↓
 ↑
flamarina
8 июня в 18:21
Aa Aa
Картинки ссылками
Холодные книги

Знаете этот "дивный" момент, когда отопление уже отключили (ещё не включили), но температура в квартире ещё бесконечно далека от комфортной?
О да, вы пушисты свитером и носками, вы бесконечно ванильны горячим чаем/кофе/какао и укутаны в плед до самых ушей, но стоит хотя бы часа два просидеть на месте - и ничего уже не спасает. Холод медленно, но верно пробирается сквозь все преграды, очевидно, храня наивную надежду добраться до сердца.
Плед порождает паранойю: вроде бы тепло, вроде бы все люки задраены, но... струйка прохладного воздуха навязчиво пробегает по ногам и ты охлопываешь себя в поисках предательского разрыва в линии обороны.
Душ спасает, но не поселишься же в душе (хотя мысль заманчивая), а уже на коврике, вытираясь, понимаешь, что тебе снова холодно.
День проходит незаметно.
Два дня порождают тревогу.
На третий постепенно звереешь и начинаешь понимать истинную причину крестовых походов: ребятам хотелось туда, где потеплее. Впрочем, зимой и при отсутствии отопления в принципе... см. первый абзац.

Так вот. Есть книги - и среди них много классики, таких солидных серьёзных "кирпичей" с пометкой "знаковое", "культовое" и "это должен прочитать каждый образованный человек" - от которых остаётся такое же ощущение.
Они не написаны "плохо" - упаси Мельпомена и остальные причастные. Они написаны ровно, качественно и достоверно. Их не случайно причислили к классикам, не в пароксизме оригинальности, или политкорректности, или моды.
Их, возможно, действительно необходимо прочитать, чтобы разделить с другими заключённые там культурные коды.
Но читать их неуловимо неприятно. Этот скепсис и еле уловимый душок всеохватной дисфории, разлитый по безветренному ландшафту под небом, на котором не увидишь звёзд. Все предметы выставлены в фокус, на всём голый свет лампы без абажура, тени так остры, что ими можно порезаться.
Математически выверенный, насквозь рациональный мир. Рациональный, даже когда повествует о страстях.
И эта энтропия эмоций, от которых - будто следы кораблекрушения на берегу - остаются только бесформенные, деформированные обломки, да и те - только самые тяжёлые и грубые, не развеянные сквозняком безразличия - эта энтропия знает только два чувства: брезгливости и раздражения.
Случайность и безличность, как будто люди - лишь горстка камней, вращающихся во вселенной под действием гравитации - и в итоге беспомощность, хотя вряд ли хоть где-то она будет названа по имени.

Говорят, что с возрастом "серьёзные" и "классические" книги рано или поздно начинает любить и понимать каждый.
Но мне отчего-то становится страшно от мысли, что их можно не просто читать и изучать, а искренне любить, симпатизировать, защищать жарко и неистово, споря до потери пульса, что, дескать, вы не понимаете....
Мне кажется, должно умереть что-то наивное и по-своему ценное в человеке (умереть или никогда не существовать), чтобы он предпочёл пусть и "полупопсовым", но живым и тёплым книгам выверенные миры бытования без симпатии и гравитации без эмоций.

#про_литературу #Размышления #Статьи
8 июня в 18:21
20 комментариев из 50 (показать все)

Онлайн
DAOS
О да, я только после его лекций по русской литературе начала Гоголя понимать.
8 июня в 19:29

sophie-jenkins
*теперь обиделась за Маяковского*

"И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит -
чтоб обязательно была звезда! -
клянется -
не перенесет эту беззвездную муку!"

Шедевр, нет?
8 июня в 19:32

flamarina
чо, по всему городу холодно?
блин, а обогреватели?))))))
8 июня в 19:32

KNS
Что Быков "ничего не понял" меня не удивляет =))))
А "Приглашение" для меня вообще такая книжка.... Про неё хорошо рассказывать. Вот долго, и вкусно, и с аллюзиями, и с кусочками белого стиха, который туда вкраплен, и с "зеркальными" метафорами, и с самой темой "непрозрачности" (охрененно своевременно же - в наш век деанонимизации).
"Уединение в комнате с глазком подобно дырявой лодке".
Долго можно трепаться и увлечённо. Но читаешь и противно сразу за всех (имхо, имхо, имхо).

sophie-jenkins
Ну вот надо же! Как здорово. И вы тоже читали.

Из Горького я как-то мимо прошла всех этих Данко и Старух Изергиль (хотя из Изергиль тоже знаю одну цитату: "встреча с теми, кого когда-то любил - это как встреча с покойниками"). И только "На дне" читала и да - тихий ужас.

Daylis Dervent
Хех, а я Белую гвардию не люблю )))) И Багровый остров.
В остальном: МиМ, Собачье сердце, Роковые яйца, Записки врача - всё чудесно.

=========

Скоро из нас можно будет сконструировать симпатичное семантическое поле =))
Показать полностью
8 июня в 19:33

Константин_НеЦиолковский
Пользы от этих чёртовых обогревателей.... В трёх шагах уже холодно.
Вообще я не люблю все эти активные тренинговые игрища на природе, ибо групповые тренинги личностного роста - не про это и совсем. Но весной и осенью не отказалась бы....
8 июня в 19:34

Онлайн
KNS
У меня в школе была учительница, которая очень любила Маяковского и которая по сути смогла-такм объяснить мне, почему он прекрасен. Увы, полюбить его стихи я все равно не смогла. Гумилёв мне как-то ближе.
8 июня в 19:36

flamarina
О, вот "Белую гвардию" терпеть не могу. Кое-как в школе дожевала. Ух, жёсткий и колючий кактус! И Горького тоже с трудом. Разве что "Мать" как-то легко пошла - такой, как сказали бы в 1990-х, "наивняк".
8 июня в 19:37

Маяковский хорош тоже. "чувствует себя всеядной" : хD
Кто действительно пока не слишком идёт, так это Стругацкие. Начинала читать несколько раз, бросала. Недавно прочла "Понедельник... - неплохо, в общем, но немного устарело и вообще далеко не шедевр.
8 июня в 19:39

Онлайн
А у меня и Горький в свое время хорошо пошел. Вот только Мать как-то не того. А у Булгакова я еще очень люблю Бег. И мой любимый персонаж у него - Хлудов. Вот кого хочется откомфортить, но нельзя, на Булгакова мои шаловливые фикрайтерские ручонки не поднимаются )
8 июня в 19:40

Онлайн
DAOS
Мне "Понедельник..." хорошо зашел классе в 8, а тут хотела перечитать - и никак. Не мое.
8 июня в 19:42

Слушайте, из нас ТОЧНО выйдет семантическое поле =))))))

++++++++

Минутка бреда и нелогичности:
А ещё мне нравился малоизвестный поэт-постакмеист Борис Поплавский, хотя мироощущение его лирического героя - как раз то, что вымораживает меня в прозе:

В поздний час среди бульваров звездных
Не ищи, не плачь, не говори,
Слушай дивный голос бесполезный,
К темной, страшной правде припади.

Мир ужасен. Солнце дышит смертью,
Слава губит, и сирени душат.
Все жалейте, никому не верьте,
Сладостно губите ваши души.

Смейся, плачь, целуй больные руки,
Превращайся в камень, лги, кради.
Все здесь только соловьи разлуки,
И всему погибель впереди.

Все здесь только алая усталость,
Темный сон сирени над водой.
В синем небе только пыль и жалость,
Страшный блеск метели неземной.
8 июня в 19:44

Математически выверенный, насквозь рациональный мир. Рациональный, даже когда повествует о страстях.

Как будто это что-то плохое.
8 июня в 20:09

DAOS
*а сейчас обиделась за Стругацких*
8 июня в 21:22

KNS
Попробую почитать что-то другое у них. Может, сейчас уже понравится.
8 июня в 22:02

DAOS
Ой, а попробуйте почитать у них "Повесть о дружбе и недружбе". Вам, как любителю "Дома, в котором...", наверное, понравится. "Гадкие лебеди" тоже туда же.

А ещё ведь есть "Трудно быть богом", "Хищные вещи века", "Обитаемый остров", "Малыш", "Далёкая радуга"... Сколько же всего!
8 июня в 22:06

KNS
Попробуем... Вот собираюсь пока прочесть "Пикник на обочине", им все очень восхищаются)
8 июня в 22:12

DAOS
Чисто моё мнение - Стругацких лучше читать по порядку. Так хорошо видно, что их творчество становилось всё мрачнее и мрачнее, философия всё усложнялась и усложнялась. Начали-то с такой бодрой и захватывающей фантастики - и если начать вместе с ними, дальше всё проще идёт. Это я к тому, что от "Пикника" у многих бывает эффект удара пыльным мешком по голове из-за угла.
8 июня в 22:16

KNS
Ясно. Я тоже наслышана о их мрачности, поэтому начнём с того, что вы советовали)
8 июня в 22:19

Онлайн
flamarina
Стихи прекрасны. А расскажите про семантическое поле?
9 июня в 00:44

Имхо, Пикник на обочине хорош.
И "Экспедиция в преисподню" первые две части - огонь. Третья, правда, тихий ужас, но ее ж можно и не читать.

Daylis Dervent
Метод представления данных, родственный факторному анализу. Позволяет в наглядной форме показать степень близости/дальности или похожести/непохожести понятий в сознании одного человека либо похожести/непохожести разных людей по их представлениям.
В данном случае можно было бы начертить поле близости/дальности вкусов разных фанфиксовцев. Или поле, показывающее, насколько близко стоит любовь/не любовь к тем или иным писателям (так рекомендательные сервисы работают: "вам также может понравится...", "люди, которым понравилось Х также понравилось Y").
9 июня в 01:36
Имя:
Пароль:
 
Войти при помощи:

ПОИСК
ФАНФИКОВ


Активные конкурсы






Поддержи проект рублёмЧтобы Фанфикс рос большим

бесплатный фотохостинг создан специально для пользователей Fanfics.me

Книги жанра ЛитРПГ
Опубликуй свою книгу!

Следи за любыми произведениями с СИ в автоматическом режиме и удобном дизайне

О-о-о-очень длинные истории про Марти Сью и их подружек!

Старейший в рунете архив фанфиков





Закрыть
Закрыть
Закрыть