↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
ReidaLinn
20 апреля 2022
Aa Aa
Вчера мы с женой, поддавшись внезапному порыву, пересмотрели "Месть ситхов". Забавно, как хорошо авторам этого отнюдь не глубокого произведения удалось отразить состояние ума злодея. То, что говорит Энакин, могло бы показаться гротескно безумным, если бы я не знал, что это не гротеск - именно так _на самом деле_ выстраиваются логические цепочки в голове любого негодяя.

- "Я присягал Республике и демократии, поэтому джедаи, которые выступают против канцлера - предатели, а мы с канцлером преобразуем Республику в империю"

- "Джедаи хотят убить всех сенаторов (?!), чтобы захватить власть. Чтобы это предотвратить, нужно пойти в Храм и убить всех джедаев. Особенно вот этих маленьких детей"

- "А, нет, погодите, все не так. Я убивал детей не для того, чтобы эти дети не перебили галактический Сенат, а для того, чтобы постичь Темную сторону Силы и спасти свою жену. А теперь я придушу свою жену, потому что её отношение к убийству детей - это предательство меня и нашей любви"

- "Джедаи устроили заговор, Падме!" - "А ты?" - "Я всегда буду верен канцлеру". Несколько дней спустя - "Я могу свергнуть канцлера! Мы будем править империей вдвоем, ты и я!"

Да, да все так. Злодейство и такое состояние ума - если это всё ещё можно называть умом - вещи неразделимые.

Единственной фальшивой нотой во всем этом звучит нытье недодушенной Падме - "Оби-Ван, в нем есть добро! Я знаю!". Да, мы все тоже знаем, что Лукас был с Падме солидарен. И решил нам показать, как человек, систематически, безжалостно и с удовольствием творивший зло, который начал с убийства маленьких детей, а закончил уничтожением целых планет, в последнюю минуту обращается к добру. Которое все это время в нем жило, да-да. Дайте мне носовой платок... хотя лучше сразу ведро - буду блевать.

Меня вот многие читатели упрекали за то, что главный герой упорно верит в то, что его недруг - человек, по сути, не плохой, просто несчастный, обозленный и запутавшийся. Потом, после моральной эволюции и исправления старого недруга, кто-то из людей соглашался с автором и говорил - а может, так оно и правильно. Может быть, в идеале так и нужно. И вообще это - не идиотизм, а христианские мотивы.

Но тут важно разделять. "Идиотизм", "сочувствие" и "христианские мотивы" - это вещи разные.

К примеру, в отношении дан-Энрикса к Дарнторну никакого христианства нет, есть только самое обычное мягкосердечие и сострадание. В конце концов, Дарнторн был ещё очень молод. Он не сделал ничего по-настоящему плохого. Никого не убил, не пытал, ни насиловал. Да, соврал, присвоил не принадлежавшую ему награду. Да, тиранил своих сверстников вместе с компанией друзей. Но есть множество людей, которые в школе обижали своих одноклассников, а потом выросли и стали замечательными, честными и добрыми людьми. Которым не только стыдно за то, что они делали, но и которые просто не очень понимают, как им это в голову пришло.

К Энакину такая логика не применима. Та граница, за которой в принципе уместно человеческое понимание, прощение или эмпатия, им пройдены.

Нет, я не отрицаю возможность духовного преображения даже _очень_ дурного человека. Только это - чудо, пароксизм раскаяния, то, что происходит вопреки всему и вся. И человеческим умом этого не объять и не понять. Говорить о возможности подобного явления - это религиозное мышление. В таком ключе - это нормально, потому что такой способ рассуждений подразумевает, что мы разом опрокидываем все законы бытия. Мы постулируем, что Бог может сотворить чудо и спасти злодеев от самих себя, потому что мы верим, что Бог в принципе может и хочет спасать людей. Освобождать от зла злодеев, исцелять калек и воскрешать из мертвых.

Эту логику можно поддерживать или не принимать, но в ней есть смысл. А когда кто-нибудь видит, что человек психопат, убийца и последовательный, закоренелый негодяй, но продолжает нести чушь про то, что "в нем живёт добро, я знаю!" - это хуже, чем идиотизм; это разврат. Добро, которое живёт в таких условиях, сосуществует с такой логикой и таким поведением - это определенно не "добро".

С этой идеей, что христианское отношение к злым людям подразумевает, что ты веришь в них, прощаешь их и всегда готов распахнуть для них объятия, и это твое отношение их обратит к добру, есть одна тонкость. Это абсолютно верно - если ты святой. Святой чем-то похож на Бога - он, во многом, по ту сторону любых законов бытия. И, что ещё важнее, его ум практически неуязвим для зла. Поэтому злой человек его душе не навредит и его разум не отравит. А вот всем остальным лучше бы правильно оценивать свои возможности. И не лезть со своим "пониманием" (непониманием) в тот лепрозорий, который собой представляет ум по-настоящему дурного человека. Ему не поможешь, а себя загубишь.


#звездные_войны #сталь_и_золото #месть_ситхов #энакин_скайуокер #христианские_мотивы #зло #star_wars
20 апреля 2022
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть