↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Lados Онлайн
15 июня 2018
Aa Aa
#история
Ещё один слегка раздражающий своей повсеместностью исторический миф - это миф об Офигенных Гетерах.
В наших краях он особо утвердился из-за Ефремова, который как историк и социолог был неплохим палеонтологом. (Проще говоря, он был долбанутым сектантом и долбанутый сектантский идеал так и воспевал всю дорогу, ну да это в сторону.)

А что было в реальности?

В реальности греки относились к женщинам следующим образом: "Если бы наши кони могли рожать нам законных детей, нужды в этих созданиях не было бы". Но кони не могли, так что приходилось смиряться и преодолевая отвращение тыкать членом в нечто, стоящее несколько ниже умного животного. Одна проблема: природа. Природа неудержимо влекла некоторую часть греческого населения в сторону гетеросекса.
Но заниматься сексом с жёнами было немыслимо, жена - это что-то совершенно отдельное, это для рождения детей. Значит, нужна была категория женщин, которые нужны для секса.

Сначала эту позицию заняли рабыни-наложницы. Но опять же, в глазах хозяев они были где-то на уровне секс-кукол. А хотелось-то с человеком. Так и появились различные гетеры, авлетриды, танцовщицы и прочие и прочие, занимающие по сути нишу третьего пола: не женщины, потому что не рожают, но и не мужчины, потому что не имеют никаких мужских прав. Зато одеваются и стригутся как мальчики, потому что сексуальный объект.

Были ли они образованнее большинства греческих женщин? Да, просто в силу того, что хоть как-то взаимодействовали с внешним миром. Но в сравнении даже с мальчиком-школьником они, за редчайшим исключением, проигрывали. Слишком умные были не нужны.
Были ли они свободнее большинства греческих женщин? Смотря как оценивать свободу. Они принадлежали как правило кому-либо, кто продавал их клиентам, иногда по десятку-другому в день, а те, кого покупали в личное пользование, становились де-факто рабынями.

Были ли среди них достигшие нереального влияния? Были, ведь исключения есть всегда. Но надо понимать, что это были именно исключения, которым последовательно везло. И то, финальная их судьба - когда красота и востребованность уходили - частенько была невесёлой. Гражданка могла хоть на сытую старость рассчитывать.
15 июня 2018
20 комментариев из 68 (показать все)
Lados Онлайн
Читатель 1111 , но тогда этих мифов ещё не было, не так ли?
Lados
Это да))) Герой фентези никогда не знает.. но вот страх то остается... а человек я довольно трусливый если честно....
Lados
А, ну то, что вы описали, называется "романтизацией". Ефремов - автор художественной литературы и на звание профессионального историка вроде не претендовал. Да, у него были определенные субъективные представления о Древней Греции, он идеализировал прошлое и не только, но почему нет? Да и не такой уж он массовый автор, чтобы "миф о гетерах" в итоге стал широко распространенным.
Ну а что до института гетер, собственно, то у меня к вам тоже есть замечание - в своем посте вы совершили обобщение, не без оговорок, конечно, но обобщение. Любое явление (и гетеры не исключение) в ходе исторического процесса проходит определенную эволюцию. И гетеры тоже ее прошли - от положения "секс-рабынь" до женщин, обладающих определенным статусом и зарабатывающих себе на жизнь не столько телом, сколько мозгами (а точнее грамотным содружеством первого и второго). В источниках достаточно подтверждений тому, что "публичные дамы" вполне были способны влиять на политическую ситуацию (хотя чаще всего не по своему желанию) и нередко славились образованностью, ну и да, у гетер ко всему прочему имелось больше возможностей для обеспечения себе безбедной старости, в отличие от обычных проституток.

flamarina
Эм, вы серьезно считаете, что историки, специализирующиеся на изучении источников, не в курсе того, что тексты частенько доходят до нас через вторые руки? Это при том-то, что источниковедению как науке уже три столетия, если не больше.
Изучение определенной эпохи, обеспеченной письменными источниками, эпиграфическими памятниками, археологическими находками (от архитектуры до монет, печатей и осколков амфор) просто не может быть однобоким, не способно. Огромное количество материала по античности обеспечивает и будет еще бесконечное количество времени обеспечивать историков информацией, критически важной для изучения конкретной эпохи (а еще новыми и новыми вопросами, которые будут перманентно вынуждать специалистов пересматривать общепринятое мнение по тем или иным не до конца изученным аспектам истории).
И да, касаемо ваших сомнений относительно письменных источников: во-первых, все тексты, в которых речь идет об одном и том же явлении, сравниваются и анализируются, каждый новый источник подвергается жесткой исторической критике (надеюсь, не надо объяснять, что это такое?), во-вторых, не текстом единым - археологические данные, эпиграфика (коей дочерта, на самом деле), нумизматический материал и пр. - все это является офигенной базой для интерпретации письменных свидетельств и решения проблемных исторических вопросов.
Показать полностью
Lados Онлайн
drakondra , идея "были проститутки, а были гетеры" сильно неверна - это одна единица. Фаида - гетера, но и какая-нибудь Ламприя, которую хозяин продаёт Хвастливому Воину и толпе молодых людей - тоже гетера, и они принадлежат к одному классу.
Классу, который социально играет роль своего рода "третьего пола": абсолютно бесправного, но при этом наделённого некоторой свободой общения и при редких условиях - влиянием на политику через удачного клиента.
Но таких, обладающих влиянием - одна-две. А остальных, находящихся ровно в том же классе и с теми же стартовыми условиями - тысячи.

И таки нет, судя по тому, что мы знаем о биографии гетер, большинство редко переживало тридцатилетний рубеж - болезни, суициды. А пережившие как правило впадали в нищету, даже самые некогда популярные.

То же самое справедливо для любых классов проституток - что итальянских куртизанок, что японских ойран.
Lados
И таки нет, судя по тому, что мы знаем о биографии гетер, большинство редко переживало тридцатилетний рубеж
Средняя продолжительность жизни в Российской Империи конца 19 века было ... 30 лет. ничего не изменилось...
Lados Онлайн
Читатель 1111 , средняя продолжительность жизни - это когда берут всех умерших до года, берут всех доживших до девяноста и выводят среднее арифметическое.
Не надо так.
Lados
Подскажите, пожалуйста, литературу, на которой основываетесь. Я не изучала этот вопрос подробно.
Lados
ноуп. умершие до 5 лет не считаются.
Lados
И да, как же все-таки быть с традиционным делением проституток на самых "дновых" - порнай, обычных и гетер, которые были самыми престижными в этой "иерархии"?
Lados Онлайн
drakondra , один из лучших авторов по вопросу - Leslie Kurke, Inventing the hetaira.
Поддерживается источниками - такими, как комедии Менандра (где героиня как правило начинает в качестве гетеры), речи Демосфена (знаменитое "жены для наследников, наложницы сбросить напряжение, гетеры для наслаждения"), "Разговоры гетер" Лукиана.

Гетера - это конечно получше, чем порна (уличная проститутка), но тем не менее далеко не шедевр. И какой-то официальной иерархии в общем-то нет, она была создана в XIX веке достаточно искусственно.
Lados
Ну, не иерархия - я неправильно выразилась, - скорее условная классификация.

Спасибо за подсказку по чтению.
Lados Онлайн
drakondra , проблема в том, что эта классификация... ну то есть вот порна да, с ней всё ясно, она старая, грязная и уличная. Или бывшая. А гетера - молодая, красивая и на пиру. Вопрос в том, что по сути явление всё равно описывается практически идентичное. Те же авлетриды (флейтистки) свободно взаимозаменяются с гетерами, то есть это подвид. Ну и т.д.

Плюс параллельные явления - итальянские куртизанки, например - показывают ту же картину: один класс, в нём некоторое малое количество выделяющихся умом/удачей/влиянием женщин и множество рядовых проституток. А название одно.
Про гетер ничего не скажу, не специалист. Скажу про Ефремова. Он назвал коня Таис именем Боанергос, думая, что это по-гречески :) Что неплохо так иллюстрирует, как он обращался с источниками. И это не единственный такой момент.
Lados Онлайн
reuth , а ещё он писал общество будущего по Рерихам и Столбуну, тоже многое о нём говорит.
Но до сих пор мне и Таис цитируют, и ту телегу про убийство миллионов рыжих женщин из кажется Часа Змеи.
Lados
Вообще то он писал будущее по Карл Марксу и Фридриху Энгельсу...
И к нему много вопросов да...
Lados Онлайн
Читатель 1111 , нет.
Но тебе простительно этого не знать.
Lados
Эм. вот эти вот интернаты ( которые никому не нравятся да) разве это не из Маркса?
Lados Онлайн
Читатель 1111 , нет, это из Столбуна и частично Рерихов.
Lados
Уэллс тоже Рериха читал? И Богданов в 1908 году?
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть