↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
ivanna343
21 октября 2018
Aa Aa
Доберусь наконец до китайской истории. В исполнении нашей Лотос все выглядело не просто, а очень просто. 1) В XVII веке дикие и коварные степняки-маньчжуры бросили свою родину где-то в районе Владивостока и коварно захватили Китай. Который они, разумеется. тут же принялись зверски угнетать и загнали в отсталость, не дав совершить промышленный рывок. До кучи еще и забросили строительство Великой Китайской стены. 2) Затем Демократическая партия (не сразу, но дошло, что это буквальный перевод слова "Гоминьдан") попыталась управлять Китаем демократически. Ничего, понятно, не вышло. 3) Пришел председатель Мао и заложил основы всего. При нем китайцы были высокодуховные, преданные государству и строили промышленность. 4) Пришел Дэн Сяопин, и все приписал себе. Точнее, "приписал себе шесть глотков вместо одного". Поясняю: с одного глотка наесться нельзя, но чувство сытости появляется только в конце - вот Дэн и есть "последний глоток", а так все сделали до него.

Отчасти я Лотос даже понимаю: попробуйте, стоя посреди Кремля, рассказать, скажем, о Смуте людям, которые о русской истории не знают вообще ничего. Про Чингиз-хана слышали что-то и все. Она была именно в такой ситуации, так что просто вынуждена была упрощать.

И, как во всякой упрощенной версии, кое-какая правда здесь есть. Но еще больше умолчаний, которые простую картину тут же усложняют. Больше всего пострадали маньчжуры, основавшие последнюю китайскую династию Цин. Потому что они Китай, разумеется, захватили, вот только по приглашению самих китайцев. Предшествующая династия Мин действительно добилась экономического расцвета неслыханных масштабов, только в XVI веке, а к XVII, когда пришли маньчжуры, развал был во всей красе - вместо императоров правили евнухи, чиновники брали взятки как в последний раз (для многих так и оказалось), всех, кто пытался хоть что-то исправить, успешно извели, население голодало, мерло от эпидемий и природных катастроф и подавалось в разбойники и мятежники. В общем, классический финал династического цикла.

В 1644 году последний император Мин повесился (заодно убив всю родню, до которой сумел дотянуться), когда в Пекин вошло войско. Только не маньчжурское, а свое родное, крестьянское. Предводитель восставших Ли Цзичэн тут же провозгласил себя императором, благо прецеденты имелись - именно так когда-то стал императором основатель династии Мин Чжу Юаньчжан. И тогда сидевший на границе и насмерть перепуганный генерал У Саньгу, у которого с Ли были свои счеты, открыл ворота в Великой стене в Шанхайгуане и впустил маньчжурскую конницу. Тут Великая стена, которую всю эпоху Мин императоры прилежно возводили, и пригодилась!

У Саньгу рассчитывал руками маньчжуров расправиться с озверевшим народом, а потом от них откупиться. Но маньчжуры вошли в Пекин и уже не ушли - провозгласили собственную династию Цин. Ли Цзичэн бежал и сгинул без следа где-то в Сычуани. Страну усмиряли еще сорок лет. У Саньгу, за услугу получивший собственное княжество, в конце концов поднял мятеж, был разбит и казнен. От клейма самого великого предателя в китайской истории это его не спасло.

А маньчжуры, как и все прочие завоеватели до них, забыли степную дикость, переняли китайскую культуру и успешно правили до 1911 года. Дворцы и парки Пекина, составляющие (вполне справедливо) его славу, построены именно при маньчжурах, прежде всего при императоре Цяньлуне, который правил в XVIII веке шестьдесят с лишним лет и был большим знатоком и покровителем изящных искусств. Он же успешно воевал со степняками и, устроив в степи геноцид, захватил то, что стало называться провинцией Синьцзян ("Новая территория") или Внутреннюю Монголию. России по этому случаю достались Горный Алтай, Казахстан и Киргизия - уцелевшие кочевники бросились спасаться под руку русской царицы. В результате "десяти великих походов" (это официальное название) Великая стена оказалась посреди Китая. Почему ее, собственно, и забросили. А Пекин наконец-то перестал быть гарнизонным городом и превратился в обычную административную столицу типа Москвы. Что много способствовало его украшению.

Но про парки и дворцы - в следующий раз.

ЗЫ. Творцы дорам и китайские зрители относятся к циньским императорам гораздо благосклоннее, чем Лотос. Та из партийного семейства и пронесла идеалы маоизма через годы. Что не помешало семейству, как она нам рассказала, выдать племянницу за маньчжура и купить молодым квартиру в Пекине. Из чего нетрудно сделать два вывода: а) быть маньчжуром по-прежнему почетно; б) коммунистическая семья Лотос отнюдь не бедствует.
21 октября 2018
9 комментариев
О! А они до сих пор делятся внутри себя на маньчжур и, так сказать, китайских китайцев?
Так 300 лет прошло, уже перемещались все, не?
Маленькая поправочка: маньчжуры основали династию Цин, а Цинь - это две тысячи с лишним лет назад, император Цинь Шихуанди, у которого гробница с терракотовыми воинами)
Snitka

Ох, опять описалась. Спасибо!

7th bird of Simurg

Национальный вопрос так быстро не решается (посмотрите на Синьцзян). Ну, и маньчжуры сами очень старались не перемешаться.
7th bird of Simurg
во времена Цин браки между маньчжурами и китайцами были запрещены. Если б не этот запрет, давно перемешались бы.
Snitka
ну так с тех пор то уже и великая культурная революция, и бог весть что еще
7th bird of Simurg

А такие вещи отличаются повышенной устойчивостью. Сошлюсь на хрестоматийный пример: в Польше до сих пор существуют четкие психологические и социальные различия между той частью. которая была австрийской, той, которая была прусской и той, которая была русской. После двух мировых войн .
ivanna343
шикарно!
телевидение и прочие медиа недостаточно освещают страдания простого китайского народа. Почему? Да потому, что они все захвачены маньчжурами. Они взяли себе китайские имена и думают, что их не видно, но мы-то знаем правду. Подчинив себе медиа, «маньчжуры и их китайские рабы» стали продвигать своих ставленников на партийные и государственные посты, так что теперь они уже близки к своей главной цели.

а главное, как это знакомо! ХДДД
7th bird of Simurg
Процитирую телеграм Галеева:
Самая популярная теория заговора в Китае
Китай - это громадный и довольно замкнутый мир, об интеллектуальной жизни которого европейцы и россияне знают очень мало. В Китае, естественно, есть собственное националистическое движение, идеология которого, как и положено всем приличным националистам, построена на теории заговора. По понятным причинам тема еврейского/мусульманского заговора, такая популярная в западном мире, не особенно распространена в Китае. У китайцев своя фишка - маньчжурский заговор.
Если вкратце: с 17 в. по 1911 г. Китаем правили завоеватели маньчжуры. Правили довольно жёстко: например, они заставили китайцев сбривать волосы, оставляя только косу сзади, по маньчжурскому образцу. Кто отказывался - убивали, в процессе уничтожали целые города. В конце 17 в. они провозгласили принцип «равенства»: в каждом министерстве было два министра - один маньчжур, другой китаец, четыре зама - тоже пополам и т.д. Вроде бы справедливо, но учтите, что китайцев было в 150 раз больше + по факту маньчжуры (и монголы) все равно стояли выше. В середине 19 в. случилось восстание тайпинов, охватившее весь южный Китай и чтобы его подавить маньчжурам пришлось сильно демократизировать систему, передав большую часть реальной власти китайским чиновникам. В 1911 их свергли окончательно, после чего по всему Китаю началась резня маньчжуров. В результате они стали мимикрировать под китайцев, чтобы выжить - брали китайские имена, не учили детей маньчжурскому и т.д. В итоге маньчжурский умер - сейчас на нем говорит 5 или 6 человек, а маньчжуры полностью слились с массой китайцев.
Тем не менее, тема маньчжурского заговора стала главной для нынешних китайских националистов. Допустим, телевидение и прочие медиа недостаточно освещают страдания простого китайского народа. Почему? Да потому что они все захвачены маньчжурами. Они взяли себе китайские имена и думают, что их не видно, но мы то знаем правду. Подчинив себе медиа, «маньчжуры и их китайские рабы» стали продвигать своих ставленников на партийные и государственные посты, так что теперь они уже близки к своей главной цели. Насчёт того, в чем именно состоит эта цель, в китайских правых пабликах нет единого мнения. Некоторые пишут, что они хотят восстановить маньчжурскую династию Цин и вновь обратить китайцев в рабов, другие - что они стремятся отколоть от Китая три северо-восточные провинции - историческую Маньчжурию.
Любопытно, что поводом для параноидальный построений китайских националистов стала как раз расовая близость и тотальная ассимиляция маньчжуров среди китайцев. Скажем, убедить китайцев в том, что ими правят мусульмане-уйгуры будет трудно: достаточно взглянуть на лица начальников, чтобы понять, что это не так. А вот насчёт манчьжуров, неотличимых внешне от северных китайцев и говорящих на мандарине без акцента, могут быть разные версии. В общем, поиски «маньчжуров и их китайских рабов» в руководстве КНР очень напоминают поиски тайных украинцев и заукраинцев в эрефийском руководстве, регулярно ведущиеся русскими наци.

Любопытно, насколько раннее маньчжурское ханство, завоевавшее в 17 в. Китай, повторяло по своей структуре предыдущие кочевые государства. В «знамёна», на которые делился маньчжурский народ-войско верстали кого угодно: собственно чжурчженей, монголов, всякие тунгусские племена, корейских и китайских перебежчиков. После взятия Албазина в 1685 г. пленных русских тут же зачислили в «знамёна».
После завоевания Китая, примерно треть «знамён» была расквартирована по всему Китаю. Маньчжуры образовывали внутри китайских городов особые, обнесенные стенами кварталы, нехилые такие крепости. Им было запрещено отлучаться из города, нарушать комендантский час или смешиваться с местным населением. За свою службу они получали стипендию рисом и серебром + конфискованные у китайцев земли.
Впрочем, инклюзивность сохранялась только в процессе завоевания и замирения Китая. Как только в новой империи Цин воцарился мир, столько «знаменосцев» стало просто не нужно. И в середине 18 в. император Qianlong исключил из «знамён» всех китайцев. Теперь в основу «знамён» был положен не трайбалистский, а расово-культурный принцип. Qianlong заявил, что его не интересует, насколько хорошо «знаменосец» ездит верхом или стреляет из лука: если он не владеет маньчжурским, повышения ему не видать. А вот тут крылась засада. Дело в том, что к середине 18 в. большинство живущих в Китае маньчжуров уже забыло свой язык. А китайский мало того, что принципиально отличается от маньчжурского по структуре, так ещё и записывается не буквами, а иероглифами. И тогда, жаждущие повышения офицеры, чтобы сдать экзамен по маньчжурскому, стали запоминать маньчжурские слова, записанные буквами, как иероглифы - понятия не имея как они произносятся по маньчжурски и зная только их китайский перевод. Т.е. фонетическая система, придуманная, чтобы облегчить освоение письма, фактически затрудняла его для маньчжуров, слишком привыкших к иероглифической письменности. В общем, из военной структуры, маньчжурский народ-войско уже к середине 18 в. превратился в культурный артефакт, ценный с т.з. имперского правительства не своими боевыми качествами, а идентичностью. Но это ещё ничего - к концу 19 в. сама же высшая маньчжурская аристократия, правящая Китаем, стала воспринимать своих менее удачливых соплеменников как обузу.

Дочитал 'The Manchu Way' Марка Элиотта. Книга содержательная, в ней есть по крайней мере одна интересная мысль, которую автор, как мне кажется, не развил до конца. Поворотным пунктом маньчжурского господства над Китаем, по видимому, стали реформы 1730-1760-х гг., когда из маньчжурских знамен выкинули сотни тысяч примкнувших к ним оманьчжурившихся китайцев.
Почему это так важно? Потому что у крошечного кочевого меньшинства, покорившего многочисленное оседлое население есть два пути - постепенно ассимилировать оседлых, навязав им свою культуру (пример - турки и византийцы) или же самим постепенно ассимилироваться, как в итоге произошло с маньчжурами. Но тут есть одна фишка - чтобы оманьчжуривать китайцев, необходимо, чтобы у китайца, пардон за тавтологию, был способ стать маньчжуром. Закрыв же ряды маньчжурского корпуса для китайцев, вы практически обрубаете возможности для этой ассимиляции.
До 1730 г. рост маньчжурских "знамен" шел взрывными темпами, не столько за счет естественного прироста, сколько за счет приемных детей, вольноотпущенников, просто китайских мошенников, притворившихся маньчжурами и т.д. Очистив от них ряды войска, т.е. поставив в приоритет расовую чистоту, маньчжуры тем самым лишили себя шансов стать значимым меньшинством типа тюрков в Иране или мусульман в Индии и в конечном счете обрекли себя на постепенную ассимиляцию в море ханьцев.
Показать полностью
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть