↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
ivanna343
13 июля 2019
Aa Aa
Рылась тут в подростковой литературе конца позапрошлого века. Вдохновившись "Аней из Зеленых Крыш" и "Ребеккой с Солнечного ручья", решила ознакомиться, что еще писали для юношества и девичества (в первую очередь, для девичества) в британских доминионах. Наткнулась на австралийскую классику: "Семь маленьких австралийцев" авторства Этель Тёрнер. Книга многократно экранизировалась, по ней имеется мюзикл, очень популярный в качестве школьного спектакля. А также два продолжения-сиквела.

Сюжет типичный: семеро детей и чудовище (ой, нет, это у Несбит!). Семеро детей, молодая мачеха (21 год) и отец-армейский офицер. Он-то, с современной точки зрения, и есть чудовище. Автор не скрывает, что отец совершенно не понимает своих детей и даже не понимает, зачем они ему нужны. Какие-то эмоции у него вызывает только "Генерал" - самый маленький, ребенок от второй жены: он изредка берет его на руки и временами треплет по голове. Что касается остальных, то они его раздражают, их даже есть выселили в детскую. Основной метод взаимодействия - хлыст, который всегда под рукой.

При этом автор опять-таки не скрывает, что подобный метод воспитания превратил одного из сыновей в труса и лжеца (но виноват не отец, а его собственная слабовольная натура), а самую бойкую и самую умную дочку довел до нервного срыва (потому что нечего дисциплину нарушать).

Весь этот ужас подается как норма. Семья, конечно, не вполне образцовая, потому что молоденькая мачеха распустила детей, а те рады хулиганить (их усадьба забавно называется "Misrule"). Но в целом нет сомнения, что растут настоящие леди и джентльмены. Лживый и трусливый Банти, бежав из дома и пройдя суровую школу жизни (что опять же не волнует никого, кроме его младшей сестренки), исправляется, а своенравная умница Джуди героически гибнет, спасая в австралийском буше "Генерала". Хэппи-энд. Автор удовлетворенно замечает, что отец даже стал больше любить детей, правда, по-прежнему этого не показывая.

Стандартные английские детские повести начала прошлого века вообще-то не балуют родительским присутствием. Дети учатся в интернатах, а на каникулах занимают себя сами (отсюда две разновидности - школьная повесть и каникулярная повесть). Родители подобно божествам снисходят до детей только изредка. Но на фоне "Семи маленьких австралийцев" они просто образец гуманизма!

Я уж не говорю об американских историях типа "Маленькие женщины", "Что Кэти делала", "Коттедж "Одуванчики" и т.п., где родители вникают в воспитание детей и регулярно беседуют по душам. Я с трудом могу вспомнить хоть одну сцену физического наказания. Самое страшное, что случилось с Аней из Зеленых Крыш - поставили к доске напоказ всему классу.

Подозреваю, что как раз Этель Тернер и показала правду жизни. Душевное получилось произведение.
13 июля 2019
5 комментариев
если вам правду жизни, так свое же есть, мемуарная литература
воспоминания вел. кн. Александра Михайловича (про воспитание будущих военных)
воспоминания вел. кн. Марьи Павловны (про то, как аристократке быть в чужой семье фактической сиротой)
воспоминания Водовозовой (про Смольный и небогатое деревенское детство)
воспоминания сестры Цветаевой (про детство профессорских детей, они длинные дофига, но там есть даже про то, как они в католическом интернате пожили)
На рубеже двух столетий Белого (опять как жили профессорские дети) - ну это Белый, его читать так же трудно, как Платонова
Jane_Doe Онлайн
Ну про американские хз. Я маленьких женщин читала давно и совсем не помню, про что там было, но в том же Томе Сойере моем любимом розгами в школе машут айда пошел :D
Пайсано

Свое всегда интересно сравнить с чужим. Молодая нация, всеобщее равенство, простота нравов, никакой загадочной души и традиционного рабства. И вообще детская классика, веселая развлекательная книжка с моралью и трупом в финале. Есть подозрения, что автор писала с собственной семьи, но все равно.

Там еще много всяких сочных деталей. Когда рядом с офицерской семьей поселяются Фицрой-Брауны, нувориши, разбогатевшие на железных дорогах, и упорно набивающиеся в знакомые. Не понимая, что они не ровня офицерским дочкам ни при каких условиях. Чтобы окончательно разоблачить гнусных Фицрой-Браунов, автор сообщает, что у них на обеде бедную легкомысленную офицерскую девочку (которая поддалась соблазну и приняла приглашение) посадили рядом с богатым американским евреем!

Jane_Doe

Там действие происходит до Гражданской войны, в американском захолустье, и автор специально подчеркивает, что с тех пор нравы изменились.
ivanna343
самой интересной деталью, которая проходит через воспоминания 19ого века, мне кажется то, что люди знали, зачем живут. соответственно целью воспитания было передать это знание и закалить волю, чтобы человек не сбился с истинного пути. воля вообще котировалась очень высоко, даже в ЖЗЛ про Чуковского были рассказы про то, как парень из низов Коля Корнейчук (на пару с поповичем Валей Катаевым) нефигово так закалял волю, небось гимназия научила.

некоторые способы закаливания воли и ее проявления приводят современное сердце в оторопь (у Водовозовой есть про институток и врачей), но если отбросить нашу сентиментальность - а ведь железные были люди, с очень твердыми принципами. и главное, опять же, уверенные в выбранном пути - их же готовили к нему с детства, а не "вырастет - сам решит". ну спасибо, в 18 лет я выберу себе жизнь и буду строить для нее фундамент почти с нуля. тем, которым по 40, по 60 - им что, на эту тему совсем нечего сказать?

а где-то на рубеже 19 и 20 веков эта система воспитания начала давать трещину - был Коля Корнейчук, но ему уже было не совсем понятно, что с собой делать. и были уже элементы счастливого детства, что у Аси Цветаевой, что у Володи Набокова. дите веселое и улыбается, ну и ладушки.
Показать полностью
Размывание основ отражается и в рассматриваемых мной книгах. Воспитание, ориентированное на принципы и самостояние - это, между прочим, основная тема "Ани из Зеленых Крыш" (там Аня рассуждает, что вот ей уже четырнадцать, а в эти годы очень важно освоить принципы, а то потом будет поздно). Но рассказы про детей самой Ани в книгах, которые писались после Великой Войны, уже да, сдвинуты в сторону "счастливого детства", хотя далеко не полностью: правильный моральный выбор важнее. "Счастливое детство" дополнительно пропускается через модернистскую эстетику, и предполагает повышенную чувствительность, развитое воображение, слияние с природой и пр.

У Элен Тернер все это приобретает специфическую форму, я бы сказала, карательную. Воображение, чувствительность и пр. дары Муз у нее неизменно оказываются либо мнимыми, либо опасными. Девушка, наделенная даром певицы, этим даром рушит собственную счастливую семью. Другая героиня, наделенная воображением и страстью к писательству, на самом деле совершенно бездарна. И даже когда в истории появляется вундеркинд (очень талантливая маленькая пианистка), нужна она только для того, чтобы заработать денег и спасти семью, доведенную безалаберным творческим отцом до разорения. То есть мораль выглядит примерно как "выше лба уши не растут", и цель воспитания в том, чтобы это осознать. Весьма интересная колониальная версия модерна:)
Показать полностью
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть