↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
nordwind
11 октября 2018
Aa Aa
#культура #традиции #история #длиннопост

Окончание постов об ацтеках: https://fanfics.me/message334008 и о майя: https://fanfics.me/message337234

Некоторые факты о государственном устройстве и быте инков.
Кстати, есть фильм «в тему» (о конкистадорах Писарро), сделанный высококлассным режиссером: «Агирре, Гнев Божий» (1972) Вернера Херцога, с бесподобным (и совершенно сумасшедшим) Клаусом Кински в главной роли; съемки производились в отдаленных районах Перу.

- Понятие «инки» обозначает, строго говоря, не народ, а его правителей, привилегированный класс. Простолюдин (пурик) принадлежал к «народу инков», говорящему на языке кечуа (и сегодня это один из двух государственных языков Перу), но сам не мог называться «инкой».
Государство, созданное инками, было уже империей в полном смысле слова – и напоминало типом и устройством Древний Рим еще более, чем «города-государства» майя – полисы Древней Греции. Империя инков так же деловито расширяла свои границы, использовала достижения и открытия покоренных народов; она обнаружила такое же абсолютное превосходство над этими народами именно в области организации и управления, государственного устройства. Инки завоевали для своей империи настолько обширную территорию (равную территориям Франции, Италии, Швейцарии, Бельгии и Голландии, вместе взятых), что не могли выдвинуть из своей среды достаточное число административных работников. На каждые 10 тысяч человек приходился 1331 чиновник. Поэтому любой вождь завоеванных народов, выказывавший способности управленца, мог сделаться «инкой по привилегии» и попасть в ряды истеблишмента.

- Инки широко практиковали переселение представителей покоренных народов из одной области в другую. При этом преследовались разные цели – от экономических (освоение отсталых окраин) до военно-политических (раздробление контингента «ненадежных» подданных и расселение их в лояльном режиму окружении, чтобы уничтожить в зародыше опасность мятежа).
Переселенец, который покидал свой новый дом, подвергался пытке, а за вторую попытку – смертной казни. Подданные империи не имели права выходить за пределы провинции без специального позволения начальника провинции. Все жители были обязаны носить на одежде отличительные знаки, свидетельствующие об их «прописке» в определенной местности; их отсутствие каралось смертью.

- Везде, где инки сталкивались с идеями и практическими методами, которые, по их мнению, представляли определенную ценность, они с готовностью использовали их сами или позволяли им существовать. Когда было захвачено государство Чиму, его организация произвела на инков такое впечатление, что правителя и некоторых самых искусных ремесленников перевели на жительство в столицу - Куско, чтобы инки могли у них учиться.

- Правительство инков следило, чтобы взрослые люди всегда были заняты делом; политика состояла в том, что лучше выдумать работу, если ее нет, чем позволить людям распуститься, имея свободное время. Денег инки не имели: налоги платились в виде «оброка» или трудовой повинности. Население жестко делилось на 10 возрастных категорий, разных для мужчин и женщин, каждое со своими четко определенными задачами.
Обязанность удовлетворять потребности пожилых и немощных людей возлагалась на их начальство. Все они получали «социальное пособие»; в свою очередь, от стариков ожидалось, что они будут посильно заниматься чем-нибудь полезным, вроде собирания хвороста.
Самые бедные племена должны были посылать своим правителям… рог, наполненный блохами, пересчитанными налогоплательщиками, - так что никто не мог похвастаться, будто не платит налоги. Таким оригинальным способом государство держало под контролем самую бедную часть населения и одновременно способствовало проведению весьма важной санитарной работы)))
Гигиене вообще уделялось повышенное внимание: если представители исполнительной власти (Слуга-Инки- Которому-Поручено-Схватить-Арестованного) обнаруживали, что в каком-либо доме она соблюдается неважно, хозяев могли заставить съесть весь мусор, выметенный из жилища, а глава семейства вдобавок должен был выпить грязную воду после купания домочадцев.

- Империя имела четкую структуру и иерархию власти. На самой вершине «Государства четырех сторон света» находились «губернаторы» провинций (4 – по сторонам света), а над ними – Верховный Инка, власть которого была абсолютной. Он был богом – прямым потомком Солнца от союза с его сестрой Луной - и человеком, поэтому любое преступление было одновременно и неповиновением, и святотатством. Верховный Инка был окружен исключительной роскошью и божественными почестями; никогда не надевал дважды одну и ту же одежду: она уничтожалась, как и пища, которой касались его божественные руки, и золотые блюда, с которых он ее вкушал.
Высочайшей честью для аристократа считалось право сидеть на табурете в присутствии Инки (подобно придворным французского короля). Никто не смел смотреть ему в лицо. И даже в качестве его «голоса» выступал высокопоставленный вельможа – Князь-Говорящий-За-Инку. Специальные приближенные девушки были обязаны съедать все волоски, упавшие с головы Инки, дабы никто не смог навести на него порчу. (И если вы думаете, что волосками в таком случае не стоило ограничиваться, то вы думаете в совершенно верном направлении!)

- Обязанности Инки по отношению к подданным сводились к тому, чтобы ограждать их от нужды, содержать склады продовольствия на случай голода, обеспечивать охрану животных и земли. Свободных ремесленников как класса не существовало: вся произведенная продукция отбиралась и распределялась властями.
Мосты и дороги как пути сообщения содержались в превосходном состоянии (опять же как в Древнем Риме). Общая протяженность дорог составляла 16 000 километров – и везде, где это позволял рельеф местности, дороги имели стандартную ширину 7,3 метра. Через каждые 20-30 км располагались постоялые дворы, содержавшиеся за счет местных налогоплательщиков. Система эстафетных курьеров позволяла передавать сообщения и посылки со скоростью 400 км в день.

- Император имел множество наложниц, но одну главную жену: обычно он женился на родной сестре, дабы гарантировать, что в жилах детей будет течь чистая императорская кровь. Аристократии было даровано позволение брать в главные жены своих единокровных (но не единоутробных) сестер. (Вопреки европейскому опыту, от инцестов в семье Инки рождались абсолютно здоровые дети.) На остальных жителей империи распространялись обычные запреты на близкородственные браки.
Безбрачие исключалось. 1-2 раза в год властями практиковалось массовое заключение браков среди простонародья одновременно по всей стране. Подбор пары происходил публично, при непосредственном участии еще одного из главных приближенных Великого Инки, носившего титул Тот-Кто-Видит-Всё. Однако все же требовалось согласие родителей – и, видимо, учитывалось мнение будущих супругов. (Любопытно, что аналогичное установление содержится в знаменитой утопии Т.Кампанеллы «Город Солнца» (1623) - только у Кампанеллы сама возможность свободного выбора исключалась в принципе.)

- После восхождения на трон император выбирал несколько индейцев с хорошо натренированной памятью и назначал их историками своего правления. Их рассказы были зафиксированы на раскрашенных табличках и помещены в соответствующее здание возле Куско, куда вход был строго-настрого запрещен всем непосвященным.
После смерти самодержца совет знатных людей и ученых, изучив все события, произошедшие за время правления императора, решал, которые из них следует занести в историю, а рассказчикам и певцам предлагались темы, которые они могут воспевать. (Знакомо. История – она такая...) В результате официальная «летопись» инков настолько мифологизировалась их упорным стремлением внушить всем народам идею своего божественного происхождения (от Солнца), что нынешние историки располагают весьма скудными сведениями о том, откуда именно и при каких обстоятельствах на эту землю пришел народ, положивший начало империи инков.
Назначенный наследник должен был разделять всю полноту власти с царствующим монархом перед тем, как приступить к самостоятельному правлению. Император заменял не оправдавшего его надежды наследника на другого из своих сыновей, если считал это необходимым.

- Инки считали, что в теле есть две души. Первая ведет к истокам жизни (в зависимости от добродетелей человека); вторая же душа остается в теле навечно. Потому после смерти дворцы инкских правителей становились обителью их мумий. Здесь, окруженные всеми своими сокровищами и домашним имуществом, они находились под постоянным присмотром, им прислуживали – как живым – их потомки, которые также выносили эти тела на публичные церемонии. Новый Инка строил для себя новую резиденцию.

- В году инков было 12 праздников (по числу месяцев). Праздник пахоты обладал огромнейшим значением: если даже самому Великому Инке или его губернатору случалось при этом присутствовать, то он начинал работать, используя принесенную ему золотую палку для копания, и, следуя его примеру, все другие чиновники и представители знати, сопровождавшие его, делали то же самое. Это не сильно отличается от современной практики закладывания фундаментов зданий общественного назначения.

- Головные уборы и прически в инкском обществе имели исключительное значение, указывая на происхождение и социальный статус человека. Одежда строго унифицирована и однотипна: даже одеяния Великого Инки отличаются от прочих исключительно высочайшим качеством ткани и художественной обработкой. Индейские ткачи проявляли свою индивидуальность там, где это не возбранялось: в подборе цветовой палитры и узора, используя рядом друг с другом диссонирующие оттенки - нечто вроде цветового эффекта, созданного Гогеном.
Металлические диски, висевшие на шее как нагрудное украшение, были наградами за храбрость, проявленную воином в сражении. Они могли быть золотыми, серебряными или бронзовыми – и обеспечивали частичную защиту в бою. Вольность в одежде и отличительных знаках рассматривалась как одно из самых серьезных преступлений; оно решительно пресекалось по всей территории империи.

- Но в полной мере пуританские наклонности инков проявлялись в том, каким образом карался гомосексуализм и иные перверсии. В этих случаях не только самих виновных, но и членов их семей казнили, а их дома сжигали. Наказанием за убийство (и в некоторых случаях за браконьерство) была тоже смерть.
Тюрем не существовало; в спорных случаях для «проверки» невиновности могли использовать специально устроенный темный лабиринт, утыканный обсидиановыми лезвиями и населенный змеями и хищниками. Если продержался там (естественно, без еды и всякого-прочего) пару дней – считай, оправдан: сами боги за тебя.
Наказывалось также пьянство в рабочее время. Что до кражи, то она расценивалась как помрачение ума, и когда это все-таки случалось (правосудие осуществлялось таким образом, что обвиняемый и обвинители рассказывали судье каждый свою часть истории), то делали различие между грабежом со злым умыслом и грабежом от нужды. Если индеец поступил так от нужды, то наказывали чиновника за его плохую административную работу, которая привела к преступлению. Так же, как у ацтеков и майя, представители правящих классов получали более суровые наказания за нарушения закона, чем простолюдины.

- У ацтеков было пиктографическое письмо, и они ко времени появления испанцев подходили к стадии силлабической фонетики. Иероглифическое письмо майя, гораздо более древнее и развитое, чем ацтекское, было достаточно совершенно, чтобы создать очень сложный календарь. Даже у североамериканских индейцев была форма ребусного письма, которое передавало разные идеи. В Южной Америке ничего такого не было – и, что невероятно, не было никакой письменности у инков, которым она была нужна больше всех.
Письменность заменяло кипу - мнемоническое средство, помогающее запоминанию; его разноцветные веревочки с узлами в своей основе имели десятеричный счет. Кипу должны были сопровождаться устным пояснением, без которого значение было бы непонятным. С помощью их чиновники могли вести регистрацию поставок и потребностей, а контролеры – следить за балансом этих факторов. Работники низшего звена собирали базовую статистику по своим районам и передавали вышестоящим чиновникам, которые сводили все воедино. Подсчеты со всей империи сходились в столицу, где их обрабатывало центральное статистическое бюро. Регистрировалось практически все. По замечанию одного из летописцев, невозможно было скрыть даже пару сандалий.
Важность математики для инков косвенно подтверждается наличием в языке кечуа пяти категорий числительных: кроме известных нам количественных и порядковых, выделялись также разделительные, кратные и многократные.
Кипу также регистрировали исторические факты и религиозные обряды. Был свой специалист для чтения каждой категории веревочек: религиозных, военных, экономических и так далее. Любая ошибка или пропуск карались смертью.

- Инки и майя с ацтеками находились в полном неведении относительно существования друг друга. Косвенным подтверждением этого факта служит изобилие на территории Южной Америки сортов картофеля (до 220 его разновидностей), который индейцы Центральной Америки получили только от белых людей, вывезших его из Америки Южной. Эта культура была для инков почти так же важна, как маис: даже единицей измерения времени служило время, необходимое для того, чтобы сварить картофель!
Для длительного хранения картофель подвергали обезвоживанию, для чего его несколько раз замораживали и топтали, выжимая воду. Получившийся продукт наряду с прочими самодельными «консервами» сдавался на государственные склады «про черный день», на случай неурожая, когда запасы распределялись среди населения отвечающими за это чиновниками.

- «Высшее образование» в инкских школах занимало 4 года, каждый из которых был организован по принципу, напоминающему современный «блочно-модульный метод»:
1-й год: язык и словесность кечуа;
2-й год: религия, астрономия и философия;
3-й год: узелковое письмо кипу, математика и статистика;
4-й год: история инков, военное дело и география.
Дисциплина поддерживалась битьем по пяткам – до десяти ударов, но учителям было запрещено назначать более одного наказания в день.

- Язык кечуа по числу передаваемых модальных оттенков, пожалуй, может сравниться с японским. «Люби меня» может передаваться следующим образом:
мунаусай – категорический приказ;
мамакууай – требование;
мунальяуай – просьба;
мунурикууай – просьба с мотивацией глубоким чувством;
мунуакульяуай – мольба;
мунариуай – что-то типа «love me tender» / «приголубь-приласкай» («няшить»?!!)
мунаририкульяуай, мунарикальяуай и пр. – сложные сплавы вышеназванного…

- Воспитание новорожденного: каждое утро перед тем, как запеленать, его купали в холодной воде и часто выставляли на ночной холод и росу. Когда мать хотела побаловать свое дитя, она набирала воду в рот и обрызгивала его всего, исключая голову и особенно макушку. Постелью, на которую младенца укладывали, была грубая сеть, лишь немногим менее жесткая, нежели голые доски. Матери никогда не брали младенца на руки и не сажали на колени - ни во время кормления грудью (строго трижды в день), ни в каких иных случаях.

- Обычай определял испытательный срок или период супружества. Помолвленная пара вела совместную жизнь в течение нескольких дней или нескольких лет. Если пара не подходила друг другу, девушка возвращалась к своим родителям, совершенно не чувствуя себя морально ущемленной. Если в результате этого кратковременного союза рождался ребенок, он оставался с матерью, а отец страдал от понесенного ущерба, так как лишался ценного помощника. Для девушки сам факт такого брака оставался честью, так как доказывал ее «востребованность», и наоборот: индеец в пылу супружеской ссоры вполне мог колоть глаза своей жене тем, что у нее не было других связей.

- Обычному человеку не было позволено владеть предметами роскоши – а в эту категорию входили любые вещи сверх тех, которые удовлетворяли непосредственные материальные нужды его и членов его семьи, за исключением тех случаев, когда сам император инков давал на владение ими особое разрешение. Этот закон предупреждал преступления, связанные с собственностью, попросту за отсутствием мотивации.
В своем доме мужчины были обязаны сами изготавливать обувь для членов своей семьи – ремесло, владение которым было одним из непременных условий для тех, кто проходит посвящение в мужчины. Даже аристократы, имевшие слуг, иногда соблаговоляли самостоятельно изготовить себе обувь или оружие.
Одна из обязанностей младшей жены в большой семье мужчины высокого ранга – служить няней законному сыну (от старшей жены). Она была обязана купать мальчика и присматривать за ним; когда он подрастал, она посвящала его в тайны любви, а когда в конце концов юноша женился, эта женщина оставалась с ним.
Добрососедские отношения устанавливались с помощью подарков, которые придавали дарящему магическую власть над получателем. В свою очередь, получатель старался преодолеть эту зависимость посредством вручения своих подарков. Таким образом, человек наслаждался огромным престижем, если получатель весьма ценного подарка не мог отплатить ему тем же.

- Наиболее продвинутой областью хирургии в Перу была трепанация черепа.
Для соединения краев раны хирург использовал муравьев, которые своими острыми челюстями захватывали оба края одновременно. После этого хирург отрезал им голову, оставляя сомкнутые челюсти на месте в виде шва.
Идеальное состояние зубов обеспечивалось прижиганием десен разогретым до кипения соком корней какого-то дерева. Увы, сегодня мы не знаем, что это было за дерево…

- Инки прекрасно осознавали предсказуемость поведения Солнца и делали логический вывод, что ему кто-то отдает команды. Отсюда следовало, что существует незримый верховный Бог. По этой дороге супервозвышенного инки продвинулись гораздо дальше, чем даже испанцы. Они построили только два храма для своего верховного бога: по их мнению, раз уж их бог присутствовал во все времена и во всех местах, то было бы неразумно поселить его в одном месте. Они даже воздерживались от пожертвований ему, мотивируя это тем, что богу невозможно предложить что-нибудь, чего у него еще нет, так как ему принадлежит все.

- Наконец, легендарное золото инков… Испанцы в одной только столице инков захватили больше 27 тонн золота и столько же серебра. Однако Манко II утверждал, что это ничтожная часть в сравнении с оставшимся, и предлагал испанцам отдать всё, если они уберутся домой. Но те не согласились…
Взятый в плен Великий Инка Атауальпа выплатил Писарро за свою свободу около 6 тонн золота и 12 тонн серебра. Впрочем, получив выкуп, Писарро решил, что это не должно помешать осуществлению правосудия. Атауальпа был казнен – по неопровержимым обвинениям в идолопоклонстве, многоженстве и… расточительном расходовании государственных средств. Впрочем, для верности было еще добавлено обвинение в злоумышлении против властей (т.е. испанцев). (Это тоже кажется очень знакомым: судя по всему, отличные политические идеи во все времена одни и те же...)
Большая часть конкистадоров, получивших свою долю добычи, вскоре погибла в стычках с индейцами или в собственных внутренних «разборках». Золото, доставшееся королю, казны не наполнило: оно целиком ушло на продолжение войны, а резкий приток драгоценных металлов в Европу (при отсутствии прироста производства) вызвал катастрофическую инфляцию…


Источники:
Луи Боден. Инки. Быт. Культура. Религия. М., 2004.
Энн Кенделл. Инки. Быт, религия, культура. М., 2005.
Яков Нерсесов. Доколумбова Америка: ацтеки, майя, инки. М., 2009.
Виктор фон Хаген. Ацтеки, майя, инки. Великие царства древней Америки. М., 2010.

Кадр из фильма «Агирре, Гнев Божий»
11 октября 2018
11 комментариев
Я так и знала, что сюда засунут Агирре. А он тут не при чем! Агирре сотоварищи- это как раз разборки второй волны конкистадоров друг с другом, уже после раскатывания инков в мокрый блин.
Государство-секта.
FluktLight
Fluktlight
Там официальная теократия.
Clegane
Всё верно. Инков там уже нет. Но конкистадоры больно уж колоритные, на них любо-дорого посмотреть))
FluktLight
финикийский_торговец
В. И. Даль определил слово «секта» как «братство, принявшее своё, отдельное ученье о вере; согласие, толк, раскол или ересь»


Христианство с самого начала признавало в качестве Священного Писания еврейскую Библию (Танах), как правило в её греческом переводе (Септуагинта). В начале I века христианство рассматривалось в качестве иудейской секты, а позже — новой религии, развившейся из иудаизма.


В IX веке произошел раскол между константинопольской патриархией и папством, который длился с 863 по 867 год. Константинопольскую патриархию в это время возглавлял патриарх Фотий (858—867, 877—886), во главе Римской курии был Николай I (858—867). Считается, что хотя формальным поводом к расколу стал вопрос о законности избрания Фотия на патриарший престол, глубинная причина раскола лежала в желании папы распространить своё влияние на епархии Балканского полуострова, что встретило сопротивление со стороны Восточной Римской империи. Также с течением времени усиливался личный конфликт между двумя иерархами.


По сему Христианство поделено на секты, а у Инков, как и в Древнем Египте монархия...
Показать полностью
Fluktlight
Крайне узкое определение.
FluktLight
финикийский_торговец
Секта (сред.-в. лат. secta — школа, учение, от лат. sequor — следую) — понятие (термин), которое используется для обозначения религиозной группы, отделившейся от основного направления и противостоящей ему, или указания на организованную традицию, имеющую своего основателя и особое учение.

Изначально в христианстве не было никаких Пап, целибата, индульгенций, инквизиции и прочих "веселых" вещей..
Fluktlight
Я не совсем понимаю, что вы хотите мне сказать.
Очень занимательный цикл был, спасибо ТС!
Не помню, кидал или нет, но тут есть про Инков
https://youtu.be/kHCspnczJF0?t=51
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть