↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
elefante
2 мая 2019
Aa Aa
#путешествия #Стамбул
Я обещал отчёт по Стамбулу, но, честно говоря, полноценный отчёт вряд ли выйдет. Так, размышления на тему, с ассоциациями и некоторыми сравнительными ремарками. Длинные.) Поэтому буду писать кусками - для незаитересованных предлагаю скрыть сразу по второму поставленному тегу.
В этом посте обозначу вектор, потом дополню конкретикой и бытовыми подробностями про житьё-еду-маршруты и прочее.

Должен сразу сказать - в связи с этой поездкой у меня была довольно простая и очевидная идея фикс. Заключалась она в том, чтобы найти в Стамбуле Константинополь, Новый Рим, сиречь Византию. Я очень люблю и действительно хорошо знаю Рим старый, и одна из главных причин этого - возможность постоянно ощущать под пяткой все исторические пласты, пропитываться ими и ощущать непрерывность хода времени. Там это чувствуется всей кожей, даже если ты не знаешь деталей, ну а уж если знаешь, то и подавно. Рим любой эпохи легко восстанавливается в воображении, и эти образы не надо вымучивать, они всплывают сами. Я хотел попробовать ощутить что-то похожее в Стамбуле, и наметил в первую очередь те места, где сохранились византийские памятники.

Идея провалилась с треском. Константинополя я не нашёл. Зато я нашёл Стамбул, который оказался не тем, что я ждал, но от этого не менее интересным.

Разумеется, памятники доосманского периода в городе имеются, и немало, но они не делают общей картины. При всей пестроте населения и смешении культур это всё же наглухо турецкая песня, и дальше 1453 года полноценно заглянуть у меня не вышло. Огромный пласт культуры предыдущих времён ушёл в никуда, как некая Атлантида, и все фантазии на эту тему лишены почвы. То, что сохранилось, не составляет ансамбля, оно торчит занятными зубьями то тут, то там, но совершенно не вяжется с окружением. Ну а то, что вяжется и интегрировано в общий облик города, изрядно перестроено. И дело даже не в минаретах.
Исключение - София, но про это скажу отдельно.
Дело в том, что из трёх школ исламской архитектуры (персидская, арабская и турецкая) османская наиболее привычна европейскому глазу в силу того, что она ассимилировала византийскую традицию зодчества, превратив оную в собственный стиль. Весь Синан, грубо говоря, стоит на Софии, и сама София совершенно не выглядит инородной в общем городском ансамбле. И вовсе не из-за пресловутых минаретов. Голубая мечеть, стоящая напротив, смотрится в неё как в зеркало, и этот диалог вполне гармоничен. То же самое можно сказать и о Сулеймание, и о Шехзаде, и о мечети Фатих, что стоит на фундаменте византийского храма 12 апостолов.
София:
https://ibb.co/tHc9LBx
Голубая мечеть:
https://ibb.co/k8vdwYR
Сулеймание:
https://ibb.co/rpKR4tZ
Фотографий много, выбрал первые попавшиеся и, возможно, не самые удачные, но мысль, я полагаю, ясна.

Иное дело - интерьеры. София в данном случае - главное разочарование, которое меня постигло.

Сооружению этому несчастному досталось по самые уши. Снаружи - отлично, я уже сказал, но внутри... она, увы, оказалась промеж всего. Это памятник тому водоразделу, столкновению двух культур, который прошёл ровно по ней, оставив рубец, который не рассосался. Колоссальный объём, гениальная архитектура, лишённая всякого смысла и духовной начинки. Это и не храм и не мечеть, это весьма печальное зрелище. Те немногие мозаики, что сохранились, прекрасны, но это капля в море. Слёзы, не позволяющие представить того, что было - своеобразная стена плача. Чтобы понять, что такое византийский храм внутри, надо ехать в Равенну и в венецианский Сан-Марко. В Равенне - баптистерии (оба, но особенно православный) и, конечно, Сан-Витале, что является уменьшенной калькой с Софии, а Сан-Марко, хоть и имеет иную планировку, но декорирован по образу и подобию византийской традиции - золото-золото, таинство, роскошь. Тёмный, да - в силу арх.особенностей, но мозаики абсолютно византийского образца и понимания разработки таких объёмов.
Однако я опять отвлёкся... София, да. Она, бесспорно, всё равно хороша, и на картинках, поверьте, даже лучше смотрится, потому что размах и общее великолепие никуда не денешь, но вживую воспринимается очень странно. По крайней мере, я так увидел. Вернее, не увидел - не увидел той гармонии, что предположительно должна была бы там быть. Ну вот, пара фото для примера.
https://ibb.co/FHv6pD9
https://ibb.co/drQkTVw
https://ibb.co/hXwdBND
https://ibb.co/NxHrdcp
https://ibb.co/YQsTKsd
https://ibb.co/t8J45kT

И совершенно обратная ситуация с Сулеймание, например. Там внутри всё на месте, всё как надо. Светлый, огромный, умиротворённый объём, гармония во весь глубокий вздох. Полное соответствие назначению, этакий парадиз, кусок рая на земле. Вообще, как мне показалось, противоположный вектор задачи, иной, чем в христианском храме. Это - если совсем примитивно - не дом для бога, не попытка "отсюда-туда". Не взлёт. Это обратное направление, куда более практичное и земное - с небес вниз, для человека. Попытка создать идеально комфортное место для людей - для их умиротворения и внутреннего монолога. Результат блестящий, и какое тут процентное соотношение самой идеи и гениальности архитектора - а Синан, конечно, абсолютный гений - не мне судить. Опять же, не претендую на истину в последней инстанции - я не религиозен, и, хоть и знаю историю религий неплохо, я, образно говоря, "не играю". Я счёт веду.)
Сулеймание.
https://ibb.co/2nLDX29
https://ibb.co/VpCcpMT
https://ibb.co/1KJFm07
https://ibb.co/dkGkVjw
https://ibb.co/6yFPkQL

На этом пока прервусь. Продолжение следует - для тех, кто захочет продираться дальше через моё неумеренное многословие.
2 мая 2019
20 комментариев из 27
elefante
Не передаёт.
Но заманивает.
C17H19NO3
Баптистерий во Флоренции не мощнее и не слабее - это другое. Среднеитальянские и римские мозаики - несколько другая традиция. Чуть ближе Палермо-Монреале, но тоже на отлёте, хоть и чувствуется византийское влияние.
А монастырь Хора великолепен, но это единственное место, и очень оторванное от окружения. Для такого города, как Стамбул, это немного и совершенно недостаточно, чтобы восстановить картинку полноценно. Хотя сами по себе они потрясающие.

В Соколлу нос сунул, но очень мельком, и снимать было неловко. Впёрся во время службы.
Altra Realta
Вот это мне точно было бы лень.)
Altra Realta Онлайн
elefante
Это же быстро!
Altra Realta
Это каждый день. Фигушки. Я к вечеру обычно неживой в поездках.
Altra Realta Онлайн
elefante
Так я тоже был неживой, я так перезагружался :))
Altra Realta
У меня процесс перезагрузки обычно состоит из бокала-другого и вперивания в пространство.)
Altra Realta Онлайн
elefante
Это потом :))
Altra Realta
Вот! Видите - я ленивее!)
Altra Realta Онлайн
elefante
Я заливаю в один пост 10 фоток!
Altra Realta
А я заливаю в себя вино. И даже не 10 бокалов.)
Замечательно! Особенно про разницу между храмом и мечетью. В Софии мне пришлось предпринимать усилия, чтобы сквозь наслоения увидеть то самое величие. И в первый раз не получилось совсем. И не только из-за жуткой золотой покраски купола.

А что с Византией будут проблемы, было ясно, еще когда я Сергея Иванова читала.
Хорошо. :)
Только сделайте связывающие ссылки в комментариях, чтобы прооше было находить части.
ivanna343
Благодарю.)
Насчёт Софии - вы знаете, мне показалось, что величие как раз на месте, а вот душу вынули, и жизнь ушла. Это мумия, очень красивая, но мумия. Причём не только из храма, но и из мечети, которая там была. Да и музея как-то не вышло. Оболочка только осталась - хитиновый панцирь.

Что же касается Византии, то я предполагал, что сложности будут, но не ожидал такого тотального водораздела. Кто такой Сергей Иванов я, к стыду своему, не в курсе.

Серый Кот

Спасибо.)
Хорошо, спасибо за подсказку. В след.части сделаю.
Сергей Иванов - ведущий отечественный византист и автор книги "[Прогулки по Стамбулу] В поисках Константинополя". Я ей поучалась, гуляя по Стамбулу:) Она уже вышла несколькими изданиями и в сети имеется (на всякий случай).

Я в Софии увидела не только оболочку. Главный эффект - перерастание пространства в вечность - там сохраняется вполне. Он просто другой, чем в великих римских соборах. А в мечетях, подумавши, соглашусь с вами - там эта задача не ставится.
Спасибо, я посмотрю Иванова. Я всё больше по более старым источникам, плюс иностранцы, плюс архивные дела типа всяких переписок старых и воспоминаний, что сохранились.

Может, вы и правы. Но я избалован храмами, так что ожидал от Софии бОльшего.)
elefante

Тогда вам Иванов, может, и не нужен. Он писал популярную книжку для неспециалистов. Чтобы обходить колонну на ипподроме и понимать, что написано и изображено.

Я тоже сначала ожидала большего (почему и пошла во второй раз). С Софией, если возможно такое кощунственное сравнение - как с "Крестным отцом". Фильм разошелся на цитаты до такой степени, что кажется вторичным. Вот и София Константинопольская разошлась на цитаты по всему христианскому миру.
Kot evett
Написано чудесно, но я не об этом. Не причисляя себя к знатокам, я вас просто позову к нам. Это близко. И так же жарко:) Если вас не смущает наличие наглейшего кота и гранизы с Газой в 40 минутах езды на машине, у меня можно останавливаться и от меня ездить.
На тему Софии согласен. "Живой души" в этих стенах нет. Да и вообще в храмах Стамбула (хотя я не во всех конечно бывал, может где и есть). Но душа точно есть в некоторых старых районах. Армянская часть Фетхие, еврейский квартал, переулки Галаты...
ivanna343
Нет, я всё равно посмотрю. Популярные книжки порою очень интересны - тот же Норвич, например. Со своей кучей неточностей и очевидных порою ляпов он всё равно хорош - он, поганец, умный, синтетически образованный и ироничный, и его отбор и трактовка вкупе с лёгким слогом заставляют задуматься и покопаться подробнее в том, мимо чего прошёл бы, не заметив. Плюс он искренне любит то, о чём пишет. Так что такие книжки тоже бывают полезны.

Что же до растаскивания на цитаты - да, Софию в этом смысле разобрали по косточкам. Правда, как ни парадоксально, в большинстве своём именно османы.)

Kot evett

Спасибо огромное за приглашение. Возможно, когда-нибудь я и выберусь. Пока что надо переварить увиденное, хотя о ваших краях я тоже постепенно начал задумываться. Посмотрим. Газа меня не смущает, а кот...ну, наглость - это его проблема. Вернее, может ею стать, если не смекнёт вовремя, с кем имеет дело.)

Серый Кот

Да-да, я согласен насчёт городских кварталов. Они очень живые - да даже тот район, где я останавливался. А церкви странные, это верно. Инородные, что ли...во всём чувствуется некая искусственность.
Показать полностью
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть