↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Три рубля
10 февраля 2019
Aa Aa
#история #религия

Предупреждение: в посте речь идёт о народах, о которых вы скорее всего ничего не слышали и никогда больше не услышите, и о всяких редких течениях ислама. Если вам неинтересно, проходите мимо.

Итак, речь пойдёт о вероисповедании группы народов, связанных с южным Прикаспием — Гиляном, Мазендераном, Табаристаном и Дейлемом. В первую очередь — о древних дейлемитах и их потомках, горани и заза, но также о гилянцах, мазендеранцах и талышах (вообще, белуджи вроде бы пришли в Мекран тоже откуда-то из этих мест, но я считаю целесообразным про них забыть).
Если верить тем скудным источникам, что я нашёл, до арабского завоевания Ирана в южном Прикаспии было распространено христианство несторианского толка. Ислам местные жители приняли в его неортодоксальной форме — зейдитской. Зейдизм — это такая ветвь шиизма, которая в современном мире распространена только в северном Йемене. Прикаспийские зейдиты первыми из бывших подданных империи Сасанидов отложились от Халифата, и долгое время их государство было оплотом зейдизма. Благодаря военной поддержке Табаристана в Йемене и утвердилась зейдитская династия Рассидов, которая удерживала власть до 1962 года.
Удивительным обстоятельством является то, что религия, которую ныне исповедуют потомки дейлемитов и некоторые обособленные группы гилянцев и мазендеранцев — ярсанизм — совсем не похожа на зейдизм. Скорее она напоминает религии друзов и сирийских алавитов, то есть, исмаилитский "остров" (да'ва), который вследствие длительной изоляции оказался густо замешан на каком-то местном околозороастрийском и христианском субстрате (исмаилизм, если кто не в курсе, это другая ветвь шиизма, особо упоротая, с тайнами, покрытыми тайнами, ступенями посвящения, эзотеризмом во все поля и вот этим вот всем).
Не то, чтобы южный Прикаспий не имел к исмаилизму никакого отношения, напротив, с этими местами связаны наиболее известные страницы его истории — захват исмаилитской сектой низаритов крепости Аламут в Талышских горах и последующая её деятельность, навсегда вписавшая слово "ассасин" в словарь многих европейских языков. Но дело в том, что дейлемиты ушли из Дейлема в Загрос и на Армянское нагорье ещё в начале XI века, в связи с нашествием сельджуков, а низариты пришли только в конце XI века. Между тем, география распространения ярсанизма — его исповедуют заза на Армянском нагорье, горани и примкнувшие к ним курды-какаи в Загросе, а также некоторые гилянцы и мазендеранцы, оставшиеся в южном Прикаспии — указывает на то, что эта религия сформировалась ещё тогда, когда эти народы жили поблизости друг от друга. Кроме того, странно выглядит по сравнению с друзизмом и алавизмом больший удельный вес околозороастрийского компонента, а не христианского. Можно предположить, что исследователи преувеличивают влияние несторианства в доисламское время, и на самом деле народы южного Прикаспия в основном держались иранских дуалистических верований или, там, манихейства какого-нибудь — в конце концов, это была часть зороастрийского государства Сасанидов. Но даже тогда нам придётся думать, что дейлемиты и иже с ними были очень плохими зейдитами, и вообще какими-то странными. Ведь из всех течений шиизма зейдизм менее всего склонен сакрализировать Али ибн Абу Талиба — хотя зейдиты по-прежнему считают его достойнейшим из людей, они приписывают это его личным качествам, а не богоизбранничеству, и даже допускают имамат превзойдённого. А в ярсанизме фигура Али сакральнее некуда. В общем, совершенно неясно, когда и от кого дейлемиты нахватались алипоклоннического эзотеризма, и когда они окуклились, отказавшись подобно друзам и алавитам от распространения своей религии (зейдизм очень прозелитичен). Разве что от джафаритов (основная ветвь шиизма, распространённая, например, в современном Иране), в десятом веке под влиянием раннего суфизма в джафаризме началось некое эзотерическое брожение, в XIII веке вылившееся в движение Сефевидов и кызылбашей, но никаких данных об этом нет (за исключение того факта, что большинство современных гилянцев, мазендеранцев и талышей — джафариты).

P.S. Это я просто пытался прикинуть, куда что совать на карту религий для Crusader Kings 2, и мой мозг вскипел. ОШИНЬ СЛОЖНА.
10 февраля 2019
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть