↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
flamarina Онлайн
30 октября 2018
Aa Aa
Не обзор, просто размышления о мистической литературе
И Густаве Майринке в частности
#антология_мистики

Был в нашем университете факультатив по психологическому анализу "культурного продукта" - сиречь, литературы, кино и прочего. Как человек, способный влюбиться в творчество поэта из-за строчек вроде "едят копошащийся мозг воробьи озорных сновидений", я, конечно, внесла в этот курс долю своих личных склонностей.
Моим хобби было таскать преподавателю подборки творчество всяких странных писателей и авторов песен с радостными воплями "шизофрения!", или "синдром Котара!", или "синдром деперсонализации-дереализации!"
Преподаватель, насупившись больше обычного (улыбающимся я его вообще не видела) минут десять изучал очередные шедевры, тяжело вздыхал и говорил "обычная абстиненция, возможно наркотическая".
Вот так и повелось - на каждое моё "шизофреник" он отвечал "наркоман", и никому и в голову не приходило, что вообще-то обе категории можно с успехом совместить.
Что, как я теперь думаю, и делали те авторы...

Дух времени конца XIX - начала ХХ века предписывал смешивать мистицизм с наукой в самых диких пропорциях и искать вдохновения и просветления любой ценой. Возможно, они так доказывали что-то, связанное (а вернее - НЕ связанное) с религией, возможно просто любопытство било из них во все стороны.
Однако в результате получилась литература, где мистические образы были добыты минимум путём медитации (ну да, конечно... и холотропного дыхания), а максимум: кокаин, гашиш и любые другие препараты, в те далёкие времена считавшиеся лекарствами.
Но истинная игра со смертью лежала не здесь, а в осознании собственного окаянства, некой отчаянной храбрости, которая требовалась человеку, с одной стороны познавшего бешеную мощь науки - а с другой истово верящий в потусторонний мир. Призраки и инопланетяне были одинаково реальными сущностями, странным образом более реальными, чем лавочники из дома напротив. Сейчас мы называем это "городской фантастикой". А они так жили.

Конечно, нам, трезвым и здравомыслящим детям ХХI века, тягаться с таким коктейлем неврозов (которые ещё не изучал даже Фрейд), наркотиков, мистицизма и веры в абсолют науки... не то чтобы невозможно, но сложно.
Был, например, такой человек как Густав Майринк, некоторым известный по романам "Голем" и "Ангел Западного окна".
Но романист он довольно запутанный, сложный и упоротый. Истинная мистическая жесть - в рассказах Майринка. Иногда всего на пару страниц, без вступления и часто с открытым финалом. Но ни в фантазии, ни в неаппетитных подробностях недостатка нет.
Желающим приобщиться особенно люто рекомендую такие вещи как "Женщина без рта" (вот уж где точно синдром Котара и никто меня не переубедит) и "Растения доктора Сандереллы" (кукурузный початок из ногтей и фикус из глазных яблок - это так, просто начало).
Некоторые рассказы, вроде "Чёрного шара" содержат элементы сатиры, не вполне понятной нам, но, вероятно, немало забавлявшей современников.
При всех описанных выше деталях, Майринк - чистой воды "городское фэнтези", потому что мистика прекрасно сочетается с подробным и реалистическим описанием злачных мест, быта нацкварталов и тому подобными вещами...

#Статьи #Размышления #про_литературу
30 октября 2018
6 комментариев
Странно. На мой взгляд и "Голем" и "Ангел Западного окна" вполне добротная мистика. Ни разу не слишком сложная или упоротая. Это я с сеттингом Вархаммера сравниваю. Эти миры кстати сильно перекликаются по стилю. (Запросто могу представить кросс "голема" и вахи.)
Вот сложная (хотя и интересная) мистика, в которую я въезжал не с первого прочтения - это Кьеркегор.
flamarina Онлайн
Серый Кот
Слишком сложная и упоротая, чтобы быть "лёгким чтением" =) Ну а Кьеркегор - философ, ему положено. Хотя... есть. же у него художественная книжка, что-то типа "Исповедь соблазнителя". Она вполне легко написана.
flamarina
Грань между философией и мистической литературой всегда была крайне размытая. Ну ладно "Страх и трепет" Кьеркегора отнесем к философии, а "Голема" Майринка - к "мистической литературе". А "Паломничество в страну востока" Гессе тогда куда?
flamarina Онлайн
Серый Кот
Гессе всего в литературу ))) А Камю всего в философию =)
Сартра - 50 на 50.
flamarina
М-да... Забавно.
А самое забавное - что самим пишущим тогда было пофиг, куда их отнесут. Да и читателям тоже...
flamarina Онлайн
Серый Кот
А, ну это-то разумеется.... Попробовали бы те, кого сейчас величают философами и особенно социологами, почитать нынешнюю путаницу с ссылками, источниками, толкованиями и прочей мутью. Если бы им такое в ночи приснилось, вот ТОГДА у них бы началась бессонница на почве кошмаров.
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть