↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Fluxius Secundus
21 мая 2019
Aa Aa
#цитаты #плио #ип #возможно_баян

Наверняка вы не раз слышали, что «Игра престолов» набрала популярность за счет шок-контента: сцен с откровенным насилием, обильной обнаженкой и убийством ключевых для сюжета персонажей. Но юмор в том, что не сиськи Шаи и не голова Неда по-настоящему шокировали аудиторию. Мозг взрывала по-настоящему средневековая мораль всех персонажей без исключения — от Серсеи Ланнистер до Джона Сноу. Мирные и воинственные, умные и глупые, — все они совершали поступки, которые не пришли бы в голову современному человеку. Наивность Неда, жестокость Рамси, коварство Серсеи, — это средневековые наивность, жестокость и коварство.

Средневековье вполне устраивало фанатов хорошего фэнтези и исторических романов, но было эдаким бельмом на глазу всех, кто пришел в «Игру престолов» за главным телесериалом современности. И в определенный момент шоу из исторического романа (пусть и о выдуманном мире) превратилось в высокобюджетную косплей-сценку с ряжеными современными людьми (опять же, привет стаканчику с капучино).

И речь не о том, что в определенный момент слишком много власти в Семи Королевствах вдруг досталось женщинам. В реальном Средневековье такое случалось нечасто, но случалось же — особенно в Северной Европе. Именно Мартин придумал сцену с выборами Яры Грейджой (вернее, Аши Грейджой), да и в его летописи дома Таргариенов полно сильных женщин и сильных королев. Я уверен, что в книгах (когда они будут дописаны) гендерный расклад на карте Вестероса будет выглядеть примерно так же. Разница будет в другом — в средствах, которые женщины и мужчины применят для достижения этой же цели (и массовому зрителю телесериала они не понравятся).

Массовый зритель не захочет смотреть (условно говоря), как Санса спит с Мизинцем, Арью затаптывает беснующаяся толпа, а Давос сжигает Мелисандру. Это не вписывается в представления зрителей о Сансе, о толпе и о Давосе.

Став современными людьми, герои «Игры престолов» вдруг научились современным понятиям о добре и зле, о любви и верности, да что там — даже о демократической форме правления со всеобщим избирательным правом! Условно положительные персонажи стали воинами света, условно отрицательные — карикатурными темными властелинами.

Можно сколько угодно смеяться над тем, как Дейенерис перечисляла титулы, — мы просто не понимаем, насколько каждая буква в них важна для человека, чье главное имущество — происхождение, род. Ее предки завоевали Весторос огнем и мечом, поэтому весь континент — ее личная собственность, которую она возвращает у воров. Она сражается не ради освобождения людей, не во имя добра, не ради каких-то абстрактных идей — ее стремления сугубо эгоистичны и всегда таковыми и были. Тирион и другие сподвижники встают на ее сторону только потому, что Дейенерис выглядит как сильный хозяин, который наведет в государстве порядок и не будет резать подданных без нужды.

Как только сериал переключился на понятную нам мораль, тут же поступки персонажей стали предсказуемыми и одновременно перестали сочетаться с характерами тех же персонажей в ранних сезонах. К финалу то и дело критики использовали глагол «слить» — сценаристы сливали один великий дом за другим только потому, что их лидеры из коварных средневековых властолюбцев превращались или в злодеев второго плана, или в сайдкиков добра, которыми не жалко пожертвовать. В серой зоне морали не осталось вообще никого (из живых) — кто бы мог подумать!

Отказавшись от средневековых понятий, сценаристы получили возможность делать с персонажами что угодно, не думая о правилах и порядках той эпохи. Например, превратить человека низкого происхождения в одного из богатейших лордов —привет, американская мечта, а другого героя (ни разу не моряка) внезапно отправить в путешествие по миру — в эдакий дауншифтинг. Или отправить орду грабителей-кочевников, которых ничто не сдерживает, просто домой — без добычи. В мире современного человека это экспедиционный корпус союзников — похвалили, наградили и до свидания. В мире настоящей, правильной «Игры престолов» дотракийцы в Вестеросе — это очень большая проблема для всего континента, возможно — на десятилетия.

Правда, современная мораль накладывает и ограничения. В мире средневековой «Игры престолов» не было бы вообще проблемы «плохая королева прикрывается живым щитом из мирных жителей». Потому что разграбить город при штурме — в порядке вещей. Но хорошие парни в наше время так не поступают.

От той же беды — современной морали — страдают многие как бы исторические сериалы. Например, в тех же «Черных парусах» внезапно оказывается, что пираты были не грабителями и насильниками, а борцами за свободу. Но не все сериалы страдают — в «Викингах» сыновья Рагнара режут и убивают ради славы и денег, и этот сериал пока умудряется сохранять мрачный аутентичный тон. Так что и «Игру престолов» можно было закончить правильно.

Но очень уж страшно сделать все правильно и получить в лицо петицию не от миллиона старых фанатов, и от десяти миллионов новых.


(via Georg)
21 мая 2019
48 комментариев
Или иначе неспособность режиссеров моделировать отличных от них самих людей. То есть одна из граней ЙАшества.
финикийский_торговец
Ну, автор статьи считает, что это не неспособность, а нежелание.
Fluxius Secundus
Что мешает всмотреться в хрустальный шар и решить что и то, и другое?
Подпишусь.
финикийский_торговец
Первые сезоны?
Fluxius Secundus
По книжной основе? Смоделировали и без них.
А спасибо большое! Сейчас у меня в макси ГГ добралась до Мерсии - и я постараюсь учесть это, изображая ее королеву и придворных "старой закалки". А если это будет уместно - то и простых мерсийских англов.

И ведь вроде бы очевидные вещи - но напоминание, как всегда, очень нелишнее.
финикийский_торговец
Так от нее отошли. Хотели бы - до последнего бы держались.

К слову, вспоминаются поразившие меня в свое время реакции на сериал "Рим": от проф. историка - "да это современные американцы переодетые, а не римляне", от кого-то в блогах, боюсь соврать, кого именно - "да это инопланетяне какие-то!"
"Викинги" и "Рим" пожалуй только удержались в правильной мотивации персонажей.
да как были "американцы, подраспустившиеся в отсутствие полиции", по слову одного юмориста, так и остались. даже не американцы, а горожане.
для средневековья в ПЛиО слишком мало религиозной мотивации (ну вот как Гамлет не стал резать дядю на молитве, чтобы тот в рай не попал), слишком мало "что люди скажут" (никто не стремится войти в летописи как образец чего-то там), никто не говорит "какой клевый Роберт, сколько денег раздал" - ведь для этого деньги средневековому лорду, одаривать челядь и вассалов, а они все про бюджет.
также отсутствует народ с самозванцами, один Воробейший, да и тот как в чистом поле вырос, в Капитанской дочке хоть Хлопуша с Белобородовым рядом с Пугачевым появляются. отсутствует куртуазность как реально стиль жизни, никакой Тормунд не зарыл клад, чтобы сберечь воинскую удачу. чего ни хватишься, ничего нет.
Пайсано
Ну я писал, что от средневековья там только часть: оставить целиком - так и миллион старых фанатов плеваться будет.
Пайсано
Ну и это все-таки не средневековая Европа, а другой мир.
Может быть, даже именно что "подраспустившиеся американцы" - затерянная колония в мире Федеральной Империи.
Основная проблема с Дени последних сезонов в том что вообщем то непонятно чего она хочет. Да идут постоянные речи про лучший мир светлого добра но никакой конкретики не называется, ее никто даже не пытается вывести на подобные разговоры и получить более менее ясную программу действий как она сделает всем хорошо. Пусть даже в самых общих чертах вроде "отменим сословия и сменим феодальную монархию на абсолютно-бюрократическую". Поэтому ее игра в Нерона в шаге от малокровной Победы выглядит мягко говоря странно. Мало того что неясно зачем она это делает, так еще и непонято что должно было получиться на выходе.

И с учетом того сюжета что есть, и раз уж она в конец поехала, а удивлять зрителей надо, я думаю что лучшим оправданием ее действий была бы идеология марвеловского Таноса. Только представьте: в 6 серии охреневшие Тирион и Джон требуют объяснений нахера она сделала то что сделала, а Дени в ответ: "Вестерос конечен, ресурсы конечны, если не ограничивать размножение людей, они...себя изживут. Поэтому я сожгла половину населения Королевской Гавани, что бы вторая половина могла панувать. И тоже самое мы сделаем со всем остальным Вестеросом."

Вот это был бы твист, вот тогда бы все охренели.

Показать полностью
---Основная проблема с Дени последних сезонов в том что вообщем то непонятно чего она хочет

редкие архивные кадры
Heinrich Kramer
Ссылка битая
Fluxius Secundus
Джон выглядит не лучше. В пятой серии был эпизод, когда воин поволок женщину в уголок, хотел, видимо, трахнуть. А Джон весь такой правильный и впечатлительный, просто эталон человека, встрял и убил своего же. Он выглядит таким ранимым, будто готов сам забиться в уголок и плакать из-за того, что победители ликуют.
madness
Про это есть в стартовом посте.
Fluxius Secundus
тема Джона не раскрыта!
Эт я так, подбросить к версии о недостоверности развития персов.
Сэр Ланселап
madness
А что тут не так-то, ээээм? Вы не забыли, как Джон ранее перебил предателей НД?
Redhaired Wench
тут все не так. Джон убил не предателя, а обычного воина. С обычным поведением.
Сэр Ланселап
madness
Он убил насильника, который ещё нарушил прямой приказ своего командира остановиться.
Сэр Ланселап
Имхо, некоторые зрители и сами превратно понимают персонажей.
Redhaired Wench
эх. Какое насилие? грабить завоеванный город и трахать женщин - это нормально, обычно для тех времен. Ненормально, когда командир средневековья вдруг становится моралистом.
Сэр Ланселап
madness
Ловко же вы соскакиваете с Джона на города.
Сэр Ланселап
Ох, люди, я всё больше и больше убеждаюсь, что вы вот вообще ничего не соображаете в песонажах и сквозь пальцы смотрели сериал, раз выводите такие странные тезисы.
madness
грабить завоеванный город и трахать женщин - это нормально

Если это обещали солдатам до боя - 100%
Redhaired Wench
ищешь повод со мной поговорить? для этого не обязательно нести фигню
финикийский_торговец
с ходоками у солдат не было профита, явно в городе им что-то пообещали. Было такое чувство, что Джон вообще не в теме, зато все остальные знали, что делали
Сэр Ланселап
madness
Вы слишком унылы, чтобы хотеть с вами вести диалог. Фигню?
Это вы не умеете в последовательную дискуссию и не соображаете в характере того же Джона Сноу, так что поправьте соринку. Джон Сноу никогда бы не стал терпеть насильников в своих рядах. За сим диалог завершаю.
madness
Северяне в богатейшем городе Вестероса, гм-м... Першиеся туда через весь континент? После чудовищных потерь на войне с нежитью. Зачем они там? Ими движет долг?
Redhaired Wench
ну да, Джон прибыл из будущего с понятиями уровня 21 века
Сэр Ланселап
madness
Сразу в первый сезон, ога.
Redhaired Wench
Хм. А с чего вдруг у него такое резкое отношение к насильникам должно вытекать из первых сезонов. Да, он жил жизнью бастарда, ну так и что?
финикийский_торговец
ага, долг по ипотеке)
Сэр Ланселап
кусь
А с чего он должен к ним нормально относиться, ээээм? Он что, Рамси Болтон или Тайвин там Ланнистер?
Ну и да, стоит действительно разделять благородство тогдашнего дворянства и благородство в нынешнем понимании. Я вот верю, что Джон никогда бы не дал кому угодно поиметь леди. А вот левую плебейку, к примеру? Не знаю. В понятии средневекового дворянина: нууу... так разве они не для этого созданы, в числе прочего?
Redhaired Wench
Да не в том дело, что он не отморозок. Просто он в том мире живет, а не в нашем.
Redhaired Wench
О, есть еще момент - традиционный. Одно дело, когда баба мужику не дала - бывает. И другое - как это "не хотела" отдаться солдату? Право победителя и все такое. Для нас оно - изнасилование, а для средневековья вполне себе норма.

Да и не толтко Европы касаемо. Например, если самурай смог пробраться на балкон к гейше - она обязана была ему дать. То есть, это традиция, норма и ваще не насилие. Но то самурай, а не хрен пойми кто, и к гейше, а не к дворянке.
ну "другой мир" критиковать вообще нельзя - там что угодно может быть, это же другой мир.
например, почему в этом мире есть женское священство и женские лики Бога - и при этом есть Воробейшество с его мизогинией "все женщины распутны в сердце своем", и кого-то еще удивляет желание Бриенны стать рыцарем? женщина может учить с амвона, ее руками Бог может творить таинства, но чота мечом помахать ей низзя. физические ограничения понятны, а вот культурные никак.
но если это другой мир, тогда все может быть. может, там понятия о священстве другие. верховный септон, коронующий королей, есть, Сыны Воина, бившие королей, были, а женщины-септы это типа каких весталок, присобачены сбоку.

я лично читал Гуревича, читал Хейзингу, читал Ле Гоффа, они довольно дельно рассказывают о мироощущении средневекового человека. так, что становится понятно, что люди были разумные, честные, душевные - но непохожие на нас. что, собственно, склоняет к интроспекции и самокритике. не знаю, может, это я такой реакционер, что так отнесся, или все-таки Хейзинга такой мастер рассказывать.
а современное понятие о средневековье - оно такое себе. у (западной) современности вообще обо всем, что не она, такое понятие, что это все она же, но с бессмысленной жестокостью и свинством. думаю, годный рассказчик не должен потакать этому стереотипу, но, кажется, сейчас всякие типа исторические сериалы только стараются стереотип укрепить.
Показать полностью
Пайсано
Порадовали, что помните Гуревича :) Очень недооцененный автор, а ведь хорош.
Сэр Ланселап
кусь
Ну вы почему-то забываете, кто именно воспитал Джона. Сам Эддард Честный до Потери Головы Старк. Не думаю, что человек, который раскрыл все свои козыри заведомому врагу и который отказался от хорошего плана Ренли стал бы насиловать тех же плебеек и стал бы позволять другим. Это как бы тоже надо учитывать.
Сэр Ланселап
кусь
Ну по такой логике Джон должен был изнасиловать Игритт. А что? Она была связана, да и клятву Джон всё равно нарушил, только по взаимному согласию.
Redhaired Wench
А с Баратионом, который Роберт, он тоже дружить не стал бы, если у того по бастарду в каждой подворотне? Кхм. Да и жене он Джона как представил? Как своего бастарда. И было всем норм в глобальном смысле.
Киношная жестокость Рамси всегда была херовой эксплуатацией образа пресыщенного аристократика. Блевала с него когда он только появился.
Сэр Ланселап
кусь
Кхм, мы о Джоне сейчас говорим
вот вам, кстати, в копилочку рецензий на финал сериала
автор замечательный мачистский поросенок, будто прямо из Вестероса пишет
https://kornev.livejournal.com/553196.html
Пайсано
Лол же.
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть