↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Ольга Эдельберта Онлайн
21 августа 2018
Aa Aa
Рецензия

«Версальский роман» («Немного хаоса»/ «Маленький хаос») (2014, Великобритания, реж. А. Рикман)

Эту землю с отливом зеленым
Между нами по горстке деля,
Как стараются неутомимо
Бог, природа, судьба, провиденье,
Короли, спаниели и розы
И питейные все заведенья.
Сколько мудрости в этом законе,
Но и грусти порой — voila.
Булат Окуджава


Первое, самое простое из того, что, может быть, получится сказать, – о сюжете. Это – фанфик по эпохе Короля-Солнца; нет, даже не фанфик, а такая, знаете, фантазия, из тех, что и не пишутся-то обычно (фанфик – это все-таки по произведению, а не просто вот так, как намечталось), а просто проигрываются внутри себя склонными к этому людьми, — совершенно бессовестная, неудержимая, ни с чем не считающаяся мэрисьюшная фантазия для внутреннего пользования, в которой можно всё. Можно все, потому что обычно таким ни с кем не делятся.

Можно молодой талантливой дворянке (Кейт Уинслет), потерявшей семью в результате несчастного случая, освоить самостоятельно специальность, которую впоследствии назовут ландшафтным дизайном, — и работать по этой специальности. Во времена Людовика Четырнадцатого, а почему нет? И получить работу в самом великом проекте эпохи – создании садов Версаля, у великого Андре Ленотра, заинтересов его своим талантом и нестандартным подходом, обойдя при этом, конечно же, многих более именитых конкурентов.
И делать эту работу, упоенно и радостно, неудержимо, копаясь в грязи вместе с рабочими, забивая сваи, воплощая в акте торжествующего творчества все самые заветные замыслы ума и воображения.
И получать приглашения в Лувр, и познакомиться со всем двором, и завоевать его уважение, и вызвать интерес к своей личности у самого короля.
И говорить с ним, королем Людовиком Четырнадцатым, так, как не осмелился и не был способен говорить с ним никто другой.
И будет миг, когда король подаст руку женщине-творцу и поведет ее в танце.
И конечно же, опасности и приключения – как же без них?
И любовь – любовь между мэтром Ленотром (Маттиас Шонартс) и его удивительной помощницей. И любовь эта будет счастливой, несмотря на все сложности и препятствия.
И осуществится самая главная, самая тайная, самая заветная женская мечта. Ведь кто бы что ни говорил, а самая главная и заветная женская мечта – это не Золушка, не поцелуй прекрасного принца и не влюбленное чудовище, превращающееся в прекрасного принца. Самая главная, самая тайная, самая заветная женская мечта – это два человека, творящие вместе и понимающие друг друга без слов.
Скрываем-скрываем, горько и целомудренно, а тут вот некоторые взяли – и на весь свет поведали.
Вот это вот всё, как вы понимаете, должно было смотреться неловко и смешно. Оно обычно так и смотрится, поэтому люди, способные испытывать неловкость от чужой излишней откровенности, как правило, избегают читать фанфики.
Но получается иначе. Музыка (Питер Грегсон), пронзительность и свежесть зрительного ряда, печаль и тайная меланхолия, разлитая во всем, создающая ощущение удивленного, нежного и понимающего взгляда, что-то еще, исключающее неловкость, оставляют у зрителя чувство потрясающей доверчивости и беззащитности – как будто бы эту историю именно ему, этому конкретному зрителю, доверил кто-то очень закрытый. И предать эту доверчивость невозможно.
И если мне все-таки дозволено будет немного безответственно поиграть смыслами, я добавлю еще, улыбнувшись. Напрашивается предположение, что самый популярный актер самого фанфикоемкого цикла всех времен и народов осмыслил опыт общения с фанатами по-своему, в сугубо авторской, так сказать, манере. Уже невозможно отделаться от мысли, что любой, самый нелепый и беспомощный фанфик – попытка чьей-то неумелой души сказать о себе. Затаенные мечты, слепой порыв к прекрасному. Над этим не смеются.
Идем дальше. То, что принято называть проблематикой. Это история двух очень закрытых людей, идущих к пониманию друг друга. Они ведут свой диалог поступками, потому что словами у них не получается – или получается недостаточно полно и глубоко для того, чтобы по-настоящему, как они взыскуют, расслышать друг друга (привет Ильенкову: «В реальных делах человек демонстрирует подлинный способ своего мышления гораздо более адекватно, чем в своих повествованиях об этих делах» [Ильенков 1974, с. 117]). В этом диалоге поступками, в этом молчаливом, напряженном взаимодействии – застенчивое достоинство, безмерная бережность и деликатность.
Они – достоинство, бережность и деликатность — присутствуют и в отношениях героини с королем. Это не те отношения, к которым идут долго и трудно, чтобы остаться в них навсегда. Случайное соприкосновение двух душ, не меняющее жизнь, но остающееся в ней дальним трепетным светом. Не любовь, не связь единомышленников – касание двух одиноких живых душ, тайное и мгновенное «я здесь».
А еще этот фильм – гимн творчеству, творческому труду, тяжелому и радостному, взахлеб, без остатка. И в нем присутствует такая жгучая, такая реальная стихия творчества, что становится мучительно неподъемной уже душе. Фильм рекомендуется для просмотра молодым людям; инъекции повторять ежегодно. Не повредит.
Зрительный ряд. Пронзительная красота мира – души ли? Превосходная работа оператора: «эту землю с отливом зеленым» нам раскрывают не только зримо – но с влажностью, дыханием, структурой, вплоть до тактильных ощущений. Бесконечно реальный, бесконечно прекрасный мир мечты – той, что не сбывается. Поэтому во всем разлита меланхолия, глубокая печаль, сопровождающая самые радостные моменты. И трепетная радость во всем.
Временами грань совсем стирается, и мир становится совсем сновидческим – или дольним. Блистательный кружок дам двора Людовика Четырнадцатого оказывается кругом женщин, каждая из которых кого-то потеряла – и не может утешиться. Роза несет смысл, который мы мучительно стараемся понять – потому что сказано что-то важное, что-то, что мы упустили. В роще, где прогуливаются напудренные дамы и кавалеры, есть «древо желаний», и оно – прекрасное переживание, какое бывает только во сне.
И это очень реальный мир смеющихся, кокетничающих, нарядных, очень несчастных и одиноких людей.
И конечно, Кейт Уинслет. Ее вклад в неповторимую атмосферу фильма очень значителен. Мало существует актеров, способных не просто убедительно играть роль, но и создавать ощущение присутствия живой души персонажа, с ее аурой, с ее тембром. Еще меньше – тех, кто способен ауру распространить на все, происходящее на экране. Кейт это удалось. Ранимость и замкнутость ее героини, ее подлинность немало способствуют превращению фанфика во что-то, к чему нельзя отнестись безответственно.
И заключительные кадры, объясняющие название. Созданный героиней Уинслет «маленький хаос» – крошечный кусочек в бескрайнем совершенстве Версальских садов. То ли философский вывод о роли хаоса в мире творческого совершенства, то ли озорная, но совсем не злая шутка, предваряющая неизбежное феминистское толкование фильма. Поди разбери.
http://oduvan.org/?p=3319
Tags: Версальский роман, кино
21 августа 2018
9 комментариев
Kot evett
Какая роскошнейшая рецензия!
Впрочем, как бы пафосно это не звучало, иначе писать вы просто не умеете.
Если можно, я бы от себя добавила, что немного хаоса - это то, что превращает выверенную симметрию садов Ленотра в живое и дышащее произведение искусства, немного хаоса (а иногда и очень много) привносит в жизнь любовь, и творчество тоже всегда - немного хаоса. Или много.
Насколько я знаю, когда Рикман прочёл сценарий, Кейт была ещё слишком юна для этой роли, а ему самому предлагали сыграть Ленотра (ох, как бы он его играл!). Жаль, что у них с Кейт такой большой разброс во времени. При всём моём величайшем уважении к Кейт, я бы дорого дала, чтобы посмотреть этот фильм с Рикманом и Эммой Томпсон в главных ролях.
Kot evett
Ваше дополнение принимаю от всей души! Очень точно, очень по-рикмановски.
Что касается моего умения писать, сейчас такой период, что я двух слов связать не могу. Раньше такое кончалось, не знаю, как сейчас.
Вы задали изумительную задачу моему воображению. Эмма - моя самая любимая актриса вообще, и как человека я ее глубоко уважаю (вы читали ее записки о съемках "Чувства и разума"? "Понедельник начинается в субботу" отдыхает!). Теперь пытаюсь представить этот фильм с ней. Совсем-совсем другое получается.
Kot evett
Ольга Эдельберта
Спасибо:) Поэтому когда я увидела, как перевели название на русский, сразу стало ясно, что в смысл переводчик, увы, не врубился...
Возможно, я не права, но после "Ильи" не писать какое-то время - такая же норма, как не тренироваться после золотой олимпийской медали. Это же супер-нагрузка! Организм обязан переключиться.
Да-да-да, записки Эммы - потрясающие! С таким теплом, с такой иронией описана повседневность, столько магии в обыденных вещах, и Рикман там просто невероятный. Так и представляю его с огромным зонтом:
"- Как поживаете?
- Мокро."
О, да-да!
А с котом? Сказал со значением: "Вали отсюда".

Меня этот вариант названия просто шокировал. Указывала его с превеликим неудовольствием - только чтоб люди нашли.
Kot evett
Ольга Эдельберта
Да-да, с котом - прелесть просто!!
А как он в своей манере утешал режиссёра, который замучил бедную Кейт:
"- Я её всё-равно что пытал!
- Ну ничего, скоро вы сможете переключиться на меня".
А его потрясающая реакция на замечание Кейт о залезших в попу панталонах?:))
Погодите, есть же видео такое:
https://www.youtube.com/watch?v=ytdgwtSx378
И опять дурацкий перевод, увы...
А "Версальский роман" же явно будет лучше продаваться в прокате, чем "Немного хаоса".
Kot evett
Спасибо за видео. Да, переводчик из всех возможных синонимов выбирал самые неудачные, но что делать. И спасибо Кейт.
Знаете, я всегда видела их всех как труппу. Труппу волшебного театра волшебной реальности. Я даже видела этот театр. И никогда не было сомнений, кто там главный. Сумеют ли удержаться? Так хочется, чтобы сумели.
Kot evett
Ольга Эдельберта
пожалуйста.
Конечно, хотелось бы. Даже если не все вместе, а хотя бы по отдельности.
Так сложилось, что мы с мужем только вернулись из Лондона (ох, какой же потрясающий город!), там повсюду висели афиши с новым фильмом с Эммой "Children act" , было так приятно видеть её милое лицо.
Буду ждать фильма.
При первом знакомстве Лондон меня потряс. Обычно красивыми городами называют Венецию, Рим, Париж, Прагу... Никто не предупредил меня, что Лондон фантастически, невозможно красив. Может быть, конечно, это красота на любителя, но тогда я - как раз любитель. :)
Kot evett
Ольга Эдельберта
Видимо, я тоже:)
Лондон многослоен - в нём проглядывает и Лондиниум, и викторианский Лондон, и Шерлок Холмс, и герои Ро... вобщем, я ожидала, что буду очарована, но не ожидала, что настолько.
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть