
miledinecromant Онлайн
flamarina
Да, прямо с католическими - и курсы катехизации для общего развития в анамнезе. :-)
А еще у меня есть родственники-старообрядцы, к слову ;-)

У нас очень хороший католический приход и очень интересные и разные люди.
Для меня стало большим потрясением насколько вообще различаются подходы ко взаимодействию с людьми и атмосфера в целом. Самым большим шоком были польские монашки, которые совершали велопробег по просторам нашей родины. И которым все дружно искали нужные запчасти всем миром.

Вы знаете, слеш, гет, мне кажется некорректным ограничивать гендер привязанности (если она в рамках УК). Так же как и нельзя забывать о раскаянии, покаянии и искуплении. Отвергать временные слабости человека. Но дискуссия у нас с вами не выходит - потому что вы жестко стоите на достаточно категоричной и жесткой позиции, на мой взгляд, в то время как я не могу поставить жесткие и незыблемые идеалы во главу угла - так как это это не всегда и не везде не работает.

Я не считаю Снейпа говном, потому что он предатель, я считаю что он стал предателем исходя из несовершенства и сложности характера - и в организацию он попал не потому что разделял какие-то идеалы, а от истерической дурости. И говном его делает не факт предательства, а неспособность и нежелание привести свою жизнь в относительный порядок и не изливать на окружающих своим моральные травмы. Перерасти их.

И я думаю стоит всё-таки различать предательство ради предательства, предательство ради наживы, предательство во спасение, и ситуация, когда человек помимо воли оказывается перед выбором, в котором ему приходится выбирать, какую из сторон предать. Конечно всегда можно выбрать смерть вместо бесчестья - но часто это не вариант. И я снова повторюсь - другой вариант "уйти в закат", выйти из самой ситуации, есть не всегда и не у всех.

Давайте останемся каждый при своём мнении :-)
Показать полностью
miledinecromant
А. Это очень хорошо, а то некоторые под православие всё чешут ))) А потом сильно удивляются, сколько всяких отличий бывает =)

Дык... понимаете... лично я не выступала бы даже против секса с дикобразом, если бы у дикобраза можно было заручиться согласием.
Но как бэ в Библии указано, что с мужчиной - это не просто грех, а вообще кошмар какой грех. С женщиной - ну, простительная слабость, ладно.
И тут снова вопрос: ОК, ты человек современный, считаешь, что гендер любви не преграда. Но твой бог, судя по всему, считает иначе - вон, в книгах записано, ты эти книги читал и соглашался. Так реши: то ли с богом не согласен, то ли со своим телом. Но говорить "вы что, я по-прежнему крутой священник, просто потрахиваю иногда мужчин"... эм. Противоречие.
Как ты можешь толковать писание в сложных и неясных моментах, если не согласен с тем, что там описано просто, ясно, грубо и недвусмысленно?

Снова же говорю и повторяю: прекрасно, если человек что-то для себя переосмыслил. Непонятно, если он пытается на берёзу залезть и попу не ободрать. То есть понятно. Но не здОрово.
Это мышление подростка. Я такой сильный и самостоятельный, мама не лезь в мои дела, но мама дай денег. Но в дела не лезь.
Ну не бывает так. Права и обязанности - это неразделимые части социальной роли. Чем больше одних, тем больше других. Иначе коррупция, рабство и двуличие.

Различать можно мотивацию. Но последствия всё равно будут одни и те же.
Предательство ради спасения - это, гхм... по-своему благородно, потому что человек ставит крест на своей личности и репутации ради кого-то.
Но именно потому, что предательство в такой ситуации ОСТАЁТСЯ и никуда не девается!

А если это изначально игра, рассчитанная на самооправдание.... То даже этого благородства в ситуации не остаётся.
Недаром у фразы "цель оправдывает средства" такая дурная репутация.
==========

Ещё раз одной строкой - я верю в любой свободный выбор.
Но я не считаю, что за него должны платить другие. Хоть умные и добрые, хоть злые и отвратительные - но ДОВЕРЯВШИЕ.
Кажется, предательство доверившегося - один из нижних кругов Ада по версии Данте? Я бы согласилась.
Показать полностью
miledinecromant Онлайн
flamarina
Я придерживаюсь синкретических убеждений и верю в буддийский ад :-)

А про убеждения - можно верить и не понимать. И это одна из самых частых причин кризиса веры. Причем не только веры в бога, но веры во что угодно в принципе.

У фразы цель оправдывает средства дурная репутация, но почему-то размышлять над этим вопросом и искать для себя верный ответ приходится каждый раз в каждой конкретной ситуации и ответ редко бывает одинаков.

И вот вспомнилась мне кстати "Маленькая хозяйка большого дома" Джека Лондона. Когда Паола оказалась перед выбором, который физически не могла сделать, потому что в одном случае она бы предала мужа и друга, а в другом саму себя. И она нашла единственный казавшийся её правильным выход. Но стоило ли оно того? И чем обернулось её решение для тех, кто её любил? Не знаю.
miledinecromant
Да, в старушку Землю сложно не верить =))))

Психолог во мне слегка позанудствует и скажет, что чаще бывает обратное: понимать, но не верить.... Но не суть.
+++++++
Ну вот знаете, я в детстве ревела, конечно, от судьбы Паолы. Ну а что было бы лучше, если бы она закрутила роман с другом мужа?
Извините за пафос, но так она умерла собой, а иначе бы... выжила, но уже как некто, к ней не имеющий отношения.

Ложь во спасение, погуляла бы и вернулась, а муж бы и не знал? Хм... ну не было бы у них прежних отношений, имхо.
miledinecromant Онлайн
flamarina
И я тоже ревела, а затем ругалась сильно.

Да пусть бы и потрахались. Может быть бы и наваждение прошло. Или нет и она бы ушла от мужа. Но зато все остались бы живы, и даже если бы они разбежались потом или просто жили отдельно - у них могло бы быть множество шансов на нормальную жизнь (все описаны людьми довольно достойными и мне слабо верится в безобразный развод с дележом имущества до последней ложечки).

Но идеалы и пафос дали нам в результате один труп любимой жены (и любимой женщины)
И двух травмированных людей - каждый из которых будет винить себя (в меру информированности). Один из которых только недавно смог пережить предыдущую травму от потери жены и влюбиться.

Они конечно смогут это скорее всего пережить (если смогут) - но ад на который она их обрекла - стоил ли он вот этого "зато осталась собой"?

Я не могу дать однозначного ответа.
miledinecromant
Напомните, они там её подталкивали принять решение или нет?
Впрочем, ладно...

Видите ли, это работает только тогда, когда проблема именно в "потрахаться". А так бывает редко.
С точки зрения жизненно-философской, даже если бы "не понравилось" - это не решило бы ситуацию. Только добавило бы к ней разочарование и самообвинение. Лишило бы жизнь сказки.

Хотя Паола с какой-то точки зрения - оборотная сторона Норы из "Кукольного дома". Её жизнь остро завязана на семейное благополучие. Не материально (хотя и это тоже), но фактически. Вне семьи, вне своей роли жены и хозяйки она - несмотря на всю свою огромную энергию, интеллект и предприимчивость - никто.
Маленькая женщина, маленькая, игрушечная хозяйка.

Поэтому выбор между двумя мужчинами здесь - и не выбор вовсе. А иллюзия выбора, которая существует только пока он не сделан.
Это мгновение свободы между двумя берегами обязанностей.
И самоубийство здесь - не от невозможности сделать выбор, а от желания задержаться в вечном мгновении свободы.

Имхо.
flamarina
Он подсказывал им, как казаки организуют битву, какова их стратегия, чего ожидать и проч.

многого не помню и этого тоже (а сами поляки ещё не поняли, там же долго осада шла), но изначально Вы вроде писали про ситуацию, когда человеку по прежнему доверяют, а он в это время уже на их врагов работает, тут вроде не тот случай (хотя записку отцу можно было написать, Тарас волновался)(наверно основное для меня всё же то, что казаки не правы в конфликте (особенно Тарас) и Андрей выглядит честным перебежчиком)

А где легко и безопасно?
это понятно, но в осажденном городе, где уже очень сильный голод (насколько помню, полячке запретили есть больше двух кусков хлеба, чтобы плохо не стало, может конечно это было разыграно, но вряд ли, т.к. об этом автор не упоминает, по остальному не похоже) точно нет и если отец не отправил её оттуда, значит считал, что выбираться ещё опасней и вряд ли Андрей сделал бы такое путешествие более безопасным (а кстати отец мог считать прямо обратное, это полячка Андрею верила (кстати имя-то у неё есть?), а вот оснований доверять ему у её отца похоже нет (получается что она ему очень верила - показала ход, не помню она остальным-то сказала, что он придет (т.е убили бы его если бы он не решил остаться, или отпустили в надежде что он про ход казакам не расскажет?)))
Но сам он в город пробирался ни раз и не два, и подкрепление польское приходило.
может я какую-то урезанную версию читала, но по-моему один раз пришел, поговорил с ней и остался. ну а подкрепление, это большой отряд обученных военных, а не девушка с несколькими (сколько бы отец ей мог выделить людей без ущерба для обороны)
Показать полностью
Savakka
Точную судьбу Андрея Тарас установил уже по факту встречи с ним лицом к лицу.

Что касаемо девушки, то много ли надо тогдашней барышне, чтобы плохо себя почувствовать? На секундочку, тогда некоторые умирали, попав под дождь и вымокнув...

И, если честно, не пойму, что это меняет.
Adelaidetweetie Онлайн
miledinecromant
Kak vsegda, priyatno chitat' vashi kommentarii, i kak obychno, ya s vami soglasna :)
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть