↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Полярная сова
16 июня 2018
Aa Aa
#классика #книги #кино #размышления #длиннопост

Я люблю Островского, а особенно люблю его "Бесприданницу" - периодически перечитываю её. Мне она кажется более тонкой, более реалистичной, чем "Гроза". В "Бесприданнице" нет таких страстей, как в "Грозе", но ощущается, что неотвратимое придет за всеми - но придет исподволь, неожиданно, без нагнетания драмы.... как в жизни.
"Бесприданница" бытовая, простая, типажи там не столь контрастны, как в "Грозе", и от того, имхо, разумеется, куда более близкие к живым людям.
И да, я очень люблю "Жестокий романс" - мне кажется он ещё ярче расцветил эти акценты пьесы (с пьесами в отличие от романов такое часто бывает), добавилась яркая актерская игра, музыкальная атмосфера и виды города на Волге.
Герои получились, пожалуй, на мой взгляд, даже более хорошими, как люди, чем в пьесе... и тем сильнее бьют наотмашь их поступки.

Харита Игнатьевна, в исполнении Алисы Фрейндлих, не торгует дочерьми, она их любит - любит, как умеет, пытается добыть им жизнь лучшую (в её понимании) и отпускает совершать ошибки, порою роковые. Хариту Игнатьевну, конечно, можно осудить, но не понять нельзя. Их отношения с Ларисой, несмотря на все "но" трогательные. То как они садятся в маленький наемный экипаж. То как пытаются удержаться.
"Что же я молодою не была? Иди. Может, Господь тебя и помилует" - говорит Огудалова дочери.
Вася Вожеватов - в книге один из самых отрицательных персонажей, он исподволь развращает Ларису, которая искренне верит ему, как другу детства. Он смеется над её горестями за глаза. В фильме он действительно её друг детства, это проявляется в его мелких поступках на протяжении фильма, кажется, что он действительно не может помочь, а не не хочет. Он скорее сочувствует ей. Но постепенно раз за разом из мелких поступков складывается его финальное предательство, которое он осознал уже только после смерти Ларисы.
Паратов - если в книге он явный соблазнитель. То в фильме, как говорил сам Михалков (не уверена, что я с ним согласна. но частично логика в этом есть) отчасти безалаберный человек широкой души. Его обаяние, его демократия хоть с теми же бурлаками, его жадность до жизни. Он говорит "А я ведь едва не женился на Ларисе. Вот людей бы насмешил" - и как не странно, ему веришь. Что если бы судьба чуть повернулась по-другому, то он бы так и сделал. Тем в финале сильнее коробит его поступок. Он утверждает, что действовал в горячке, однако его продуманное заманивание Ларисы на "Ласточку" с попустительства и поддержки Кнурова и Вожеватова, говорит скорее об обратном.
Карандышев - в пьесе просто жалок и гадок. В фильме он жалок, но и в нем есть какая-то трогательность. Которую Мягков сумел сочетать с этой жалкостью : "Так смейтесь мне в лицо! Ешьте. Пейте моё вино! Но разрывать грудь у смешного человека..." Есть в этом что-о пронзительно искреннее.
Кнуров, пожалуй, единственный, кто и в пьесе, и в фильме - это человек. который ищет своей выгоды и считает, что живет по принципам. А что принципы "покупаю, продаю" - это уже детали.
Лариса получилась очень милая, более веселая. В пьесе она уже надломленная, тут в ней живет надежда до последнего, и эта светлая вера привлекает к ней людей. Понятно, в чем её обаяние, которое так оттеняет её красоту. Кое-где Гузеева, конечно, недоигрывет или переигрывает, но в целом на фоне блестящих актеров держится совсем неплохо. И ей веришь.
Жаль только они сократили её финальную реплику, но может это было бы и неестественно много слов для умирающей, зато Рязанов вставил интересный визуальный ряд.
И, конечно, цыганские песни - развеселые, с жутковатым предчувствием чего-то трагичного звенят на протяжении всего фильма, чтобы потом завершить финал.

Очень хотелось бы посмотреть спектакль по этой пьесе, да боюсь, что не только фильм не перепрыгнут, да ещё своими современными интерпретациями пьесу испортят. А жаль...
Какой спектакль мог бы получиться!
16 июня 2018
20 комментариев из 21
Гузеева недоигрывает? Переигрывает? Это кто сказал? Рязанов вот иного мнения.
Люблю ваши обзоры)
Heinrich Kramer, ага, сама увидела - исправила

Константин_НеЦиолковский, это довольно распространенное мнение, что на роль Ларисы стоило взять более профессиональную актрису.
Лично мне Гузеева в этой роли очень даже нравится - хотя бы потому, что на неё чисто с эстетической точки зрения приятно смотреть)
Что касается конкретной фразы "Кое-где Гузеева, конечно, недоигрывет или переигрывает, но в целом на фоне блестящих актеров держится совсем неплохо. И ей веришь" - это моё личное мнение, что, как мне казалось, было понятно из самого поста.
Lendosspb, спасибо)
Мне и фильм-спектакль 1974 года нравится, с Дорониной и Гафтом в главных ролях.

А спектакль мечтаю посмотреть театра Фоменко. Но его даже в записи нет, а до Москвы я вряд ли доберусь ((
вы ситуацию оцениваете с точки зрения современной морали. тогда всё было немножко не так. когда Лариса поехала с Паратовым, это был осознанный риск, "пан или пропал", или П. женится и джекпот, или не женится и все пропало. и в этом решении от того, что мы сейчас называем любовью, было, кажется мне, очень немного. и мать тут солидарна с дочерью.
а Паратов, будучи уже женат (или обручен? не помню точно), абсолютно сознательно, с холодной расчетливой головой и на глазах у всего города лишил девушку всяких надежд на достойную по тем временам жизнь. не имея даже особой возможности поступить "как честный человек".
имхо, конечно, но для меня это история о том, что при всей видимой "культурности" слабого всё-таки сжирают. такой убийственный контраст между bon ton и пением романсов и юной прелестью девицы, поставленной на кон и проигранной вместе со всей остальной жизнью.
Да, спектакль Момента это концентрированный Островский. Его, как ни странно, ругали за то, что не похож на фильм. Иные акценты, но, на мой скромный взгляд, куда как ближе к оригиналу. На разрыв аорты, невероятный спектакль с очень лаконичными декорациями и продуманной сценографией.
Violа, ой, а я про фильм-спектакль не слышала (только про фильм 1936) - он в сети есть? Надо посмотреть) Тем более Гафта люблю, да и к Дорониной тепло отношусь.

Cogita, мне сложно сказать: согласна я с вами или нет. Пожалуй, я согласна, что со стороны матери был скорее расчет: "а вдруг женится". Но вот со стороны Ларисы... со стороны Ларисы я тут вижу именно скорее любовь - в омут с головой. Имхо, она именно поэтому и не смогла выжить в мире - слишком много в ней было страсти, прямоты и слишком не хватало расчетливости. Не она приманивает Паратова "на крючок своего очарования", а Паратов соблазняет её. И потом, её радость после выстрела - жизнь содержанки её не соблазняет, хотя, думаю, она смогла бы вертеть поклонниками до определенного предела, конечно. Если сравнить её в этом плане с героиней другой пьесы Островского "Таланты и их поклонники" - совсем иная раскладка.
Что касается Паратова, то тут, безусловно, сложнее. Что касается именно фильма, то я склонна думать, что в 1ой серии он увлекся Ларисой вполне искреннее и даже (вероятно) мог жениться на ней - лихой, необдуманный, романтичный поступок в его стиле. Но потом разоренное имение, пароходство с молотка... и вот во 2й серии он уже расчетливо соблазнял её. Почему-то мне кажется, что тут сыграла роль и месть... как же так не его блистательного у окошка ждали, а за Карандышева жалкого замуж собрались!
"при всей видимой "культурности" слабого всё-таки сжирают" - так ведь в том-то и жизнь: красота и падающего толкни одновременно. Реализм.

palen, а что за спектакль?)
Показать полностью
Отличный обзор! Очень интересно было почитать и вспомнить эту замечательную экранизацию. Помню, когда она только вышла, я был под очень сильным впечатлением. И до сих пор её люблю)
Полярная сова

" Почему-то мне кажется, что тут сыграла роль и месть... как же так не его блистательного у окошка ждали, а за Карандышева жалкого замуж собрались! "

Не месть - ревность, уязвлённое собственническое чувство. Она была его, вся, всегда. Он это знал и его это удовлетворяло. И вдруг она становится чужой "собственностью"! Он не может с этим смирится, он должен доказать себе, что она всё равно только его, и довести отношения до точки.
Nrjvamp
А мне кажется, все еще страшнее: захотел-получил. Что там дальше - не его печаль.
palen
Что будет с Ларисой дальше, его действительно не интересует: он получил что хотел и перевернул эту страницу. Но "захотел-получил" - нет, это не с проституткой. Здесь у него есть чувства к Ларисе. Пусть и отчасти собственнические, но они есть. И это не менее страшно.
Nrjvamp, я рада)) Я сама очень люблю эту экранизацию, и с каждым просмотром она мне нравится всё больше!
"Не месть - ревность, уязвлённое собственническое чувство" - ну да. Недаром Лариса говорила: "я вещь! Наконец слово для меня найдено, вы нашли его".
Сволота, короче, Паратов, хоть и обаятельная в исполнении Михалкова. Но не такая всё сволота, как в пьесе, имхо.

palen, спасибо за ссылку)) Посмотрела трейлер, а знаете - меня заинтересовало. Совсем не похоже на фильм - не считаю это ни достоинством (мне как раз нравятся эти "кружева и шмели", как их обозвали на сайте, эта красота, потому что именно этим меня и притягивает "Бесприданница" сочетанием красоты, романтизма и безысходности), но и ни недостатком - в трейлере всё выглядит атмосферно и органично, круто было бы сходить.
Значит вам понравилось?)
Полярная сова
Ну почему сразу "сволочь"?)) Он обычный человек, со своими заботами (бизнес), комплексами (что не дало ему просто "отпустить" Ларису?), границами дозволенного поведения (ну переспал, и что?).
Полярная сова
Мне очень понравилось, но я мсотрела давно. Надеюсь, стало только лучше)
Мне понравилось именно потому, что это не попытка сдать лучше, чем "Романс", это - другое и вполне самостоятельное прочтение. Плюс - для меня это значительно ближе к Островскому. Невероятная, просто невероятная для современных спектаклей сценография и ее значение! Да все там играет на идею! Например, во время диалогов, всех диалогов, ни разу никто не смотрит друг на друга, куда угодно, но не собеседника. И таких мелких, но важных деталей очень много. Очень жестко, очень больно, очень по-человечески. Любимов, который играет Паратова, много моложе Михалкова, более тонкий-звонкий, более инфантильный и более по-детски жестокий. Ужас накатывает,когда он уговаривает Ларису ехать и веришь, сидишь в зале, знаешь - врет, но веришь! А он так к ней льнет, а потом, уговорив, бросает друганам своим по-деловому "Едем" и тебя как холодной водой облили... и Карандышев там прям склизко-мерзкий был, а... ой, все, сейчас все расскажу и будет не интересно)))
Полярная сова, кстати, не в первый раз слышу претензии к Гузеевой в этой роли. Хотелось бы конкретики, чтобы сравнить восприятие (можно в ЛС). Мне вот трудно представить кого-то ещё в этой роли) Имхо, визуально она вписалась в картину идеально. Её это заслуга или нет - не знаю.
Nrjvamp, патаму шта! Если кто-то сознательно ломает жизнь другому человеку, причем ломает, не спасая себя, а просто так - то это сволочь.
На "Ласточке" Паратов отлично понимает, что не может жениться на Ларисе, но соблазняет её. Паратов отлично понимает, что Лариса любит его и поэтому поддается ему, а не с целью завлечь его и т.д. И главное - Паратов отлично понимает, что Лариса не из тех людей, кто будет жить в содержанках (там даже в тексте было "Не таких правил люди: мало ль случаев-то было, да вот не польстились, хоть за Карандышева, да замуж").

Что касается Гузеевой, то как по мне внешне она вписалась и впрямь идеально - тут, имхо, скорее заслуга типажа и молодости. Игра её неплоха, но до таких актеров, как Фрейндлих, Мягков, да тот же Михалков - всё же не тянет, опять же, имхо. Например, в финале кое-где она немного переигрывает. Это почти незаметно, чувствуется скорее интуитивно, но если посмотреть на Мягкова, к-ый играет в этой же сцене, то можно увидеть насколько тоньше и естественнее у него получается эта истерическая сцена.
НО! При всем этом - я пока не видела Ларису лучше Гузеевой.
Фильм 1936 года как-то вообще меня не зацепил, в том числе и Лариса. Там игра какая-то аля немые фильмы, слишком нарочитая - такая игра естественно смотрится в немом кино. где нет текста, но с текстом - это перебор. Там порою актеры делают такие лица, а аж страшно xD Вероятно, это связано с разницей восприятия киноискусства разными поколениями.
Сейчас вот попробовал посмотреть спектакль с Дорониной - та слишком женщина, и, на мой взгляд, в роли невинной и наивной Ларисы как-то мною не воспринимается.

palen, спасибо за рассказ!
Теперь ужасно хочется попасть на этот спектакль))
"Мне понравилось именно потому, что это не попытка сдать лучше, чем "Романс", это - другое и вполне самостоятельное прочтение" - это хорошо. Подражание, как и нарочитая оппозиция обычно проваливаются.
"Например, во время диалогов, всех диалогов, ни разу никто не смотрит друг на друга, куда угодно, но не собеседника" - интересная находка. Как буду в Москве, постараюсь попасть.
А записи нет, похоже.
Показать полностью
Полярная сова
"Все мужики сво..."© - даже сериал такой был. хDD

Про фильм 36г полностью согласен - отголосок немого кино, дитя своей эпохи))
Полярная сова
Да, жаль, что нет записи. Я б с радостью посмотрела ещё раз.
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть