↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
ansy
28 сентября 2018
Aa Aa
#читательское #чужие_стихи
Все же при грамотном использовании переработка сказок и других устойчивых сюжетов оказываются намного более сильным приемом, чем просто "ориджевое" выражение мыслей. Вероятно, постоянное возвращение к сюжетам в литературе именно от этого и отталкивается.
Ну и кольцевая композиция с повторами, конечно, тысячи лет бьют без промаха - если уметь стрелять. Вот как вы воспринимаете этот текст - как движение вперёд? Вспять? Как отрезанные полкруга?
Пока нам всем читают эту сказку,
вокруг всё ровно так и происходит:
сначала твердый маленький грызун, почти игрушечный, лежит среди картошки;
потом зима, мы возимся с обедом и слышим женский крик из-под балкона:
восьмой этаж, девятый кошкин раз.
Потом чужая жучка где-то в парке, -
наш брат роняет леденец от горя:
мы с ней росли - и вот, переросли.
Потом сначала бабка, позже - дедка.
Потом зима, ты возишься с картошкой -
И чувствуешь, как полегоньку тянут.
Уже тихонько начали тянуть.

Линор Горалик
28 сентября 2018
19 комментариев
на самом деле, переработка сказок и других бродячих сюжетов - беспроигрышный вариант по многим параметрам
другой вопрос, удастся ли?
7th bird of Simurg
Это да.)
Что делать, если никак не воспринимаешь?
С переработкой сказок есть одна проблема...
Сказка - очень компактное описание. И чтобы оставаться компактной, она должна ссылаться на многие "общеизвестные" готовые паттерны, чтобы одной-двумя фразами обозначить смысловой блок. Но нынешнее общество очень сильно разделено на субкультуры и смысловые блоки перестали быть общими. Чтобы эти смыслы понимались, их надо разворачивать куда подробнее, а такой рассказ уже перестает быть "сказкой".
Сказки отходят в прошлое, или к раннему детству, когда смыслов еще немного.
Сюжеты брать и перерабатывать можно, но результат будет уже полноценным рассказом.
Серый Кот
Ну вот в приведенном примере используется именно сказка - достаточно узнаваемая в русскоязычной культуре. Такую же роль могут играть мифы - Древней Греции, например, и сейчас их важно знать больше как кубики более сложных конструкторов. И такие объединяющие штуки важны для культуры, потому что позволяют оперировать крупными смысловыми блоками.
Вообще тут, конечно, важную роль играет "Наше общее детство прошло нв одних букварях, от того никому ничего объяснять и не надо" (с).
Ну вот отчасти потому и сказки из раннего детства удобно брать, да. Пока ещё общего больше.
Адский Бетономешатель
Не воспринимаешь что именно?
Адский Бетономешатель
Ну то есть я поняла, что этот текст. Но что именно не так - просто не нравится?
Серый Кот
Результат - может быть. Но без первоначального смысла и узнавания вот этой лаконичности не получилось бы.
ansy
Наше ЕЩЕ на одних букварях, да. Но если брать тех, кто младше...
Да и у нас не все так просто. Например, вспомните ли цитату:
"Он очень обрадовался [...] и даже слишком приподнял призрачное
забрало гермошлема [...] и оттого немного надышался
вакуумом. Но, к счастью, не произошло ничего страшного, потому что в
вакууме, как известно, ничего нет."
ansy
"Вот как вы воспринимаете этот текст - как движение вперёд? Вспять? Как отрезанные полкруга?"
Ну, я не понимаю, что и как должен воспринимать.

Текст как текст, оценить по качеству не могу, ибо для стиха немного нестандартное слишком.
Адский Бетономешатель, ничего, а что тут можно сделать (да и нужно ли?). Имхастое имхо, но всё дело в том, что человек, как ни крути, существо очень субъективное и потому у каждого свои "крючки", которые цепляют. А то, что не цепляет не всегда получается объективно оценить. (У меня лично так, по-крайней мере.)
ansy, с первого раза не дошло, о чем это)) Со второго... Интересно. Неожиданно. Грустно. Философски, наверное. Хорошо получилось, хотя не могу, что меня так уж зацепило, но углубление и переосмысление сказки было удачным.
О чем этот стих вообще?
Dolores-s, я так поняла, что о неизбежной смерти всех живущих.
Dolores-s
Шепот_дождя
о смерти, конечно. и о том, как постепенно мы познаем ее сначала на чужих, а потом и на самих себе, и все более глубоко осознаем, что она близко (интериоризируем даже, пожалуй).
а еще переворачивание получается не только в порядке - но и в том, что репка изначально под землей, то есть нас тянут как бы вверх, и это тоже немного неожиданно. и в самой смерти открывает какие-то мифологические варианты неоконченности, сказочного продолжения, перевернутого мира за ее границей, взаимодействия с умершими - которые тянут нас к себе.
Серый Кот
нет, не вспомню, конечно.) но какие-то достаточно общие все-таки есть, и репка один из них. и это да, проблема, что их не так много. собственно, важность их наличия есть одна из причин, зачем нужна программа по литературе. может, и не особо дуб болконского и курочка ряба кажутся всем понятными и безусловно необходимыми - но через хотя бы примерное представление символов и культурных кодов мы можем как-то общаться и пытаться понимать построенные на их основе произведения.
Адский Бетономешатель
ну мне кажется, что в этом тексте есть движение. которое подчеркивается вот этой анафорой на "потом". когда только начинаешь читать, тебе кажется, что движение это - вперед во времени. а потом оказывается, что движение было обратным (сказке), и возникает - у меня - впечатление, что вообще-то это была только половинка круга, подземная причем, и вот сейчас потянут, и все начнется сначала, там, в сказке, которая принята за образец и культурой и фразой "все это так и происходит".
и неизбежная встреча с нашедшей смертью, и мифологически-сказочное продолжение со встречей с умершими и вневременно живущими в сказке, все вместе объединяется, и когда прочитал стихотворение, время и ритм опрокидываются, и непонятно, что с ними делать.
Между прочим, постепенная интериоризация переживания смерти здесь не только в приближении объектов - но и в местоимениях и прочих называниях объектов.
"почти игрушечный" - кошка, которую не видно, - "чужая жучка" - "наш брат" - "мы переросли" - и первое за стихотворение ты вместо мы. Ты лично ее ощущаешь, ты остаешься один на один с ней, с картошкой, со всем своим опытом переживания смерти - и с твоей смертью, перед которой нет никакого мы, только ты и неопределенно-личные силы, которые положат тебе конец.
^ - слишком сложно для понимания, жаль.
Странно. Жаль. :(
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть