↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Три рубля
17 ноября 2019
Aa Aa
#размышления #история

В продолжение моих размышлений о кавказском фольклоре, возникших вследствие того, что я оный фольклор лопатил, готовясь к конкурсу «Шёпот богов». О текстах, за которые зацепился мой взгляд:
Абхазская легенда, объясняющая происхождение фаз лу­ны, записана впервые А. Иоакимовым. Содержание легенды, по этой записи, следующее. В одной семье было три брата. Роди­лась в этой семье еще одна девочка и в тот же день исчез младший брат: сестра унесла его на облако, но брат саблей отрубил ей палец и спасся. Выйдя замуж, сестра съела мужа. Спустя некоторое время приехал к ней в гости младший брат. Сестра съела ногу его лошади, затем другую, третью и всю лошадь. Приготовилась съесть и брата: посадила его в кожаный бур­дюк, завязала его, а сама вышла поточить зубы. Крысы прогрызли бурдюк, брат вылез и убежал, захватив горсть пшеницы и соли. Сестра побежала за ним, догоняет. Когда она стала догонять, брат бросил назад горсть пшеницы, и позади него вырос густой лес. Сестра пробралась сквозь лес и снова начала догонять беглеца. Брат бросил горсть соли и позади него обра­зовалось море. Прибежала сестра, переплыла море, догоняет брата. У самого его дома она догнала брата и схватила. В это время выбежала из дома жена брата, схватила и тянет его к себе, а сестра к себе. Тянут, не могут пересилить друг друга. Наконец, порешили на том, что сестра будет есть брата, а жена откармливать и восстанавливать его. Все трое очутились на небе: брат — луна, сестра — чародейка съедает его, а жена от­кармливает.
Другой вариант легенды записан Н. Джанашия. Здесь де­ло представляется так. Жили 7 богатых братьев; они сильно горевали, что нет у них сестры. Наконец, родилась их сестра, но с этого же дня богатство их стало итти на убыль: каждую ночь исчезали целые гурты их стада. Младший брат говорит старшим: «В образе сестры у нас появился дьявол, убьем его, иначе погибнем». Братья не согласились. Тогда младший брат ушел в далекие страны, где женился на прекрасной девице — солнце «Амра». Спустя несколько лет он поехал навестить братьев. И видит: в целом округе не осталось ничего живого, кроме его сестры — ведьмы и одной мыши. Сестра моменталь­но съела его лошадь и пошла точить зубы. Брат (месяц), по совету мыши, бросился бежать и дал знать о несчастье своей жене — солнцу. Сестра-дьявол догнала брата и начала его есть; в это время прибежала его жена Амра. Амра тянет луну к себе, а дьявол к себе. Бог решил так: на 15 дней предоставил жене-солнцу луну, а на другие 15 дней — дьяволу. С тех пор так и чередуется: с полнолуния дьявол начинает есть Амзу, по­чему луна постепенно уменьшается, под конец его жизни подо­спевает его жена, ласки и заботы которой возвращают луну к новой жизни.
Эта легенда в основе сходна с карачаевской легендой о женщине-великанше Джелмаж, киргизскими сказками о Джелмаус или Жальмаус, с мегрельской сказкой «Мдеви». Содержание карачаевской легенды вкратце таково. У одного кня­зя родилась дочь, которую назвали Джелмаж. С той же ночи в ауле стали пропадать сначала телята, затем крупный рога­тый скот. Эта девочка, оказавшаяся великаншей Эмегеной, по­жирала по ночам скот. Один из братьев Джелмаж Киилы, что­бы избежать грозящей от сестры опасности, ушел и поселил­ся на берегу Черного моря. Соскучившись затем по родине, он отправился навестить родных. В родном ауле он нашел только сестру Джелмаж и кузнеца. Джелмаж съела сначала одну ногу лошади брата и спросила у него: «У твоей лошади только три ноги?». Затем другую, третью, четвертую и всю лошадь. Каждый раз Джелмаж точила у кузнеца зубы. Она со­биралась съесть и брата, но он, по совету мышки, бежал.
Джелмаж догнала Киилы и уже готова была растерзать его, но в это время прибежали вызванные из дома две собаки Киилы и растерзали ее. Осталась только ее голова. Собаки вцепились в голову, но она поднялась и вместе с соба­ками улетела на луну. С тех пор голова Джелмаж сделалась врагом луны и старается ее проглотить (затмения), а собаки сделались стражами и защитниками луны.
О ребенке, пожирающем скот и людей, рассказывают кир­гизы в сказках о Джелмаус или Жальмаус. В киргизских же рассказах встречаем и мотив «магического бегства». Так, в одном рассказе жалмаус-кемпир (прожорливая старуха), стара­ясь догнать убегающего на лошади мальчика, вырывает у себя зуб, превращает его в топор и рубит у лошади ногу; лошадь про­должает скакать. Старуха вырывает другой зуб, превращает в кетмень (заступ), рубит у лошади другую ногу. Мальчик, со­скочив, лезет на дерево. Старуха начинает рубить дерево. Прибежали две собаки и загрызли жалмаус-кемпир.
В мегрельской сказке «Мдеви» находим те же сказочные элементы: прожорливость новорожденной девочки, борьба ее с братом, уничтожение ее с помощью собак. Содержание сказки таково. В одной семье родилась девочка; она оказалась вели­каншей «Мдеви» и принялась пожирать родительских коров. Братья стали по ночам сторожить коров. Старший и средний ничего не заметили. Младший заметил, как великанша пытает­ся схватить корову, выстрелил, прогнал «Мдеви». В это время девочка в люльке заплакала; посмотрели, а у нее из правой руки течет кровь. Родители прогнали младшего брата. «Мде­ви» скоро съела отца, мать и двух братьев. Младший брат, уз­нав об этом во время своих скитаний, решил убить сестру и с тремя собаками отправился домой. Собаки загрызли «Мдеви» насмерть.
Это же тот же сюжет, что и в записанной ещё Афанасьевым сказке «Ведьма и Солнцева сестра»! И, между прочим, в европейском фольклоре и даже в фольклоре других славянских народов я не помню аналогов — хотя не исключено, что я просто не знаю о них.
А ведь эта сказка — одна из самых мифологичных русских сказок. Другие — это «Марья Моревна» и «Василиса Прекрасная» (которая с куколкой, всадниками Днём, Солнцем и Ночью, Бабой Ягой и сжигающими взглядом черепами). И в них тоже есть определённые мотивы, которые ближе к Кавказу и Степи, чем к Европе — например, мотив выбора волшебного коня (который будучи жеребёнком невзрачен или обладает какими-то тайными приметами). К богатырскому эпосу это тоже относится, тут ещё и финно-угорские народы в клубе.
В общем, вспоминая вдобавок к вышесказанному всяких Хорсов и Симарглов, я хочу сказать: ИМХО, зря родноверы реконструируют славянскую религию на основе скандинавской. ИМХО, религиозная система наших предков была ближе к кавказскому язычеству и дозороастрийской иранской религии (особенно к тому варианту, который исповедовали аланы и, вероятно, сарматы). Хотя на их основе особо ничего не пореконструируешь, от них самих мало что осталось.
17 ноября 2019
3 комментария
Я не была бы столь категорична. Тут речь идёт скорее о взаимном культурном влиянии. Кто с кем соседствовал, тот на того и влиял. Хрено... родноверы же маются фигнёй.
Зелёная фея, занятно, что эти совпадения касаются именно тех сюжетов, которые затрагивают вопросы мифологического круга.
Н-да-а-а... какая жизнь такие и сказки... После которых ничего уже не страшно.)))
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть