↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Daylis Dervent
18 июня 2018
Aa Aa
#ГП_персонажи #хэдканон
Том Риддл
Темного Лорда часто упрекают в трусости - он-де боялся смерти больше всего на свете, потому и наделал себе крестражей. И сама Роулинг это вроде как подтвердила в интервью, сказав, что боггарт Тома Риддла - его собственный труп. Но был ли он в действительности трусом?

Есть распространенная гипотеза о танатофобии Тома, и я нахожу ее правдоподобной. Том мог видеть смерть в детстве, в приюте – наверняка там случалось, что дети умирали от болезней. Том, скорее всего, видел смерть во время бомбардировок Лондона. Учитывая, что боггарты чаще всего воплощают собой именно детские страхи (вспомним урок Люпина, и чего в основном боятся ученики), можно с уверенностью заключить, что корни танатофобии Тома лежат в детстве.

Однако трусость и фобия – разные вещи. Кому фобия знакома, хотя бы в легкой форме (а в наше время у людей разнообразные фобии встречаются часто), тот понимает, что это не просто страх, а страх удесятеренный, парализующий волю и очень плохо поддающийся рациональным доводам.

И здесь, если подумать, кроется очень интересная вещь. Форум Хогвартснет сейчас, к сожалению, перестал существовать, но в свое время там в дискуссии была высказана вот такая нетривиальная мысль:

«Танатофобия весьма необычно сочетается с волевым характером Риддла, который не позволяет страхам напрямую давить на свою самооценку. В противном случае, Риддл ни за что бы не начал войну, не наплодил себе столько врагов, не пускался бы в рискованные эксперименты над собой, а после уничтожения всех крестражей исчез бы из Хога, а не сражался с тремя противниками одновременно.
При сильной фобии гораздо логичнее залечь на дно и не вступать ни с кем в конфронтации, ведь гораздо чаще выживают не сильнейшие, а самые приспособленные. Но Риддл свой страх сумел подчинить властолюбию. Поэтому от смерти он не бегал, а хотел ее победить.»

Еще одна интересная идея, также вынесенная с Хогвартснета, о крестражах:

«Ро утверждает, что помимо заклинания нужно сделать еще кое-что и это настолько ужасно, что и говорить об этом не стоит. Кажется, что нужно сделать нечто невообразимо жестокое, вроде каннибализма или изнасилования. Однако для убийц, уже перешагнувших моральный барьер, это не должно стать проблемой . И в таком случае крестражи плодил бы каждый способный преступник".

Тут я добавлю от себя, что ни Плакса Миртл, ни Риддлы никакому посмертному надругательству не подвергались.

«…Поэтому я склоняюсь к тому, что это нечто ужасное создатель крестража должен сделать с самим собой. Известно, что после создания пяти крестражей душа Лорда стала так нестабильна, что раскололась непреднамеренно. Однако этот раскол произошел только после рикошета Авады, то есть путем выбивания души из тела. И тут мне пришла идея, что создателю крестража необходимо совершить своеобразный суицид, т.е. испытать клиническую смерть, из-за которой душа ненадолго выйдет из тела, расщепится и вернется обратно. Это как раз можно сделать благодаря заклинанию, но оно, очевидно, не дает полных гарантий, именно поэтому многие создатели погибли, как утверждает Ро. И именно поэтому редко кто вообще решается на столь рискованный поступок, возможно, здесь необходимы повышенная магическая концентрация или сильная воля, иначе душа просто улетит на тот свет.»

Я склонна согласиться с автором данного высказывания. Вполне вероятно, что создание крестража – сам по себе ритуал весьма опасный. Мы знаем, кажется, лишь об одном создателе крестража – Герпии Злостном, который и открыл этот способ – но его судьба нам неизвестна, возможно, он в конце концов тоже погиб. Впрочем, возможно, и не погиб. У Akana в «Покое и воле» есть эпизод с Герпием Злостным. Ему уже не одна тысяча лет, он живет в уединенном месте, жрет, пьет, спит, трахает девок и вполне доволен жизнью. Но такое бессмертие (по сути, это рай для существа, ограниченного первичными потребностями) – не для Тома. Из скудных канонных данных мы можем заключить, что его влечет к себе познание глубин магии – он всегда говорит об этом с явной гордостью.

И, потерпев полное поражение, Темный Лорд не сбегает от последнего поединка с Гарри (хотя мог бы – кто бы сумел его задержать?), а умирает, сражаясь.

О Томе еще много чего можно сказать, но речь не столько о нем, сколько о трусости, и о том, почему Тома трусом назвать нельзя.

А можно ли назвать трусом Питера, который в каноне подается как олицетворение трусости и предательства? На мой взгляд, нет. Он предатель, но не трус. Его поступки – это поступки человека амбициозного и крайне неразборчивого в средствах, к тому же, вполне вероятно, сильно обиженного и считающего себя не оцененным по заслугам. Но не труса. Трус (тем более, такое ничтожество, которое не выходит за рамки первичных потребностей – в сытости и в безопасности) просто-напросто сразу уклонился бы от участия в войне.
18 июня 2018
20 комментариев из 29
Онирида
Том у Вас очень правдоподобен, пожалуй, он вполне мог быть таким. Но у Вас произведение для взрослых людей и о взрослых людях.
И я с Вами согласна, что в каноне образ Тома так и развивался - от абстрактного Зла до реального человека.
Daylis Dervent, Думаете, Волдеморт вот так вот взял и поддался чувствам? Без всякой задней мысли? Не верю!
Что же до Дельфи - она хоть и няша, но с острыми коготками. :)
Наблюдaтель
Так есть в кого - коготки-то ))
Наблюдaтель
Честно говоря, как вписать Дельфи в канон -- не очень понятно. Там любые версии будут фаноном. Если исходить из того, что он записной эгоист (а похоже, у Ро именно так с нима дело обстоит -- хотя кто знает? Я не возьмусь по тексту судить), то да - Дельфи ему потребовалась для его целей -- возрождения или чего еще. Но если нет, не эгоист, то соображения могли быть разные, хотя и не связанные с чувствами. Любить он, по канону, не умел. Но, скажем, Волдеморт мог попытаться ввести Беллатрикс в рамки -- для этого и дать ей ребенка.
nahnahov
Насчет Питера. Его подобострастная манера поведения - возможно, привычка с юности, когда Мародеры относились к нему покровительственно-свысока. А он ссориться с ними не хотел - иначе он стал бы для них мишенью. А может, был, по крайней мере, вначале, искренне к ним привязан (что не мешало ему таить обиду).
Потом, в сцене в Воющей хижине у него четкая цель - любой ценой остаться в живых. Вот он и сюсюкает, и стелется перед Гарри и Гермионой, и бывшими друзьями.
Нет, я его вижу человеком хладнокровным и расчетливым, мечтающим о высоком положении (и показать всем, кто им пренебрегал, что этого делать не стоило).
Онирида
Да где же ему было научиться любить, если он с рождения матери лишен? То, чем его Дамблдор попрекает - это не вина его, а беда.
Потом, знаете, то, что он не умел любить - это декларация. Это то, что говорит Дамблдор, и то, что Ро повторяет в интервью.
Но смотрим на канонные факты - после побега 10 узников из Азкабана (среди них Белла) - Волдеморт счастлив. В Министерстве он спасает Беллу от ареста - единственную из всех, рискуя собой и раскрывая свое инкогнито, что в его планы не входило.
Когда Белла гибнет, это удесятеряет его силы и его ярость - трое противников отлетают от него, кружась, как сухие листья (это слова из канона).
В конце концов, представляете, как Белла выглядела после Азкабана? Потом-то она, видимо, отдохнула, подлечилась, отъелась - а сразу после, на что она была похожа? На скелет. Да и лет ей уже не так уж мало. Но ТЛ ведь не сменил ее на любовницу помоложе или покрасивее (а он мог, кто бы стал сопротивляться?) Многие мужчины в такой ситуации так и поступили бы - а он по-прежнему был с Беллой.
Короче, как умел - так и любил ))
Daylis Dervent
угу, я тоже думала о том, что внешняя манера поведения у него еще в хоге сформировалась (а, может, и раньше). подобное приспособленчество, очевидно внешнее, уже явно указывает на второе - расчетливое - дно в человеке.
на мой взгляд, под ним скрыто еще и третье, ибо расчетливость и хитрожопость сами по себе не затянули бы питера в такую кашу, совсем напротив. там либо спрятаны снизу амбиции (и довольно высокие), либо редкая целеустремленность, и я уж не знаю, чего он хотел добиться изначально, но видимо ставки были достаточно высоки.

вообще как практически все роулинговские "карикатурные персонажи", в которым еще локхарта и амбридж обычно причисляют, он жутко интересный :)

>> он спасает Беллу от ареста - единственную из всех, рискуя собой и раскрывая свое инкогнито, что в его планы не входило.
положим, инкогнито он решил раскрыть раньше и по другой причине) (гарриволдщик в моей душе топает ножкаме, знаете ли)))
nahnahov
Да, согласна. Я считаю, что Питер очень амбициозный и целеустремленный человек. И как персонаж он очень интересен.
nahnahov
Ну, тут у каждого свой хэдканон - у кого гарриволд, у кого белламорт )) Знаете, мне кажется, у Ро большинство персонажей прописаны так, что они живые, они цепляют - но в то же время многое в них остается за кадром. И тут каждый по-своему домысливает - благо канон это позволяет. Потому и споры о хэдканонах обычно не имеют смысла.

А еще я с Вами полностью согласна - наиболее жесток Лорд к себе. Самое страшное он сделал с собой. И объясняю я это тем, что в приюте он наверняка основательно познакомился с христианством - вернее, с очень специфической версией христианства.
В протестантстве есть такой тезис, что праведникам, уготованным к спасению, Бог помогает и в земных делах. А кальвинизм прямо утверждает, что есть души, изначально предназначенные к спасению, а есть те, кому уготована погибель. Предопределение.
Думаю, приютским воспитанникам очень много твердили об аде и о наказании Божьем. А Том еще и колдун прирожденный. Так что нет ничего удивительного, что он свою душу не ценил. Я не удивлюсь, если он был уверен, что за гробом его ждет ад (нет, я не говорю, что он был верующим, но такие вещи, да еще затверженные в детстве, помимо воли западают в душу).
Показать полностью
Daylis Dervent
Ну у меня немного другая версия, почему он не умел любить, поскольку я все увожу в другой пласт -- с теоретической точки зрения. Но да, отсутствие матери создало психологическую базу. Это тоже есть.

А его реакции -- это ведь не обязательно проявление любви к соратникам. Они ему нужны, он их ценит, он к ним в известном смысле привязан, чувствует за них ответственность.

И про Питера согласна. Очень нетривиальный дядечка. Один конец жизни чего стоит!
Онирида
А версий много, и все имеют право на существование - потому что в каноне Том недораскрыт. Что касается любви - а что это такое? Привязанность ведь тоже форма любви. Я встречала немало людей, убежденных, что любви вовсе нет, а есть привычка, взаимная польза, в конце концов, страх одиночества.
Христианство же утверждает, что любить никто не умеет (в силу первородного греха), и что человек призван в течение жизни этому научиться. К идеалу же (такой любви, о какой апостол Павел пишет) приблизиться удается немногим.
Ринн Сольвейг
Я вам больше скажу) в 4 книге Том называет ПС своей семьей, ставя их в противовес своим кровным родственникам.
Daylis Dervent
конечно) на самом деле, я довольно всеядна и хэдканоны люблю/читаю разные и без особой оглядки на пейринг. просто само взаимодействие поттера и волда - одно из самых цепляющих, а чаще всего его додают (ну, пытаются) ясно где))

о, вот Том и религия - это отдельный нажористый пласт, говорить на этот счет можно долго, но у меня, боюсь, не хватает знаний, чтобы достоверные гипотезы строить

а вот про любовь, я предпочитаю отталкиваться от канона
копипастну свое старое:

Риддл родился увечным (из-за амортенции), и это не просто неумение летать на крыльях и дарить ромашки, это еще и все сопутствующее. "Неспособность любить" в моей трактовке означает обесценивание близости как таковой. Т.е. тех, кто к нему тянулся в детдоме или после него, Риддл отталкивал как неинтересных, недостаточно умных, понимающих и т.д. — а любой другой человек был бы рад чужому теплу, одобрению и дружбе (к слову, с "достаточно" умными речь о тепле тоже не идет, только о взаимном использовании). Риддл считает все эти социальные поглаживания бессмысленными, он неспособен чувствовать — и, разумеется, считает свою оценку наиболее правильной и разумной.

Крестражи ситуацию только усугубили. Я не измеряю душу, не помечаю разными цветами и не взвешиваю. Мне сложно сказать, в чем именно проявились последствия очередного разрыва. Но мы видим в каноне итог — обнаженную, уязвимую "сердцевину", остаток, бросающийся к очередной идее бездумно, словно мотылек в темной комнате на зажегшийся огонек. Он неспособен к критическому мышлению, хоть и обладает извращенной фантазией, он незрел, даже инфантилен...

Он сам искромсал себя, доведя до такого состояния, стремясь к совершенству — недостижимому, потому что родился он уже увечным. Плак, плак.
Дорога здесь одна, но вы идете по ней не в ту сторону (с)
Показать полностью
Ambrozia
Да, он и воспринимал их как семью. Именно поэтому он и обиделся, что его не искали - что выглядит несколько иррационально, УПСы ведь не семья, а политическая организация.
И Круцио в Эйвери он кинул от обиды.
Ринн Сольвейг
Про религию - в своих лозунгах Том использует цитаты из Библии. Да и начальное ораторское мастерство он мог "подчерпнуть" из проповедей. плюс в приютах религиозность была обязательной.

"По ту сторону думосбора" найдите. Прекрасный фанфик о Томе Риддле.
nahnahov
Ой, вот насчет "родился увечным" - никогда не соглашусь, это слишком отдает мерзостью вроде Омена. Не может ребенок быть воплощением зла.
По поводу амортенции - я считаю, Ро сморозила глупость. Там амортенцией балуются, видимо, многие, близнецы Уизли ее продают. И что, ни разу ни одна волшебница не поила мужа, который начал бегать на сторону, амортенцией? И не беременела после этого?
Не все дети зачаты в любви. Но это не делает никого ущербным.
Ambrozia
А я читала "По ту сторону..." Отличная вещь.
Daylis Dervent
*разводя руками* уж какой канон.
но про "не может быть воплощением зла" я полностью согласна. он вполне человечен изначально. будь том слабее (!), попади он в другие условия, да даже выбери други цели - все пошло бы иначе.
волдемортом его сделала его же безжалостная воля. плак, плак

"по ту сторону" классный, да
Daylis Dervent

Да уж. Про Амортенцию -- это какой-то гиперкальвинизм с материалистическим оттенком.

И да -- про обиду на УПСов -- хорошо. Очень человечно. (Я этой версией вряд ли воспользуюсь, но не могу не признать ее достоверность, тем более у меня он на Альбуса обиделся под конец разговора, приревновал по сути дела, но это он еще молодой).
Daylis Dervent
>>> Христианство же утверждает, что любить никто не умеет (в силу первородного греха), и что >>> человек призван в течение жизни этому научиться. К идеалу же (такой любви, о какой апостол >>> Павел пишет) приблизиться удается немногим.

Вот-вот. Все трепыхаются, как умеют.
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть