↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

В конце осени (джен)



Автор:
Фандом:
Рейтинг:
General
Жанр:
Драма
Размер:
Мини | 6 Кб
Статус:
Закончен
 
Проверено на грамотность
Давай-ка я тебе кое-что расскажу, мальчик, потому что ты ни черта не знаешь…
QRCode
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑

В конце осени

«Нет. Мы не умираем. Умирает время. Проклятое время. Оно умирает непрерывно. А мы живем. Мы неизменно живем».

© «Триумфальная арка».

***

— Давай-ка я тебе кое-что расскажу, мальчик, потому что ты ни черта не знаешь…

Сухой, хриплый, какой-то не надломленный даже — сломленный старческий голос. Но не дребезжащий.

— Ты многое видел, это правда, но что из этого — чувствовал? Только не надо громких слов, я и так слишком часто их слышу. Просто ответь — что живёт в твоей крови? Чьи лица ты видишь, чьи слова поминаешь, вглядываясь ночью в глаза своего отражения? Твоя память ещё горит или уже только дымится?

Тёмная комната с погасшим камином, тяжёлая мебель. Тусклый огонёк светильника красного стекла выхватывает из темноты ещё и лицо крепко спящего, положив голову на сложенные руки, человека — грубовато-резкие черты, тёмные волосы, да и глаза тёмные, наверное… какая разница? Ему нетрудно выглядеть как угодно.

— Всё предаёт, мальчик, всё. Воля, желания, даже страхи. Но сначала предают сомнения — и делай, что хочешь: можешь быть героем, можешь — подонком, а можешь серой травой стелиться у ног жадных мира сего…

Горький смех. Скрип старого кресла-качалки, пергаментно-жёлтая старческая рука на подлокотнике.

— Это ведь так просто, ты знаешь: целовать детей перед сном, до этого днём делая сирот из тех, до чьих семей не добрались раньше. Ну так сейчас вот добрались! Это и есть путь героя, за который потом награждают орденами те, кого с радостью придушил бы за лицемерие — как и тех, кто так и не нашёл в себе силы это сделать, когда ещё можно было. Придушить, то есть.

Колючий плед, прикрывающий колени, старомодные круглые очки. Метель за окнами.

— Я вспоминаю, мальчик, всё время вспоминаю: только не праздники, а похороны. Это приходит — когда понимаешь, что если сейчас победители празднуют здесь, то где-то там хоронят проигравших. И хорошо, если в братских могилах. Да что там — хорошо, если хоронят…

Не снежинки даже — кусочки льда вихрятся в колеблющемся свете уличного фонаря, бьются в окна: скребутся, царапая толстое стекло, рвясь туда, где тепло… где лёд умирает. Старик с колючими глазами хрипло, прерывисто дышит, вспоминая, а в дереве и хрустале шкафов, подпирающих стены, отдаётся тусклым эхом звук, с которым воздух продирается в горло.

— Глупость сейчас скажу, мальчик: никогда не спеши жить — ты в этой спешке не натворишь, а «наразрушишь». Я вот столько всего натворил, а ночами вспоминается только кровь. И знаешь, мне не жаль, меня не мучает совесть, но когда до утра подсчитываешь, скольких убил, сбиваясь на пятой сотне — это…

Круглый, выщербленный стакан покорно принимает очередную порцию лекарства. Пожелтевший, усталый от зелий и отваров хрусталь — он помнит много таких разговоров, запиваемых сердечным и заедаемых застарелой болью пополам с комом в горле.

Старик молчит, приходя в себя. Стакан дремлет на полу, смачивая пыль на ковре вытекающим тонкой струйкой зельем. Спящий в неудобной позе человек что-то бормочет про себя, но не просыпается — он слишком устал. Старик тянется к нему, гладит по волосам и чувствует мимолётную радость, смешанную с виной: хоть кто-то приходит к нему просто так, чтобы просто быть рядом. Приходит, хотя мог бы спать сейчас с женой.

— Ты не прав. Ты приходишь, и говоришь, и слушаешь, и молчишь. Ты приходишь, шатаясь от усталости, и всё равно споришь. Ты веришь, что убивать нельзя, но можно убить за добро — и привычно совмещаешь одно с другим. Как и я… Ты не прав, потому что ищешь в них, во всех, кого встречаешь — чистоту, искренность, а не находя её, пожимаешь плечами и идёшь искать дальше… и тебе невдомёк, что судить можно, как ни ухищряйся, только по себе. И не увидеть тебе в других свет, если в тебе этого света — больше. Был один человек, который так умел, но он уже двадцать веков, как умер.

С высокого шкафа мягко спрыгивает на пол чёрная зеленоглазая кошка. Задрав хвост, подходит к стакану, с интересом обнюхивает его и недовольно отстраняется: как можно пить такую гадость? Вслушивается в голос старика и запрыгивает на стол. Осторожно обойдя горячее стекло алого светильника, садится рядом со спящим. Старик вдруг улыбается.

— Спасибо, бессмертная зеленоглазка. Ты, как всегда, напоминаешь мне, что жизнь не может быть совсем пуста. И всё-таки… твои девять жизней короче, чем одна моя. Нет, зеленоглазка, мне не жаль, я просто не вижу смысла продолжать. Я похоронил их всех и очень устал.

Старик поднимает отяжелевшую руку и легонько толкает кошку в бок. Та зевает и привычно укладывается рядом со спящим, свернувшись в клубок. «Глупый человек, — думает она, засыпая. — Разве можно устать жить? Глупый, но здесь тепло, и можно спать на шкафу, и любоваться снежинками за окном. И глаза у него зелёные… пусть живёт».

— Ты не прав и ещё в одном, мальчик. Нельзя найти того, что сгорело. И в человеке — нельзя. Мы ярко горим…

Можно разбудить память, но нельзя вернуть жизнь в воспоминания. Ты говоришь, что я могу «вернуться». Ты говоришь, что нельзя хоронить себя в этом доме. Приходишь ко мне из рейдов, откуда возвращаются не все, сбегая с награждений и праздников не победы, а праздников «мы-ещё-живы». Пытаешься «вернуть меня к жизни», словно забывая, что я жив. Но я прощаю тебе это — потому что и сам порой сомневаюсь. А ты прощаешь мне, что я никогда не был у тебя дома, потому что знаешь, хоть и пытаешься не верить, что память для меня живее, чем «сейчас». Знаешь, что там мне будет ещё чуть больнее: жизнь сминает воспоминания, а я слишком дорожу тем, что осталось…

Тишина. Сгорбленный, застывший в кресле старик, не отрываясь, с любовью смотрит на лицо спящего крестника, потом с трудом поднимается и идёт к двери. Уже на пороге он оборачивается и отчётливо произносит:

— В пепле бесполезно искать раскалённые угли, мальчик.

Глава опубликована: 06.01.2013
КОНЕЦ
Отключить рекламу

20 комментариев
нет слов,способных выразить впечатление,которое на меня произвело ваше творчество.
жизненно. горько. цинично.
"В пепле бесполезно искать раскалённые угли, мальчик" - вот уж действительно истина.
Тронуло до глубины души. Эти диалоги, чередующиеся с описанием, по восприятию похоже на короткометражку, настолько живо все представляется - сухонькая рука, свесившаяся с подлокотника, согбенная в кресле фигура и снег за окном, вместе с "огненными" аллегориями... белый и красный: вот основные цвета, возникающие в воображении.

Как было уже сказано выше, бесполезно что-либо говорить, в произведении все отражено без лишнего пустословия. Жизнь, как она есть, видимая со склона горы прошедших лет - без страсти, без иллюзий. Невероятно красиво и горько, но отрезвляюще, как лекарство, вьющееся по полу. Идеальное несовершенство.
Спасибо Вам огромное за этот рассказ.
Dannelyanавтор
Mystery_fire, спасибо вам за этот комментарий и точные слова. Исходя из моего внутреннего ощущения неверно сказать: "я рад", а вот благодарен я - очень. Спасибо.

Marion, даже представить себе не можете, как на меня повлиял ваш комментарий. Признаться, я до конца сомневался в этом тексте. Да что там - сомневаюсь и сейчас, ибо мне он видится каким-то... непохожим. Ни на что, идущее от меня. Отчасти, это проекция будущего, которое, надеюсь, для меня не наступит - на порой смущающие меня самого мысли о том, что от такого будущего я не отказался бы. Наверное, и этого сейчас писать не стоило.
Спасибо вам - за то, что мои сомнения отошли куда-то "на задний план", стоило прочесть ваши слова. Вы по-настоящему чувствуете - это бесценно.
Очень понравились описания, некоторые действия, настолько все живо представилось, образы сразу же рисуются в голове, яркие, живые и очень красочные. Редко такое мне встречается. Даже в твоих других работах. А эта действительно особенная. Спасибо.
Dannelyanавтор
Спасибо, Shayndel - за "особенную", потому что, как уже писал Marion, она такова и для меня. Не могу сказать, что в положительном смысле, не могу сказать, что в отрицательном - иная, вот и всё.
Очень. Вспомнился Гайдар "мне сняться люди убитые в детстве". Война меняет психику, убийство разрывает душу, даже если правильно, если враги.
Завидую белой завистью - такой текст!))
Dannelyanавтор
Спасибо, Тхе Ту. Этот текст очень для меня важен. Не "важнее прочих", но - очень.
хорошая зарисовка. читала - о своём. и ваше коротенькое произведение именно этим мне и пришлось.
Dannelyanавтор
Smaragd, спасибо за комментарий.
Уважаемый автор, я всё больше восхищаюсь вашим творчеством. Какие философские, актуальные и глубокие по смыслу работы вы пишете! Просто нет слов.
Dannelyanавтор
Not-alone, очень приятно читать такие слова от читателя. Приятно - и немного страшно. Потому что то, что мы делаем, всегда накладывает на нас ответственность за то, как мы это делаем. Хотя бы и перед самими собой.
Вот вам пример: пару недель назад я написал - под вдохновением, за несколько часов, в каком-то даже запале - один текст, а спустя несколько дней, перечитав его, понял, что он ярок, красив, интересен по композиции и персонажам... но пуст. Кроме всего этого - в нём ничего не было: ни сути, ни мысли, ни идеи. Одни параллели и эмоции. А я так не хочу. Хорошо, что вовремя остановился, решил подумать над ним ещё некоторое время, но один факт, что нечто подобное у меня "написалось" - уже настораживает.
Dannelyan, ничего себе вы даёте... Я бы, пожалуй, не стала удалять ничего из написанного, пусть даже текст после повторного прочтения показался бы мне глупым и бессмысленным. Переписать, дополнить - это да, но уж точно не выбрасывать свои труды)
Dannelyanавтор
Not-alone, удалять? Нет, я ничего и никогда не удаляю. Просто не стал его публиковать - нигде. Да, с желанием позже ещё над ним поработать, возможно - и переписать.
Dannelyan
параллели - чем не смысл?
Dannelyanавтор
Smaragd, когда они всего лишь - прямые и непрямые отсылки к канону оригинала? А где же самостоятельная идея текста?
Dannelyan, а, ну тогда ладно) А то я уж переживать начала. А по поводу смысла в вашем тексте - вы всё-таки очень самокритичный автор!
Dannelyan
а, если вы о текстовых параллелях, то их, правы, маловато будет. но разве не имеют место на существование фф, построенные именно на отсыле к заинтересовавшим канонным точкам? если канон родил даже коротенькую интересную мысль, то это уже вполне себе фанфик)) пишут же виньетки
Dannelyanавтор
Not-alone, лучше так, чем зазнаваться, нет? ) Так что я самокритичен совершенно сознательно - это, так сказать, предохранительный механизм.

Smaragd, да, верно. ) Но и в фанфике должно быть что-то ещё. Он должен нести с собой что-то важное для автора, а потом - кто знает, может, и для читателя. Иначе - зачем писать?
Dannelyan, наконец я добралась к вам, чтобы написать отзыв на фик, который прочла сразу, как только получила в подарок))
Ещё раз огромное вам спасибо за этот прекрасный подарок! Мне безумно приятно его получить)))

Сама история очень красивая! Идеально выверенная, наполненная тонким личным психологизмом и одновременно универсальным символизмом. В героях можно увидеть как символы, так и совершенно конкретных, индивидуальных личностей.

Сама идея очень глубокая и неоднозначная. Мне кажется, здесь как нигде уместен эпиграф из творчества Ремарка.

Ну и, конечно, нельзя не отметить очень точный язык - безупречно образный, но не переполненный излишними красивостями и завихрениями. Каждое слово тут нужно, каждое - стоит на своем месте)) Подобное ненавязчивое, отточенное мастерство особенно радует!
Dannelyanавтор
Полярная сова, вот и я только добрался, чтобы написать вам ответ на отзыв, увы мне. Спасибо вам, и - вы ведь понимаете, что я ценю ваши слова именно за то, что стоит за ними? А значит, если вы посчитали этот текст достойным таких слов, я всё-таки пишу не зря.
Нужно только почаще себе об этом напоминать, )
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх