Сказки-страшилки составляют очень колоритную и довольно немалую часть русских народных сказок, и события в них не по-сказочному серьёзные, жестокие. Более того, многие популярные сейчас вполне невинные сказки — «Красная шапочка», «Золушка», «Спящая красавица» — это всего лишь рафинированная переделка более древних и куда более кровавых вариантов. Возникает резонный вопрос — как же могло прийти в голову взрослым рассказывать подобные сказки своим детям? Объяснить это можно условиями жизни в те далёкие времена, когда сочиняли эти сказки. Дети и родители жили в одном помещении, спали на одной кровати. Тут рождались их братья и сёстры, умирали больные и старые. Поэтому некоторые вещи, которые сейчас могут вызвать испуг или отвращение (например, вид туши коровы, свежеразделанной для приготовления еды), раньше воспринимались спокойно, без эмоций — как само собой разумеющееся.
Страшные сказки для детей — это часть детской жизни. Без них эта жизнь была бы намного скучнее. Слушая сказку-страшилку на ночь, ребёнок ассоциирует себя с её положительными героями — Иваном-царевичем или Василисой Премудрой, Мальчиком-с-пальчик или Красной Шапочкой. Мысленно побеждая вместе с ними Бабу-Ягу или Кощея Бессмертного, злого волка или людоеда, ребёнок учится смелости, инициативности в борьбе со злом, сочувствию. Во время восприятия таких сказок развивается и закаляется эмоциональная составляющая личности ребёнка. Он учится преодолевать свой страх, верить в то, что в итоге история всё равно закончится хорошо.
Надо заметить, что в детских народных сказках наличие и развитие страшных персонажей строго дозированно. Та же баба Яга далеко не всегда вызывает ужас. Довольно часто она выглядит смешной, умному и доброму главному герою её достаточно легко обмануть, а иногда она даже помогает ему, чем вызывает сочувствие у маленьких слушателей. Часто страшный в реальной жизни зверь, например, волк, в сказке служит добру («Иван царевич и Серый Волк»). Этим народные сказатели хотели показать, что в каждом, даже вызывающем на первый взгляд только отрицательные эмоции человеке, можно разбудить доброе начало или, в крайнем случае, перехитрить его.
Все ужасы, описанные в сказках, глубоко символичны; за каждой деталью кроется особый смысл, позволяющий выдуманному сюжету побеждать настоящие кошмары маленьких слушателей. Герой попадает в пещеру, и ребёнок вместе с героем учится преодолевать страх темноты. Смельчак сражается с великаном, а малыш пытается справиться с проблемами, которые во много раз больше него, — например, со смертью близкого человека.
Очень страшные сказки нужны каждому ребёнку ничуть не меньше, чем все остальные. Об этом могут сказать сами дети, которые эту категорию сказок любят, пожалуй, больше всего. Ведь чем страшнее опасность, тем радостнее чувство победы, тем ярче переживания, тем сильнее торжество добра. Убирая из сказки страшные детали, современные авторы оставляют ребёнка наедине с неразрешимыми вопросами, которых он ещё не в силах осознать, высказать и тем более — правильно на них ответить.
Входит в цикл: Русские народные сказки