↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Три рубля Онлайн
18 июня 2019
Aa Aa
#история #мифология #странные_списки

Сделаю-ка я очерк баскской мифологии, как на неё смотрю я. Мне это нужно в рамках планирования мода для CK2, а кому-то, может быть, будет интересно и полезно. Перед тем, как начать, мне нужно сказать три вещи:
1. Баскское язычество загнулось довольно-таки давно. Если поверхностно поискать на эту тему в интернете, то вам расскажут, что христианизация басков длилась до XIII века, но это полуправда. До XIII века дожило явное двоеверие, организованный же культ исчез раньше. Бискайя христианизировалась вообще параллельно с остальными римскими владениями в Испании, первые христианские храмы появляются здесь уже в III веке. Гористая Наварра держалась куда дольше, но и здесь последние упоминания о язычниках относятся к началу IX века: арабские источники критикуют клан Бану Каси за союз с ними, а в битве при Панкорбо в 816 году принимает участие языческий рыцарь по имени Салтан.
2. Основных источников по баскской мифологии у меня четыре: пиренейские вотивные алтари с посвящениями богам и дискуссия вокруг них, работы Хосе Мигеля Барандиарана, книга Екатерины Балобановой "Старинная жизнь и старинные воспоминания Пиренейских гор и долин, собранные Е. Балобановой в 1890 г.", и книга Марианы Монтейро "Легенды и сказки баскского народа". Две последние книги знакомы мне по цитатам и кратким изложениям ("Легенды и сказки" я надеюсь скоро купить), а Барандиаран... О нём скажу отдельно. Это настоящая глыбища баскской этнографии: занимался этим делом с юности, прожил 103 года и до последнего был активен. К сожалению, он методологически не вполне чист на руку и часто выдавал желаемое за действительное. К примеру, на основании одной лишь поговорки "Бабушка Солнце идёт к своей матери", описывающей закат, он сделал вывод, что в представлении древних басков Солнце — дочь Земли. В русских сказках Солнце тоже после заката попадает в дом своей матери, но того, кто попытается из этого делать далекоидущие выводы, никто серьёзно не воспримет. И такое отношение пронизывает всё его творчество: сказки на совершенно бродячие, общеевропейские сюжеты становятся в его представлении мифами, а персонажи низшей мифологии — богами. Встречается и откровенное притягивание за уши, как с Хауном Сурией и Сугааром. К сожалению, из всех его трудов на русском доступна только весьма краткая Mitologia Vasca, выражающая только его собственный взгляд на эту самую мифологию и почти не содержащая фольклорных источников, с которыми Барандиаран работал. На английском, вероятно, есть и ещё что-то, но тоже найти трудно.
Кроме того я, конечно, пользуюсь и отдельными статьями на тему, которые удаётся найти.
3. Крик души: мифологическому персонажу достаточно быть женского пола (хотя бы частично) для того, чтобы его объявили богиней-матерью!

Наконец, перейдём к рассмотрению пантеона.

1. Начать следует, пожалуй, с Мари (Mari). Именно эта богиня объявляется в современных компоновках баскского пантеона его главой, богиней земли, богиней матерью, и прочая прочая. Между тем неизвестно, является ли вообще этот образ древним — первая его фольклорная фиксация относится к XV веку, и вполне возможно, что это даже и не богиня, а демонический персонаж. Однако, даже если принимать Мари, как языческую богиню, то на богиню земли она не тянет. Мари — покровительница ведьм и ночных чудовищ, хранительница подземных сокровищ. Она скорее напоминает греческую Гекату, чем Гею, Деметру или Персефону. Ну а на пост главы баскского пантеона и без Мари довольно кандидатов.
2. Относительно баскского имени христианского Бога существует теория, что оно перенесено на него с некоего языческого божества. Современные баски называют Бога "Jaun Goikoa" или "Jaungoiko". Впервые этот термин зафиксирован на надгробии XII века в форме "IAUNINCO". Первая часть — "jaun" — означает просто "хозяин, господин", относительно второй существуют некоторые разногласия. Есть попытки связать слово "goiko" с луной и, таким образом, представить Jaun Goikoa как "хозяина луны", языческого лунного бога, но это довольно маргинальное меньшинство, большинство же полагает, что "goiko" — это "высота, высокое место, вершина", и, таким образом, "Jaun Goikoa" — это христианизм, подобный русскому "Господь небесный".
Есть, однако, и ещё одно направление этой мысли. В 12 веке французский монах Эмерик Пико в своём Codex Calixtinus зафиксировал ряд баскских слов и выражений, и в том числе он записал, что баски называют Бога "Urcia". Этот термин соотносят с архаичным баскским названием неба — urtzi (с вариантами корня ortz-, orz- и ost-). Часть исследователей полагает, что Пико, допытываясь у басков, как они называют Бога, просто тыкнул пальцем в небо, и "небо" в ответ и получил, но этому косвенно противоречат некоторые слова, содержащие данный корень, в частости, ostegun, четверг ("egun" — это "день"). Предполагается, что в таких словах данный корень таки является теонимом, и, таким образом, Urtzi действительно был богом древних басков и, возможно, главой пантеона.
3. Балобанова в своей книге много пишет про баскскую веру в фей (которые схожи с древнегреческими нимфами), а главной между ними называет фею Бензоциа (Benzozia). Вот что она о ней пишет:
Одна из фей — Бензоциа / Бензоида — «в языческие времена считалась Венерой Пиренейских гор, храмы, посвященные ей, встречались всюду от Пиренеев до Средиземного моря. В настоящее время их, разумеется, не существует, но до сих пор ее чтут все горные жители, особенно женщины». Говорят, Бензоциа «и теперь, проходя по горам и увидев где-нибудь влюбленную пару, подходит к ней и дарит никогда неувядаемый цветок счастья».

Откуда Екатерина Вячеславовна взяла информацию про языческие храмы, мне неведомо, но образ этот действительно древний. Имя "Bensosia" зафиксировано в поучении против язычников 1280 года рядом с именем Дианы. Скорее всего, это действительно языческая баскская богиня, как-то связанная с любовью и, может быть, с супружеством (и, конечно, в тех современных итерациях баскского пантеона, в которых Бензоциа присутствует, она объявлена богиней-матерью).

Дальнейшие искания основаны на исследованиях пиренейских вотивных алтарей. Теонимов на них зафиксировано довольно много, но как-то связать их с функциями упомянутого божества удаётся редко, а большинство из них исследователи считают и вовсе какими-то местночтимыми божествами.

4. Большая часть найденных алтарей — более пятидесяти — посвящена богу Abellio. Несомненно, это был какой-то важный бог, может быть даже глава пантеона. Сохранилось немало его изображений. К сожалению, функцию этого божества это не проясняет: в славословиях нет никаких указаний на неё, а изображения предельно нейтральны — бородатый мужик в тоге — и не содержат никаких атрибутов. Единственная ниточка, позволяющая с некоторой вероятностью прояснить функцию Абеллио — это его имя. Баскской этимологии для него не даётся: предполагается, что это заимствованный бог, то ли греко-римский Аполлон, то ли кельтский Белен, но так или иначе божество солнечного света.
5. Один из алтарей посвящён богу по имени Aherbelste. Для этого имени даётся баскская этимология. "Aher" соотносится с "aker" ("козёл"), а "belste" — с "beltz" ("чёрный"). Чёрный козёл — фигура, популярная и в позднем баскском фольклоре: именно в его облике дьявол предводительствует на ведьминских шабашах. Страбон сообщает, что васконы приносили козлов в жертву. Если сравнивать с богами других культур, то, конечно, приходит на ум Дионис, который носил шкуру чёрного козла, а то и вовсе представал в его образе (некоторые даже считают, что это божество и есть заимствованный басками Дионис, тем более, что есть несколько алтарей, вероятно посвящённых Бахусу (теонимы Boccus, Boucou, Bocco и Boucco)).
6. Достоин упоминания бог Erge. Посвящённые ему алтари (больше двадцати) сосредоточены в одном месте, в котором, вероятно, было его святилище, и вместе с ними обнаружены бронзовые маски — неясно, то ли их носили жрецы, то ли это такие же вотивные предметы, как и алтари. Таким образом, из всех баскских божеств только он имеет узнаваемый стиль. Однако, функции его неясны совершенно.
7. Несколько алтарей посвящены богу Sexarbor (лат. "шесть деревьев"), и два — богу Fagus (лат. "бук"). Предполагается, что это латинские кальки с баскского, то есть у басков существовал культ обожествлённых деревьев (возможно, заимствованный у кельтов). Следует заметить, что у басков зафиксирована традиция проводить общественные собрания под большими деревьями, из которых особое значение имели три (до наших дней дошло лишь дерево Герники).
8. К тому же культу деревьев относят и бога Arixo, имя которого связывают с современным баскским "haritza" ("дуб"). Примечательно, что это божество ассоциируется с Марсом, то есть, вероятно, имело какое-то отношение к военному культу. Правда, есть и другое божество, ассоциирующееся с Марсом, алтари которого встречаются даже чаще, чем алтари Arixo — некий Leheren, но баскской этимологии для этого теонима не предлагается.

В дальнейшем список, возможно, будет пополняться — по мере того, как я буду разбираться, откуда Барандиаран взял своих Эгузки, Илларги и других (я заранее подозреваю, что из обычных сказок, но вдруг).
18 июня 2019
4 комментария
Царь Салтан - баск. Внезапно.
Спасибо!
> Баскской этимологии для него не даётся: предполагается, что это заимствованный бог, то ли греко-римский Аполлон, то ли кельтский Белен, но так или иначе божество солнечного света.

И тут я подумал, что распространение культа Аполлона среди басков вполне обосновывает то, что авторам той же песни о Роланде было проще подверстать его к вымышленным зловещим сарацинским идолам.

Интересно, нельзя ли где-то там же найти прототип Термаганта?
Три рубля Онлайн
Facensearo
Интересно, нельзя ли где-то там же найти прототип Термаганта?
Увы, ничего не приходит на ум. Может быть, я недостаточно глубоко погрузился в тему.
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть