↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Montpensier
В блоге фандома
Графиня де Монсоро
21 апреля 2019
Aa Aa
#интересности

И. Кон "Мужское тело в истории культуры"
И Кон как всегда жжет и пепелит...

Святой Себастьян

О том, как сложно переплетались личные мотивы и предпочтения художников с социальным и культурным заказом, свидетельствует иконография одного из самых популярных мужских образов эпохи Ренессанса Святого Себастьяна. Его писали более 200 разных художников. При этом в образ святого вкладывался совершенно разный смысл. Себастьян выступает то как защитник людей от чумы, то как человек чудом спасшийся от смерти, то как воплощение духовной красоты, то как всеобщий соблазнитель, то как персонификация однополой любви.
Изображения святого давали обильную пищу воображению, позволяя зрителю, в зависимости от собственных пристрастий, идентифицироваться как с самим Себастьяном, так и с его палачами. Согласно одному рассказу "Святого Себастьяна" кисти Фра Бартоломео даже убирали из церкви, потому что он возбуждал греховные помыслы у прихожанок, а возможно, и у монахов.
Кстати, стрелы символ многозначный. Они несут смерть, но это и фаллический символ. Стрелы также знак любви. Выражение "стрелы любви" было широко распространено в поэзии эпохи Возрождения. Когда художник надписывал на стреле собственное имя, это могло не только подтверждать авторство картины, но и быть признанием в любви к изображаемому персонажу. Современники нередко называли даже имена конкретных юношей, с которых художники писали своих Себастьянов, утверждая, что между мастером и моделью существовали любовные отношения. Подобные слухи придавали образу святого Себастьяна гомоэротический характер (впрочем мадонн ведь тоже писали в обычных смертных женщин)
Один из самых чувственных и сексуальных Себастьянов принадлежит кисти Пьетро Перуджино. Это прекрасный эфеб, нечувствительный к боли, с горящими глазами. Его пенис едва прикрыт красивым шарфом, за которым видны лобковые волосы. Сцена казни является для художника лишь предлогом демонстрации обнаженного тело.

В эрмитажной версии художник даже написал на стреле собственное имя.

Художники Ренессанса сумели представить обнаженное и связанное мужское тело не столько страдающим, сколько пассивным и получающий удовольствие от своей беспомощности. Таким образом они не только объективировали свои (и зрительские) садомазохистские чувства и желания, но и подрывали традиционный фаллический стереотип мужчины как субъекта и хозяина положения. Этим можно объяснить тот факт, что образ святого Себастьяна не потерял популярности и в новейшее время.
21 апреля 2019
4 комментариев из 19
Я тоже чего-то нашла, но пока не читала. Позже скину.
Вот для меня это осталось непостижимым. Других - пожалуйста, на себе очень сложно, челку еще ладно.
Хороший парикмахер- это как волшебник:)))
Montpensier
О, он много где фигурирует в качестве мотива (хотя нечасто именно под своим именем, он больше узнаваем по описаниям и метафорам))

Есть отсылки к Св. Себастьяну и у Томаса Манна ("Смерть в Венеции", например - вот уж у кого хватало гомоэротических тем, так это у него), и у Орвелла в "1984". А наш любимый маркиз Поза у Шиллера явно Св. Себастьян по многим параметрам, хоть автор и его и не упоминал))

Я была уверена, что образ попадался мне и в более ранней литературе, но сейчас не припомню, в какой) Поищу!
Montpensier
Спасибо! Очень интересно! Сколько же всего хочется прочитать!%)
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть