↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Стивен Моффат и его «сильные» женщины (джен)



Автор:
Рейтинг:
PG-13
Жанр:
Статья
Размер:
Миди | 82 Кб
Статус:
Закончен
 
Проверено на грамотность
Стивен Моффат, шоураннер культовых сериалов «Шерлок» и «Доктор Кто», и понятие «сильные женские персонажи» практически не могут существовать друг без друга. Но так ли женщины в сериалах Моффата сильны и независимы, как принято считать?
QRCode
Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑

Ривер «Дьявол на шпильках» Сонг

Ривер Сонг стоило бы назвать Мэри Сью — сложно было, видимо, Моффату не заиграться, когда он писал сценарии для «Доктора Кто» и решил подарить главному герою очередную «идеальную» пассию. Помимо того, что Стивен выделил свою героиню на фоне всех остальных спутниц Доктора, он ещё и сделал своих персонажей похожими друг на друга, чтобы их союз выглядел выигрышно в сравнении со всеми остальными, и хувианы этот шаг вполне поддерржали. Ведь, казалось бы, на ком такой самобытный мужчина, как Доктор, мог жениться, как не на столь же специфичной личности, какой является именно Ривер? Что же, моффатский Одиннадцатый и Ривер, может быть, и два сапога пара, но явно не канонный Доктор и мисс Сонг, и, разумеется, в случае этих персонажей нужно смотреть на всё показанное сценаристом с нескольких сторон. Прежде всего, пока меня не поняли неправильно, я замечу, что в изображении боевой женщины с оружием наперевес ничего ужасного нет, если только не касаться морали. Чем плох образ волевой героини, которая может самостоятельно добиваться исполнения своих желаний, смело бороться с врагами и наравне с мужчинами строить общество, а не дожидаться всю свою жизнь принца на белом коне, абсолютно во всём оставаясь пассивной? По-моему, скромных, милых и безвольных принцесс в розовых платьицах вполне достаточно и в литературе, и в кинематографе, как и покорных жён да матерей, так что я только за популяризацию храбрых женских персонажей, появляющихся в сюжете не только в качестве влюблённых в главных героев девушек.

Если без любви обойтись нельзя никак, а пока человечество так и не приняло то, что женщине отнюдь не обязательно сочетаться с кем-то браком и рожать детей, то я была бы не против борьбы с традициями и считаю, что одна из важных для человечества задач: перестать зацикливаться на том, что только мужчины должны всегда делать первый шаг и брать на себя во всём главенствующую роль, а женщины — лишь отвечать им взаимностью и пытаться сохранить отношения, обеспечивая уют в доме и во всём оставаясь пассивной стороной. Моффат, казалось бы, молодец, что решил прописать женщину, уверенную в себе и всего добивающуюся самостоятельно, вот только работала бы показанная нам любовная линия и никто не оскорблялся. К сожалению, я у Стивена увидела оскорбление всех и вся и сплошное продвижение стереотипов под обёрткой чего-то «не такого». Как бы там всё на первый взгляд ни выглядело, на деле Моффат больше других сценаристов зацикливается на гендерных отличиях и намеренно добавляет в свои творения кучу стереотипов и сексистских шуток и выражений. Более того, каждая его героиня почти всеми своими чертами похожа на любую другую, лишь за некоторыми исключениями, а потому понятно, что адекватно Моффат прописывать женщин не умеет. Ривер Сонг — это дама, не видевшая ничего неправильного в том, чтобы проявлять инициативу и быть лидером в отношениях с мужчиной. Как только она появилась в жизни Доктора, так сразу же и начала активно пытаться его не то закадрить, не то смутить и заставить играть по своим правилам. Если мужчины могут вести себя подобным образом, то почему в случае с женщинами аналогичное поведение считается чем-то предосудительным? Проблема в том, что Ривер не просто проявляла инициативу, встретив симпатичного ей мужчину и заинтересовавшись им, а давила на Доктора и домогалась его, что выглядело бы жутко, имей мы дело с мужчиной, пристающим к женщине, которая его не знает, со своей любовью.

Уместно ли было со стороны героини проявлять активность в их с Доктором случае? Нет, неуместно. Ривер, по большому счёту, было плевать, будет Доктор раздражаться и игнорировать все её попытки флиртовать или подхватит игру. Не называть его исключительно сладеньким, не заигрывать во время разговора хотя бы пять минут и не вставлять сальных и пошлых намёков эта женщина просто не могла, то есть, в её случае с инициативой Моффат явно перебрал. Так как Ривер, благодаря особенному таймлайну, давно знала Доктора, когда он к ней только приглядывался, она почему-то считала, что имеет право постоянно распространяться об их близких отношениях. Не отвращать такое поведение от себя не может, кого бы оно ни касалось. Доктор даже не узнал Ривер, а она слишком многое от него скрывала, периодически самодовольно разбрасываясь спойлерами, и Моффат не акцентировал внимания на том, что в подобных ситуациях столо бы проявлять хотя бы немного такта. Добавлю, что при первой встрече персонажей для Доктора Десятый не оправился от потери любимой девушки, Роуз Тайлер, и не был готов к такому повороту судьбы, как встрече с будущей женой, то есть очередной потерянной любовью, только из будущего. Мисс Сонг всё это не волновало: она не заботилась о чувствах Доктора и не выражала своего к нему уважения, давая ему самому оценить и полюбить её, а буквально вешалась мужчине на шею, намекала на то, как ему следует поступать и вести себя с ней (ведь всё это с героиней уже произошло), и думала только о себе — вот как выглядит активность Ривер со стороны. Кроме того, о Десятом она не раз отзывалась как о «ненастоящем», «недоделанном» и «ещё не Докторе», восхищалась исключительно Одиннадцатым, а себя любимую выделяла как самую важную женщину в жизни Доктора. Если в лидерстве нет ничего плохого, то что хорошего в эгоизме и переступании всех немыслимых границ?

Говоря о Ривер Сонг, мне не хочется сомневаться в её уме: она и не раз выбиралась из разных передряг, и с Доктором всегда говорила на одном языке, и не просто делала то, что он скажет. Не столь важно и то, что героиня, дитя ТАРДИС, могла умело управлять кораблём и разбираться в разных технических вопросах прежде всего благодаря своей природе. Конечно, Моффат перегибал палку, когда показывал Ривер, управлявшей ТАРДИС лучше самого Доктора и принимающейся его учить, но, как бы там ни было, так ли часто нам показывали умную Ривер Сонг, пользующуюся исключительно своими мозгами? Увы, чаще мы видели на экране сексуальную Ривер Сонг, добивающуюся нужных целей в первую очередь с помощью тела. Стоило Моффату взять сериал под своё крыло, так его героиня сразу же надела откровенное платье и высоченные каблуки и накрасила губы ярко-красной помадой. Одна помада была у Ривер непростой: с её помощью она могла обводить охранников тюрьмы вокруг пальца и сбегать. По-моему, учитывая характер Ривер и её роль в эпизодах, боевая раскраска и неудобная одежда, демонстрирующая зрителям все прелести героини, были неуместны, однако сколько бы Ривер Сонг ни появлялась на экране в дальнейшем, на её формах дизайнеры акцентировали внимание зрителей постоянно, заставляя Алекс Кингстон надевать то платья с глубокими вырезами, то облегающие топы и джинсы. Зачем, если Ривер женщина прежде всего умная, а совсем не сексуальная, и Доктор не из тех мужчин, которым только и надо, что на кого-то пялиться? Видимо, Стивен в очередной раз позаботился о зрителях мужского пола, которых нужно развлекать привлекательными и сексапильными барышнями. Что же до Доктора, то его первый ньюскульный любовный интерес, Роуз Тайлер, впечатлила героя на эмоциональном уровне, и также он ценил её как девушку сообразительную и смекалистую. Привлекательность спутницы и, тем более, сексуальность никогда не стояли на первом месте и намеренно не выпячивались. Напротив, в Роуз подчёркивалась скорее её обыкновенность.

Ривер могла бы очаровать Доктора на интеллектуальном уровне, учитывая то, что его привлекают умные люди, а Ривер очень смышлёный человек, без проблем влюбить в себя и без настырного соблазнения, если учитывать, на какую драму покусился Моффат, или хотя бы заставить жалеть себя, чтобы он что-то почувствовал. Одиннадцатый Ривер не особенно-то и любил, а лишь испытывал похоть и хотел обладать ей (что сказал сам шоураннер в одном из выпусков "Confidential"), ведь игнорировать её намёки и приставания было невозможно, особенно по той причине, что с каждой серией мисс Сонг флиртовала с Доктором всё больше и настырнее, неоднократно намекая на телесные отношения между ними, из-за чего Доктору просто-напросто пришлось вступить в игру и делать то, чего от него ждала будущая навязанная случаем жена, тем более что он не мог и не должен был идти против того, что уже было, по сути, совершено им же. Ривер лукава и хитра, и эти черты считаются одними из главных в персонаже, но всю хитрость своей героини Моффат свёл в первую очередь к пользованию женскими чарами. Она могла бы чего угодно добиться хоть с помощью интеллекта, а хоть с угрозами, но её образ был сексуализирован. Ривер Сонг не могла путешествовать по свету и ввязываться в приключения, не флиртуя со всеми подряд, не выходя замуж за каждого встречного и не раздеваясь? Я бы относилась к этой вульгарной женщине спокойнее, если бы ей не пришлось влюбляться в Доктора и у Моффата не все женские образы были прописаны одинаково. У Стивена каждая героиня построена по одному шаблону: все моффатские дамы непременно яркие, пошлые, наглые и крутятся вокруг главных героев, хотя на первый план вроде бы выводятся их высокий интеллект, самостоятельность и смелость.

Отношения между Доктором и Ривер, когда он регенерировал и точно понял, с кем имеет дело, изменились радикальным образом. Если в случае с Десятым Сонг брала на себя инициативу во время общения и гордо показывала всеми своими поступками, что прятаться за спиной мужа не будет никогда, то теперь Одиннадцатый стал контролировать ситуацию, при этом пользуясь женой и неоднократно её унижая. В сущности, уже в пятом сезоне стало ясно, что эти двое совсем не были равны и отношениями руководила не Ривер, а именно Доктор держал всё под своим контролем. Ривер кричала, когда ей этого хотелось, и одаривала мужа пощёчинами, однако в серьёзные моменты вперёд не лезла и молчала, оставаясь покорной женой. Ужасно и то, что у Мелоди-Ривер была построена вокруг одного Доктора вся жизнь, причём с самого рождения. Как мы все помним, чужие люди отобрали маленькую Мелоди Понд у её матери и начали натаскивать девочку против Доктора. Ривер ещё в детстве, даже до рождения, была объективирована, потому что посторонние люди рассматривали её как оружие и хотели использовать в своих целях, а о том, что она человек и должна на всё иметь свои точку зрения и выбор, не думали вообще, и на её тяжёлой судьбе шоураннер не стал останавливаться, видимо, не посчитав отлучение ребёнка от его родителей большой бедой. После того, как Мелоди сбежала, регенерировала в Мэлс и нашла своих родителей, продолжая расти вместе с ними, она начала слушать рассказы о человеке в лохмотьях от Амелии и, по всей видимости, влюбилась, создав некий образ идеального мужчины в своей голове, только вот базовое воспитание никуда не делось, и Мэлс, регенерировавшая в Ривер, начала флиртовать с Доктором и пытаться убить его одновременно (Одиннадцатый в той же сцене не преминул вставить очень смешную, а главное, свойственную Докторскому мышлению сексистскую шутку о женской логике). Особенно странным выглядело то, что, отравив Доктора, Ривер же его и спасла, пожертвовав всей регенерационной энергией, и, как нас в этом попытались убедить, изменилась в лучшую сторону.

Получала ли героиня в ответ, со стороны Доктора, проявление любви? Спасал ли Доктор Ривер так же самоотверженно? Настолько ли это была сильная и светлая любовь, что помимо Доктора Ривер ничего не было нужно? На самом деле, главный герой не особенно жертвовал собой. Одиннадцатый всего лишь развлекал жену, возил её периодически по Вселенной и делал Ривер подарки, в чём нет ничего выдающегося и необычного. Единственное же, что выделяет его отношения с Ривер на фоне отношений с любыми другими спутницами, так это то, что из-за женитьбы с Сонг Доктор пожертвовал своими временем, достоинством и гордостью. Зато Ривер Сонг оставалась буквально помешана на Докторе всю жизнь, сама же говорила о том, что живёт ради встреч с ним, учиться на археолога пошла только ради одной-единственной цели, то есть мужчины (и это умная, независимая, талантливая и гордая женщина, какой её обычно выставляют фанаты), а не потому, что ей этого хотелось и у неё были свои интересы. И ладно, если бы Ривер полюбила достойного человека и состояла в здоровых отношениях. Со стороны Одиннадцатого Доктора, которым восхищалась Ривер, неоднократно показывалось уничижительное отношение к жене. Он и лгал Ривер, и пользовался ею в своих целях, и не вызволял её из тюрьмы, хотя она не была виновата, навещая только для того, чтобы прокатиться, заняться сексом и разойтись до следующей встречи (Ривер намекала нам на это не раз, а в некоторых случаях об её те(ле)сных отношениях с Доктором и вовсе говорилось прямо, так что глупо отрицать очевидные вещи). Ничего не значащей оказалась ещё и свадьба Ривер Сонг и Доктора, хотя она заранее представлялась зрителям важной и особенной церемонией, которой Моффат взбудоражил фанатов и на которой он зациклил всеобщее хувианское внимание с четвёртого сезона.

В итоге вместо ожидаемого романтичного и знаменательного события в жизни обоих нам показали обязательную и сомнительную процедуру бракосочетания. Жених, по его же словам, обручаться не желал. Да его и не было на свадьбе — прятался внутри Теселекты, за которого замуж Ривер и выходила. От слов, которые произнесли родители невесты (но не она сама), слишком попахивает нелепыми патриархальными традициями. Ривер отдавалась и бралась, но замуж не выходила, — она же не человек, а вещь. Неужели у Тайм Лордов (и Тайм Леди, про которых всегда благополучно забывают) всё настолько сложно с равноправием, как и у людей? Что это за разумная раса тогда, если женщины не только умалчиваются, так ещё и стоят рангом ниже? По всё тем же вызывающим сомнение галлифрейским традициям Доктор должен был назвать Ривер своё настоящее имя, только тогда он этого, как все знают, не сделал, да и женился Одиннадцатый только потому, что из-за мисс Сонг остановилось время. Навязанный брак во имя спасения Вселенной — как же это мило. Знаменательно и то, что Одиннадцатый пожертвовал своим почти холостяцким положением, потому что ему надо было как-то заставить Ривер делать что нужно. Видимо, руководствовался он правилом: если хочешь, чтобы женщина заткнулась и играла по твоим правилам, поцелуй её. Ну или женись, и тогда она точно растает и всё для тебя сделает. Замечу, что перед заключением брака Доктор обменялся с «любимой» женщиной довольно гневными фразами и взглядами и не ответил ничего искреннего, серьёзного и трогательного к её «Ты никем не любим так сильно, как мною». Напротив, продолжил издеваться над Ривер и насмехаться над её чувствами, прямо говоря, что он не хочет на ней жениться, хотя, казалось бы, куда нам больше подтверждений тому, что Доктору брак с Ривер не нужен был вообще.

В конце серии «Свадьба Ривер Сонг» Одиннадцатый нахально сообщил зрителям, что теперь Ривер должна исправно выполнять супружеские обязанности по ночам, и жена его, по всей видимости, делала это с удовольствием. Профессор Сонг во время каждой встречи с мужем сыпала пафосными фразами, постоянно называла его своей любовью, не раз признавалась ему в своих чувствах (зато Доктор об этом так ни разу и не заикнулся, помимо одного момента, когда мы не услышали того, что сказал Одиннадцатый (обязательно стоит учитывать, что тогда он умирал и должен был сделать что угодно, чтобы его спасли)), непременно выделяла близость их с супругом тел душ и разбрасывалась пошлыми рассказами о своих оргазмах прямо перед собственными родителями. Может, Доктор исправился после женитьбы, наконец-то полюбив избранницу? Как бы не так. И здесь я хочу вспомнить серию «Ангелы захватывают Манхэттен», являющейся для меня главным олицетворением брака Доктора и Ривер, ведь весь эпизод является одним большим примером того, насколько отношения героев были нездоровы и токсичны. Они могли регулярно встречаться по ночам, влезать в приключения, заниматься чем угодно и получать от этого удовольствие (если намеренно игнорировать вечно озлобленного в присутствии Ривер Одиннадцатого), но всего по одной серии можно сделать вывод о том, как на самом деле Доктор всегда относился к мисс Сонг. Прежде всего, Ривер была для Доктора объектом. Это подтверждают свидания, которые он устраивал, совместно проведённые ночи, похабное поведение, а далеко не невинный флирт, и выразительное рассматривание тела Ривер, которое костюмеры очень любили оголять, а операторы — показывать на весь экран.

Мисс Сонг старалась на славу и собственной матери давала инструкцию по обхождению Бога: морщин ему ни в коем случае не показывать, все изъяны маскировать, молчать, если больно, и терпеть, не перечить, уходить в сторону, если натворила чего (и не натворила тоже), во всём угождать. Кричать и распускать руки можно — куда уж без этого, однако муж всё равно всегда остаётся главным, о чём забывать не следует. Одиннадцатый, в благодарность жене за все её заботы, кричал на неё, давил, заставляя делать то, что ему нужно, и убегал. В данной серии Ривер оказалась в западне у ангела, однако Доктор не предложил ей своей помощи, заставил Ривер выйти из тяжёлого положения, не поломав руки, даже если физически это сделать было невозможно, и пошёл заниматься более важными делами. Зато когда Доктору хотелось перекинуться парочкой вульгарных фраз, мисс Сонг ему была очень нужна. Ривер со своей задачей, разумеется, не справилась и начала врать. Так старалась, что только в последний момент выдала себя вскриком, когда Доктор коснулся её больного запястья. Я не знаю, какой бы концерт устроил Одиннадцатый, окажись он в подобной ситуации. Ривер молчала, не жаловалась и не возникала, села скромно на скамеечку, понурив голову, и отчего-то почувствовала себя виноватой, хотя она не сделала ничего плохого, а Доктору стоило хоть немного позаботиться о своей супруге. Мы имеем дело уже с несколькими уродливыми фактами. Во-первых, Доктор интересовался Ривер лишь в сексуальном плане, что Мэтт Смит и Алекс Кингстон прекрасно демонстрировали нам на протяжении всех серий с их совместным участием и о чём неоднократно говорил Стивен Моффат. Во-вторых, Доктор оставлял Ривер в тяжёлом положении, ставя в приоритет более насущные для себя дела и игнорируя проблемы жены.

В-третьих, Одиннадцатый злился, если что-то шло не так, непременно срывался на Ривер и любил показывать свою над ней власть, что было показано не в одной серии («Плоть и камень», «Невозможный астронавт», «Хороший человек идёт на войну», «Свадьба Ривер Сонг»). В-четвёртых, Доктор заставлял жену чувствовать себя всегда во всём виноватой. Вот она и с больной рукой собиралась весь день проходить, ни о чём никому не сообщая, и настойчиво отказывалась от помощи Доктора, когда он решил-таки помочь, и годами сидела в тюрьме за несовершённое преступление, почему-то считая, что заслуживает такой участи, даже если Ривер не сделала ничего плохого (а если бы и сделала, то не по собственной вине, а из-за мадам Ковариан) и Доктор спасся. Разумеется, подобное отношение понятно, если учитывать, что Доктору всю дорогу навязывали себя, заставляя его терпеть неуместное поведение, удовлетворять нелюбимую женщину и жениться на ней, но неужели Одиннадцатому нельзя было уважать Ривер хотя бы немного? Никто не заставлял Доктора испытывать сколько-нибудь положительные эмоции по отношению к нелюбимой жене, но и игнорировать всё то, что она делала ради него, а не для себя, было неправильно. Ривер же, увы, так и осталась Мелоди — всего лишь глупым и наивным ребёнком, не познавшим любви и не научившимся отличать здоровые отношения от токсичных. Ривер за всю свою долгую жизнь так и не избавилась от своей зависимости и старательно пыталась услужить Доктору до самой своей смерти, несмотря на его ужасающее поведение и негативное отношение к ней, проявляющееся в каждой мелочи, даже когда повзрослела. Заодно мне хотелось бы выделить романтизацию насилия, которое нам показал Моффат. Доктор вылечил больную руку Ривер, поцеловав, и в кои-то веки построил из себя серьёзного любящего человека. И плевать, что Одиннадцатый только в последний момент устроил клоунаду, перестав ни во что не ставить жену!

Я не буду фокусироваться на доброжелательном сексизме, но всё-таки скажу, что откупаться поцелуями, если перед этим мужчина ни во что не ставил любимую женщину и не раз предавал её доверие, неправильно. Когда один из партнёров не понимает, что он делает что-то плохое, а второй его ни в чём не винит, лишь для видимости одаривая пощёчинами и крича в ответ, то это говорит о том, что такие отношения нездоровы. Доктор не считал себя виноватым, а если он и почувствовал, что его занесло, то Ривер не посмела указать на это в ту же минуту, как супруг перешёл черту. Зато она спокойно подышала свежим воздухом, одновременно поучая мать тому, как ей нужно маскировать естественные признаки старения — из лучших побуждений и заботе о ранимом муже, разумеется. Игнорируя ужасное к себе отношение, Ривер и дальше продолжила печься о чувствах любимого человека, которому на неё всегда было наплевать. Стала бы независимая женщина таскаться повсюду за мужчиной, у которого нет моральных устоев, и унижаться? Сомневаюсь. Добавлю, что Одиннадцатый гулял с женщинами побольше романтичных Восьмого и Десятого, даже если Мэтт Смит и говорил об «осознанных поцелуях» с Ривер. Ходил он налево всегда: и когда не женился на Ривер, но якобы влюбился в неё, и когда женился и начал регулярно навещать её в тюрьме, и когда потерял жену, перед этим старательно делая вид, как он всегда её любил и ему было больно смотреть на неё — призрачную и давно умершую. То Одиннадцатый прятался без одежды под платьями каких-то дам («Невозможный астронавт»), то бросался целовать девушек, состоящих в браке (Дженни), то проводил время с Мэрилин Монро, Нефертити, Матой Хари и прочими известными персонами, занимаясь с ними, судя по намёкам, сексом, а то открыто и активно флиртовал с Ташей Лем (с которой у него тоже был секс, разумеется) и Кларой Освальд. Хотя до Ривер ему было далеко: та успела, по словам Моффата, вступить в дополнительные четыреста двадцать семь браков.

Ну, в общем-то, мы сразу поняли, что Доктор и Ривер были друг у друга далеко не единственными, но что это тогда за любовь такая? И где же уважение, верность, серьёзное отношение к браку, коль нам прямо не сообщили, что Доктора и Ривер связывают свободные отношения? Я не верю Одиннадцатому в «Имени Доктора», потому что через пару серий после расставания с Ривер он начал совершенно спокойно флиртовать с другими женщинами. Как я могу верить в любовь с его стороны, если ему было плевать, с кем спать, развлекаться и путешествовать? Раз он сделал грустные глаза на несколько секунд в паре серий и произнёс красивые патетичные слова? Спасибо, но мне хватило всего того ужаса, которым нас регулярно кормили все предыдущие серии. И к чему же всё-таки пришла мисс Сонг к концу своей жизни? А не пришла она ни к чему хорошему — так и боготворила Доктора, сколько бы он ей боли ни причинял во время всех их встреч. Не вставь Моффат свою героиню в сезон с Двенадцатым Доктором, и я бы могла понять, почему Ривер изначально довольно некрасиво вела себя с Десятым. «Око за око, зуб за зуб» — вот какой могла бы предстать их история. Ривер давила на Доктора, навязывала себя и буквально кричала, что он её полюбит, так и Одиннадцатый, как только он вступил в игру, а не адекватные обещанные отношения, обозлился, устроил фарс и всех кругом обманул. Почему же Ривер так ужасно себя вела? Потому что-либо ложь его распознала, либо обиделась наконец-то и решила отомстить, вот и прилетело бедному Десятому и молодому Одиннадцатому за все грехи будущего его, который всего лишь тоже мстил жене (ох уж эти их таймлайны). Увы и ах, всё было совсем не так. Дело скорее в том, что Десятый — не Доктор Моффата, а Стивен не раз показал своё ужасное к нему отношение, неоднократно унизив.

Десятый не настолько крут: армии он не распугивал, должников не собирал, ТАРДИС щелчком пальцев не открывал, геноциды что-то не любил устраивать и нормально флиртовал только с надоедливой подружкой Роуз Тайлер. Неудивительно, что Ривер Доктор Теннанта так не полюбился (и Моффату тоже, что стало ясно ещё с «Девушки в камине», в которой его проООСили, и подтвердилось в «Дне Доктора» и «Времени Доктора», когда Десятого и вовсе открыто оскорбили). Да Мисс Сонг и пожертвовала собой только исключительно ради того, чтобы не пропала пропадом их история с Одиннадцатым, а не чтобы спасти этого чужого и неправильного мужика-неДоктора, к которому она не испытывала нежных чувств. По какой причине Десятый решил устроить Ривер ад, замаскировав его под раем, я не знаю, если только не оправдывать всё ООСом, что приходится делать непременно, когда речь заходит о Стивене Моффате в сезонах РТД, но, в общем-то, Доктор испортил всё, что только мог, словно почувствовав, через что ему придётся пройти в будущем (иронично, что Двенадцатый собственноручно поспособствовал совершению жесточайшего наказания над Ривер, даже после того, как узнал её и должен был понять, от какой «жизни» она, скорее всего, сойдёт с ума). Пусть Моффат говорит, что хочет, а Доктор (особенно Доктор РТД) никому не мог пожелать вечности в застывшем времени и скучном, абсолютно убогом мирке, существования в виде призрака и сожительства с парой чужих детишек и не такими уж близкими коллегами. Кому вообще нужен такой сомнительный рай? Неужели авантюристке Ривер Сонг?

Нравится это кому-то или нет, но в один прекрасный день Стивен Моффат решил вернуть Ривер в сериал, немного изменить их с Доктором историю любви и обрадовать преданных шипперов совместной жизнью, о которой раньше не заходило речи. И ведь Моффат действительно считает всё то, что он прописывал для Двенадцатого и Ривер, проявлением любви, несмотря на многочисленные противоречивые цитаты, да и актёры старательно играли несчастных влюблённых, как бы всё это наигранно и фальшиво со стороны ни выглядело (и потому что у Капальди и Кингстон совершенно не было химии, и потому что добровольные отношения Двенадцатого-асексуала с настырной вульгарной женщиной выглядели натужным раскаянием-благодарностью со стороны Доктора, который на одну серию проООСился, и потому что Ривер с Одиннадцатым связывало что угодно, но не любовь, которую нам начали буквально навязывать в случае с Двенадцатым). Очередных трогательных поцелуев, слава всем богам, показано не было, но специально для целых двадцати четырёх лет Стивен переписал собственные сюжеты. Здесь я хочу припомнить интервью самого же Моффата о знаменательном дне на Дариллиуме, которое он дал несколько лет назад [1]. Из-за того, что Стивен выступил в противовес собственным словам, выяснилось, что Одиннадцатый Ривер отвёртку не отдавал, никакой у них прощальной вечеринки не было, имя своё он ей не называл и не рыдал, отправляя жену в библиотеку. Доктору Мэтта Смита, который, по первоначальной задумке, и должен был попрощаться с Ривер, на что нам намекнули в мини-серии из цикла «Ночь и Доктор», как оказалось, было сложно расстаться с женой, таки он к ней привязался и решил: «Будь что будет, а я всё сделаю по-своему».

С Двенадцатым, впрочем, пафоса нагнали не меньше: и Ривер что-то восклицала о солнце, луне, звёздах и боге-Докторе, который не влюбляется в обычных людей, и Двенадцатый старательно лил слёзы, что, впрочем, он должен был сделать, и нам сообщили, что про Доктора и Ривер легенды слагают — настолько это великая love story. Изначально меня смущало то, что всё перечисленное Моффатом в интервью и Ривер в «Лесе мертвецов» (последний весёлый секс и последующие рыдания) совершал не кто иной, как бесчувственный социопат Двенадцатый. После просмотра серии меня ещё больше смутило то, что Доктор много лет просидел на одном месте с женщиной, которую никогда не любил, а он не любил её, что было видно по всем сериям, помимо пары-тройки выбивающихся своей сентиментальностью сцен, и о чём неоднократно говорила сама же Ривер. Мне не совсем понятно, зачем Моффатом были написаны многократные истеричные монологи со словами «Он меня не любит» и «Доктор не влюбляется в людей», если нам показывали обратное. Мы прекрасно знаем, что Доктор в людей влюбляется, и если нас хотели убедить в том, что он любил и мисс Сонг, их отношения не стоило делать такими токсичными. Непонятно мне и то, для чего нужно было превращать все совместные сцены Доктора и Ривер в разыгрываемые театральные акты. Как старательно исполнял свою роль Одиннадцатый, так за то же принялся и Двенадцатый: улыбался до ушей, наигранно ревновал супружницу к куче мужей и жён, с которыми она обменивалась вульгарными поцелуями прямо перед ним, был не против озабоченности Ривер на сексе (и это асексуальный, мрачный, замкнутый Двенадцатый, не любящий открытого выражения чувств), в очередной раз ради жёнушки угробил кучу инопланетян, благо они были, по его мнению, плохими и жизни не заслуживали, в костюмчик даже вырядился и пролил пару слёзок.

Почему Двенадцатого и олдскульных Докторов Ривер принимала совершенно спокойно (см. расширенную вселенную), а вот Десятого, причём только в самом сериале, ни во что не ставила и называла недоделанным Доктором (о сюжетных дырах я уже не заикаюсь)? Почему отношения, построенные на пошлом флирте, обожествлении и жертвах с одной стороны и оскорблений и наплевательства — с другой, а также неоднократных изменах с обеих сторон, романтизируют и называют здоровым браком? Какого чёрта для Доктора стали нормой геноциды, учитывая, что через них он постоянно показывал свою любовь к женщине-убийце, в которую не должен был влюбляться хотя бы из-за её склонности к насилию? Почему Моффат плюёт на другие пейринги, ни во что не ставит героинь, которые много значили для Доктора в прошлом, и сомнительными действиями убеждает нас в ничем не доказанном тезисе «жили они счастливо двадцать четыре года»? Как после всего, что было показано в пятом — седьмом сезонах, то есть кучи поверхностных и слабо прописанных сцен и ужасного поведения со стороны Одиннадцатого, можно вообще верить в какую-то любовь? Я бы сказала, как в случае с «Именем Доктора», что Доктор лишь врал (всё же это любимая цитата Ривер), но он действительно долгое время просидел на одном месте с женой — особой далеко не усидчивой и нуждающейся в постоянной смене партнёров и партнёрш. Неужели кто-то верит в то, что Доктор и Ривер могли провести вместе несколько десятков лет и не убить друг друга, учитывая далеко не гармоничные и доверительные взаимоотношения между персонажами? Кто-то может представить Ривер, которая бы не сбежала с насиженного места, или Доктора, который бы её не бросил?

Простите, Стивен Моффат, но я вам, после всего, что вы сами же показали до «Мужей Ривер Сонг», не верю. Или ваше «жили счастливо» — это намёк на то, что всем недовольным нужно проглотить сей факт и заткнуться, ибо чем-то опровергнуть несчастные двадцать четыре года совместной супружеской жизни ни у кого не получится? Хотя чего я удивляюсь после сотен лет, проведённых Доктором то в полётах, а то в просиживании на одном месте, долгой тысячи лет, прожитой одним Одиннадцатым (он прожил больше, чем все остальные инкарнации вместе взятые), а также четырёх с половиной миллиардов лет битья в стену. Двадцать четыре года для такого Доктора — ничто, хотя притворяться столько времени хорошим мужем должно быть очень сложно. И всё же двадцать четыре года для Доктора и Ривер — слишком большой срок. Тем более, с четвёртого по седьмой сезоны никто не заикался о том, что этих персонажей однажды свяжут долгие годы совместной (недо)жизни и их история не будет вечно упираться в краткосрочные свидания без обязательств — самую суть пейринга. Ну а в качестве вывода можно сказать, что Ривер Сонг  — героиня, безусловно, боевая, умная, загадочная и крутая. При этом, к моего огромному сожалению, эта женщина умудрялась оставаться до самой смерти, и даже после неё, не уважающей себя дурой, зацикленной на человеке, не заслуживающем любви. Чего бы там хувианы ни говорили о силе характера этого персонажа, я не думаю, что пошлая, истеричная, крутящаяся все свои двести лет вокруг одного мужчины женщина может именоваться как героиня независимая и сильная. На самом деле Ривер — женщина покорная и зависимая от муженька, который её ни во что не ставил. Не надо выставлять таких женщин как примеры для подражания. Не надо романтизировать любовь, построенную на деструктивных и абьюзивных отношениях. А ещё не надо игнорировать объективных недостатков персонажа и его сюжетной линии и выставлять кого-либо в качестве единственного в своём роде, особенного и неповторимого, ведь мы говорим о сериале с долгой историей и десятками интересных самобытных персонажей, сыгравших в своё время не менее важные роли.

Примечание к части

[1] "And at some point he does tell her his name — but she must have tickled him a lot or something" — отрывок из интервью с Моффатом, в котором он говорил о том самом дне, когда Одиннадцатый (а как оказалось в итоге, Двенадцатый) плакал на Поющих Башнях Дариллиума и провожал Ривер, называя ей своё имя.

[2] Многого расписывать я не стала, так что вновь предлагаю ознакомиться с более подробным рассмотрением Ривер и их с Одиннадцатым отношений: https://ficbook.net/readfic/3010056/7947312#part_content; https://ficbook.net/readfic/7237690; https://ficbook.net/readfic/6459378/16516622#part_content; https://ficbook.net/readfic/6459378/18007743#part_content; https://ficbook.net/readfic/5866803.

[3] https://ficbook.net/readfic/6459378/18007743; https://ficbook.net/readfic/6459378/28051019 — а здесь есть мои более поздние рассуждения о сексизме в нью-ньюскуле "Доктора Кто", в которых парочка абзацев посвящены и Эми.

Глава опубликована: 16.11.2019
КОНЕЦ
Отключить рекламу

Предыдущая глава
Автор ограничил возможность писать комментарии

Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх