↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Три рубля
20 января 2019
Aa Aa
#религия

Я всё ещё копаюсь в мёртвых религиях, пытаясь создать религиозную карту для Crusader Kings 2, которая отвечала бы моим представлениям о балансе историчности и играбельности, и вы знаете, меня очень забавляет ползучий национализм в тех текстах, на которые я натыкаюсь. То эфталиты лёгким движением руки превращаются в тюрко-монгольскую орду (несмотря на осёдлый образ жизни, подчёркнутое в письменных источниках отличие их языка от языка соседних тюрок и всякую там археологию), то армянское язычество объявляется практически монотеизмом и вообще подспорьем для принятия христианства в противовес дуалистическому зороастризму (при том, что именно Армения была эпицентром, из которого расползались сотрясавшие потом Европу дуалистические ереси, а в зороастризме всегда было монотеистическое течение, от собственно гатического зороастризма до зурванизма).
Такая избирательная слепота. И ведь вроде серьёзные люди такое пишут, не узколобые нацики а-ля "славяноарии".
20 января 2019
20 комментариев из 29
Афганистан — место, которое в течение веков было забыто всеми, кто был способен что-то забыть )-: Окей, пуштуны пришли в Забулистан только в XIII-XIV вв, параллельно обращаясь из древнеиранских верований в ислам. Хотя из иранских народов там ещё жили таджики. Англоязычные источники любят относить Зунбилов к индуистам — но англосаксы, похоже, вообще не различают индуизм и ранние формы индоиранской религии. Хотя индуистские храмы в этом регионе есть. И буддийские тоже.
Короче, пусть будет гиндукушское язычество. А что. Гиндукуш? Гиндукуш! Значит, гиндукушское. К тому же не исключено, что это так и есть, и религия зунбилов была близка религии дардских народов, её так или иначе прикручивать. Но в этом вакууме информации все черти, шайтаны и асуры переломают себе ноги.
Три рубля
Да, а ведь афганских "кафиров" (нуристанцев) обратили в ислам только то ли в 19, то ли в 20 веке.

И, если уж говорить об ираноязычных - не забудьте про Закавказье с его езидами.
П_Пашкевич, "гиндукушское язычество" — это как раз нуристанцы с дардами и есть. Я встречал сообщения о том, что небольшая группа калашей-язычников существует до сих пор.

Я помню и про езидов, и про какаи, и про заза, и про всех-всех-всех, но только это уже синкретические исламо-христианско-языческие религии, отдельная категория.
Ну, после беглого прочтения материалов о езидизме я решил, что это скорее некое сильно отклонившееся от исходного варианта ответвление зороастризма - или, по меньшей мере, религия, имеющая общие с ним корни.
П_Пашкевич, это суфизм на субстрате из дозороастрийского иранского язычества. Так что отдалённые родственники, да.
Но все эти павлины-мавлины — это суфийская образность.
Ну и сам по себе зороастризм — тоже нечто большее, нежели обычное политеистическое язычество. Его следует отделять от неструктурированных языческих представлений иранских племён, из которых он вырос.
Три рубля
Да, сейчас посмотрел статью про езидизм из википедии - признаю: зороастрийскую составляющую я сильно у них преувеличивал. Правда, это и вопрос об объективности и качестве тех материалов, которые мне попадали.

Кстати, как я понимаю, в древности отчасти похожей мешаниной с зороастрийскими элементами был ещё и митраизм.
П_Пашкевич, иранцы-не-персы вообще обычно упорствовали — что саки, что курды, что заза, что хорезмцы, что пуштуны держались своей традиции. Зороастризм скорее абсорбировал подобные близкородственные культы, чем вытеснял их.
Три рубля
Так это отчасти и другим религиям удавалось. Сколько языческих обрядов было переосмыслено и сохранилось на христианской Руси! А кроме того я слышал такое же о традициях осетин и даже литовцев (вот конкретики уже не помню).
П_Пашкевич, это не совсем то. Христианство пожирает языческие культы с концами, и оно не имеет с ними одного корня. Зороастризм же, сталкиваясь с верованиями, восходящими к тому же корню, что и он сам, включал их в свою орбиту но не поглощал полностью. Даже в Хорезме, где этот процесс зашёл дальше всего, всё равно были неистребимы местные особенности вроде оссуарного культа. Им положил конец лишь ислам (и то в своих маргинальных формах, таких, как суфизм или ушедшие в свободное плавание исмаилитские "острова", он перенял некоторые черты, хотя, конечно, не традицию захоронения).
То есть, в зороастрийском Иране такие культы воспринимались, как не очень страшные ереси, а не как чуждое учение, которое надо непременно уничтожить.
Ага, понял о чем речь. А включение местных богов в свой пантеон римскими язычниками во вновь присоединённых провинциях, отождествление восточных и кельтских богов (не говоря уже о греческих) с римскими - это похожее явление?
П_Пашкевич, гм, ну давайте подумаем. Самой эллинизированной религией является собственно римская — при столкновении с религией греков она практически погибла, и нам мало что о ней известно. Сильно эллинизирована была религия Галлии и римской Британии — возможно это следствие того, что Рим активно преследовал друидов. Известны синкретические божества в балканских провинциях, но о палеобалканской религии (даки, фракийцы и иллирийцы) у нас мало данных. Армянская религия (кстати, чистой воды маздеизм, судя по тому, что о ней известно) была эллинизирована как минимум во внешних проявлениях, так, дошедшие до наших времён армянские языческие храмы копируют греческие, но синкретические божества неизвестны. В Египте синкретический культ был скорее продуктом для внутреннего употребления римских граждан в полисах средиземноморского побережья, а чем дальше [s]в лес[/s] в пустыню, тем толще консервативные жрецы. Германцы даже на римской службе не проявляли энтузиазма в отношении смешения культов. О том, как римская религия взаимодействовала с религиями басков и сардов, мы вообще не знаем ничего.

А вот сами римляне любили натащить к себе богов со всего света. Мне кажется, у них в какой-то момент стало просто модно поклоняться загадошным восточным богам, и такие культы были вроде субкультуры, как у нас готы и эмо.
Показать полностью
Три рубля
>дошедшие до наших времён армянские языческие храмы копируют греческие, но синкретические божества неизвестны.
Да, языческий храм в Гарни очень похож на греческие.

>Армянская религия (кстати, чистой воды маздеизм, судя по тому, что о ней известно)
При том, что происхождение армян и армянского языка - как я понимаю, до сих пор загадка.

>Сильно эллинизирована была религия Галлии и римской Британии
Хм... Интересно, есть ли след римского или греческого влияния, например, в "Мабиноги"?

Кстати, о кельтах и, заодно, о христианстве. Встречаю мнения, что в раннесредневековой Ирландии христианство очень гармонично впитало в себя друидическое наследие (пример - история со святой Бригитой). А меня (отчасти не без вашей помощи :) ) стали тут сомнения одолевать. Придется, видимо, эти сомнения как-то и в фике оформить - а то там в каноне есть попытка реформировать христианство, сохранив Новый Завет, но подменив Ветхий ирландскими языческими преданиями.
>происхождение <..> армянского языка

Вроде сближают с греческим и палеобалканскими, несмотря на вторичную сатемизацию. Точно индоевропейский.

>Интересно, есть ли след римского или греческого влияния, например, в "Мабиноги"?

Имя "Огма" многие производят от греческого "ογμος", например.

>в раннесредневековой Ирландии христианство очень гармонично впитало в себя друидическое наследие (пример - история со святой Бригитой).

Ну, Бригита и впрямь как влитая встала (-: А языческий эпос ирландская филидская традиция перевела в область светской литературы и мифологической истории. В целом, ИМХО, языческое влияние на церковь Британии и Ирландии меньше, чем в России или даже Италии.
>Вроде сближают с греческим и палеобалканскими, несмотря на вторичную сатемизацию. Точно индоевропейский.
Что индоевропейский - это понятно, только близкородственных языков-то нет. Впрочем, насколько я знаю, различия между разными диалектами армянского настолько велики, что они могут быть даже не взаимопонимаемыми. Но это, конечно, может быть результатом относительно недавней изоляции.

Слышал гипотезу о происхождении армянского языка от фригийского. Своего мнения не имею: о фригийцах представления имею самые смутные.

>Имя "Огма" многие производят от греческого "ογμος", например.
Общеиндоевропейским наследием быть не может? Понимаете, на Британию влияли не столько греки, сколько римляне и романизованные варвары, те же кельты и германцы. Забавно, что в Средние века бриттов считали родней именно римлянам (а вот корни ирландцев в те времена возводили к грекам). Пруфов, впрочем, не помню.
>Слышал гипотезу о происхождении армянского языка от фригийского. Своего мнения не имею: о фригийцах представления имею самые смутные.

Фригийский язык вроде тоже из палеобалканских.

>Понимаете, на Британию влияли не столько греки, сколько римляне и романизованные варвары, те же кельты и германцы.

Это имя общекельтское. Сторонники греческой теории относят его к древнему греческому влиянию или к влиянию Массилии.
>Это имя общекельтское. Сторонники греческой теории относят его к древнему греческому влиянию или к влиянию Массилии.

Однако вполне вероятно, что кельтские языки разделились на p- и q-подгруппы раньше, чем греки основали Массилию, - и тогда общекельтские имена должны иметь другое, более древнее, происхождение. Хотя это спорный момент, конечно.
вполне вероятно, что кельтские языки разделились на p- и q-подгруппы раньше, чем греки основали Массилию
p- и q-подгруппы сформировались вероятно ещё до того, как разошлись кельтские и италийские языки, т.к. это деление есть и у кельтов, и у италиков.
Три рубля
Знать бы, бывают ли в эволюции языков эволюционные параллелизмы!
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть