↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Lados
31 июля 2018
Aa Aa
#hp
Когда у меня обострение, я начинаю писать длинные нудные посты обо всяких гуманитарных штуковинах. Это неизбежно, как головные боли.

И вот сегодняшняя гуманитарная штуковина, о которой я хочу потрепаться - это "Гарри Поттер" и последствия того, что Ролинг осваивала литературное мастерство в ходе написания книги, а не заранее.
Потому что в этом коренится огромная проблема нашего фандома, между прочим. Да-да. В том, что Ролинг, освоив ограниченное третье лицо (ака "POV от третьего лица") - потому что это в общем-то самая естественная штука, писать ориентируясь на то, что видит и понимает герой - поначалу не понимала суть и недостатки этого приёма.

Любой POV по определению своему ограничен и необъективен. Любой текст, написанный таким образом - "ненадёжный источник", ибо субъективное восприятие неравно объективной истине. Вопрос в том, что опытные авторы используют этот недостаток во благо своих произведений, а Ролинг опытным автором не была.
Она не владела ещё инструментарием (овладеет примерно к пятой книге, а хорошо овладеет - к шестой), который используют для того, чтобы показать, где "субъективная", а где "объективная" информация, чтобы подсказать читателю, где мнение героя - неправильное. В совокупности с тем, что герой-репортёр у неё был один, это привело к тому, что читатель воспринимал мировоззрение Гарри Поттера как официально-правильное мировоззрение, и его систему мнений - как объективно верную (внутри мира).
Это при том, что даже в первых книгах _имелось в виду_ что Гарри очень часто неправ. Имелось в виду, но не было показано в силу неопытности автора, да.

Вопрос в том, что в среднем читатель всё-таки не идиот (особенно если он 1111). Он видит структуру текста, он видит, что вроде бы информация, которую ему предлагают, пропущена через очень субъективный фильтр. Но ему не дают никаких подсказок, как и где искать объективную информацию!
То есть, если человек литературовед, он может с помощью нудного анализа докопаться, где и что имела в виду Ролинг. Но читатель, и даже фанат, литературоведом быть не обязан, это ему обязаны предоставить продукт, который можно понимать без специальной подготовки.

В общем да, отсюда растёт примерно всё, от орестокрадов до дамбигада.
31 июля 2018
20 комментариев из 26
финикийский_торговец
И то что Амотенция не дает любить. да и вообще что она была!
Читатель 1111
Сложная ситуация.
Если признать ФТ каноном, то тогда и допы, и ПД - канон. (привет, Наблюдатель!)
Если же считать, что "написаны дохрена после книг", то всё - неканон.
Адский Бетономешатель , проблема в том, что как раз допы - как раз именно что единственный строгий канон, поскольку это списки фактов, а не чье-то субъективное мнение.

финикийский_торговец , почему не было бы?
Толкиен максимально конкретен, что верно и что неверно в его мире, а фанфиков по нему больше, чем по всем прочим вместе взятым.
Адский Бетономешатель неа. Эти множества не связаны))) Сценарист ФТ Роулинг. Это ЕЕ сюжет. К Дитю она не имеет НИКАКОГО отношения. Точнее такое же как Гаррисон к Возвращению в Мир Смерти.
Lados
Но эти факты придуманы значительно после цикла, она могла забыть детали и т.д.

Читатель 1111
Окда, но "Её авторами стали писатель и сценарист Джек Торн, режиссёр Джон Тиффани и создательница поттерианы Джоан Роулинг" - не просто так срачи были, считать ли ПД каноном.
А с ФТ её это не помешало накосячить с той же легиллименцией, но это хотя бы можно списать на то, о чём говорит ТС.

А ещё она сразу оканонила кучу фанфиков, спасибо.
Адский Бетономешатель
Ну... https://data.fantlab.ru/images/editions/big/1316 вот тут фамилия Гаррисона и что?
Читатель 1111
Это считают каноном?
Адский Бетономешатель
Неа))) никто не считает. Но выпущено официально. Гаррисон дал разрешение Эксмо! Так что...
Lados
"Автор умер".

>>", проблема в том, что как раз допы - как раз именно что единственный строгий канон, поскольку это списки фактов, а не чье-то субъективное мнение."

"Фактов" чего? Фактов, представленых в художественном произведении?
финикийский_торговец
Прецедент Камши?
финикийский_торговец , пожалуйста, не приплетайте к обсуждению вещи, которые вы смутно понимаете. Концепция "смерти автора" никак не может быть привлечена к обсуждению вымышленных вселенных, потому что никоим образом не касается сюжета и содержания произведения, только его смысла и посыла.
Как только мы говорим о конкретной вымышленной вселенной, мы или отказываемся от концепции смерти автора (ибо она _кем-то_ вымышлена), или в полном согласии с концепцией записывания начинаем шизофрению про "он(а) не придумал(а), он(а) просто записал(а) увиденное".

Фактов, являющихся верными для вселенной, вымышленной данным автором.
Lados
Всё зависит от того, из чего создаётся вымышленны мир для читателя. Он сам по себе тоже не существует. Касательно ГП - не вижу ничего дурного в действиях фикрайтеров не рассматривающих ничего кроме оригинального семикнижия.

Касательно тех же ЗВ - "Как только мы говорим о конкретной вымышленной вселенной, мы или отказываемся от концепции смерти автора (ибо она _кем-то_ вымышлена)" - берём конкретные источники, которые включают справочники итд. Не интересуясь, кто же их автор. Смотрим только на факты. Концепция имеет ограниченное применение, но имеет.

Ситуацию, когда автор поясняет что-то из отдельного самостоятельно произведения "непонявшим" и считает, что это отвечает на их вопросы, считаю глубоко порочной. Особенно когда это отдельные ответы чуть ли не отдельных читателям. Не будем пальцем указывать.

А что касается: "никоим образом не касается сюжета и содержания произведения, только его смысла и посыла.". то я как раз и фактах, составляющих "сюжет и содержание" и говорил.

Всегда можно оценивать произведение само по себе не вспоминая об авторе. В крайнем случае - франшизу из произведений. Но рассматривать сейчас слова Роулинг всерьез...
Показать полностью
финикийский_торговец
Про Камшу же знаете да?
Читатель 1111
Слышал, что чрезмерное общение с читателями испортило и без того унылый текст (начинал читать - поэтому это и моё мнение тоже).
финикийский_торговец
Хм... Я то не читал. Но вопль фанатов на фантлабе слышал. Короче она на своем форуме отвечала на форуме. как Роулинг. Подробно! потом через много лет выходит продолжение. И игнорирует эти допы напрочь! Фанаты возмущены. Ответ Камши. Это же просто болтовня на форуме. Главное КНИГИ!
Читатель 1111
Удивительно здравый ответ. Действительно, именно так.

Я слышал просто, что её приводили в пример авторов изменявших сюжет в угоду / в противовес читательским догадкам итд.
финикийский_торговец , можно игнорировать допы, при желании - фандом вообще свободное дело.
Так-то и "Профессор был неправ, я сам всё видел" можно устраивать.

Но семикнижие ГП написано таким образом, что если хочется понять _канонное_ мироустройство, то надо смотреть те самые допы. Которые как раз-таки играют роль справочников и тому подобного. То, что Ролинг по щедрости душевной не издаёт всяких "Наилучших справочников по волшебным артефактам" и "Полной законченной хронологии волшебного мира" не делают инфу с поттермора менее справочной.

А Камша таки меняла сюжет вопреки некоторым читателям, и слова её - неприятная отмазка.

(И источники таки зависят от автора. Например, авторы некоторых книг пихают свои личные тараканы, и это свыше признано тараканами. В новом пока такого не было, а вот Трэвисс удостоилась.)
финикийский_торговец
И чего здравого? Камша сама себя выставила дурой и болтушкой, которая любит потрепаться на публику просто так, не зная цену своему слову.
Заяц
Здравого что первичная книга, а не слов автора. Я про общую позицию безотносительно любви к болтовне ради болтовни.
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть