↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Ольга Эдельберта
23 октября 2018
Aa Aa
Думаю о концовках произведений, в которых авторы обеспечивают своих любимых героев счастьем в соответствии со своими представлениями об оном, от души, по полной программе, через колено, не считаясь с характерами и не слушая никаких возражений.
Самый известный пример - эпилог "Войны и мира", неизменно вызывающий протест у сменяющихся поколений читателей. Теоретические воззрения Толстого на то, какими должны быть правильная семейная жизнь, правильная жена и правильный муж, решительно возобладали над его чуткостью художника. А то, что для интеллектуального Пьера и в семейной жизни как-то маловато быть обладателем ладоней, подходящих для размещения детской попки, - плевать, молчи, Пьер, автору виднее! А то, что порывистая, нетерпеливая, жадная до жизни Наташа за пару лет такого "счастья" превратилась бы в глубоко несчастную истеричку, какой в реальной жизни стала Софья Андреевна, - кто их обеих вообще спрашивать будет?
Примерно такая же картина, на мой взгляд, складывается с "семейным счастьем" в эпилоге ГП. Роулинг очень любит семью Уизли; вообще, похоже, считает, что большая, дружная, шумная семья - гарантия счастья для любого. Тоже теоретическое такое представление. Вот и впихивает твердой рукой Гарри и Гермиону в эту семью, чтобы не вздумали куда-нибудь налево свалить от правильного и хорошего. Читатель-то понимает, что активная Джинни, так похожая на маму, не могла не усвоить принятый в ее семье стереотип взаимоотношений супругов. Но Гарри - не Артур. Это пока он был одиноким маленьким сиротой, дом приятеля был местом, где ему хорошо. Но Гарри вырос, научился в одиночку действовать и принимать тяжелые, ответственные решения; роль мужа, отдающего на откуп деятельной жене и ее не менее деятельному семейству все значимые вопросы, вряд ли будет по нему. А уж Рон, каким он изображен, в качестве спутника жизни великодушной, умной Гермионы... Которая, кстати, к колхозному укладу вовсе не предрасположена.
Или вот только что прочитала отличную вещь - "Вернись и полюби меня" (Come Once Again and Love Me) (гет) в переводе otium. Очень хорошо написано, но эпилог... Семейный, счастливый Снейп поглощен выращиванием сада. Нет, литературный отсыл и его смысл ("Возделывай свой сад...") совершенно прозрачен. Но идея идеей, а характер - характером. Снейп-то в книге вполне каннонный, и он - не Помона. Увлеченность садоводством без упоминаний о таком интересе в течение всей книги однозначно воспринимается как интеллектуальная и личностная деградация.
23 октября 2018
20 комментариев из 439 (показать все)
Lados
М.б. где-то и есть, но я его не вижу (
Оффтоп: читаю кураевскую апологетику Поттерианы. Война хэдканонов в действии. Ржу.
Венцеслава Каранешева , http://ru.starwars.wikia.com/wiki/Канон
Только тут непонятно почему единственное число перевели множественным.
Lados
Это я уже читала (та самая первая ссылка с множественным числом). Из этой статьи не следует, что каноном является вселенная. Канон здесь - произведение или группа произведений, объединенных определенным признаком. Ну и в ряде случаев - какая-то муть вроде N-канона, который на самом деле не канон.
И тут как раз об интервью )))))))))))))

"Конечно, среди анти-роулинговских аргументов почетное место занимает обвинение в сатанизме. Ради причисления Роулинг к сатанистам была придумана байка о ее якобы сатанистском и богохульном интервью лондонской газете".

Люди настолько привыкли к ее интервью, что выдумывают неканоничные )))
Венцеслава Каранешева , вы упускаете то, что в канон входят справочники, словари и прочие вещи - то есть те самые "допы".
Lados
Пожимаю плечами: какой-то специфический загон. Это не аргумент, это констатация того факта, что в неком сообществе сложилась очень вольная трактовка понятия "канон". И, да, реальности как канона таки нет даже здесь.
Венцеслава Каранешева , да какой же специфический-то?
Ровно то же самое в любой крупной мультимедийной франшизе.
Чем Поттер такой особенный, что у него допы не канон?
Lados
У него даже фильмы не канон, если вы вдруг забыли :)

Я могу ошибаться, но мне кажется, тут проблема в самой специфике "крупных мультимедийных франшиз". Как только в них ставишь точку, они перестают обильно плодоносить баблом. Соответственно точка в них толком никогда не ставится, исходное ядро довольно хаотично прирастает всякоразным (в т.ч. мусором), авторство становится коллективным, и граница между каноном и фаноном с неизбежностью выцветает. У Поттерианы все пока не так печально. Хотя все идет к тому, что это только пока.
Венцеслава Каранешева , у нас определённо разный взгляд на такие вещи)
По вашей логике и "Сильмариллион" - неканон (мало что это напечатанные допы, так ещё и не автором напечатанные).

А Ролинг - святой человек, на самом деле. Она не выпускает дорогущих справочников, словарей и прочих референс-буков, она всё это кладёт в свободный доступ. А фанаты ещё и бесятся)
Lados
По моей логике "Сильмариллион" - это канон. Просто - канон, отдельный от "Хоббита", например. Самостоятельный.

Сейчас вдруг подумала, что, на самом-то деле вы - чуть ли не последний человек, с которым я ожидала бы схлестнуться именно на эту тему. Потому что вам, в отличие от, знакомо понятие канона, выходящее за рамки фансервисной терминологии. В известном нам обоим каноне все устроено именно по моей логике. Каждое отдельное произведение - самостоятельный отдельный канон (ну, или не канон), хотя и все это дело объединено в сверхканон по общему признаку богодухновенности. Принадлежность разных текстов-канонов одному автору не делает их одним каноном, да и вопрос о принадлежности второго к сверхканону не решается по формуле "ок, первый каноничен, у них один автор, значит и второй тоже каноничен". А еще есть очень, очень много допов. Моря допов. Океаны допов. Местами - архиавторитетных. Вот только они неканоничны (в смысле, не включены в сверхканон) от слова "совсем". Разве что самые-самые из них, довольно формально объединяются в собственный отдельный очень рыхлый сверхканон - тот что "каноничное толкование".
Показать полностью
Венцеслава Каранешева , несомненно, но нельзя сказать, что, например, каждая единица этого канона - отдельный канон. Они вообще не могут рассматриваться по отдельности, если на то пошло, ибо гипертекст.
Но для меня как-то странно смешивать эту тему и фандомы)
Lados
Что значит не могут-то? Вы же историк. Вспомните, время, когда послания были просто письмами, а не священными книгами. Вспомните те долгие века, когда рассказ о страданиях Иова веками существовал в одиночестве прежде, чем стать частью некоего круга преданий. Вспомните время, когда у разных Церквей был нетождественный набор текстов, часть которых местами же считалась каноничными, а потом перестала. Вспомните форму бытия Пятикнижия Моисеева у иудеев. Вспомните, насколько часто издается даже сегодня только Ветхий Завет или только Новый, и даже только Четвероевангелие или только Апостол. Вспомните, как невероятно много людей (верующий и даже воцерковленных) ни разу в жизни не читало полный, так сказать, набор книг, ограничившись Евангелиями, Деяниями, Бытием и псалмами. Де-факто эти произведения имели и продолжают иметь не только общее существование, но и самостоятельное. На что как бы непосредственно намекает и название: не "книга", но "книги". Семья книг, внутри которой у разных текстов не одинаковая степень родства между собой. Хотя, признаю честно, очень тесная семья. Значительно более тесная, чем большинство сходных циклов в литературе, таки полуторатысячелетняя традиция проживания под одной обложкой + действие Духа.

А самый большой парадокс при восприятии Библии как единого каноничного текста возникает с ее неканоническими книгами. Теми самыми, применительно к каждой из которых можно сказать следующее: "эта рукопись содержит каноничный текст такой-то книги" :)
Показать полностью
Венцеслава Каранешева , и тем не менее, это именно что гипертекст, который следует в идеале воспринимать целиком. В идеале. Да, было время, когда части гипертекста существовали порознь, это правда. Но таки и то же семикнижие не сразу писалось, и есть люди, которые не хотят знать ЗВ за пределами трёх/шести/восьми фильмов..
Lados
Гипертекст - это не критерий для объединения, вы же понимаете. Если считать его критерием, то в наш век перекрестных ссылок придется огромные массивы литературы произвольно запихивать в один канон.

Да и потом... Вот, неканонические книги. Они часть гипертекста? Безусловно. Они часть Библии? Безусловно. Но это не мешает им веками оставаться неканоническими просто потому, что их нет в одной конкретной рукописи. Вот, апокрифы. Да, некоторые из них откровенно упороты, но таки не все. Есть ли среди них такие, которые фактически являются частью все того же гипертекста? Есть. Делает ли это их частью канона Библии? Нет.

И, конечно, параллель с ЗВ не очень удачная. Те самые три/шесть/восемь фильмов являются продолжением друг друга, связь между ними значительно более тесная и определенная, ни один из них не задумывался как самостоятельное законченное произведение, они исходно - часть целого.
Венцеслава Каранешева , а здесь вступает в силу одна из важнейших особенностей любого крупного канона: экспертное мнение уполномоченных лиц))
Lados
...которые практически никогда не могут договориться между собой :)
Венцеслава Каранешева , не устраивайте мне вьетнамских флэшбэков на мучительные поиски consensus patrem...
Lados
Я же не о consensus patrem, я о том очевидном факте, что у разных конфессий и до сего дня неодинаково решен вопрос о каноничности/неканоничности ряда текстов :)
Венцеслава Каранешева , и это тоже.
Но согласие отцов всё равно потрясающая штука, наличие или отсутствие которой - материал вековых споров.
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть