↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
cаravella
18 октября 2018
Aa Aa
#рпц #имха
Пост Ладоса натолкнул на мысль, что Константинополь и не дает УПЦ МП автокефалию. Он намеренно отозвал действие документа 1686 года, чтобы вернуть в лоно Вселенского патриархата Киевскую митрополию, а затем уже ей дать автокефалию (и, кстати, даст ли - большой вопрос). Так что, имхо, путь хотя и хитрый, и с переподвывертом, но формально Фанар ничего не нарушает (это если говорить о порядке предоставления автокефалии, с отменой действия дарения - отдельный и сложный разговор). Но РПЦ обидел, да. А РПЦ обижаться рада, чего уж тут, ей далеко за поводом ходить не нужно. Впрочем, Кирилл еще своим игнорированием Всеправославного собора продемонстрировал тенденцию к изоляционизму. Интересно, что будет дальше и как долго продлится противостояние между РПЦ и КП - несколько месяцев, как в период конфликта по Эстонии, или же дольше.
18 октября 2018
20 комментариев из 138 (показать все)
Читатель 1111 , если б ты ещё что-нибудь понимал в том, о чём рассуждаешь...

(Но в данном случае тут вообще упорос забавный - кому принадлежит русский монастырь на Афоне, нации или церкви. Если это, конечно, не очередной ход в игре "кто кого".)
Lados
Вставлю-ка я свои пять копеек. ИМХО, посты, исповеди, скамейки - все это к вере и спасению отношения не имеет. Многие условности, принятые в обыкновение церковью, имеют чисто дисциплинарный характер, а если говорить об РПЦ - то еще и связаны с нашей родной славянской ментальностью. Не буду ходить за примером к католикам - у православных греков тоже вполне себе принято сидеть на скамейках, в православных церквях Израиля я также их видела, с исповедью у тех же греков проще, платки в церкви не обязательны, подготовка к Причастию упрощена... продолжать можно долго, в общем. Почему бы нашим православным не брать пример со своих братьев, раз уж католики встали поперек горла? Почему восточнославянское (в частности, русское) православие такое аскетичное, самоуничижительное, откуда в нем столько дисциплинарности? Ведь все это в конечном итоге порождает околоцерковные суеверия, запреты множат запреты, а у большинства светских людей православие в конечном итоге ассоциируется не со свободой духа и радостью единения с Богом, а с запретами и ограничениями (часто на поверку бессмысленными), сердитыми бабушками и самобичеванием.

Но это слишком общий вопрос, и я понимаю, Ладос, что вряд ли вы меня поймете и вряд ли захотите понимать. Я прекрасно помню, как сама раньше реагировала на такие же слова. Почти презрительно. Ах, скамейки им подавай! Ой, поститься им сложно! Исповедоваться не хотят, да еще и платки им не угодили! Вот же лентяи бездуховные!

Но теперь - вуаля - я стала одной из тех, кого раньше снисходительно осуждала и даже больше. И нет, я ушла из православия (а возможно, и христианства вообще) далеко не только по озвученным причинам. Причины - более глубокие и личные, но зато все перечисленные выше проблемы я стала видеть теперь вполне ясно. Видеть - и принимать их существование. Потому что мне теперь не страшно их замечать, хотя раньше даже мысль о том, чтобы обличить в чем-то церковь с ее традициями и устоями, казалась мне кощунственной. И одно это - то, как было раньше - уже является хорошей иллюстрацией того, что происходит с сознанием большинства людей в лоне церкви, увы.

Собственно, если у вас в ответ найдутся только резкие слова, прошу - воздержитесь от ответа.
Показать полностью
drakondra , потому что скамейки в храмах давным-давно стоят, потому что у православных греков принципиальное отсутствие головного убора связано с памятью об османском иге, потому что пост любой духовник, кроме совсем упоротых, поможет подогнать под личные возможности, потому что исповедь - это, напомню, таинство, а не просто для красоты придумано...
Дело ведь не в том, что "боятся обличать" - чего тут бояться-то, наши предки вон исповедовались и причащались раз в год, зато готовились к этому не меньше месяца, а мы причащаемся раз в неделю, что по многим каноническим сборникам проходит как "сверхчастое причащение".
Дело в другом.

Потому что есть проблемы, реальные и практические (и в основном они касаются сложных отношений церкви и государства, а также сложных отношений между церковным правом и понятиями о правах человека) - а есть именно что лентяйское "мне не сделали удобно".
Вот только одна проблема: а где кончается требование удобства? Нет, серьёзно!

Если мы уже доходим до "смените-ка календарь, нам неудобно Новый Год праздновать", что дальше-то будет? "Смените календарь, чтоб Пасха на майские выходные выпадала, а то после ночной службы и дневного праздника в понедельник вставать сложно"?
Показать полностью
Lados
Стоят, да в таком количестве, что все желающие на них не уместятся. Я прекрасно помню это ощущение, когда все посадочные места заняты, а ты стоишь и вместо молитвы, которая подобает службе, думаешь о том, куда бы деть гудящие ноги. Что до головного убора - на украинских землях он, кстати, тоже был не принят долгое время. Пост... а если нет желания поститься вовсе? Не из-за состояния здоровья, а просто потому что. Исповедь. А если не все, что следует исповедовать, считаешь грехом?

Что вообще делать в церкви человеку, который вроде и готов верить, и хочет быть ближе к Богу, но не видит смысла как в большинстве второстепенных традиций (из разряда местных, локальных, активно поддерживаемых бабушками и иже с ними), так и в некоторых обрядах/ритуалах, имеющих значение краеугольного камня? А если этот человек еще и историю хотя бы немного знает, и Евангелие читал, и понимает, что ну как бы те самые "таинства" не в один день придуманы были, и что вопросами, как правильно, а как нет, на протяжении веков занимались такие же люди, а отнюдь не Христос, и что были споры, и что были дискуссии, и противоречия тоже были и остаются? А если этот человек считает ношение креста и нанесение на себя крестного знамени обыкновенным магизмом? А если, а если, а если... Да, правильно, наверное, такому человеку нечего делать в церкви :) Что, собственно, со многими и происходит.

И, честно говоря, я не уверена, что озвученные мною претензии попадают в разряд "сделайте мне удобно", нет. Некоторые - быть может, но далеко не все.

А что до календаря - то как по мне, переход на григорианский просто сделал бы всех христиан мира ближе друг к другу, было бы больше поводов для совместной радости. Но эти мои слова, как я понимаю, близки к "ереси экуменизма", а экуменизм - это ай-ай-ай и плохо. А что до удобства - то оливье тут вторично. Было бы просто здорово жить без раздвоения и не держать вечно в голове, что по мирскому календарю сегодня одна дата, а если ты стоишь в церкви - то она другая. Ну и да, в представлении многих вот эта привязанность церкви к старому стилю - еще одна монетка в копилке фактов, говорящих о полной законсервированности РПЦ. Жесткая иерархичность, роскошествование, попытки игры в симфонию, консервативность - не самый радужный набор. Но это - опять же - взгляд человека, который когда-то был плотно погружен в церковную жизнь, а теперь отошел в сторону, руководствуясь личными причинами в первую очередь, и уже во вторую - всем перечисленным.
Показать полностью
drakondra , честно говоря, ваш комментарий очередной раз заставляет задаться вопросом: зачем, вот зачем идти туда, где всё сплошь и рядом претит и не соответствует личным взглядам на вопрос?
Как можно считать истинной веру, которой не веришь?
Мне это правда непонятно. Ведь есть же протестантизм тот же самый - и никакой роскоши, и поститься не надо, и исповедь чисто так, по желанию и как беседа с психотерапевтом, и скамейки, и лишние обряды повыбросили. Но нет, надо идти в православие и осуждать его за то, что оно... видимо, слишком православное?

(Ну и изящное такое заявление, что если кто-то принимает и таинства церкви, и её требования как они есть - это он просто историю не знает и Евангелие не читал... ну, такое. Я всё понимаю, но надо ж и меру знать.)

Что до григорианского (точнее, новоюлианского) - то дело отнюдь не в "экуменизм - плохо", а в том, что необходимости нет, пользы минимум, а затраты гигантские, в т.ч. со стороны государства, которое все забывают почему-то. (Тащемта как минимум в России внезапный перескок Рождества с 7 января на 25 декабря потребует менять дохренища всего.)
Показать полностью
Lados
: зачем, вот зачем идти туда, где всё сплошь и рядом претит и не соответствует личным взглядам на вопрос?
Как можно считать истинной веру, которой не веришь?
бло бы хорошо если бы церковь считала так же.. НО! она что то активно миссионерствует.Типа РПЦ самая многочислненная.. Уроки в школах. Даваите тогда по честному? Идет тот кому НАДО?!
а в том, что необходимости нет, пользы минимум, а затраты гигантские, в т.ч. со стороны государства, которое все забывают почему-то. (Тащемта как минимум в России внезапный перескок Рождества с 7 января на 25 декабря потребует менять дохренища всего.)
Ну... ввели же праздник рождества и ничего. или вот перенесли праздник с 7 ноября на 4 ноября. думаете мало затрат? 12 декабря и вовсе отменили..Постоянные переносы праздничных дней. Все норм!
Читатель 1111 , а как миссионерство противоречит тому, что в религию должен идти человек, согласный с постулатами этой религии? *завис*

Что до Рождества - оно хорошо и удачно встало ПОСЛЕ Нового Года. Сдвинуть каникулы на 25 декабря-4 января - это в первую очередь сократить сроки на подбивание годовых итогов.
Lados
пардон... а зачем делать религиозный праздник государственным? кстати? В СССР прекрасно обходились и так...
Читатель 1111 , потому что он уже государственный, если ты не заметил.
Мы же говорим о реальном мире, а не о каком-то сферическом в вакууме, да?
И в реальном мире если отнять у людей Рождество, большинство населения (которое нихрена ни во что не верит, но традиция жы) очень возмутится.
Lados
Можно сделать дополнительный праздник)) И все))) вот честно. было бы желание а проблем никаких. Другое дело желания нет. и да. перевод календаря чреват рассколом. Как в Греции и Болгарии. Ну..
Читатель 1111 , то есть, убрать новогодние каникулы, и сделать праздничными 25 декабря и, например, 1-3 января? Или сделать 25 декабря дополнением к каникулам? (То-то госучреждения спасибо скажут за лишний выходной в самую горячую пору, ага.)

Дело не в "было бы желание". Мало желания - нужна необходимость. Её нет. Пользы от перемены - тоже тащемта нет.
Lados
Сделать дополнение да))) Ну нет необходимости значит нет)) какие проблемы?
Читатель 1111 , я просто объясняю, почему идея выглядит красиво, но смысла в ней нет и скорее всего воплощена она не будет: 25 декабря как выходной никому нахрен не сдался, потому как это период предновогоднего безумия с подбиванием бюджетов, закрыванием годовой нормы и прочая и прочая; а январские каникулы как раз достаточно удобно расположены (и в частности предоставляют отдых от предновогодней гонки).

В других странах такой проблемы по разным причинам нет (в первую очередь потому, что рабочие и выходные дни изначально строились вокруг 25 декабря). А вот в Иерусалимской Церкви проблема есть, хотя и другая (количество паломников, в первую очередь), поэтому там держатся за юлианский календарь, благодаря которому православные и неправославные празднуют в разные дни.
Lados

//честно говоря, ваш комментарий очередной раз заставляет задаться вопросом: зачем, вот зачем идти туда, где всё сплошь и рядом претит и не соответствует личным взглядам на вопрос?
Как можно считать истинной веру, которой не веришь?//

Так я же писала - я уже не там. Не в православии. И пока я была в нем, меня все вышеперечисленное устраивало, хотя и с некоторыми оговорками. Причем не просто устраивало - я была достаточно убежденной верующей, и всему находила обоснование. И я бы, может, была бы рада вновь вернуться в ту же среду, однако мне, в силу моей честности, как раз таки сложно находиться в церкви, не соглашаясь с ее правилами. Именно поэтому я "расцерковилась". И вряд ли воцерковлюсь обратно когда-нибудь. Но наблюдать со стороны и отмечать проблемы - имею право. И болеть душой за то, что некогда было мне родным, - тоже. Церковь может стать лучше, чище, церковь может стать ближе людям, церковь может избавиться от пережитков прошлого, подковерных сварок и политизированности. И если так случится, я только порадуюсь.

//(Ну и изящное такое заявление, что если кто-то принимает и таинства церкви, и её требования как они есть - это он просто историю не знает и Евангелие не читал... ну, такое. Я всё понимаю, но надо ж и меру знать.)//
Вы неверно меня поняли. Или я неправильно сформулировала. Историю церкви я знала и Евангелие читала и в те годы, когда смутить меня фактажом было сложно. Просто наступил момент, когда все пришлось переосмысливать. Ну и закончилось это переосмысление не в пользу церкви. Вот и все. Просто каждый переосмысляет по-своему, и это нормально.
Показать полностью
drakondra , я исключительно про апелляцию к
человеку, который вроде и готов верить, и хочет быть ближе к Богу, но не видит смысла как в большинстве второстепенных традиций (из разряда местных, локальных, активно поддерживаемых бабушками и иже с ними), так и в некоторых обрядах/ритуалах, имеющих значение краеугольного камня? А если этот человек еще и историю хотя бы немного знает, и Евангелие читал, и понимает, что ну как бы те самые "таинства" не в один день придуманы были, и что вопросами, как правильно, а как нет, на протяжении веков занимались такие же люди, а отнюдь не Христос, и что были споры, и что были дискуссии, и противоречия тоже были и остаются? А если этот человек считает ношение креста и нанесение на себя крестного знамени обыкновенным магизмом?

Этот человек совершенно определённо придерживается протестантской системы взглядов, и совершенно непонятно, а что он вообще забыл в православной церкви, которая его категорически ни по одному пункту не устраивает))

А так - хочу ли я, чтобы церковь стала лучше, очистилась от политики и (некоторых) пережитков прошлого? Несомненно. Хочу ли я, чтобы она стала ближе к людям? Не уверен, слишком уж это расплывчатое выражение и слишком уж много под него подпадает.
У меня как-то мечты и цели попроще и подоступнее, например, чтоб жаждущие православного шариата уже куда-нибудь делись, желательно в атеисты, а не в ислам, который они под видом православия толкают.
Показать полностью
Lados
потому что он уже государственный, если ты не заметил.
Мы же говорим о реальном мире, а не о каком-то сферическом в вакууме, да?
ну вот был День конституции. И нет его. Было бы желание)))
Читатель 1111 , и кто тот день праздновал?
Ты ж пойми, есть разница между очередным днём единения и реально всенародным праздником, который так или иначе отмечает большинство (например, мысленно попробуй представить, что 23 февраля и 8 марта перебросят куда-нибудь).
Lados
и реально всенародным праздником, который так или иначе отмечает большинство
7 ноября? Его отмечали не меньше людей чем рождество... А 23 февраля не так уж давно выходным стал кстати.
Читатель 1111 , 7 ноября перенесли на 4, то есть чисто символически подвинули - а между прочим количество возмущения было достаточным, чтобы вызвать вопрос о правомерности сдвига.
Любопытно... По новому томосу все зарубежные приходы бывшего УПЦ КП переходят Константинополю. любопытно. В России были эти приходы. Им позволят перейти Константинополю. Или заберут в РПЦ?
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть