Коллекции загружаются
Гендерный квадрат: часть первая
или конфликт антагонистов и протагонистов малыми силами Практически идеальная схема, в которой мало персонажей, но при этом есть всё необходимое - квадрат из четырёх персонажей, двое мужчин, двое женщин, где и на стороне "добра", и на стороне "зла" расположена разнополая пара. И правым, и виноватым выделяется как минимум по две точки зрения и строго равное представительство. Никто не возмущён, что дескать "а почему у вас отрицательный (положительный) персонаж - женщина (мужчина)?" Главное - взаимоотношения как внутри пары, так и за её пределами могут варьироваться самым широким образом. Естественным образом, в конфликте выделяется основная ось (главные роли) и побочная (лучшая роль второго плана, так сказать), в зависимости от сочетания которых эти сюжеты и можно классифицировать. Сегодня мы обратимся к первому сюжету этого типа: Дуэль Основная линия - конфликт двух мужчин. Кажется, самый старый сюжет такого типа. Вне зависимости от того, носит ли дуэль интеллектуальный, физический или оба характера, герой и антигерой будут меряться... авторитетом, с полным презрением к окружающей обстановке и здравому смыслу. Если понадобится, то вплоть до летального исхода. Барышни, которым отдана роль supporting cast, между собой тоже не дружат и ох как сильно, но в открытый конфликт чаще не вступают - капают на мозги мужчинам. Их роль в процессе варьируется от абсолютно пассивной до почти равноправной, а именно: * "Девица в беде" / "Опасная истеричка" Положительная барышня на этом полюсе - мебель. Красивая, иногда даже умная, но удручающе бесполезная. Злодей её крадёт, герой - спасает. Пик её сопротивления - молча страдать в застенках супостата и давать ему гневные отповеди. Злодейка тоже бывает мебелью, как ни странно. То ли её когда-то обидел наш герой, то ли она неровно дышит к нашему злодею, но выбор стороны для неё определён однозначно. Однако, делает ли она что-нибудь, кроме как злиться на одного и вздыхать по другому? Нет. Она просто эмоционирует. Иногда пытается кому-нибудь отомстить, но неумело и неловко. Впрочем, иногда планы злодея рушатся именно из-за её неумного поведения (точно также, как планы героя часто рушатся из-за того, что что "дама" опять "в беде"). Короче, с такими друзьями врагов не надо. * "Совесть" / "Подначка" Почти такая же мебель. Но герой (или, соответственно, злодей) почему-то к ней прислушивается. Когда герой готов отступить от своих принципов и поступить плохо - Совесть сразу тут как тут, рассказывает, как глубоко она им разочарована. Когда злодей уже планирует плюнуть на эту нелепую вендетту - Подначка вытаскивает на свет все обиды, все самые неприятные моменты и подытоживает: "Неужели ты позволишь, чтобы ему это сошло с рук??" Кстати, Совесть иногда тоже этим промышляет - у слишком мягкосердечных героев (особенно если с злодеем его связывают родственные узы или общее прошлое) именно она натравливает драться до победного и учинить со злодеем расправу во имя справедливости. Некоторые героини / злодейки этого типа вырастают до подлинных серых кардиналов или стратегов, на которых, в сущности, и держится конфликт (потому что мужчины подходят к нему слишком просто). Другие же просто давят на эмоции, требуя сатисфакции во имя подтверждения особого к себе отношения. * "Ассистент" Помощница. Выполняет важную, но подсобную работу. Часто бывает недооценена (как в "добром", так и в "злом" варианте). Особенность сюжетов с таким положением женщины в том, что противостояние решается в пользу другой стороны именно тогда, когда Ассистент по каким-то причинам оказывается выведена из строя. Вот тогда и выясняется, что по факту что герой, что злодей без своей "второй половины" (не обязательно в романтическом смысле!) - никто, что он отвык быть один и привык полагаться на ту, что подаёт ему патроны. * "Слабость" / "Коварная искусительница" Вотэтоповорот, в котором между героиней и злодеем или между героем и злодейкой - что-то есть, или могло быть быть, или они хотели бы, чтобы было. Конечно, вторая половина тандема усиленно пытается вправить герою (злодею) мозги - мол, ну зачем она тебе? Ты что, не видишь, какая она? Не обязательно дело в ревности (хотя иногда и в ней тоже). Героиня / злодейка может вообще приходиться герою / злодею родственницей и советовать чисто потому, что ей лучше видно. И ведь правда лучше.... Потому что мужчины в этом типе сценария - даже если по жизни они умны и коварны - в ситуации столкновения со своей Слабостью / Искусительницей волшебным образом обращаются в полных баранов. Что и губит их в конце концов. С злодеем традиционна тема "искупления смертью" - мол, да, живой я был тебе не нужен, потому что ты хорошая, а я плохой (и-измениться-не-могу), но своим последним хорошим поступком я заслужу, что ты меня запомнишь навсегда и пожалеешь обо мне. * "Боевая подруга" А вот это почти равноправный вариант. Практикует ли она постоянно активное участие в делах своего союзника по углу ринга, или берёт знамя только когда оно выпущено основным деятелем - не имеет значения. Эта барышня наваляет всем и переломит ситуацию там, где это не смогли сделать мужчины. Как мужчина-союзник, так и мужчина-оппонент обычно её недооценивают до последнего. Зря, очень зря. Отдельный подвид такого сценария - когда барышни устраивают свою личную драку (часто более жестокую и изощрённую, представьте себе). В следующих частях мы рассмотрим такие варианты Гендерного квадрата как "Дам пропускают вперёд" (основная линия - конфликт женских персонажей) и "Война полов" (основная линия - кросс-гендерный конфликт). #Статьи #про_литературу #про_кино #про_фанфики 27 января 2019
22 |