↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
flamarina
2 февраля 2019
Aa Aa
Гендерный квадрат: часть вторая, "Дам пропускают вперёд"
конфликт антагонистов и протагонистов малыми силами

Что есть гендерный квадрат, можно ознакомиться здесь, а мы продолжаем и сегодня на повестке дня ситуация, когда основной конфликт разыгрывается между женскими персонажами.
Сразу хочу заметить, что женщины в литературе и кино позорно редко воюют между собой за мир во всём мире, светлое будущее и несхождение взглядов на жизнь.
Гораздо чаще предмет интересов личный и эмоциональный.
Очень часто это мужчина, причём не только в мелодрамах низкого пошиба, где чистая сердцем дурнушка (которая ненакрашенная фотомодель) борется за Его сердце с коварной красоткой (хотя и на ниве подобной мелодрамы мы знаем как минимум Джейн Эйр и Ребекку, которые не так уж и плохи).
Но даже такой серьёзный, многогранный, философский и мистичный (и слегка сумасшедший) автор, как Майринк в "Ангеле западного окна" не прошёл мимо подобного противостояния.
Да, кстати, положительная героиня, спасая душу главгероя от неминуемого падения, злодейку заколола. Ножом в сердце. Причём не в состоянии аффекта, а в здравом уме и твёрдой памяти. Добро - оно иногда такое... Но это лирическое отступление, чтобы вы не думали, будто противостояние женских персонажей - нечто несерьёзное и вообще не более чем вариация боёв в грязи.
В качестве альтернативы сражаться можно за ребёнка, за внимание родителей (тема сестринской мести распространена), за наследство. Бывает ещё пара-тройка более редких и изощрённых видов, но в целом они основаны на эмоционально окрашенном конфликте в прошлом - злопамятность тоже отличительная черта милых дам.

Гендерный квадрат подвида "Дам пропускают вперёд" характеризуется также тем, что мужчины, поддерживающие стороны "добра" и "зла" вполне могут относиться друг к другу равнодушно или даже дружить, демонстративно делая вид, что это всё бабские дрязги, а сами они белые, пушистые и вообще душки.
Впрочем, так тоже бывает не всегда.

Мужчина на стороне "добра" (протагонистки) чаще, чем где бы то ни было, выполняет роль мебели. Он наивен и лоховат, даже если умён и богат. И он абсолютно не разбирается в людях, когда эти люди женщины. Даже самого разумного из них барышня непременно перехитрит, а то и вовсе оставит в дураках. А барышни на стороне добра беззастенчиво им командуют. Даже те самые робкие серые мышки находят рано или поздно не только "путь к его сердцу и бла-бла-бла", но и безотказные рычаги давления.
А так, по жизни он может быть героем, конечно.

Антагонист более независим и обаятелен. Бабские дрязги его не столько огорчают, сколько забавляют, и вообще он склонен запастись попкорном и следить за ситуацией со стороны, изображая пламенного болельщика. На что он никогда не скупится, так это на искреннее восхищение своей коллегой по "злу". Его восхищает её сила, настойчивость и коварство, он готов хлопать в ладоши и кричать "браво", "ну ты даёшь", "узнаю мою девочку" и тому подобное.
Его основная роль - подначивать и предлагать варианты, снабжать ресурсами - ну и иногда стоять на шухере.
Кем бы он не приходился антагонистке - учителем/наставником, родственником, другом - в его отношении проскальзывает лёгкий оттенок эротизма, впрочем, редко реализуемый (а если реализуемый, то всегда, всегда с крайне печальным исходом для него).

А вот его отношение к протагонистке прямо пропорционально её силе и... гхм... изворотливости и обратно пропорционально его собственному положению.
Если он равен / стоит выше по возможностям, чем антагонистка, то героиня "добра" будет вызывать у него:
* брезгливое недоумение - если она слабая, беззащитная и принципиальная.
* интерес и потенциальную готовность сотрудничать - если она принципиальная, но упрямая и упоротая.
* безграничное восхищение - если для своих целей она готова порой сыграть "грязно" и проявить хитрость.

Если же для антагонистки он - мальчик на побегушках, то пик его симпатий будет вызывать сильная и принципиальная героиня ("тётя, спаси меня, пожалуйста!"). Всем остальным вариантам он будет пытаться мелко напакостить.
Кстати, "мальчик на побегушках" сам по себе бывает и "хороший" - т.е. некто с напрочь промытыми антагонисткой мозгами, кто уверен, что сражаясь с протагонистом и его сообщницей он творит добро =) Особенность такого типажа в том, что ещё на героя его натравить можно, а на героиню - вряд ли. Скорее всего, рука дрогнет.

Возвращаясь к отношениям между "героями второго плана" в этом типе сюжета, т.е. между мужчинами, следует ещё раз подчеркнуть - они могут даже дружить. Или поддерживать деловые отношения.
Могут, конечно, иметь и свой повод для вражды, но именно что - свой. При всём уважении, за разборки между дамами они никогда не вписываются. И "упавший флаг" не поднимают. Антагонист может намеренно смущать и говорить гадости "серой мышке" или "беззащитной деве", но и то редко когда перейдёт от слов к делу - обычно за неё ему бьёт лицо герой. Который, в свою очередь, вряд ли станет обороняться, даже если антагонистка его убить попытается.
Такая вот нетолерантная вежливость.

...И именно этим тип гендерного квадрата "Дам пропускают вперёд" отличается от кросс-гендерного конфликта, который мы разберём в третьей части нашего обзора: "Война полов".
#Статьи #про_литературу #про_кино #про_фанфики
2 февраля 2019
4 комментария
Вот честное слово, я вижу где-то тут здравое зерно, но не могу его ухватить. На мой вкус это эссе (вы позволите так это назвать?), яркий пример категоризации там, где это неприменимо.
Caution
Категоризация применима везде =)
Т.к. человек, познавая мир, всегда от чего-то отталкивается.
Теплое или холодное, далекое или близкое, красивое или уродливое.
Из этого и создается сложное - Из кратного числа бинарных оппозиций.

Впрочем, гендерный квадрат и так исходит из довольно условной посылки - существования оппозиции добра и зла. Хотя автор порой выбирает их просто по принципу "нравится" / "Не нравится".
Так почему бы не классифицировать?
flamarina
Так вы же и сказали почему нельзя - "существования оппозиции добра и зла". Эти критерии невозможно формализовать в общем случае, следовательно нельзя их использовать для причисления чего бы то ни было к какой то категории.
Caution
Либо я тупая, либо лыжи не едут...
Как из противостояния добра и зла (которое само по себе грубая формализация, используемая в качестве схемы, а не описания и свойственная низовым жанрам и поп-культуре) следует, что ее еще более частный вариант нельзя категоризовать? А вернее классифицировать, но хрен с ним, не буду придираться.

И вообще забавляет в вашем посте слово "нельзя", которое тоже весьма категоричная оппозиция, да...
Нельзя в нашем мире только превысить скорость света (да и то уже не факт), все остальное на усмотрение и под личную ответственность.
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть