↓
 ↑
Регистрация
Имя:

Пароль:

 
Войти при помощи

Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Двенадцатый сезон «Доктора Кто» — возвращение «того самого» сериала или скучное продолжение чибнелловской эры? (джен)



Автор:
Фандом:
Рейтинг:
PG-13
Жанр:
Статья
Размер:
Макси | 384 Кб
Статус:
Закончен
Свежий взгляд на выходящие эпизоды «Доктора Кто», первоначальная реакция на двенадцатый сезон и рассуждения об эре Криса Чибнелла.
Отключить рекламу
Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава

Немного рассуждений об ещё одном проходном эпизоде двенадцатого сезона и много очередных жалоб на Криса Чибнелла


* * *


Шесть серий, больше половины сезона, остались позади, и, кажется, мы можем заранее сделать выводы о том, какие темы в этом сезоне решил поднять Чибнелл, и предположить, чего нам следует ожидать в скором будущем, потому что пока между всеми вышедшими сериями прослеживается определённая связь и закономерность. В начале и середине сезона мы получили яркие, взрывные и переворотные для всего сериала эпизоды, напомнившие всем хувианам о том, что эра Тринадцатой — это всё ещё старый добрый «Доктор Кто», и за спиной у него долгое прошлое, а под ногами — мифология, на которой больше пятидесяти лет строится шоу. Кроме того, мы имеем три эпизода, позволившие нам передохнуть от неожиданных сюрпризов невиданных масштабов, что так и сыплются на хувиан в этом сезоне, и собрать все мысли в кучу. Два из трёх увиденных нами «лёгких» эпизодов объединяются одной глобальной темой. Если в прошлом сезоне шоураннер и его команда касались проблем современного социального устройства, дискриминации людей, а отчасти и политики, то в этом сезоне мы имеем уже две истории, связанные проблемами экологии. Пока лишь «Nikola Tesla's Night of Terror» выделяется на фоне других эпизодов, в то время как «Spyfall» мы можем смело ставить рядом с серией «Fugitive of the Judoon», а «Praxeus» — рядом с «Orphan 55».

На основе имеющихся материалов я могу предположить, что финал сезона совершенно точно обещает быть напряжённым и насыщенным событиями. Кроме того, зрителей наверняка оставят с десятками вопросов в голове и множеством эмоций на душе. С одной стороны, я рада тому, что мы больше не получаем занудные и скучные эпизоды в стиле «The Battle of Ranskoor Av Kolos», после просмотра которых у большинства зрителей не возникает никакого желания продолжать следить за сериалом (что отразилось на рейтингах двенадцатого сезона), и ещё больше рада тому, что в настоящее время в нас поддерживают интерес к шоу. С другой стороны, на основе интервью Уиттакер и Барроумена можно прийти к неутешительным выводам, что Чибнелл раздразнит всех очередной мозговзрывающей финалкой, закрутит сюжет в духе «Бродчёрча» и благополучно оставит хувиан неудовлетворёнными до тринадцатого сезона, если не дольше, не дав разгадки ни на одну тайну и так и не ответив на те вопросы, которыми мы сейчас задаёмся.

Как я наслышана, в одном из интервью Джоди Уиттакер дала фанатам понять, что о том, кто является загадочным «The Timeless Child», мы узнаем нескоро, а Джон Барроумен, если он только не соврал, заявил, что не играл с Джоди в совместных сценах, из чего мы можем сделать вывод, что он появился в двенадцатом сезоне ради маленького камео, а не полноценного возвращения Джека всё в том же финале. Как, с учётом всей этой информации (за её правдивость я, разумеется, не ручаюсь), не волноваться за направление, в котором движется сериал, и будущее «Доктора Кто»? Полагаю, никак, и в чибнелловском подходе к сериалу есть как свои плюсы, так и свои минусы. Как человек, который с трудом смотрит серии по мере их выхода и хочет уже сейчас узнать ответы на все вопросы, я недовольна тем, что сюжетные арки отныне будут растягиваться на целые сезоны (отчасти это касалось и эры Мэтта Смита, но глобальные арки каждого сезона всё же раскрывались друг за другом, а объединялись в одно целое в самом конце). Если же посмотреть на ситуацию с другой стороны, у хувиан вызвали много вопросов, и все фанаты сейчас заняты тем, что строят теории и рассуждают о сюжетных поворотах, чего во время и после выхода одиннадцатого сезона не делал никто.

Точно так же, как я переживаю за финальные эпизоды, я озабочена и двумя отвлечёнными от сюжетной арки приключениями. Что нас ждёт в оставшихся двух сериях? Если судить по трейлерам и названиям эпизодов, то самобытные, разножанровые и атмосферные истории, выделяющиеся на фоне всех остальных так же, как это произошло с исторической серией про Николу Теслу. Если судить по двум похожим эпизодам, которые мы увидели, то хотя бы ещё одна серия, посвящённая тем или иным проблемам экологии. Остаётся надеяться, что с «экологическими» эпизодами в этом сезоне покончено, ведь двух историй на эту тему вполне достаточно, а Чибнелл сделает определённые выводы и придёт к заключению, что исторические эпизоды получаются у его команды намного лучше, чем серии, поднимающие социальную повестку и критикующие современное общество. Конечно, мне не хочется быть банальной и кидаться в сторону эпизода «Praxeus» с лишней критикой, которую он и так получил, судя по низким оценкам критиков и зрителей, однако мне сложно отрицать то, что серии, поднимающие проблемы экологии, вышли самыми слабыми в двенадцатом сезоне и получили преимущественно негативную реакцию зрителей и критиков, чего не скажешь обо всех остальных эпизодах. Кроме того, обе серии не спасли персонажи, и в этом заключается огромный недостаток историй.

Разумеется, я не могу не отметить, что «Praxeus» вышел более удачным, чем «Orphan 55». Кроме того, я счастлива сказать, что на этот раз сценаристы справились с той задачей, которую перед собой поставили и которую с треском провалил Эд Хайм. Заранее зная, чему будет посвящён эпизод, я боялась очередных нравоучений от Доктора, но, слава богу, на этот раз нас оставили без лекций, чтобы зрители уж наверняка всё поняли и усвоили урок. При этом для всех является вполне очевидным, какой месседж несёт в себе эпизод, и я не вижу смысла в том, чтобы лишний раз останавливаться на этой теме. Добавлю, что если бы «Orphan 55» был построен по точно такому же принципу, никто, кроме хейтеров, и не стал бы лишний раз жаловаться на то, какой проблематики касаются сценаристы «Доктора Кто» в настоящее время. Жалко, что «Praxeus», при всей его нейтральности и ненавязчивости, всё равно не вполне работает, и для того, чтобы понять, в чём заключаются причины не самого хорошего принятия этой истории, я предлагаю вернуться в прошлое и сравнить эту серию с ещё одним не самым удачным, а судя по оценкам, и вовсе одним из слабых эпизодов одиннадцатого сезона, и это «The Tsuranga Conundrum» — серия, вибрации которой я почувствовала буквально с первой же минуты последнего эпизода. Что объединяет две эти истории? Типичные научно-фантастические сюжеты, сложность повествования, огромное количество персонажей, участвующих в событиях, и не очень удачно поданные побочные темы, раскрывающиеся параллельно основному сюжету и объединяющие между собой героев.


* * *


Признаюсь, изначально я не написала о последнем эпизоде практически ничего и сфокусировалась на общих проблемах, которые характеризуют всю эру Тринадцатой, но после знакомства с некоторыми мнениями о серии «Praxeus» решила всё-таки сказать о серии пару слов и объяснить свою незаинтересованность историей. Я могу подписаться под мнениями людей, считающих, что «Praxeus» имел интересные идеи, которые могли быть реализованы намного лучше, но весь потенциал которых так и остался нераскрытым: это и детективное расследование странных схожих случаев, происходящих в разных частях Земли, и разделение тим ТАРДИС — прекрасная возможность для лучшего раскрытия каждого из спутников и взаимоотношений внутри команды, которую в очередной раз профукали, и изображение злодея, который оказывается отчаянным человеком, пытающимся выжить, но при этом всё равно остаётся плохим, потому что во благо он совершает аморальные поступки, и дополнительные линии, которые снова напихали в один эпизод, чего сценаристам было бы лучше не делать.

Выше я отметила то, что минусом эпизода «Praxeus» является большое количество задействованных в истории персонажей и побочные темы, поднимающиеся через взаимодействие героев. Хотя я и оцениваю эпизод «The Tsuranga Conundrum» ниже, в какой-то степени он заинтересовал меня больше последней серии, потому что во время анализа одиннадцатого сезона [1] мне удалось зацепиться за персонажей и взаимоотношения между ними, провести между героями кучу параллелей и посвятить всем действующим лицам, включая Доктора и её спутников, по несколько абзацев. Сейчас же я чувствую себя потерянной, потому что на этот раз мне совершенно не за что цепляться. Крис любит создавать сложные для восприятия эпизоды и зачем-то пытается вставить в них побольше драмы, вот только драма эта зачастую не работает, потому что мы не видим на экране живых людей, проблемы которых нас могли бы заинтересовать. Помимо эпизода «The Tsuranga Conundrum», я могу вспомнить последнюю пересмотренную мною серию «Resolution», огромным минусом которой является слабо прописанная история отношений Райана и его отца, тормозящая сюжет и кажущаяся многим зрителям лишней и скучной [2]. На этот раз я нахожу непроработанными и толком не прописанными линии всех персонажей до единого…

Линию инопланетянки-учёной, которая была умна настолько, чтобы говорить с Доктором на одном языке, всё продумать и долгое время притворяться другим человеком и успешно играть свою роль, и в то же время так глупа, чтобы пытаться вылечиться через лекарство, созданное для людей, я нахожу раздражающей и провальной, и это при всём её потенциале. Во-первых, я очень не люблю, когда в самый ответственный момент тормозят и совершают огромную глупость персонажи, которых всю серию показывают в качестве умных, потому что весь их интеллект в итоге принижается и сводится на нет. Да, девушка была больна и торопилась вылечиться, и из-за этого я могла бы оправдать принятие ею созданного Доктором и ТАРДИС лекарства, но до последнего промаха героиня всё прекрасно продумывала, не паниковала и действовала спокойно и последовательно. Почему же в итоге она так сглупила? Во-вторых, Чибнелл и Мактай удачно замаскировали свою «злодейку», вот только вывели её слишком уж быстро, да ещё и после того, как она раскрылась для зрителей с новой стороны, и из-за этого удачная, любопытная и оригинальная для новой эры линия автоматически стала неудачной. В-третьих, хотя мотивы девушки — отчаянного человека, ради лечения готового пойти на самые ужасные поступки, интересны и могли бы натолкнуть нас на долгие рассуждения об её поступках, обсуждать героиню всё равно не хочется, потому что её сложно назвать многомерным персонажем, а не одной из толпы второстепенных героев с их скомканными историями.

Линия девушки, потерявшей подругу, но слишком уж быстро оправившейся от её смерти, не может вызывать ничего, кроме раздражения, потому что героиню намного больше волновали её влог и популярность, чем тот факт, что на её глазах погиб человек, с которым она состояла в близких отношениях. Сюда же я могла бы поставить линию Райана, простившего своего отца за его откровенное мудачество через пару часов после их встречи, и это спустя долгие годы разлуки, или Йосса, внезапно принявшего ребёнка, которого он не хотел рожать и оставлять себе. Все три линии слишком уж поспешно развиваются, и я могу посетовать на то, что Чибнелл не работает над своими эпизодами лучше. Может быть, подходящим для него форматом являются большие сериалы, вроде «Бродчёрча», в которых каждый персонаж проходит через развитие через несколько эпизодов, а не одну серию, как в «Докторе Кто», но когда Крис брался за новое шоу, он должен был понимать, на что идёт, особенно с учётом имеющегося у сценариста опыта. Я задаюсь этим вопросом два года, но до меня никак не доходит, почему Крису так сложно фокусироваться на главных персонажах и сюжетных линиях и не загружать эпизоды обилием дополнительных персонажей и их проблем. Почему второстепенные герои являются для него более важными, чем главные?

Мини-история двух супругов, проходящих через сложный период в их отношениях и к концу эпизода возвращающих былую страсть, мало кого сможет зацепить, потому что взаимоотношениям нужно уделять пристальное внимание, а не пробегать по поднимающимся проблемам чисто поверхностно. Чибнелл в детском сериале зачем-то решил раскрыть проблемы взрослых людей, и у него это ожидаемо не вышло, потому что у сценариста не было времени на адекватное прописывание их сюжетной линии, а у зрителей — возможности проникнуться чувствами героев и разобраться с их проблемами. Говоря о раскрывающихся шоураннерами любовных взаимоотношениях, я всегда подчёркиваю, что для «Доктора Кто» они неуместны, а с учётом ограниченного экранного времени ещё и заранее обречены на то, чтобы остаться нераскрытыми. В сезонах РТД — признанного сценариста, которого не просто так хвалят за отличное прописывание персонажей, пострадала одна из таких историй — история Роуз и Микки, состоящих в сложных и нездоровых отношениях, а ведь я сейчас говорю о главной героине и второстепенном персонаже, регулярно появляющемся в сериале на протяжении двух сезонов. Как Чибнелл намеревался раскрыть ещё более сложные отношения за один эпизод, а вернее, те жалкие минуты, которые он мог уделить парочке, непонятно. Непонятно и то, зачем Крис вообще взялся за такую запутанную историю, в которую он намешал зависть, неуверенность в себе и партнёре, неопределённость в отношениях, запутанность в своих мыслях и желаниях, метания и обречение себя и любимого человека на страдания. Пора бы Крису начать учиться на своих и чужих ошибках и понять, что браться за всё сразу, что можно пропихнуть в каждый эпизод «Доктора Кто», — гиблое дело, ведь ни одна из этих линий в итоге не раскроется адекватным образом из-за нехватки времени.

Не меньше раздражения, чем развитие сюжетных линий второстепенных персонажей, у меня вызвало какое-никакое, но всё-таки раскрытие Яс, наконец-то получившей от Чибнелла внимание, потому что черты этой спутницы, подающиеся нам в качестве не то приобретённых после путешествий с Доктором, не то постоянных, появляются из воздуха, абсолютно ничем не объясняются и не делают Ясмин живой девушкой, а не картонной куклой, глубокой личностью со своим характером, а не скучным персонажем, характеризующимся через схематичные черты, и хорошо прописываемой героиней, а не спутницей, ощущающейся почти в каждой истории лишней. Так как Ясмин является самым слабым звеном в эре Чибнелла, вокруг неё в фандоме ходит много разговоров. Одни хувианы считают, что в конце сезона Яс неминуемо должна погибнуть, и на это предположение работает всё: и любовь Ясмин к неуместному риску (можно подумать, что потерю любимого человека переживает совсем не Грэм), и её безрассудство, немного выбивающееся из образа офицера полиции, который должен продумывать каждый свой шаг. Другие строят вокруг Яс немного странные, но всё равно интересные теории, касающиеся её «реальной» личности, и для этого у людей тоже есть повод — чего стоят одни внезапные минуты озарения, когда Ясмин внезапно выдаёт научные термины или додумывается до разрешения проблем вперёд Доктора, являющейся мозгом тим ТАРДИС, или одновременно с ней.

Я не знаю, что нас ожидает впереди, и не хочу лишний раз спекулировать и воспринимать совсем уж странные теории всерьёз, но ещё я не могу поставить Яс рядом с поумневшей Роуз из четвёртого сезона, на которую положительным образом повлияла самостоятельная работа на Торчвуд, или Мартой, которая начала с того, что училась на врача, а кончила тем, что превратилась после путешествий с Доктором в солдата. Также я не могу поставить Яс рядом с Джо Грант или Сарой Джейн Смит, которые получили много опыта за время работы в ЮНИТе и своего «ассистирования» Доктору и набрались от него научных знаний, а потому в какой-то момент и начали понимать, что он говорит, и переводить окружающим научный язык на человеческий. Сложно не обратить внимания хотя бы на то, что все перечисленные мною спутницы умнели постепенно, а раскрывались как опытные и поднаторевшие в научных вопросах девушки к самому выведению из сериала. Яс, в противовес трём героиням, начала умничать уже в одиннадцатом сезоне, не проведя с Доктором и года. Когда Ясмин научилась мыслить, как Доктор, сказать сложно, а подобные сцены действительно выглядят очень странными, потому что после множества эпизодов, в которых Яс остаётся в тени, она всегда внезапно и неожиданно выбегает вперёд со своими умными мыслями, чем удивляет даже Тринадцатую. Ну и сделали бы её тогда не полицейским, а учёным, чтобы зрителям не приходилось удивляться похвальной сообразительности героини.

На этот раз Ясмин удивила всех зрителей тем, что смело бросилась в омут с головой, рискуя при этом своей жизнью. Любопытно, что Тринадцатая не стала спорить и пытаться остановить подругу, хотя обычно Доктор заботится о безопасности своих юных спутниц, и особо за спутницу не переживала, как и Ясмин никогда не переживает за Доктора, что мы видели в эпизодах «Orphan 55» и «The Witchfinders». При таком раскладе мне непонятно, о каких семейных и, тем более, романтических отношениях в случае с двумя этими героинями вообще можно говорить, если они толком друг за друга не переживают даже в минуты смертельной опасности. Ну а Ясмин как была картонным персонажем в одиннадцатом сезоне, так им в двенадцатом сезоне и осталась, и мне не особо интересно копаться в её сюжетной линии, хотя я и понимаю, что «Praxeus» — это одна из редких серий, в которой сценаристы попытались прописать и охарактеризовать Яс хоть как-то. Одна из причин для моего нежелания лишний раз погружаться в историю персонажа — это никак не объясняющееся поведение спутницы. Стоит ли нам называть её стремление к риску проявлением храбрости или ничем не оправданной отчаянностью и глупостью (в конце концов, Яс могла и умереть, отправь её телепорт на планету с неподходящими для человека условиями, а заодно угробить и навязавшуюся попутчицу)? Можем ли мы сказать, что Ясмин настолько не хватает внимания, что она взялась за возможность хоть как-то привлечь к себе Доктора? Расстроилась ли Яс, узнав о том, что обнаружила, из-за того, что её находка оказалась не такой уж и крутой, или за её плохим настроением кроется что-то большее?

У меня создаётся ощущение, что Ясмин — это капризная девушка, которая никогда не получает чего хочет: и от работы, и от семьи, и от приключений, и от Доктора. Если говорить о работе, то Яс, конечно, занималась всякими мелочами, но чего она ещё могла ожидать в свои девятнадцать — возрасте, в котором можно радоваться любой работе, которую тебе дают? От семьи Яс сбежала потому, что родные «сводили её с ума», и я нахожу такое объяснение её выбору в пользу жизни с Доктором детским и довольно странным, особенно на фоне Марты и Донны, которых можно поставить рядом с Яс, убежавших от своей обычной жизни, потому что они состояли с родственниками в сложных отношениях. С Роуз, Билл или всё той же Донной Яс рядом, хотя они все и говорили о том, что хотели бы получить от жизни больше того, что имели, и делать что-то по-настоящему важное, никак не поставишь, потому что Билл, Донна и Роуз проявляли из серии в серию восторг, любопытство и порыв к приключениям, а безэмоциональная Ясмин путешествует с ленцой. Наконец, Эми, Клара и Ривер, а я всегда находила их картонными персонажами, выглядят для меня на фоне Яс героинями, которые хоть как-то, пусть и коряво, раскрывались [3], менялись, делали Доктору вызов и состояли с ним пусть в сложных, но зато как-то характеризующихся, а для кого-то и вовсе интересных, отношениях. Ясмин можно поставить рядом со скучными и «никакими» Додо, Беном и Полли из классики, и это ужасно, потому что всех этих людей можно назвать худшими компаньонами Доктора.

Точно так же, как мне неинтересно говорить о Яс, мне не особо интересно говорить и о Грэме или Райане, потому что я попросту не могу сказать о них ничего определённого. Грэм с одиннадцатого сезона играет роль мудрого наставника, который выстраивает со всеми героями эмоциональную связь и пытается поддерживать людей и давать им полезные советы, обращаясь к собственному опыту, и пока он, помимо бесед с другими персонажами и комедийных моментов, не получил ничего нового, а если же что-то новое до этого и получал, вроде желания отомстить монстру, из-за которого погибла его жена, то шоураннер такие важные вещи толком не прописывал и просто плохо раскрывал, сводя всю серьёзность положения героя к шуточкам [4]. Отстающий от деда и не такой обаятельный, как Грэм, Райан может быть полезным спутником, и я не могу сказать, что он является таким же ненужным персонажем, как Яс, однако на следующий же день после просмотра серии я не смогла вспомнить ни одной значимой сцены с этим персонажем, а ещё я не замечаю, чтобы он особенно менялся от путешествий с Доктором. И раз уж речь зашла о Райане, то почему бы не вернуться к серии «Orphan 55» и не задаться вопросами, как этот эпизод повлиял на героя и что изменилось в его поведении спустя три эпизода после пережитого в третьей серии? Одно то, что я забыла обо всём случившемся в серии «Orphan 55», говорит о том, что на Райана произошедшая с ним история не повлияла абсолютно никак.

Я нахожу удивительным то, что в двенадцатом сезоне громкие цитаты о том, как Доктор важна для своих спутников и как они будут поддерживать её, несмотря ни на что, приписали Райану, а не Грэму, потому что Райан пострадал от знакомства с Тринадцатой больше всех остальных. При этом Райан молчит, не задаёт лишних вопросов, не высказывает претензий и утешает Доктора в тяжёлые для неё минуты, в то время как она его в тяжёлую минуту совершенно никак не поддержала, да ещё и накинулась на парня со своими лекциями. Что происходит в голове у Райана? Почему он, при всём своём упрямстве, на котором то и дело останавливались в одиннадцатом сезоне, так податлив, когда дело доходит до навязывания Доктором спутникам своих моралей, да настолько податлив, что принимается попрекать Грэма, когда тот оказывает Тринадцатой хотя бы малое сопротивление, и сам с ней особо не конфликтует и не спорит? Если смерть Грейс повлияла на Райана довольно странным образом, заставив закрыться от эмоций, из-за чего у зрителей создаётся ощущение, что парень совершенно не переживает потери родной бабушки, то какое влияние оказала на Райана произошедшая история с Беллой? Почему он забыл о ней уже в следующем эпизоде? Почему такие важные для персонажей сюжетные линии совсем их не меняют и не влияют на взаимоотношения спутников с Доктором?

На основе увиденных и пересмотренных эпизодов я могу прийти к неутешительному выводу, что в настоящее время спутники являются для Доктора навязавшейся, но совсем не близкой для неё компанией людей, которых она зачем-то называет своей семьёй, моральной поддержкой, которой Тринадцатая не особо хочет пользоваться, но от которой всё же не отказывается, а также толпой для отвлечения от важных и серьёзных проблем: сумасшедшего Мастера, в очередной раз уничтоженного Галлифрея, угрозы в лице кибермена и всплывшей из ниоткуда инкарнации не то из прошлого, не то из будущего. Если же смотреть на спутников с их позиции, то Грэм, Яс и Райан стали первыми ньюскульными компаньонами, которые спокойно проходят через всё, что с ними происходит, и упорно не вылезают из своей зоны комфорта, а также героями, которых ничто не способно хоть как-то расшевелить. А ведь даже Понды, таскавшиеся повсюду за Одиннадцатым, какие бы ужасы с ними ни происходили из-за его поступков, временами хотя бы повышали на Доктора голос, пусть и продолжали с ним зачем-то оставаться после всех пережитых потерь, терпеть его выходки и прощать за то, что он творил с их жизнями. Новые спутники не повышают на Доктора голос и боятся лишний раз с ней спорить, и всё это начинает походить на отношения воспитательницы и зависимых от неё детей, вынужденных слушаться чужую тётеньку и делать всё, что она скажет. Нужна ли нам такая скучная компания спутников ещё в одном, уже третьем, сезоне? Ответ очевиден.


* * *


Удивительно, но ни разу в этой статье я не подняла одну из проблем, которую выделяет буквально каждый критик, рассматривающий эру Чибнелла, и это прописывание действующими сценаристами диалогов персонажей, а что главное, монологов Доктора. Кажется, в эре Чибнелла Доктор говорит так много, как не говорил в своё время даже болтун Десятый, а если же я и ошибаюсь, мои ощущения только подчёркивают недостатки новой эпохи. В эре Чибнелла много говорят, вместо того, чтобы показывать нам то, что может передать зрителям всю нужную информацию. Кроме того, Чибнелл ещё и использует слишком уж много научной терминологии и совсем не умеет грамотно использовать диалог для экспозиции, что было видно по его сценариям, написанным для Одиннадцатого Доктора, но особенно очевидным кажется сейчас, когда мы получаем в пять раз больше сценариев от Криса. Я уже давно критикую подход создателей к прописыванию сериала и, кажется, буду говорить об этом долгие годы, но «Доктору Кто» нужен не один шоураннер, а хотя бы двое, чтобы все привносили в эпизоды свои сильные стороны. Сейчас мы имеем три версии «Доктора Кто», каждая из которых имеет свои повторяющиеся косяки и серьёзные недостатки. А ведь все эти эпохи могли выйти совсем другими, имей мы по несколько шоураннеров и более продуманные сюжетные линии и линии Докторов и их спутников.

К такой немаловажной проблеме эры Тринадцатой, как неудачное прописывание диалогов, прибавляется беда, которую я не затрагивала раньше, и это манера актёрской игры Джоди Уиттакер. Я долго не могла понять, что именно немного раздражает меня в игре Джоди, и после очередного пересмотра всего одиннадцатого сезона и просмотра половины двенадцатого до меня дошло то, что всё это время я умудрялась не замечать слона в комнате, а вернее, старательно пыталась этого самого слона обходить стороной. Начну с того, что я не люблю гримасничающих актёров, а потому меня невольно раздражает и мимика Тринадцатой. Да, другие исполнители роли Доктора не проходили все свои сезоны с каменными лицами, однако большинство актёров умели работать со своими лицами, а их герои получали не только комедийные, но и драматические моменты, о которых зрители и вспоминают по прошествии времени. Сама я, будучи нелюбительницей чудаковатых инкарнаций — Одиннадцатого, Второго и Четвёртого, никогда не уделяла много внимания их ужимкам. Патрик Траутон не вызывал у меня отрицательных эмоций своей манерой игры, а со Вторым наверняка наберётся самое большое количество комедийных моментов, потому что дурачества его Доктора были намеренными. Что до сильно раздражающей меня в своё время клоунады, которую периодически устраивал Мэтт Смит, то она спустя годы перекрылась в моём сознании теми сценами, в которых Одиннадцатый выглядел серьёзным и выдавал дарк, а кроме того, я прекрасно понимаю, что Доктор Смита любил скрывать свои реальные эмоции за притворством, наигранностью и фарсом. Сказать того же о Тринадцатой я, увы, не могу, и ей всё ещё недостаёт ярких сцен и серьёзных моментов.

Пока я могу поставить Джоди разве что рядом с Томом Бейкером, лицо которого меня, уж простите, часто пугает, потому что он практически в каждой серии намеренно выпячивал глаза и нацеплял на лицо неестественную улыбку, что совсем не красило Четвёртого и без чего можно было вполне обойтись, ведь чудаковатость этой инкарнации Бейкером передавалась и без лишних гримас. Точно так же, как Том для чего-то и дело выпячивал глаза и гримасничал, Джоди то и дело морщит нос и строит рожицы, и если пару раз её ужимки могут рассмешить, то одно и то же выражение, появляющееся на её лице почти каждую серию, причём и в серьёзные моменты тоже, невольно начинает вызывать отрицательные эмоции. Чего уж удивляться тому, что на обложках многочисленных критических видео хейтеры ставят сморщенное лицо Джоди, дабы подчеркнуть, как ужасно она обращается со своей мимикой. Ну не вышла у Чибнелла такая же культовая инкарнация Доктора, как Четвёртый, чтобы простить ей все ужимки, или эксцентричный образ, вроде Второго и Одиннадцатого, чтобы все эти рожицы смотрелись на лице Тринадцатой органично и не вызывали у людей, включая нейтрально настроенных зрителей, лишнего негатива.

Второй момент, который раздражает меня больше фирменных рожиц Тринадцатой, — это жестикуляция Уиттакер. Джоди много и активно жестикулирует, когда принимается объяснять нам суть поднимающейся в очередной серии проблемы или рассказывать о тех или иных людях и событиях, и из-за этого у зрителей может то и дело создаваться стойкое ощущение, что их учат, чего не делал даже «профессор Твелв». Кстати говоря, хотя за лекционную серию все ругают только Эда Хайма, в удачных эпизодах, «Rosa» и «Nikola Tesla's Night of Terror», сценаристы не обошлись без заключительных мини-лекций от Доктора, занимающих пару минут и старательно пытающихся вместить в себя краткое изложение биографии исторических личностей, которым были посвящены эпизоды. В комбинации с болтовнёй Доктора, на семьдесят процентов состоящей из сложных и непонятных терминов, и лекциями Тринадцатой излишняя жестикуляция Джоди создаёт отрицательный эффект, и сюда же можно прибавить ещё одну не самую прекрасную вещь, стойко ассоциирующуюся у всех хувиан с Тринадцатой, и это странное использование Уиттакер звуковой отвёртки. Слава богу, в двенадцатом сезоне Джоди делает это не так часто и не так показательно, но в одиннадцатом сезоне она обращалась со своей отвёрткой как с волшебной палочкой, чего до неё не делал ни один исполнитель роли Доктора, и что, разумеется, стало для многих очередным поводом для цепляний к Тринадцатой.

К сожалению, как я сказала, за полтора сезона мы получили не очень много ярких моментов с Тринадцатым Доктором, а ведь именно в них Джоди удаётся блеснуть и показать свой талант. Надеюсь, в один прекрасный день я если не забуду обо всех своих претензиях, то хотя бы перестану обращать на неприятные для меня детали много внимания, потому что удачные сцены с Тринадцатой перекроют собой не самые лучшие комедийные сцены. Сколько бы дарка в двенадцатом сезоне ни было, нам всё ещё не хватает серьёзной, героической и, если хотите, пафосной Тринадцатой, и мы нуждаемся в грамотном сочетании комедийных и драматических моментов. Если всё это от Чибнелла и Джоди мы, я уверена, получим, то с прописыванием диалогов и актёрской игрой Уиттакер никто разбираться явно не будет, и меня это расстраивает. Я не хочу принижать Джоди на фоне других актёров, играющих Доктора, понимаю, что неприятие чьей-то манеры игры — это абсолютно субъективная претензия, и могу выделить в Уиттакер как отрицательные, так и положительные моменты её актёрской игры, но Джоди частенько попадает от фанатов за то, как она работает со своими лицом и телом, а значит, не у одной меня возникает неприятие к её фирменным мимике и жестикуляции.


* * *


Так как в этой главе нет особых рассуждений о шестом эпизоде, зато есть очередные жалобы на сериал в целом, хочу сказать, что чем больше эпизодов я смотрю и пересматриваю, тем мне сложнее бороться с соблазном цепляться за проблемы эпохи Тринадцатой, которые никак не решаются и от которых зрители начали уставать. Конечно, на фоне одиннадцатого сезона двенадцатый выглядит намного лучше, и две проходные и слабые серии не являются для меня трагедией, но когда мы снова и снова получаем серии, благополучно продолжающие не лучшие тенденции одиннадцатого сезона, становится всё сложнее отворачиваться от проблем эры Чибнелла, особенно с учётом того, что мы вынуждены смотреть сериал в замедленном режиме и целые недели перебирать по косточкам каждый неудачный эпизод, сколько бы в сезонах их в итоге ни набиралось.

«Praxeus» является таким же проходным и не очень удачно сделанным эпизодом, как «Orphan 55», но если с главным сюжетом на этот раз всё в порядке, из-за чего я и не стала о нём что-то говорить (здесь кроется и свой минус: история не только хорошо сделана, но ещё и немного занудна и скучна, и из-за этого мне её тоже не хочется обсуждать), то персонажи страдают, причём так сильно, что о второстепенных героях особо нечего сказать, а главных героев и не знаешь, как оценивать, и это спустя полтора сезона с их участием в «Докторе Кто». Надеюсь, что в следующих эпизодах нас ждут интересные и насыщенные истории, отлично прописанные персонажи и Доктор, раскрывающаяся с новой стороны, потому что я растеряла всё своё воодушевление, возникшее внутри меня после просмотра прекраснейшей арки «Spyfall» и вернувшееся во время просмотра серии про Теслу, злюсь на Чибнелла за слабо прописываемых спутников и боюсь будущего.

Примечание к части

[1] https://ficbook.net/readfic/8277699/21637338#part_content

[2] https://ficbook.net/readfic/8277699/21637376#part_content

[3] https://ficbook.net/readfic/3010056: критика 5-7 сезонов, Одиннадцатого Доктора и его спутниц, сюжетных линий, а также моффатских арок из эры РТД.

https://ficbook.net/readfic/3417515: критика 8 сезона.

https://ficbook.net/readfic/7237690: критика 9 сезона.

[4] https://ficbook.net/readfic/8277699/21637376#part_content

Глава опубликована: 08.02.2020


Показать комментарии (будут показаны 1 комментария)
Добавить комментарий
Чтобы добавлять комментарии, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь
Предыдущая главаСледующая глава
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑

Отключить рекламу
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх