↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Забытая валиэ (джен)



Автор:
Рейтинг:
R
Жанр:
Ангст, Сайдстори
Размер:
Мини | 41 Кб
Статус:
Закончен
Предупреждения:
AU, Гет, ООС
 
Проверено на грамотность
Некоторые говорят, что Унголиант появилась из тьмы, окружающей Арду. Но тьма не могла породить её, так как мир создал Эру.

Откуда же она тогда взялась? Та, кто некогда была не "Ужасным пауком", но Вириломе - "Ткачихой сумерек". Какова её связь с Мелькором – просто ли служба, как хозяину или нечто большее? Отчего она тянулась к свету и одновременно ненавидела его? И почему её голод был неутолимым?

На юбилейный фест «Дорогами Средиземья»
QRCode
Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава

1. Айну

В сознании Унголиант былое смешалось с мечтами, страстями и ложью. В нём не осталось ясных и чистых воспоминаний о днях до дней. Но истина не исчезла — лишь превратилась в горькую историю Падения. Не ведомую ни эльдар, ни большинству людей — лишь избранным мудрецам и Создателю.

Некогда, вне Времени, в душе Унголиант не зияло пустоты. Она была целостна и прекрасна, как и прочие айнур. И более того — имела место среди валар.

Когда Эру закончил создавать духов, он глубоко задумался. Уча их мелодиям Песни, он понял — одного голоса не хватает. Некому петь малозаметную, но крайне важную для наступления полной гармонии в Арде, тему. Он обвёл пристальным взглядом Чертоги Безвременья, ища, где именно он сделал упущение. И узрел, как Варда, Королева Звёзд, отвергла Мелькора. Отдав предпочтение Манве — его младшему брату.

Здесь и обнаружилась неполнота. Тут и показалась незавершённость. Мелькору, могущественнейшему из айнур, суждено править Ардой. А король не может восседать на престоле без королевы. Начинанию нужен покой. Огню — прохлада. Звёздам — ночь. А Детям Эру — мир друг с другом и неразрывные братские узы.

И, помышляя об этом, Эру коснулся тени Варды. Обратив её в живой дух, младшую сестру владычицы.

Она не излучала величие. Не сияла недосягаемой, кристально-пылающей красотой. Но манила усладами сумерек. Даровала разгорячённой душе тишину, покой и отдохновение. И, что главнее прочего — скрепляла сердца крепчайшими нитями приязни и любви.

«Отныне тебе суждено сменять день ночью, — определил Эру её обязанность. — Гасить жаркое пламя Светилен, погружать Арду в благословенные сумерки, поддерживать мир между моими детьми. Оттого я нарекаю тебя — Вириломе».

Ткущая сумрак — не тьму.

Но Создатель не произнёс этого вслух — только постановил мысленно. Ровно, как и другим айнур, он до поры не раскрыл Вириломе своего замысла. И она учила тему, не зная, в чём смысл Песни. Не ведала о своей дальнейшей, славной участи.

Возможно, Эру таким образом испытывал будущих валар. Проверял, как они проявят себя, трудясь без видимой цели. Достойны ли будут избранные им король и королева занять престолы на Альмарене.


* * *


Поэтому Вириломе позволила прорасти в себе лености. Хоть она и учила отведённую ей тему, но не проявляла к ней особого усердия.

— Зачем мы поём без толку? — возмущалась она. — У нас, в Чертогах Безвременья, и так есть всё для наслаждения. Но нет! Эру портит нам его бессмысленными делами.

Когда же грянул первый аккорд Великой Музыки, Вириломе осталась в стороне, слушая и праздно наблюдая. Эру сразу заметил это и огорчился, но вмиг перестроил хор. Песнь Творения не может прерваться из-за одной ленивицы!

Он исключил тему Вириломе и заменил её темой Ниэнны. Благая ночь сменилась зловещей тьмой, а вечный мир — сотнями войн и бедствий. Теперь детям Единого требовалась стойкость в испытаниях и поддержка в горестях. Искажённой Арде досталась иная валиэ.

Вириломе не включилась в Песнь и тогда, когда Мелькор съехал со своей партии. Стал искажать мелодию диким воплем, нанося миру тяжкие раны. Наоборот — она воспламенилась азартом и жадно вперилась в зрелище. Гадала — чей хор возьмёт вверх, пока Эру не оборвал Музыку громовым аккордом.

Чертоги Безвременья дрогнули, и звуковая волна ударила в Вириломе. Громко вскрикнувшую и упавшую, оглушённую гневом создателя.

Последний аккорд поразил её в самый центр души. Разбил её сущность напополам и образовал брешь. Прореху в целостности, едва-едва ощутимую. Чуть-чуть, но отравляющую существование, едкую и мерзкую.

— Что это со мной? — удивилась Вириломе. — Неужели последствие моего ослушания?

Но она не закончила мысль. Увидев, как Эру выводит прочих айнур из Чертогов Безвременья, она из любопытства поспешила за ними.

Зря! И увы!

Ибо Вириломе успела узреть манящее видение. Воплощение и цель Песни, образ будущей Арды.

— В Чертогах Безвременья всё есть! — повторила она раздосадовано.

Сколько горечи звучало теперь в этих словах!

Всё? Да не всё. В них никогда не будет сотворённого мира. Материи. Воды, земли и высокого неба. Зелёных лесов, снежных гор, пустынных островов и прозрачных озёр. Дуновения ветра и тепла огней Светилен. Птичьих стай, косяков рыб, оленьих стад и цветущего острова Альмарен.

Слишком поздно Вириломе открылись намерения Создателя. Оказывается, Эру повелел айнур трудиться не впустую — он заставил их петь для их же блага! Научил, как выстроить прекраснейший дом, отданный им в полное владение. Влекущий, сулящий исполнение желаний и заполнение её внутренней пустоты...


* * *


...Дом, где ей не досталось места.

— Ты не пойдёшь с другими, дочь, — остановил Эру Вириломе, не дав ей спуститься в Арду. — Они отправляются туда, дабы воплотить спетое ими. А ты отказалась от своей партии и тебе нечего воплощать. Нет в мире стихии, которая тебе подчинится.

— Но я хочу в Арду, отец! — возразила она. — Моя душа рвётся туда, страдает и болит. Зачем обязательно воплощать? Я буду плескаться в море, лежать на траве, танцевать среди вековых деревьев. Наслаждаться сотворённым другими. Иначе моя сущность разорвётся — только новые ощущения заполнят возникшую в ней прореху!

— Это — обман, — прервал её Эру грозно. — Уйми влечение. Удовольствия не исцелят твою рану.

— Почему? — удивилась Вириломе.

— Твоя прореха латается не наслаждением, — объяснил Эру, — а моим главным даром. Даром творить. Я вложил его в тебя, как и во все существа, обладающие разумом и волей. Он был твоей основой, именно он наполнял тебя. Ты должна была получать, отдавая, даря себя другим и миру, создавая и преобразуя. Но ты отвергла его, не спев Песнь — оттого в тебе и возникла пустота. И если и обретёшь его вновь, то очень нескоро.

Услышав слова Создателя, Вириломе озлилась. Она не желала отказываться от мечты, признавать ошибку, покоряться чужой власти.

— И как мне поступить, отец? — спросила она едко.

— Остаться в Чертогах Безвременья, — ответил Эру. — Арда пройдёт и грянет Вторая Песнь, где ты присоединишься к хору. Исполнишь положенную тебе партию, привнесёшь полноту в обновлённый мир. А до того времени я заглушу твою боль.

— А если я не послушаюсь и спущусь? — не унималась Вириломе. — Тогда я погибну? Буду страдать?

— Тогда ты уже не сможешь вернуться назад, — грустно промолвил Эру. — Как и все, сошедшие в Эа. А пустота в твоей душе начнёт увеличиваться, век за веком. И чем усердней ты будешь пытаться заполнить её, тем сильнее она разрастётся. Тем большего потребует. Покуда не поглотит тебя целиком, дочь.

Предупреждение Эру вмиг сбило с Вириломе спесь. Устрашило её не самым приятным образом грядущего. Усилием воли, она смирила желание, загасила его. Твёрдо решила послушаться отца и остаться в Чертогах Безвременья до Второй Песни.

Глава опубликована: 15.10.2020
Отключить рекламу

Предыдущая главаСледующая глава
12 комментариев
Интересный взгляд на события, описанные в «Сильмариллионе». Унголиант – персонаж запоминающийся даже в легендариуме Толкина, наполненном выразительными фигурами. История падения, переход от сумерек к всепоглощающей тьме – это очень толкиновский мотив.
И стилистически работа выдержана в духе «Сильмариллиона». Только пару мелких замечаний выскажу. «Мелькнула ассоциация в ее голове» – слово «ассоциация» из современного лексикона, оно не вяжется с этим эпическим, немного архаизированным стилем. И еще Вириломе там дает пощечину летучей мыши… Но можно ли дать пощечину животному (или даже кому-то принявшему облик животного)? Не то чтобы это было очень важно, но я вдруг задумалась. :)

А вообще автор, который старается аккуратно вплести свою историю в канон, – это очень здорово, спасибо!
Bratislawавтор
Belkina
Спасибо вам за отзыв!)) Очень приятно было услышать, что моя работа "выдержана в духе "Сильмариллиона" и использует "очень Толкиновский мотив". Потому что, хоть я и слегка еретически трактую события, общую философию мира Профессора разделяю полностью. И творить хочу именно в её духе, насколько мне по силам, продолжая традицию))

Что же до "ассоциации" - то да, тут я и вправду куда-то съехала со стиля. Но пока не знаю, стоит ли замещать её более архаичным синонимом... А с пощёчиной летучей мыши - всё логично. Тхурингветиль же не просто мышь - она падшая майа. А значит облик там может быть с одной стороны мышиный, а с другой - и не очень...
Montpensier
Вах! Какая прекрасная притча! Какой замечательный апокриф! Одна из моих любимых работ на этом фесте. Читается сложно - как Cильм. И это плюс тексту. Судьба героини очень здорово вплетена в канон. Автор - вот респект и уважуха за это!
Мораль актуальна на все времена, а вот это вообще на душу легло
Похоже, отсутствие действия — тоже действие!
. А кто ленится, забивает на творчество и бездействует, когда надо действовать, рано или поздно станет толстым противным пауком!)
Нет, если серьзено, но отличная вещь, неглупая, не отрицающая, но развивающая философию Толкина.
Очень понравился весьма мелькористый Мелькор, и даже Саурон махнул хвостом. Спасибо, прям очень понравилось!
Bratislawавтор
Montpensier
Спасибо вам огромное за отзыв))) Если честно, идея про лень родилась из собственного опыта (да, авторка - сама немножко Унголиант) + немного земной философии, которая оказалась вполне применима к этому случаю в мире Профессора.

И за Мелькора отдельно приятно)) Сразу вспоминается, как тяжело мне давалось выдержать его в характере. Не сделать похожим на хитрюгу-манипулятора Саурона, не показать слишком мягким, подкаблучником благоверной. Но сохранить именно эту тонкое сочетание гордеца, труса и грозного тирана, получающего нужное ему любыми путями...
Montpensier
Bratislaw
Н-ну, а кто из нас не Унголиант?))) А Толкина как раз волновала тема творчества и все с этим связанное, поэтому у вас тут все очень в тему. А кроме того, я очень люблю истории падения... И вроде тут море ангста, но есть и светлые нотки.
И Сильм очень люблю. Люблю его немного тяжеловесный стиль, через который надо продираться. Зато если продрался - радость, счастье!
Мелькор всегда был неисчерпаемым источником лулзов, а Саурон просто стал в свое время главным предметом исследования. Так как у меня был ВК, но довольно долго не было Сильма. Да ни у кого тогда его не было. И когда ты вдруг видишь на книжном развале в Олимпийском тоненькую книжицу в мягком переплете со знакомой фамилией. Это... бесценно)))
Ух, какой эпичный и глубокий дарк! Падение, начавшееся с такой малости, как лень и своеволие.
Паучиха замечательно иллюстрирует принцип "минимум усилий - максимальный результат". В природе пауки - самые эффективные хищники.
Очень интересная и яркая история. Спасибо!
Bratislawавтор
Саяна Рэй
Рада, что рассказ вам понравился)) Про природные особенности пауков - что самые эффективные хищники, если честно, не знала. Или знала, но подзабыла. Просто следовала букве Толкина, насколько позволяла моя своевольная фантазия))
Это прекрасно! Как будто дополнение к Сильмариллиону прочёл.

Спасибо большое за великолепное чтиво!

Опечатки: «яко бы», «Дарят её удовольствие», «Около десятка служанок сменили вслед за ней». Как только исправите, свистните мне, я удалю их из комментария.
Bratislawавтор
Платон
Спасибо большое)) О, я даже и не знаю, достойна ли моя паучиха столь высокой похвалы))) Всё-таки тут есть и намеренные противоречия с каноном (майар-"партизаны"), и отсебятина... Но я старалась именно "раскрывать намёки". Основывать историю на текстах Профессора, пропуская их через своё видение.

И да - отдельно благодарю вас за указания на ошибки. Как только исправлю их - напишу вам. Хотя, я думаю, отзыв править всё-таки не обязательно. Пусть будет. Для истории))
Bratislaw, я читал "Сильмариллион" давненько и не являюсь его фанатеющим поклонником, поэтому я остаюсь при своём мнении - очень и очень достойная канона работа!
Меня не переубедить! :}
Завершаю свои поползновения этой работой. И... Это достойный финальный аккорд!
Ух... Как "Сильмариллион" читаю.
Стилистически - прям вух! Просто вух!
Хотя мне читать было легко - но так же, как "Сильм", я просто такой язык хорошо воспринимаю.
Нет, какая же история про падение во тьму! Началось все с лени (интересно как!), а дальше - ошибка за ошибкой. И все растущий голод... И ведь на первых порах еще можно было остановиться - но ведь еще и гордыня могущественного существа, и горькая обида! Надо доказать, унизить, растоптать, отомстить - просто за слова. Показать, что Эру ошибался. Вот это слепое желание... Нет, ну какое же падение!
И какая же Вириломе знакомая в своих побуждениях. Как часто именно такие желания сводили с пути... И самообман, доходящий до того, что действительно перестаешь искать себе оправдания, потому что понимаешь их абсурдность.
А вот это вообще понравилось: "Ненасытная пустота лишила её выбора. Обстоятельства лишили". Конечно! А что обычно виним все мы?
И восхитительное описание голода, все растущего, и растущего, достигающего высшей степени!
Для меня Унголиант еще с "Сильма" очень интересный персонаж - темная айну в таком жутком обличье, испытывающая страшный голод и жаждущая света... А почему?
А вот почему! Вы все так развернули, что действительно верится. И в нее - как все валар сначала прекрасная (и такая почти до самого конца - но все разрушающаяся...). И ее взаимоотношения с Мелькором интересно показаны...
Да, есть намеренные элементы АУ, но общий мотив текста теперь можно и на "Сильм" переложить.
Нет, какая же роскошная паучиха!
А восхитительный Мелькор? А Эру, поступающий по старому-доброму принципу всех Создателей: дать всем какую-то роль и не объяснить ее смысла - всех ведь испытывать нужно... Да уж...
В общем, хочу сказать, что для меня это восхитительное завершение феста!
В коллекцию "блошек": "ляпнул" стилистически, мне кажется, выбилось из текста. И еще что-то цепануло - если найду, добавлю... А еще - опечатки ("быть поверженным", а не "поверженному", например). И запятые бы кое-где перепроверить...
Даже сказать больше нечего...
Отличный текст!
Эх, и все же... Какой концепт...
Спасибо!)
Показать полностью
Bratislawавтор
Viara species
Спасибо вам огромное за столь развёрнутый отзыв и прекраснейшую рекомендацию! Нет, правда)) Она сама, будто отрывок из харадского гимна, где упоминается падение Унголиант)))

Началось все с лени (интересно как!), а дальше - ошибка за ошибкой.
По задумке, лень была... не то, что частью сущности Вириломе, но её слабым местом. И возникла она тем же путём, что и гордыня Мелькора. Если тот был создан самым могущественным айну, отчего возгордился, то эта была тихая-мирная-спокойная... ну и перебрала с этим малость))

И какая же Вириломе знакомая в своих побуждениях. Как часто именно такие желания сводили с пути... И самообман, доходящий до того, что действительно перестаешь искать себе оправдания, потому что понимаешь их абсурдность.
О, да)) Я тут подбирала список очень долго и намеренно. Такие, чтобы проистекали одно из другого, и были как ступеньки, ведущие вниз. От удовольствий духовных - к удовольствиям плотским, всё более и более животного качества. Безумным и захватывающим настолько, что и вправду перестаёшь искать себе оправдание.

А восхитительный Мелькор? А Эру, поступающий по старому-доброму принципу всех Создателей: дать всем какую-то роль и не объяснить ее смысла - всех ведь испытывать нужно...
Эх, "восхитительный Мелькор" для меня вторая по ценности похвала, после сравнение стиля с "Сильмовским"))) Потому что правда, было очень сложно прописывать образ. Сохранить величие и коварство, но не перемудрить и не удариться в фанон, где он - няша))

Насчёт же испытания Эру - тут есть объяснение, но не знаю, насколько ясное из текста. Эру так сделал не потому, что хотел намеренно подставить кого-либо. Он дал айнур свободную волю и хотел посмотреть, как они ею воспользуются. Чтобы потом не ограничивать, к примеру, того же Мелькора, и самому не жалеть - мол, посадил Арде не того короля. То есть, это было даром выбора, а не наказанием. К тому же, Эру не лишал их права всё изменить, как сделал тот же Оссэ. Но - нет, им обоим захотелось сгибать палку, пока не треснет, до всем известного итога.

В коллекцию "блошек": "ляпнул" стилистически, мне кажется, выбилось из текста. И еще что-то цепануло - если найду, добавлю... А еще - опечатки ("быть поверженным", а не "поверженному", например). И запятые бы кое-где перепроверить...
Так-с, гляну, сильно ли мешает это "ляпнул". А за очепятку и указания на запятые - спасибо))) Я иногда не всё успеваю проверить, а со словами выходит так, что порой ошибки замечаются только, если вглядеться... Запятые же всегда были моим слабым местом...

Спасибо!)
Вам ещё раз спасибо за столь потрясающий разбор! Очень рада, что моя чёрная пушистая паучиха сумела вас очаровать)))
Показать полностью
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх