Коллекции загружаются
Об эволюции жанра фэнтази на примере серии книг DragonLance
Уже месяц в перерывах между экзаменами и учёбой читаю серию Основное впечатление - серию однозначно стоит читать, и читать полностью, потому что она как нельзя хорошо демонстрирует эволюцию жанра фэнтази от классических образов и сюжетов, ставших уже штампами, до современного привнесения в жанр псевдоисторизма, псевдореализма и полной неоднозначности в характерах героев и сюжетных поворотов. Эта эволюция хорошо видна при переходе от "Трилогии Войны Копья" (первая и основная трилогия) к "Дилогии о Войне Хаоса" (+25 лет от Войны Копья, третья часть после Войны Копья и Трилогии Близнецов) и к "Трилогии Войны душ" (+55 лет после Войны Копья, +30 после Войны Хаоса, четвёртая часть основной хронологической линии, если считать только книги Уэйс и соавторов). "Трилогия близнецов", вторая из трилогий-дилогий, стоит особняком, так как в ней не идёт речь о глобальном противостоянии Света, Тьмы, Хаоса и других сил божественного уровня, она о противостоянии человека и бога, и роли любви в этом противостоянии. Итак, что мы имеем? 1. Трилогия Война Копья ("Драконы осенних сумерек", "Драконы зимней ночи", "Драконы весеннего рассвета") - в центре сюжета противостояние богини Тьмы, захватывающей мир с помощью армии драконов, драконидов, тёмных магов и полководцев и т.д - и бога Света, который шатается по миру в образе впавшего в маразм Мир в трилогии - в основном чёрно-белый, и добро обязательно победит зло. Правда, вводится третья компонента - Равновесие, адепты которого в красном, но такой адепт на всю трилогию один Рейстлин, и тот в конце концов становиться чёрным магом. Все остальные персонажи чётко поделены между двумя сторонами. Сюжет - квест, причём 2/3 этого квеста персонажи вообще не понимают, что происходит и зачем они в это ввязались. Где-то в конце второй/начале третьей части трилогии квест частично сменяется повествованием о стереотипной войне светлых и тёмных сил. Герои - абсолютное большинство представляет из себя не характеры, а типажи, в наше время уже ставшие штампами. Более того, именно трилогия о Войне Копья эти штампы из настольных игр в литературу и принесла. В наличии: Стурм - типаж "рыцаря без страха и упрёка", Флинт - типаж ворчливого гнома, Гилатанас - типаж заносчвого эльфа, Карамон - типаж "тупой громила", Тассельхоф - типаж " Плюсы - привлекательный и продуманный мир с полным набором классических фэнтази-элементов, отсылки к Толкиену. Минусы - постоянное чувство "где-то я это уже видел", непонимание происходящего вплоть до конца второй книги из трёх, сюжетные дыры настолько гигантские, что для их закрывания авторы написали целую трилогию пропущенных сцен "потерянных летописей". Роль Богов в произведении: направляют персонажей. Те справляются сами. Таким образом, "Война Копья" есть самое что ни на есть классическое чёрно-белое фэнтази со всеми вытекающими последствиями. 2. Дилогия о Войне Хаоса ("Второе поколение", "Драконы летнего полудня") - в центре сюжета возвращение отца богов Хаоса, решившего уничтожить мир, сотворённый богами без его разрешения, и случившееся ровно в тот момент, когда начиналась новая война между армиями богини Тьмы и светлыми. В итоге представителям всех трёх сил - Света, Тьмы и Равновесия - начиная от богов и заканчивая последним солдатом - приходится объединиться и дать бой общему врагу. При этом некоторые персонажи, привыкшие к чёрно-белому делению мира, испытывают отчётливый когнитивный диссонанс от происходящего. Мир в трилогии - из чёрно-белого превращается сначала в чёрно-бело-красный, затем вообще в полосатый в крапинку. Значительную сюжетную роль играют боги Равновесия, Конклав магов возглавляет маг Равновесия, основную роль в победе над Хаосом играют персонажи из второго поколения, которых нельзя назвать ни полностью тёмными ни полностью светлыми. Более того, за прошедшие 25 лет тёмные успели перенять у светлых дисциплину, братство и верность, создав свой рыцарский орден. Сюжет - первая книга - сборник повестей о самоопределении нового поколения в меняющемся мире, вторая начиналась как новое противостояние светлых и тёмных, но тут случилась глобальная беда и <s>что-то пошло не так</s> всем резко пришлось объединяться. Т.е. фактически интрига строится на нестандартном ходе и подчёркивается мысль, что тёмным мир тоже нужен - чтобы поработить, и перед угрозой уничтожения мира они оказываются заодно со светлыми. Герои - живые характеры, у каждого внутренний конфликт и проблемы с самоидентификацией - у Стила был светлый отец и тёмная мать, у Палина все возможности пойти по стопам тёмного дяди. В итоге получаем тёмного рыцаря без страха и упрёка и светлого мага, учителем которого является тёмный. Персонажи первого поколения, за редкими исключениями, сюжетную значимость теряют - отсутствуют вообще, появляются только в паре эпизодов, глупо погибают. Плюсы - нестандартный конфликт, отсутствие антагониста-человека, привлекательные новые персонажи, раскрытие силы Равновесия, победа, ради которой приходится объединиться врагам. Минусы - некоторые персонажи из первого поколения кажутся лишними в сюжете, родственные связи первого и второго поколения - дикая Санта-Барбара, глядя на которую хочется кричать "не верю". Роль Богов в произведении: накосячили, исправляют руками смертных. Отчасти становятся наравне со смертными, так как совместно борются против хтонической силы, одинаково угрожающей и тем и тем. Таким образом, "Война Хаоса" представляет собой произведение, отошедшее от классических чёрно-белых канонов жанра при выборе основного конфликта, применившее нестандартные ходы, но при этом нестандартность ситуации носит отчётливо одноразовый характер: кажется, что после победы над Хаосом все союзы тёмных и светлых рухнут, и они примутся за старое. 3. Трилогия о Войне душ ("Драконы погибшего солнца", "Драконы пропавшей звезды", "Драконы исчезнувшей луны") - в центре сюжета Мир в трилогии - реалистичный, только с эльфами, драконами и т.п. Нет ничего чёрного, белого, богов, магия почти сошла нет. Нет двух постоянно конфликтующих сторон, их число постоянно меняется в разных локациях. Сюжет - как "Игра престолов", только без натурализма и с большим количеством порядочных людей. Герои - живые характеры со своими идеалами, далёкими от стандартных Света и Тьмы, и неожиданными выборами в критических ситуациях. Причём выживают те, кто думает головой, а погибают те, кто полагается на чувства. Плюсы - реалистичность, подробное освещение всех конфликтующих сторон и локаций; правдоподобная эволюция характеров; большое количество кульминаций. Минусы - неразбериха с Тассельхофом, который вроде бы умер в прошлом, но жив в будущем; и вообще неразбериха с путешествиями во времени. Роль Богов в произведении: для большинства героев они не важны. Богиня Тьмы под видом Единого Бога хочет подчинить всех своей воли, к концу это вырисовывается в глобальный конфликт всех смертных против единственного оставшегося в мире бога. И, поскольку при таком раскладе смертные заведомо обречены, в финале вмешиваются остальные боги, вернувшись и разжаловав богиню Тьмы в смертные. Концовка одновременна и логична и слита. Как вывод - "Война душ" это современное фэнтази с живыми характерами, сменой конфликтующих сторон, нестандартными выборами и политическими интригами. Света и Тьма играют роль декораций, и в конце сводятся на нет. Таким образом, каждая из трилогий-дилогий имеет свои достоинства и недостатки, присущие своему этапу развития жанра. Особняком стоит "Трилогия близнецов" - она вообще не про глобальные разборки, она про отношения человека и бога, про судьбу, любовь и амбиции. Пожалуй, эта единственная часть книжной серии DragonLance, которая настолько глубока по поднимаемым вопросам, что её вообще нельзя отнесу к какому-либо этапу развития жанра. 6 февраля 2019
8 |