↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Блог » Поиск

До даты
В блоге фандома Дом, в котором
#размышления #длиннопост #герои_Дома

Дом. Часть 11. Лорд

Лорд – прекрасный злой эльф. Последний из Драконов. Тот, что в Доме без году неделя и… Ходок. Захлебнувшийся в эмоциях маньяк. Сумасшедший влюбленный. «Он — как русалочка, что пришла обменять свой хвост на совершенно не нужные ей ноги, а заодно отдала и голос, а попроси у нее ведьма еще что-нибудь, отдала бы и это что-то, и другое, и третье. Влюбленным и маньякам море по колено, все они одинаковы и со всеми бессмысленно спорить» - моя самая любимая цитата из книги.

Лорд умный, но он не рассуждает, как Курильщик, - он способен просто поверить, молча и безоговорочно; фаталистично. Лорд надменный, но он готов умолять. Лорд самодостаточный, но он растворяется… нет, не в Рыжей – в своей любви.
«Кстати, о любви… ты уверен, что, став немножко другим, полюбишь того же человека, которого любишь сейчас? Уверен?
— Конечно.
Он улыбается. Как маньяк. Или влюбленный. Что, в общем-то, одно и то же. Он улыбается мне, наполовину съеденный, обглоданный до костей, и эта улыбка решает все».

Красота Лорда – тоже своего рода символ. Её видят все, кроме него. Но он не смотрит в зеркала… никогда. Именно ему символично обрезают волосы где-то там… вероятно, в психиатрической лечебнице. Другой житель Дома, лишившийся волос, - это Сфинкс. Волосы, как известно, древней символ жизни и некой магической силы, часто магической силы прошлого. Со Сфинксом всё ясно – он проходит полное перерождение, превращаясь из солнечного Кузнечника в стального Сфинкса, после Последней Ночи выпуска и жертвоприношения. Лорд тоже перерождается – «взрослеет», как объясняет Горбач. Но если исходить из идеи (не моей), что Дом может помимо прочего является символом детства, то это слово «взрослеет» обретает дополнительные значения. Мы можем только предполагать, чего ищет Лорд: избавление от одиночества, смысл, всплеск эмоций, цель?.. Однако именно он сам запускает свою цепь событий – он выпивает «Лунную дорогу», а дальше всё уже закручивается. Это Лорд провоцирует события. Лорд плавится и корчится в своем огне. Огненная Рыжая потрясающе уравновешена на фоне Лорда, может, именно поэтому его к ней и так тянет. Чтобы круг закольцевался и гонка остановилась.
Лорд разобщенный и удивительно цельный – он не знает полумер, они не нужны ему, нервному ревнивому эльфу и сгоревшему дракону. Ему невыносимо, что ничто в мире не соответствует его идеалу и меньше всего – он сам!

Все эти его самоубийства и саморазрушительные порывы… – впрочем, надо отдать ему должное, Лорд готов платить по счетам за свои выходки: и остриженными волосами, и выбитыми зубами, и подметанием пляжей, и своим психическим, физическим здоровьем. Жизнью тоже можно.

О Рыжей я уже всё написала. Лучше напишу о взаимоотношениях Лорда и Сфинкса. Последний чётко понимает, что нужно первому. Иначе с чего бы он взялся учить Лорда – при всех недостатках Сфинкса садизм явно не свойственен ему. Да и того же Курильщика он пытается ввести в курс дела иначе. А Лорд в свою очередь четко понимает (во всяком случае, на момент событий в книге), чего Сфинкс хотел добиться своими поступками. Это кстати раскрывается ярче в расширенной версии от Мариам и подтверждает мои догадки. И да, именно Сфинкс беседует с Лордом об Изнанке – беседует настолько откровенно, насколько это вообще возможно, учитывая тему. Именно Сфинкс рассказывает в первую Ночь Сказок историю про дураков, плывущих по реке – про Лунную дорогу: Тот, кто успеет ее выпить, станет дурачком…

Можно спорить являются ли эти двое друзьями – слишком много намешано в их отношениях, но их связь крепче, чем может показаться на первый взгляд. Вот только у Сфинкса есть Слепой и Русалка, а у Лорда… его любовь и Рыжая. Не этого ли он так упорно искал? Пока не нарвался на психушку и на выжигающий огонь эмоций.

В многограннике Лорд для меня не находится в треугольнике, потому что в отличие от Сфинкса, Курильщика и Слепого Познание не нужно ему самого по себе, как самоцель. Его сжигает иное стремление.

Лорд – весь чистый порыв, оголенный нерв. Табаки иронизирует над ним: «Эмоции Лорда незаменимы. Они удивительно насыщали пространство. Не заползи на его плед, не дыхни на его подушку, не пукни у него под ухом!»; «Сразу вспомнилась присказка Табаки: «Лорд улыбается раз в году, когда кто-нибудь умудрится сломать себе ногу». «Или хлебнуть из бутыли с дохлым скорпионом», — дополнил я про себя это наблюдение». Ну скажем честно, чувство юмора там у всех в меру темное, не сказать, что Лорд так уж сильно выделается в этом плане. Однако именно незабвенный Шакал рисует дракона с волшебным глазом.

А Лорд – пущенная стрела. Он едва ли не единственный, кому совершенно неважно, где он останется после выпуска: у него просто есть цель. И он идет за неё – на другой ли Круг, на Изнанку ли… ему без разницы.

Я люблю писать о Лорде, про Лорда и от имени Лорда. Но мне сложно анализировать и препарировать его образ. У нас всех есть просто любимые герои – например, я люблю Сфинкса.
А ещё у нас всех есть любимые герои, с которыми мы созвучны. И нелюбимые, с которыми мы созвучны. Лорда я отношу к первым, поэтому я особенно необъективна в этой части разбора.

Часть 1
Часть 2 и 3
Часть 4 и 5
Часть 6
Часть 7
Часть 8
Часть 9 и 10
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 9 комментариев
В блоге фандома Дом, в котором
#размышления #длиннопост #герои_Дома

Дом. Часть 9. Рыжая.

В первой половине книги мы видим лишь двух девушек: Ведьму и Рыжую. Но Ведьма старше героя, глазами которого мы смотрим, а значит – она старше нас. Остается Рыжая, живущая в Могильнике. Рыжая, которую обожал и даже немного поклонялся ей Смерть. Рыжая, которая и есть «Чайка Джонатан» - маленькая детская тайна Чумных Дохляков.

Рыжая пугающе противоречива. Хотя бы даже потому, что в своей противоречивости она невыносимо целостная личность. Она настолько естественная, что от этого веет какой-то неестественностью. При всём своем бесстыдстве, она не распущенная, как Габи, напротив – её незнание стыда имеет куда более древнюю природу. Она просто не думает о сексе и поэтому бесстыдна. Она очаровывает мужскую половину Дома, но при этом многие – особенно старожилы – воспринимают её, как некую Материнскую фигуру. «Потому что и я — один из тех, кто давно приручен... один из них, нас — тех, кто навеки под ее ободранным чаячьим крылом» - говорит герой. Недаром рядом с ней остается вечный ребёнок Толстый, который на новом круге и впрямь обращается в младенца.

Я не люблю Рыжую – наверное, единственную из всех женских образов Дома. Но я могу понять Лорда: Рыжая – это огонь, но огонь равнодушный. Это сочетание и убивает до конца.
Лорд, терзающийся в горниле своего собственного огня, вряд ли когда-нибудь достигнет бесстрастия и душевного равновесия огненной Рыжей. Но он будет тянуться к этой прекраснейшей нирване с остервенением безумца:
«— Любовь съела тебя. Первое, что она пожирает — это мозги, учти. Кстати, о любви… ты уверен, что, став немножко другим, полюбишь того же человека, которого любишь сейчас? Уверен?
— Конечно.
Он улыбается. Как маньяк. Или влюбленный. Что, в общем-то, одно и то же»


Он смотрит на неё огненно, он смотрит жадно и хищно. А она смотрит на Слепого… один из самых жестоких антизаконов жизни.

Но в итоге ТАМ она ждет именно Лорда, прошедшего свой путь. Кстати, одно из немногих объяснений Мариам, которое меня удивило (потом как-нибудь расскажу, какое было вторым), что Рыжая потом полюбила Лорда, когда он стал Ходоком и т.д. Это для меня странно, дико и пахнет каким-то… хм, расчетом?

Но это уже мои пристрастия, не имеющие объяснения логического. Честно слово, лучше бы пусть она любилась со Слепым, которого в детстве сбивала с ног, якобы ухаживая. Кстати, ирония разговора парней, когда парни обсуждают этот момент, очаровательна:
« - Давайте спать, - предлагает Слепой. – А то ещё окажется, что Чёрный всё детство был от меня без ума, оттого и лупил с утра до ночи. Чтобы посмотреть, как я прекрасен в слезах.
- А что? – фыркает Сфинкс. – Интересная версия. По ней, правда, выходит, что в меня он вообще влюбился с первого взгляда. Мои слезинки его радовали больше твоих».
*я говорила, что обожаю сдержанный, едва уловимый юмор этой книги? xD*
Но главная, имхо, ирония в том, что Сфинкс отчасти прав. Разумеется, Чёрный не был в него влюблен в сексуальном смысле, но безумно тянулся к нему, что в последствие и очень ярко проявилось в их отражениях, Чёрный стал Зеркалом Сфинкса. Или они оба стали зеркалами друг друга.

Но вернемся к Рыжей - лучше бы пусть она осталась со Слепым. А Лорд – если ему так хочется ярко пострадать (в чём лично я абсолютно не сомневаюсь! xDD) обручился бы с Крысой. Равнодушие нирваны и жёстких страстей – в прямом смысле, жёстких – было бы ему обеспечено! А мне Крыса нравится больше. Хотя, честно, если бы не аллегорический смысл книги, я бы решила, что всё дело в том, что Рыжая просто много смазливее, настойчивее и ярче других девчонок. Смотри, сколько нитей завязалось на ней.

Но Дом не так уж прост. И верно подметил Лорд: «Я слишком низко нагнулся к огню…» А огонь красивый, живой, горячий, неуправляемый, таинственный, только, увы, при всей своей страстности слишком равнодушный. Впрочем, может, у улыбающегося, словно маньяк, Лорда получится, всё-таки он как-никак – Дракон.


Дом. Часть 10. Русалка.

Каждый раз, когда говорят, что это Дом подарил её Сфинксу, что она не может быть настоящей, что она слишком хороша для этого мира, я… удивляюсь. Более того, даже когда по явным намекам в книге понимаю, что так и было, я всё равно не хочу верить в это!
Да, она добрая и светлая, и нежная. Правда, ворует и ворожит, огрызается и молится за своё счастье, и пытается поверить в него… Разве она после всего этого не человек? Лично для меня она куда больший человек, чем та же огненно-обаятельная Рыжая. Ну а то, что она чувствует руки Сфинкса – не это ли и есть любовь?

В разговоре с Кошатницей очень ярко отражается то, что Русалка – вовсе не всесветлое порождение Дома, у неё есть и нормальный человеческий эгоизм, и гнев. Просто она кормит другого дракона, в отличие от большинства несчастных и нелюбимых обитателей этого Дома. Да, она обладает невероятным даром чистой любви. Вот только ей мало образа Сфинкса – ей нужно получить его самого в любовники, а возлюбленным её он уже стал давным-давно.

В разговоре с Душенькой эта её насмешливость и жажда проявляется особенно ярко:
«Русалка смеется. «Симпатия» — это что угодно, только не Сфинкс. Она представляет, какое у него будет лицо, скажи ему кто-нибудь, что он ее симпатия…
— У меня нет там любовника, — говорит Русалка, перестав смеяться. — Но скоро будет. Я постараюсь, чтобы тот, кого вы обозвали «симпатией», им стал. Он еще не знает об этом, но скоро узнает»

Русалка молчит. Она меня не слышала что ли? Ей вдруг становится грустно. Как здорово было бы сидеть здесь, выслушивая ругань Душеньки, если бы все это было правдой. Как ей было бы тогда спокойно и безразлично. И это, и воркотня Кошатницы… Но почему бы не представить, что это так? Если она не верит в собственное колдовство, разве оно сможет подействовать на других?»

Обычная, хоть и мудрая девчонка, такая и нужна «Мудрой Кошке» - Сфинксу. Дальше следует диалог Русалки и Душеньки, перерастающий в спор, а потом чуть ли не драку. Они обе вовлечены в разговор по максимуму: со всеми их желаниями и мечтаниями, принципами и комплексами, именно поэтому их характеры так схлестываются.

«— Сфинкс, — говорит она с пугающей смелостью. — Это Сфинкс. Он еще не знает, что я выбрала его. Поэтому очень удивится, если вы явитесь отрывать ему голову.
Она злорадно отмечает изумление Душеньки и угасание ее боевого пыла.
— Сфинкс, — повторяет та, прикусив перламутровый ноготь. — Вот уж не думала… Странный у тебя, однако, вкус, милочка. Ты всерьез намерена его охмурить? Я бы на твоем месте поискала другой объект…
— Что вы имеете в виду? — спрашивает Русалка чужим, нехорошим голосом.
— Безрукий, лысый… — Душенька загибает когтистые пальцы, перечисляя, — перенесший бог весть какое заболевание, которое так и не удалось диагностировать… Выглядит на все двадцать пять… Нет, определенно. На твоем месте, я бы поискала кого получше.
— Не думаю, — отвечает Русалка медленно, — что вы в этом хоть немного разбираетесь.
— В чем? — хмурится Душенька.
— В любви, — отвечает Русалка».

Солнечного мальчика Кузнечика больше нет, Сфинкс не принесет солнца в жизнь Русалки, но она сама принесет ему солнце. И бормочет Морская Ведьма: «Знаю, знаю, за чем ты пришла…»

В отличие от многих других героев образ Русалки пугающе прост и чист, но от этого он не становится скучным или выдуманным, просто люди привыкли думать, что «Сложно – значит круто. А просто - значит скучно». Это, как аркан Солнце в Таро. В нём столько, что это можно выразить только одним словом – «счастье».
Для меня Русалка – не видение, не создание Дома, не подарок Сфинксу, она просто девушка. Хоть и немного Ведьма.

Часть 1
Часть 2 и 3
Часть 4 и 5
Часть 6
Часть 7
Часть 8
Часть 11
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 20 комментариев из 24
В блоге фандома Дом, в котором
#размышления #длиннопост #герои_Дома

Дом. Часть 8. Потрепанная колода старших…
Череп, Седой и Ведьма


Они вечно взрослые – прекрасные, недосягаемые старшеклассники. Почти небожители. Слишком многие, из которых, остались в Доме навсегда… утонув в своей и чужой крови.

И они вечно юные, потому что уже никогда не вырастут, в отличие от Сфинкса, Курильщика, Рыжего и других.
Они так останутся образом прекрасной взрослой жизни, пока недоступной и оттого столь страстно желанной. Они – это картина взрослости, которую с упоением рисует себе ребенок и которую он никогда не вспоминает, став взрослым.

Они – невольные учителя. И теперь герои сделают всё, что бы не повторить ту Последнюю Ночь. Поэтому Слепой и убивает Помпея, убивает хладнокровно и спокойно, потому что помнит пальцами тот нож. Поэтому это страшное деяние Слепого (по мнению Курильщика – да и признаться, любого нормального человека) безоговорочно одобряют Сфинкс и Табаки, ведь они помнят кровавое озеро и белый кораблик носового платка.

Но пока они живы! Они молоды и прекрасны! Прекрасны даже несмотря на свои увечья. Сидит среди хохочущих парней безоговорочный вожак Дома – Череп. Занавешивает густым шатром чёрных волос лицо красивая Ведьма. Творит амулеты мудрый колдун Седой.

Череп - кумир Сфинкса. Теперь Сфинкс, по его же собственным словам, куда больше похож на череп, чем тот старшеклассник. Теперь Сфинкс носит на цепочке ту самую безделушку. А Череп убит. Сфинкс стал тем, кем хотел быть. Он даже больше Череп, чем сам Череп. Только вот счастлив ли он этой сбывшейся мечтою?
Ведьма – Крёстная Сфинкса. Не была ли она причиной той битвы? Конечно, причиной был страх. И передел власти. И много чего ещё… Но не началось ли всё с Ведьмы? С неё и с Черепа? Этакая формальная причина, в духе Сараевского убийства. В отличие от Слепого, который поклонялся Лосю, Кузнечик просто любит воспитателя, а так куда величественнее и таинственнее Лося кажутся ему Череп и Ведьма – этакие архетипичные Король и Королева.

Ведьма добра, Ведьма красива, даже зримых увечий у неё нет, но её всё равно все боятся. Почему? Может быть – для равновесия. Такого вожака, как Череп может уравновесить только такая женщина, как Ведьма. Недаром Ведьма говорит Кузнечику именно о девушках, хотя он спрашивал в целом о том, каким будет, когда вырастет, – она как бы инициирует его во взрослость. Причем инициирует во второй раз; первый – когда окрестила.
У мира Дома есть свой Бог – Ловец детских душ, а есть зримые образы великого Вожака и великой Женщины. Интересно, что для Слепого важнее первый, а для Кузнечика – вторые. Может, потому что Слепой воплощает отшельника и аскета, познавшего. А Кузнечик – обычного, хоть и солнечного, хоть и наделенного безумной силой крылатого безрукого мальчишку – человека, познающего.

Седой. Он ближе Кузнечику, и от этого кажется проще. Хотя представить простого Седого – это надо постараться! Он даёт Кузнечику амулет, причем столь сильный, что такой удается сделать лишь однажды. Даже для себя его Седой уже не повторит. Или он понимает, этот старшеклассник, что дело вовсе не в амулете… Седой первый становится на путь побега – не есть ли это тот путь, за который так осуждают Черного и Курильщика?

Череп – сила, Седой – мудрость. Череп – воин, Седой – жрец. Ведьма же – колдунья, жрица, королева, да всё в одном лице. Её доброта и её страшные чёрные глаза, что могут сглазить насмерть – уж очень ярок привкус архетипа Великой Матери. Но ведь она и впрямь единственная старшая женщина тут, примечание – значимая старшая женщина. Мы же не будем считать ту элегантную даму, что привела в серый Дом рыжего мальчишку, что впоследствии был окрещен Кузнечиком? Окрещен именно Ведьмой, его крестной матерью.

Тут даже страшный «дьявол» имеется – Мавр. Злой и пугающий. Ужасный даже с виду. В противовес красавице Ведьме, мужественному Черепу, и по-своему завораживающему Седому. Вся колода в сборе. Да и были ли они – живыми людьми, эти старшеклассники? Теми, что слушали кассеты в Кофейнике и отрывались на яркой дискотеке? Были ли они…


Часть 1
Часть 2 и 3
Часть 4 и 5
Часть 6
Часть 7
Часть 9 и 10
Часть 11
Свернуть сообщение
Показать полностью
В блоге фандома Дом, в котором
#размышления #длиннопост #герои_Дома

Дом. Часть 7. Табаки.

Табаки… он Трикстер. Классический. Настолько канонный, что становится и весело, и страшно. Он Хранитель времени, ненавидящий часы. Он кривляющийся Локи. Он Шут. Древнее, извечное, архетипичное начало, сам хаос – нулевая карта.

На мой взгляд, трикстеры бывают героями, а герои трикстерами. Но не все герои трисктеры и наоборот. Надеюсь, я тебя не запутала.

Дом Мариам наполнен ими. Признаться, я никогда не встречала книги, в которой было бы столько трикстеров, теней, сумасшедших! Их столько, что они становятся нормой. А вот тот же Курильщик из неё уже выбивается. Но и Табаки выбивается из этой честной компании, ибо он прямо-таки эталон трикстерского образа. Он вообще вне того схематического треугольника и многогранника в пространстве. Но при этом Табаки не герой – по моей типологии. Это кстати, имхо, очень ярко проявляется в том, что он не только не стремится к лидерству, но и решительно отказывается от него. И вообще… что вы от него хотите? Он Вонючка, собирающий хлам и бесценные вещицы: «Не придут, — твердо сказал Вонючка. — Пусть только попробуют. Я предупредил, что в таком случае немедленно к ним вернусь». Он невыносимый болтун Табаки, который говорит очень много метких вещей, но слишком удачно разбавляет их словесным сором: «Эмоции Лорда незаменимы. Они удивительно насыщали пространство. Не заползи на его плед, не дыхни на его подушку, не пукни у него под ухом!»

Кстати, очень интересно, что и Табаки, и Лорд, имхо, отвечают за эмоциональное насыщение Четвертой комнаты, но при этом делают это абсолютно по-разному. Табаки – это звон трещоток и бой шаманских бубнов – почти фоновый шум и одновременно вечный напев, без которого, кажется, остановится сама жизнь. Лорд – это редкая мелодия рояля, за который наконец-то уселся взвинченный гений, это злая скрипка, у которой слишком часто рвутся струны. Вот без этого прожить как раз можно, но никто не хочет… Даже сам Табаки. И тогда он рисует Дракона с волшебным глазом.

Но вернемся к Табаки. Даже сам с собою он редко серьезен: «Эге, — говорю я двойнику, — ты что, взрослеешь? Не вздумай, а то я с тобой больше не дружу». В Слепом с самого детства была холодноватая и странная тайна, и было её видно невооруженным глазом. В Кузнечике – солнечная сила полёта, люди видели её не сразу, но чувствовали. В Рыжем ещё жив Смерть с прекрасными очами. В Вонючке… а во Вонючке не было ничего, а в Табаки и нет ничего. Кроме того, как он заполняет пространство и рассыпается дождем противоречивых эмоций, бессмысленных вроде бы слов и сумасшедших песен. Он кажется забавной, но не очень-то значимой фигуркой – не герой. Всего лишь Шут, идущий воевать за посылки. И никто не замечает, что сотворяет эта клоунада. Так и есть - истинный и неуловимый трикстер.

Признаться, хотя мне нравится читать о Табаки, читать его части порою тяжеловато – слишком уж они хаотичны. Зато в юморе там не откажешь – мой любимый:
« Это кто? — спросил Волк в ужасе. — Ты кого нарисовал?
— Гоблина, — радостно сообщил Вонючка. — В натуральную величину. — Правда, хорошенький?
— Да, — сказал Горбач. — Прямо хоть завешивай.
Вонючка счел это комплиментом.
— Нет, правда? — спросил он. — Кровь стынет?
— Точно, стынет, — согласился Горбач. — А еще сильнее остынет, если забрести в тот угол ночью с фонариком.
Вонючка захихикал»

Осталось сказать только про часы. Почему Табаки ненавидит их настолько, что они в принципе в четвёртой под запретом. Думаю, и без меня и в интернете, и в головах, существует море версий, которые правда. Так что выбираю ту, что мне самой нравится больше других. Табаки, переходящий и переводящий других из круга на круг времён, миров и параллельностей, слишком хорошо понимает бессмысленность самого понятия "время", а часы… часы для него – слишком лживая правда.

Часть 1
Часть 2 и 3
Часть 4 и 5
Часть 6
Часть 8
Часть 9 и 10
Часть 11
Свернуть сообщение
Показать полностью
В блоге фандома Дом, в котором
#размышления #длиннопост #герои_Дома

Дом. Часть 6. Слепой.

Оборотень. Перевёртыш. Вожак. Хозяин Дома.

Тот, кто увёл многих на ту сторону. Не просто ходок, но, наверное, тот, что принадлежит самому Лесу. Вечный взрослый, который ест штукатурку и так хотел потрогать улыбку. Тот, что остался со Сфинксом. Тот, что вёл других, хотя не выбирал лидерство. Тот, что убивал, хотя не желал крови. Тот, который вечно обречен обретать целый мир в одном человеке: сначала в Лосе, потом в Сфинксе. Верный волк. Вольный оборотень. Слепой…

Наверное, он самый таинственный из всех персонажей. Хотя тот же Македонский, имхо, возможно, ещё более загадочный, но ведь о нём куда меньше сказано. А о Слепом – много. И о его детстве, и о его походах на ту сторону. Только понятнее и ближе он от этого не становится. Знал ли его кто-нибудь настоящего? Лось? Сфинкс? Или он вечный одиночка?

Знаешь, у меня есть одна внутренняя идея – пару раз я даже вкладывала её в свои истории. Субъективизм, как и всё, разумеется, но я в неё верю. И мне кажется, она подходит Слепому. Звучит она очень по-разному, но суть примерно в том, что благородные, добрые люди преданы всему миру, а недобрые/равнодушные одиночки-отшельники часто только одному человеку… но этот человек для них – весь мир. А некоторые преданы только себе, но это уже детали и не о том – в духе «Есть люди, в которых живет Бог; есть люди, в которых живет Дьявол; а есть люди, в которых живут только глисты».
Но я отвлеклась. Сфинкс вспоминает, как учил его Слепой – методы в духе: кинуть на середину реки и усесться ждать на берегу, когда несчастный научится плавать. Не отсюда ли растут ноги жестокого обучения Лорда Сфинксом?

Люблю моменты, когда Слепой оборотень – потрясающе живо написано! Лес пахнет лесом. Травою после дождя, смолой и кем-то живым и вкусным. Лес пахнет свободой. Думаю, это главная ценность для Слепого, чьё детство можно описать одной фразой: «Что такое «видеть», Слепой не понимал. А поняв умом, не мог представить. Долгое время понятие «зрячий» ассоциировалось для него только с меткостью. Зрячие били больнее». Сердце дёргается… но помнишь, что ты говорила про жалость? Жалости тут нет. Слепой бы её не простил. Её не простил бы и Чёрный, и Лорд, и Сфинкс, и Курильщик. Посмеялся над ней бы Табаки. Но главное отличие Слепого от всех них – он не умел её прощать НИКОГДА, с самого детства. Он всегда был взрослым, точнее старым – вечный мудрец с незрячими глазами, похожими на недобрый густой туман.

У них всегда были странные отношения со Сфинксом. Думаю, Сфинкс любил Слепого – любовью, пахнущей безумием. Любовью иной чем Русалку. Любовью крепче, чем братской, роднее, чем сыновьей или отцовской. Слепой – был для него настолько неотъемлемой частью мира, что его просто нельзя был оттуда убрать. Это всё равно что вырезать кусочек неба с солнцем из мира. Недаром он в сердцах говорит Курильщику, который после убийства Помпея не пожелал надеть рубашку Слепого: «Господи… да ты (Курильщик) мизинца его (Слепого) не стоишь! Ты…»

Но что испытывал к Сфинксу Слепой? Была ли это любовь? Наверное, была. Такая волчья. Непохожая на иные. Но тем более ценная. Слепой говорил, что не может не считаться со Сфинксом. Но для него это была больше, чем фраза. Думаю, их связь была неразрывна и непреложна, как некий закон мира. Мира Слепого.

К остальным после смерти Лося Слепой был почти равнодушен или на самом деле равнодушен. Его отношения с девушками – это отдельная история. Само забавное, что он не сторонится их. Отрешенно переносит влюбленность Рыжей – о ней и о Лорде я напишу позже. Переспав с Габи, Слепой отменяет закон – тем самым переворачивая жизнь всего Дома. Впрочем. Последнее ещё большой вопрос: что являлось причиной, а что следствием. Не удивлюсь, если Слепой напротив – переспал с Габи, чтобы отменить закон. И закон был первостепенен. Ведь Слепой воплощает волю Дома…

Недаром Ральф Первый… кстати, пару слов о Ральфе. По его словам он понял всё много раньше, чем Лось, да тот так и не понял – он просто любил этих несчастных детей, а потом просто лёг на жертвенный стол их страхов. И я думаю, что если Лось – это божество Дома, Ловец детских душ – интуитивное начало. То Ральф – это начало разумное. Если сравнивать с развитием мира, то Лось – эпоха веры, а Ральф – эпоха разума и философии. Лось многое не знает, о многом не задумывается. Смеётся. Творит чудеса, не замечая этого и не слыша, как уже приближается проклятый нож. А Ральф многое знает, о многом догадывается, всё ищет чего-то… разгадок. Печалится. И в итоге становится грустным сторожем брошенного Дома. Какая судьба лучше?..

Но возвращаясь к беседе Ральфа со Слепым, воспитатель на секунду ощущает то ли свои, то ли внушенные мысли в духе «бедный незрячий парнишка», но потом стряхивает наваждение, напоминая себе: «Идиот! Перед тобою Хозяин Дома». Слепой – Хозяин Дома. Почему именно он?

Но прежде, чем я выскажу свою теорию. Я коснусь ещё одного момента. На мой взгляд, связь всех героев Дома представляет собою запутанные многогранник – паутину лунных лучей. Но самые центральные нити – центральные именно в плане повествования книги – это треугольник: Слепой-Сфинкс-Курильщик. На них завязаны множество других нитей. Треугольник лежит в плоскости. Многогранник в пространстве. Попытался бы нарисовать, но тут что-то этой функции не отыщу – надеюсь, поймешь со слов. Так вот Курильщик воплощает Познающего, Сфинкс – Познавшего, а Слепой – само Познание. Каждый из них равноценен и равновелик.

А Слепой… его отличие ото всех настолько явно, что я написала о нём часть больше других, потому что писала о других в связке с ним.

Слепой есть Хозяин Дома. Воля Дома. Вожак. Оборотень. Вечный старец. Жрец своих богов. Проводник. И последний вожак. Не уверена, был ли таким Череп. Возможно, это произошло потому что Слепой был последним вожаком Дома. Но не был ли Слепой избран ИМ? Избран ещё с самого детства. Не был ли он душою Дома? И ЕГО воплощением? Когда ушёл на ту сторону, уведя за собою других. А от Дома осталась лишь каменная оболочка… потому что Слепой ушёл.

Часть 1
Часть 2 и 3
Часть 4 и 5
Часть 7
Часть 8
Часть 9 и 10
Часть 11
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 5 комментариев
В блоге фандома Дом, в котором
#размышления #длиннопост #герои_Дома

Дом. Часть 4. Чёрный.

Возможно, эту часть следовало назвать «Чёрный и Сфинкс – противостояние отражений» - пафосно, да? xD Люблю немного пафоса)) Но ведь недаром Сфинкс так внимателен к отражениям в зеркалах:
«Зеркала — насмешники. Любители злых розыгрышей, трудно постижимых нами, чье время течет быстрее. Намного быстрее, чем требуется для того, чтобы по достоинству оценить их юмор. Но я помню. Я, несчетное число раз смотревший в глаза забитого мальчугана, шепча: «хочу быть как Череп»… встречаю теперь взгляд человека, намного больше похожего на череп, чем носивший когда-то эту кличку. И, словно этого мало, я — единственный владелец безделушки, благодаря которой его так прозвали. Я могу оценить зазеркальный юмор, потому что помню то, что я помню, но многие ли тратили такую уйму времени на общение с зеркалами?
Я знаю красивейшего человека, который шарахается от зеркал, как от чумы.
Я знаю девушку, которая носит на шее целую коллекцию маленьких зеркал. Она чаще глядит в них, чем вокруг, и видит все фрагментами, в перевернутом виде.
Я знаю незрячего, иногда настороженно замирающего перед собственным отражением.
И помню хомяка, бросавшегося на свое отражение с яростью берсеркера.
Так что пусть мне не говорят, что в зеркалах не прячется магия. Она там есть, даже когда ты устал и ни на что не способен.»

О да! Сфинкс знал, о чем говорит. И, наверное, больше всего он бы не желал видеть своё отражение в Чёрном, и всё же… Чёрный и Сфинкс – ты никогда не обращала внимание, как порою они похожи? Они оба спокойны, оба умеют как брать лидерство, так и отдавать его. Умеют очаровывать, когда надо. Обладают насмешливой и умной иронией. Они до ужаса логичны и даже мудры, порою гуманны, а порою жестоки и главное – до последнего верны своим идеалам. В большей мере я всё-таки здесь говорю о Чёрном и Сфинксе, чем о Спортсмене и Кузнечике, однако…
Спортсмен ненавидел солнечное очарование Кузнечика и Спортсмен проиграл ему. Чёрный сказал, что половина его статьи перебежала к «Чумным дохлякам», что Кузнечик их переманил… Кузнечик! Не яркий Волк, который якобы был лидером. Не таинственный Слепой… Кузнечик.

Но Курильщик выбирает Чёрного, а не Сфинкса-Кузнечика. Курильщик выбирает Наружность, а не Изнанку. Почему? Мне кажется, это вопрос без ответа, уравнение, в котором слишком много неизвестных. Хуже ли Правда Чёрного Правды Сфинкса? То, что он не хочет уходить в вечную Ночь Сказок, а предпочитает строить жизнь в нашей реальности. То, что он сдает Лорда врачам, лишая его Дома, но, возможно, спасая ему жизнь. Хуже ли? Или есть две Правды?..

Они так похожи – Чёрный и Сфинкс. Но самое забавное, что первый вырос из жестокого Спортсмена, клыками выгрызающего лидерство, а другой из солнечного Кузнечика, умевшего летать. Спортсмен жестоко прессовал свою статью, а Кузнечик, не смог нарушить данное по неосторожности (или это была воля самого Дома?) обещание Вонючке. Чёрный отвечал Курильщику, который только начал свой алхимический путь, а Сфинкс «обучал» Лорда, наступая ему на искалеченные ноги. Спортсмен был практически здоров, безрукий Кузнечик не мог сам одеться и был вынужден учиться драться ногами. Он так долго учился этому - учился делать другим больно… что потом врач спросил у взрослого Сфинкса: «Тебе нравится бить других ногами?» Жестокая ирония.

Хотела написать про Чёрного – а история опять получилась про Сфинкса xD А может, всё-таки про Чёрного?.. Кто их разберет – эти зеркала.


Дом. Часть 5. Стервятник.

Знаешь, пожалуй, я могу понять, почему тебе нравится Табаки. Но вот… Стервятник xD Почему?
Я могу представить, как из Вонючки вырос Табаки, из Спорстмена – Чёрный, но вот как из Сиамца Рекса – Папа Стервятник?.. Тот, чьи мудрые изречения пишут на стенах. Тот, кого отделяет от его стаи не меньше семнадцати ступенек его стремянки. Тот, с кем беседует Ральф, и учеником в этих беседах частенько выступает вовсе не Стервятник. И знаменитые его слова: «Мальчики, не верьте, что в раю нет деревьев и шишек. Не верьте, что там одни облака. Верьте мне. Ведь я старая птица. И молочные зубы сменила давно. Так давно, что уже и не помню их запах.
Мысленно с вами всегда. Ваш Папа Стервятник»

У меня всему есть лишь одно объяснение – смерть… И я сейчас не только и не столько говорю о смерти его брата, сколько об их общей смерти. Единый духовно организм Сиамцы умер в ту ночь: и Макс стал Тенью, а Рекс пошёл на второй круг перерождения, обратившись в Папу Стервятника. То есть он не просто, как другие обитатели Дома, НЕ совсем он, а это СОВСЕМ не он. Потому что я вижу в Кузнечике Сфинкса, и даже в том же Смерти порою Рыжего, но не вижу в Сиамце – Стервятника.

Наверное, о нём получится мало и путано. Надеюсь, он на меня не обидится. Наверное, он один из немногих, что тоскует по Чумным Дохлякам, несмотря на то, что теперь они сами не просто Старшие, а вожаки и герои Дома.

А вдруг однажды он спорхнет со своей стремянки и, рассыпавшись вихрем перьев, обратится вновь птенцом – этакой Феникс-Стервятник, Феникс в трауре. Как и многие герои этой книги – он загадочный и неоднозначный человек, но, признаться, я очень рада, что Курильщик попал в Четвёртую, а не к Птицам, не в его гнездо.
Пожалуй, осталось только вспомнить о связке ключей Стервятника. Если Табаки хранит тайны Дома, делает таинственные подарки и перемещается из круга в круг. То Стервятник – туманное предположение – но не открывает ли он все двери? Впрочем, думаю, в Доме много мест, в которые попадаешь вовсе не через дверь. И всё же связка ключей Вожака Птиц не даёт мне покоя.


Часть 1
Часть 2 и 3
Часть 6
Часть 7
Часть 8
Часть 9 и 10
Часть 11
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 8 комментариев
В блоге фандома Дом, в котором
#размышления #длиннопост #герои_Дома

Часть 1

Дом. Часть 2. Лось.

Ловец детских душ… В принципе на этом можно было бы и завершить историю о Лосе.
Это Ральф Первый – воспитатель, учитель, хранитель. А Лось – он прекраснее и опаснее. Именно он, имхо, часто является катализатором происходящих событий. Он словно ведет куда-то детей. Конечно, Лось хорош и интересен сам по себе – начиная от внешности и заканчивая совершенно особенным положением в Доме и уж тем более особенным положением в детских душах. Но я, пожалуй, лучше поговорю об аллегорической составляющей. Разумеется, это моё видение образа Лося.

В книге не раз упоминалось, что Лось – бог Слепого. Но не является ли Лось неким архетипичным образом высшего существа для всех обитателей Дома?
Сначала, он открывает брошенным детям новый прекрасный мир: дарит Слепому любовь, которую тот никогда не знал; а Кузнечику – любовь, которую тот потерял.

Он есть высшее существо, которое приходит в их мир. Он связь между чем-то прекрасным и высоким (хотя, возможно, это обычное человеческое душевное тепло, которого эти дети лишены) и замкнутым мирком изгоев. Он есть маг. Он алхимик (в духовном смысле). Он просветитель. Он наставник. И он защитник. Можно даже достичь апогея (пафоса? xD), сказав, что он их ведет к некому Свету и Чистоте.
Он не бросил Слепого, хотя тот был уверен, что такой итог закономерен. Он подарил ему надежду, чудо и мир.
И всё же в итоге Лось ушёл… потому что умер.

Умер во время Последней ночи – Битвы кланов. Был убит. По сути принесен в жертву. Ритуальное жертвоприношение бога – оно встречается почти во всех культурах. Один из самых ярких архетипов.

Образ «кровавого озера» запечатлен в памяти Сфинкса-Кузнечика. Нож, которым убили Лося остается для Слепого проклятой реликвией. А многие действия старожилов, включая опять же Слепого, направлены как раз на то, что бы в Последнюю Ночь не допустить нового побоища и новой Жертвы.
У Марии Семеновой есть прекрасные стихи про Крылатого Бога, я почему-то их вспомнила, размышляя о Лосе. Я не думаю, что это кощунственно, это скорее архетипично. Вот почему я мало говорила о Лосе, как о воспитателе, эти аспекты и так ясны, а углубилась в аллегории и архетипы.

Дом – это целый мир. Со своей Тенью – Изнанкой. А там и ещё с одной Тенью. Со своим гением - Леопардом. Своими Вождями и Хранителями. А поскольку это мир детей. То и со своим высшим существом – Ловцом детских душ.


Дом. Часть 3. Сфинкс, который Кузнечик.

На мой взгляд, если Слепой – это вечный взрослый,
отшельник и оборотень. Курильщик – это бунтарь, только вставший на путь Познания (будем называть его «алхимическим Познанием», хотя можно называть каким угодно). То Сфинкс – это тот, кто этот Путь прошёл от начала и до конца. От первого чуть испуганного и искреннего взгляда на Дом новенького без клички до мудрого и всесильного Сфинкса. И даже до того, кто взял к себе маленького Слепого, что бы замкнуть вечный круг:
«– Ты с этим парнем еще наплачешься, – предупредил я.
– Знаю, – сказал он. – Я знаю. Просто хочется, чтобы он полюбил этот мир. Хоть немного. Насколько это будет в моих силах.
Может, это было жестоко, потому что он уже ничего не мог изменить, даже если бы захотел, но я сказал:
– Он полюбит тебя. Только тебя. И ты для него будешь весь чертов мир»

То, что я писала о Лосе – не чувствуется ли тут привкус будущей судьбы Сфинкса?..

Но это будет после. Я ещё напишу о взрослом Сфинксе, а пока Кузнечик. На мой взгляд, он заслуживает не меньшего внимания. И что меня восхищает в Кузнечике – он восхитительно цельная и нерушимая личность! Словно осязается его стержень. И главное, что в детстве этот стержень не мешал ему летать, потом… не знаю. Он словно некая константа – люди не могут быть к нему равнодушны. Они могут незаметно привязаться к нему по чужому приказу, как было со Слепым, да так прикипеть, что даже с кровью не отдерешь. Они могут ненавидеть, как Спортсмен, а потом долго платить по счетам. Они могут дрожать и захлебываться этой ненавистью, как вся шайка Спортсмена – шакалы, которые выходят на волка лишь толпою… хотя волк у нас же Слепой… тогда на сфинкса – он уже тогда был Сфинксом, только совсем юным, поэтому и звался Кузнечиком. Но он уже начал свой Путь перерождения и алхимической трансформации – как только получил амулет от Седого. И Седой тоже отметил эту его силу. Седой начал свой рассказ просто, чтобы дать затырканному мальчишке веру, а потом сам поразился, какая глубина и сила в этом мальчишке, так что и мудрый Седой не остался равнодушен.

Как к Кузнечику привязался отрешенный Слепой, так же Кузнечик притягивает и яркого Волка. Волк очаровывает Кузнечика, но и сам очаровывается им. Как равного Кузнечика принимают и своенравные Смерть с Рыжей. Даже сам Лось тянется к нему, хотя именно это закрутит тяжелую цепь событий.
Думаю, что причина, озвученная Слепым, что их бьют, потому что они хоть двое, но всё-таки уже команда, не полностью отражает суть. Не менее ярко подмечает и Волк: «Я не знаю тебя, но знаю их. И знаю, что ТАКОЙ, как ты не уживется с ними» (прим. очень вольное, прямо-таки варварски-неаккуратное цитирование)

Конечно, Кузнечик живой со своими недостатками, и, конечно, он совершает ошибки. Но я уверена, что это сочетание стального стержня и легкости полёта, мудрости и солнечности не может не оставить никого равнодушным. У Сфинкса своя магия. И ходит он между двумя мирами, причем в финале - в прямом смысле этого слова.

Часть 4 и 5
Часть 6
Часть 7
Часть 8
Часть 9 и 10
Часть 11
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 20 комментариев из 36
В блоге фандома Дом, в котором
#размышления #длиннопост #герои_Дома

Не так уж давно, но и не совсем недавно, я здесь обещала Пеннивайз, что выложу в блог Дома свои размышления о героях. Они появились, как переписка с Kuroi Takara, да так и остались. Разумеется, я понимаю, что пытаться охватить размышлениями такое произведение, как Дом, это всё равно что пытаться выпить океан, поэтому я не претендую ни на объективность, ни даже на действительно глубокий и всесторонний анализ, ни на оригинальность. Это просто выхваченные отрывки и впечатления.
(прим. Всё это писалось до выхода расширенной версии.)

Дом. Часть 1. Курильщик.

Я постараюсь смешать в своих письмах свои первые впечатления от Дома, когда я его читала впервые, а также последующие впечатления, пока я его неоднократно перечитывала и слушала в аудиоверсии.
Курильщик – знаешь, мне кажется, это один из самых живых персонажей, несмотря на… на то, что любой скажет, насколько тот же Слепой таинственнее, Лорд ярче, Табаки неоднозначнее и т.д. Почему я так думаю? Дело в том, что когда я читала впервые, не зная продолжения, Курильщик представал вначале книги бунтарем, да он таков и есть. Думаю, куда сложнее перейти из фазанов в чётвертую группу, чем сразу оказаться в ней - имхо, разумеется.

Однажды я то ли кому-то написала, то ли кому-то сказала… а может это сам Дом нашептал… что в нём живет немало многоликих трикстеров, к-ые ни за что не признаются, что они трикстеры. Вообще Дом - это самое переполненное трикстерами произведение, которое мне встречалось, ну во всяком случае, в авторской литературе.
Так вот, по моему глубокому убеждению, и Сфинкс, и Табаки, и Рыжий, и многие другие - это и есть те самые Трикстеры. Самое забавное, когда мы видим их детьми, и тогда возникает мысль, может, это Дом сделал из Кузнечика трикстера Сфинкса. Ну а Слепой… да, тут наверное и спорить никто не будет, что он вождь, оборотень, истинный вожак трикстеров!

Но, возвращаясь к Курильщику – есть ли он трикстер? На первый взгляд, можно его в этом заподозрить, отчего же бунтарь не может иметь эти черты? Но потом… да нет, он самый нормальный среди этих ненормальных! И всё же тогда возникает вопрос – не «забили» ли его своей яркостью другие герои вроде Сфинкса или Слепого? Не проглядели ли мы за яркими мазками на коридорной стене графический рисунок истинного героя? (героя не в смысле – победителя, в смысле – центральную личность истории) Начиная с тех самых красных кроссовок, Дом учит нас яркости, заставляя забыть о том, что сам он серый.

Курильщик – он бунтарь, который оказался совсем не бунтарем? Он одиночка в ярких кроссовках, который меркнет на фоне «настоящих» ярких одиночек? Он обманка-трикстер? Он обычный парень, который не уйдет в Изнанку и Лес, несмотря на всё их очарование и притягательность, выбирая ту жизнь, к-ую кто-то назовет «настоящей», а кто-то «плоской и двумерной»?
В тему Наружности и Изнанки очень интересны отношения Курильщика с Чёрным, вторым человеком, к-ый не пожелал вкушать ТОТ мир. Или не мог. Но это лучше я распишу это позднее.

А пока… Курильщик – мне кажется, он живее всех живых, потому что он - нить между миром Трикстеров и миром Людей. Недаром история начинается с Курильщика. Думаю, он, Курильщик, живёт в каждом из нас, в отличие от остальных героев. А вот когда кто-то наденет свои красные кроссовки и наденет ли их вообще… это уже вопрос каждого лично.

Часть 2 и 3
Часть 4 и 5
Часть 6
Часть 7
Часть 8
Часть 9 и 10
Часть 11
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 10 комментариев
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть