↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Корсет, альбом, княжна Алина (джен)



Рейтинг:
General
Жанр:
Пропущенная сцена, Сайдстори
Размер:
Мини | 29 Кб
Статус:
Закончен
 
Проверено на грамотность
На конкурс «За страницей»
Номинация «Букинистическая лавка»

Бывало, писывала кровью
Она в альбомы нежных дев,
Звала Полиною Прасковью
И говорила нараспев,
Корсет носила очень узкий,
И русский Н как N французский
Произносить умела в нос;
Но скоро все перевелось:
Корсет, альбом, княжну Алину,
Стишков чувствительных тетрадь
Она забыла: стала звать
Акулькой прежнюю Селину
И обновила наконец
На вате шлафор и чепец. (с)
QRCode
Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава

Альбом

Княжна Александра проснулась почти в полдень. Чувствовала она себя не лучшим образом — кажется, во вчерашнее бламанже повар Матвеевых добавил не самые свежие сливки. Да и в целом угощение у них было довольно простецким, словно где-нибудь в Тамбове или в Киеве... Был бы жив папенька — остался бы недоволен, что дочь не брезгует посещать подобные приемы. По его мнению, это роняло княжеский титул.

Маменька же, овдовев, положила княжескую гордость в карман и охотно наряжала Александру на любой бал и на любой званый ужин, куда их приглашали. Каждая новая зима, с ее ярмаркой невест, приносила княгине новые надежды, а окончание зимних балов — новое разочарование… Ее стройную красавицу-дочь — далеко не бесприданницу, между прочим! — никто не торопился брать замуж.

Голова болела так, что прядь волос, упавшая на лоб, казалась невероятно тяжелым грузом. Кажется, жар… Не открывая глаз, княжна медленно, с усилием подняла руку и откинула волосы с лица. По щеке царапнул металл. Александра распахнула глаза: изумрудный браслет! Она забыла снять его вчера — настолько устала от всех этих разговоров, шума, жара свечей. И взглядов. Очень разных взглядов.

Еще недавно она не понимала причины своих неудач на балах. Отчего ее приглашают танцевать гораздо реже, чем других девиц? Отчего к ней за все эти годы — с того самого дня, как она стала выезжать в свет — так никто и не посватался? Никакой, даже самый захудалый жених…

Ответ на этот болезненный вопрос она получила совсем недавно — минувшим летом. Трое княжон и две графинюшки из разных семей, в том числе и княжна Александра, гостили в загородном имении их подруги, юной графини Протасовой. Однажды, склонившись к пышному кусту жимолости и с наслаждением вдыхая тяжелый, удушливо-сладкий аромат, княжна Александра нечаянно услыхала разговор графской челяди, натиравшей пол в парадных покоях. Окно, под которым рос куст, было распахнуто настежь, так что отчетливо было слышно каждое слово.

— Все, шабаш! Здесь уже навели блеску! Теперь, Грунька, живо наверх! Приберись в барском кабинете! — командовала Матрена, железной рукой управлявшая обширной женской прислугой богатого имения Протасовых; княжна Александра узнала ее по зычному голосу. — Степанида, бросай все и ступай на подмогу кухарке! Баре скоро обедать сядут, а на кухне еще десерт не готов! Глашка, а ты чего прохлаждаешься? В спальнях барышень полы помыла? Али без тычка не знаешь, чего тебе у господ делать полагается?

— Помыла, помыла, а как же, — зачастила писклявым голоском Глашка, двенадцатилетняя неотесанная девчонка, совсем недавно взятая в барский дом из деревни. — И у нашей барышни с той носатой княжной, и у графинек, и у тех двух — толстухи да чахоточной… Ай!

Судя по звуку, Матрена в этот момент от души влепила девчонке по физиономии. Глашка заревела в голос, а потом громко взвизгнула — видимо, Матрена решила в педагогических целях, в дополнение к затрещине, еще и надрать своей подчиненной уши.

— Какая еще толстуха? Какая чахоточная? По именам зови барышень, мерзавка!

Глашка ревела в три ручья, что-то лепетала в свое оправдание, но княжна Александра уже ничего не слышала. «Чахоточная», — колоколом звенело у нее в ушах. Это было сказано о ней, Александре. Совершенно точно о ней.

Барышни разместились в трех комнатах. С молодой графиней Протасовой делила спальню ее лучшая подруга, черноволосая смуглая княжна, действительно обладающая весьма выдающимся носом. Соседнюю спальню занимали две графинюшки. А комнату по другую сторону от спальни Протасовой отвели двум княжнам — Александре и Екатерине, глядя на которую, Алина невольно вспоминала свою кузину Пашетту. Впрочем, на фоне Екатерины даже Пашетта, с ее рубенсовскими формами, выглядела бы стройной.

Глашка отрекомендовала Екатерину толстухой. Сомнений не оставалось: значит, «чахоточная» — это было сказано именно о ней, о княжне Александре.

Вернувшись домой от Протасовых, княжна имела серьезный разговор с матерью. Она была полна решимости никогда в жизни больше не посещать никаких балов и приемов. Подумывала даже уйти в монастырь. Но княгиня сделала дочери строгий реприманд и пригласила к ней доктора. Уже в который раз. Итогом его визита, как обычно, стал бодрый отзыв о деликатной конституции княжны, которая, по его словам, никоим образом не свидетельствует о легочной болезни. На прощание пациентке был дан совет употреблять больше овощей и фруктов и по возможности чаще выезжать на воды.

Когда прибыло очередное приглашение на бал, княгиня тоном, не допускающим возражений, приказала дочери ехать к портнихе. Алина равнодушно повиновалась. Она уже больше ни на что не надеялась, но ей не хотелось расстраивать мать. Даже новость о том, что в моду вошли пышные кружевные оборки на груди и плечах, ничуть не порадовала княжну. Исподволь присматривавшаяся к дочери княгиня попробовала по-своему утешить ее — впервые позволила ей надеть на бал свое изумрудное колье, а также серьги и браслет к нему. До сих пор она не разрешала дочери носить эти украшения, сама порой красуясь в них на наиболее торжественных приемах.

Надевая изумруды матери и невольно восхищаясь их красотой, княжна вспомнила, как кузина Пашетта по-детски искренне завидовала фермуару княгини Ольги Андреевны. Вроде бы совсем недавно это было. Всего два года прошло, а сколько всего изменилось! Кто знает, где теперь те сапфиры с бриллиантами… Муж Ольги Андреевны, по слухам, заложил их после ее смерти. Да и Пашетту уже вряд ли интересуют роскошные украшения — ну куда их носить в той тмутаракани, где она обитает со своим Лариным? Молодой муженек проявил мудрость не по годам — почти сразу после свадьбы увез свою Пашетту подальше от Москвы. И от Грандисона.

Что ж, каждому свое. У нее, княжны Александры, есть изумруды. Любимые. А у Пашетты есть муж. Нелюбимый. Так почему же в сердце Алины шевелится нечто похожее на зависть к Пашетте?

Изумруды княгини оказались несчастливыми для ее дочери. Вчера, в этот знаменательный вечер, когда Алина впервые блистала в них, привлекая внимание всего собрания (по крайней мере, ей так казалось) — именно вчера она впервые после долгого перерыва увидела его. Того, кого они с Пашеттой романтично называли Грандисоном. Точнее, это она, Алина, вкладывала в это имя романтический смысл. Пашетте же, которая не читала Ричардсона (и ничего другого тоже не читала), было все равно, называй его Алина хоть Ловеласом, хоть Вертером, хоть Мефистофелем — главное, что у него были синие глаза и стройная фигура.

Грандисон последние полгода провел в Италии, с размахом отметив таким образом свой изрядно затянувшийся медовый месяц. О том, какое богатое приданое он отхватил за супругой, до сих пор судачили по всем московским и петербургским салонам. И вот он снова в Москве и снова появляется на балах. Но теперь уже не один.

Княжне Александре казалось, что переживания той поры сейчас, спустя полгода, приутихли в ее сердце. Она ошибалась. Снова с болезненной ясностью вспомнилось, как она боялась, что рано или поздно Грандисон заметит, сколь сильно влюблена в него Пашетта, и тогда… Алине не хотелось думать, что будет тогда. С другой стороны, размышляла она, мало ли барышень вздыхают по этому красавцу! Может, он выберет вовсе и не Пашетту, а ее, Алину. Как знать?

И вот этим вечером они внезапно встретились на балу у Матвеевых. Княжна Алина, позабыв о том, что хотела вдоволь покрасоваться в материнских изумрудах, забилась в уголок за колоннами, бессознательно сжимая одной рукой веер, а другой — белопенные оборки кружев на груди. Она во все глаза смотрела на счастливицу, которая стала супругой Грандисона. Было чем полюбоваться — молодая княгиня была женщиной высокой и статной, а ее воздушное парижское платье с каскадом серебристых кружев вызвало настоящий ажиотаж в дамском кругу. Но Алина не отрываясь смотрела только на одну деталь ее туалета — сложной формы изумрудное колье и такие же браслеты. Этот богатый гарнитур явно был создан заграничными ювелирами, причем совсем недавно, в духе новейших мод. Какими же старомодными и дешевыми казались по сравнению с ним изумруды самой Алины!

Из оцепенения княжну вывел легкий хруст — это сломался в ее руке хрупкий резной веер. Алина разжала пальцы, выронила веер и пошла к выходу.

А на следующее утро она проснулась совершенно разбитой. С трудом встав с постели, расстегнула забытый с вечера браслет, сняла его и положила на туалетный столик. Положила аккуратно, хотя очень хотелось с громким криком вышвырнуть его в окно, словно ядовитую змею. И если бы это украшение принадлежало лично ей — вышвырнула бы непременно. Да, изумруды изумрудам рознь… Счастье бывает разное.

Алине вдруг до смерти захотелось увидеть Пашетту и рассказать ей все. И получить прощение. Но Пашетта была далеко, и одному богу было известно, суждено ли им когда-нибудь встретиться вновь. И тогда Алина вспомнила об одной вещи, которая могла бы помочь ей справиться с нахлынувшими чувствами. Она выдвинула нижний ящик инкрустированного перламутром бюро, стоящего в углу будуара, и вытащила оттуда небольшой альбом в переплете из голубого бархата. Пролистнула до последней страницы. Там, в самом конце, корявыми буквами было выведено:

Кто любит более тебя,

Пусть пишет далее меня.

Это написала Пашетта перед самым отъездом в деревню, в имение мужа. Обычные заключительные строчки, какими девицы завершают исписанные вдоль и поперек альбомы своих лучших подруг. Быть первой, то есть «распечатать альбом», и быть последней — «запечатать альбом» — одинаково почетно. Барышни из числа лучших подруг хозяйки альбома состязаются за такую честь. Но Пашетта, похоже, не оценила выпавшего ей счастья и совершенно равнодушно, если не считать пыхтения от усердия, вывела строки на память по просьбе Алины.

Пашетта в тот день вообще не выглядела счастливой. Глаза у нее покраснели от слез, а полные щеки, всегда румяные, наоборот, побледнели. «Замужество горше уксуса», — мелькнуло в голове у Алины.

Такой она и запомнила Пашетту на долгие-долгие годы.

Глава опубликована: 06.12.2018
Отключить рекламу

Предыдущая главаСледующая глава
20 комментариев из 52 (показать все)
Отвечу здесь и тому юзеру, кто отчего-то воспользовался "Подслушано" (аноним анониму, так сказать):
https://fanfics.me/message350471

Там, фактически, указано на два момента: на излишнюю, по мнению анонима, заботу тогдашних дам и девиц о своей внешности и на мой якобы резкий отзыв на критику Альтры.
Оставляю за собой право отвечать на необоснованную критику так, как считаю нужным.
Что же касается толстых пяток и иных деталей внешности героинь - наверное, здесь стоит пояснить, хотя в комментариях к тому посту одни юзеры уже разъяснили другим некоторые детали.

На Руси традиционно ценили пышное телосложение в женщинах, вне зависимости от сословия, однако эпоха ампир принесла вместе с античными линиями женских одежд и античные представления о красоте. В моду вошла стройность и интересная бледность, в духе романтизма, который тоже внес свою лепту.

Одним из канонов красоты у эллинов была определенная форма нижней части ног: узкая стопа + тонкая лодыжка ("тонколодыжная дева"). Учитывая, что это было единственное, что было видно из-под длинных платьев, стопе и лодыжке уделяли огромное значение при оценке женской красоты.

Тогда же и сложилось мнение о том, что аристократы должны иметь узкие стопы и тонкие лодыжки, в отличие от простолюдинов. Слово "толстопятая" употребляется в моем тексте (как употреблялось и в ту эпоху) не только в значении оценки внешности как таковой, но и как оценка происхождения.

К примеру, у Мельникова-Печерского в его произведении "В лесах" (сюжет там развертывается в середине позапрошлого века) настоятельница скита дает указания насчет того, какой должна быть та, кого скит отправит для исполнения религиозных служб к дом к богатому купцу, благодетелю их обители: "Толстопятую деревенщину к Самоквасовым отправить нельзя. Надо, чтоб и за псалтырью горазда была, и ходила бы чистенько, и за столом бы, что ли, аль на беседе умела разговоры водить..."

У Пашетты такие же мясистые пятки (а значит, широкие ступни и, скорее всего, широкие лодыжки), как у Акульки. Изящной Алине, которой посчастливилось иметь настоящее аристократическое телосложение, Пашетта кажется некрасивой. Однако княжне на опыте приходится познать горькую истину: мода модой, а здравый смысл никто не отменял. Стройная и болезненно-худая - разные вещи. Болезненных женщин во все времена браковали как потенциальных невест.
Показать полностью
Цитата сообщения Аноним от 12.12.2018 в 10:55
Спасибо!
Благодарю. Да, особо бурного течения жизни здесь нет. Мне ведь хотелось сделать отнюдь не АУ, где Алина, скажем, убежала в юности в Италию с заезжим тенором или написала под старость мемуары и стала русской мадам де Сталь.
Это миссинг, то есть, в данном случае - обычная судьба дамочки того времени и того круга, где брак и семья - единственный смысл жизни, а не удостоенная этого женщина ("пустоцвет", по выражению Л.Толстого) начинает искать смысл жизни в воспоминаниях или искуплении надуманной вины, как Алина... Моей задачей было абсолютно четко вписать этот миссинг в канон.


Я не историк и не филолог. Однако, просто очень люблю "Евгения Онегина" - как читатель.
Вот как по мне, у вас получилось очень достоверно - по крайней мере на уровне чувств и восприятия - моего, по крайней мере.
И, ещё до ваших разъяснений, явно видно проработку материала.
Автор, фломастеры все разные, у всех. Однако я проголосовала за вас сразу, и до сих пор уверена, что ваша работа вполне достойна победы на этом конкурсе. И девы юные не изменились, им хоть танцы у костра, хоть перо гусиное и свеча, хоть айфончик - они всё те же! Невзирая на моду, погоду и мнение родителей и знакомых.)))
Показать полностью
А по-моему, Ваша работа отличная. Язык, детали, отсылки... И сама история - от сломанной рекамье и до тоскливого одиночества княжны Александры. Замечательно. Свой голос отдаю Вам.
Цитата сообщения Кот_бандит от 12.12.2018 в 16:56
А по-моему, Ваша работа отличная. Язык, детали, отсылки... И сама история - от сломанной рекамье и до тоскливого одиночества княжны Александры. Замечательно. Свой голос отдаю Вам.

Спасибо, это очень приятно и вдохновляет!


Добавлено 12.12.2018 - 22:36:
Цитата сообщения Агнета Блоссом от 12.12.2018 в 12:24
Я не историк и не филолог. Однако, просто очень люблю "Евгения Онегина" - как читатель.
Вот как по мне, у вас получилось очень достоверно - по крайней мере на уровне чувств и восприятия - моего, по крайней мере.
И, ещё до ваших разъяснений, явно видно проработку материала.
Автор, фломастеры все разные, у всех. Однако я проголосовала за вас сразу, и до сих пор уверена, что ваша работа вполне достойна победы на этом конкурсе. И девы юные не изменились, им хоть танцы у костра, хоть перо гусиное и свеча, хоть айфончик - они всё те же! Невзирая на моду, погоду и мнение родителей и знакомых.)))


Спасибо вам большое! Да, конечно, приметы возраста одинаковы на протяжении всей истории человечества - среда, эпоха хоть и вносят свои коррективы, но не капитальные. А фломастеры - да, разные. Хотя на эти самые фломастеры иногда списывают массу всего другого...
Показать полностью
От души благодарю всех, кто порадовал меня на этом конкурсе добрыми отзывами и рекомендациями, а также вообще всех, кому понравилась эта история!

Фанфик уходит в подарок автору первой рекомендации, у которой оказалась очень легкая рука) Этот автор - Viola odorata.

wlana, волшебница угадайки, оказалась единственной, кто меня угадал. Из восьми человек!
Очень милая история! Трогает сердце. Легко перенесла в те далекие времена. И, знаете, подумалось, - нет прошлых времен, нет прошлых забот, все это было, есть и будет у человечества.
А черт, была ж уверена, что это вы, и чего по угадайке не прошлась-то...

И еще была уверена, что вы победите, и-эх.
Ах, какое удовольствие я получила от того, что прочитала! И вроде читаешь историю с незнакомыми героями, но вдруг всплывают знакомые имена, и всё сплетается в законченный узор. И отдельно браво за историческую составляющую. Большое спасибо, автор!
феодосия
Мадам Нетут-Нетам
NAD
Спасибо вам всем на добром слове)

NAD
Вам отдельное спасибо за такую красивую рекомендацию!
очень атмосферно. всегда удивляюсь, когда автор тратит время, силы, талант на такие вот второстепенные линии с второстепенными героями. это вызывает уважение, демонстрирует любовь к канону и умение не только самому погружаться в него, но и тянуть за собой читателей. меня - затянули, и выныривать не особо хочется. хочется почитать всего онегина в таком же духе. блоха: и так и этак - наречное выражение, внутри без зпт
Smaragd
Спасибо! Я просто воплотила в жизнь свою маленькую детскую мечту - заглянуть за границы романа и посмотреть, что было до рождения Татьяны (особенно - с княжной Алиной).
Прекрасная трогательная история!
Как раз сейчас слушаю Онегина в аудиоварианте, и прямо идеально и ваша история пришлась.
Очень точно и лаконична описана история княжны Алины - очередная человеческая трагедия, засыпанная песком времени.
Яркий, вроде бы комичный, но неожиданно трогающий печалью в момент замужества образ Прасковьи.
Была почему-то уверена, что Грандисон - это отец Онегина... не знаю почему.

Спасибо вам за то, что не побоялись - рискнули прикоснуться к классике, прикоснуться бережно, но творчески.
И очень-очень хочется прочесть про сезон Татьяны в Петербурге - и всегда хотелось!

Полярная сова
Спасибо за доброе слово о моей работе! История княжны Алины меня трогала еще с детства, да и за некоторыми другими строчками "Евгения Онегина" я тогда видела явное расширение истории... Но хорошо, что добралась до этого только сейчас: на такие вещи надо смотреть с позиции определенного возраста. Да и не принято было во времена моего детства писать фанфики. Дописывать Пушкина - вот кощунство-то!)))

Насчет сезона Татьяны в Петербурге - это, наверное, не ко мне... Не очень-то люблю описывать светскую жизнь. Можно, конечно, сделать и такой миссинг (почему-то вспомнился "Рославлев" Загоскина, хотя уместнее было, наверное, "Гордость и предубеждение")).

Но проблема в том, что светская жизнь меня интересует не более, чем ту самую Татьяну)) Идеей нужно гореть. Иначе это будет ощущаться... А я за строчками о том, как Татьяну приметил "толстый этот генерал", ничего особенно не вижу, кроме банальной удачи на ярмарке невест. И с чьей позиции, кстати, описывать такое? Товар удачно сбыли, но мнение самого товара, ясное дело, никто не учитывал... Еще и благодарности требовали, небось, за заботу. А если смотреть с точки зрения самого "товара", то вообще, наверное, не будет видно никакого блеска света и балов: вряд ли Татьяна была способна оценить все это, да и многое другое, если рядом не было Онегина... Для нее это было - ну, так, пустой шум и утомительные обязанности.
Показать полностью
Daylis Dervent
Спасибо за рекомендацию!)
Daylis Dervent Онлайн
Наиля Баннаева
Это Вам спасибо за такой чудесный и трогательный рассказ.
Ох, автор, ну наповал же сразили! Я впервые в растерянности после прочтения текста: никак не могу понять, чего во мне сейчас больше - то ли восхищения перед Вашей способностью мастерски передать дух пушкинской эпохи, то ли белой, как полярные шапки льда, зависти всё перед той же способностью. Как Вы так умеете - не представляю, но, пожалуйста, умейте так дальше!)
Каус Аустралис
Спасибо за рекомендацию!)
Прямо засмущали... Я просто очень люблю ту эпоху.
Наиля Баннаева
И это ощущается, да. То, что любите. А за рекомендацию - всегда пожалуйста, могла бы - написала бы их три штуки к одному тексту xD
Каус Аустралис
Наиля Баннаева
И это ощущается, да. То, что любите. А за рекомендацию - всегда пожалуйста, могла бы - написала бы их три штуки к одному тексту xD
Если хотите нечто вроде продолжения, то у меня есть вот это: И снится чудный сон Татьяне...
Наиля Баннаева
Спасибо. Прочитаю обязательно!
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх