↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
elefante Онлайн
29 апреля в 00:52
Aa Aa
#реал #Венеция

Сегодняшний пост - заключительный. Говорить о Венеции можно бесконечно, однако пора и честь знать - тем более что на носу очередная поездка, и после неё образуется новая порция фото и впечатлений.

Как и обещал, речь сегодня пойдёт всего о двух локациях, но обе будут чрезвычайно насыщенными.

Первая послужит своеобразным мостиком от предыдущей темы с храмами - вроде и не церковь в чистом виде, но и абсолютно светским учреждением тоже не назовёшь. Это знаменитая Скуола Гранде ди Сан Рокко.

Сама по себе скуола как организация родилась в Средневековье, и подобные заведения существовали по всей Европе. Изначально это название подразумевало под собой некое братство по цеховому признаку, религиозный оттенок присутствовал, но не был главенствующим, а сама организация несла общественные и благотворительные функции без какого-либо серьёзного политического веса. Однако в Венеции, ясное дело, всё всегда было не как у людей, и потому тут роль скуол была гораздо значительней.
Мелких существовало много, и они сохранили первоначальный смысл профессионального цеха, но помимо них в Венеции существовали шесть так называемых "скуоле гранде", и в каждой насчитывалось по несколько сотен членов - их пожертвованиями и обеспечивалась вся деятельность. Только в Венеции эти организации находились под патронатом государства, имели своего святого покровителя, но не имели прямой связи с церковью (и, как следствие, от неё не зависели), и при этом являли собой весьма серьёзную силу в общественной жизни города. Деятельность скуоле гранде была весьма широкой - помимо благотворительности, у неё имелись образовательно-менторские функции, свой довольно строгий этический уклад, для членов проводились совместные молебны и философские диспуты, а также решались насущные вопросы городской жизни того конкретного района, где данная скуола была расположена. Скуолы имели выборное правление, все члены братства считались равными, более того - аристократам запрещалось занимать в ней официальные посты. В главный государственный праздник - день Св.Марка - все скуоле гранде принимали участие в торжественном шествии вокруг собора Сан Марко. И у каждой большой скуолы была своя "специализация", если можно так сказать - во всяком случае, своего святого покровителя выбирали не просто так, а со смыслом.

Скуола, о которой пойдёт речь, носит имя Святого Роха, и с самого начала существования в качестве основной деятельности декларировалась помощь больным и страждущим. В сестьере Сан Поло, где она стоит, исторически было много аптек и цирюлен, так что выбор направленности вполне объясним. Вышеупомянутый святой считался защитником от чумы, а венецианцы на своей шкуре прочувствовали, что это такое, поскольку столкнулись с этой заразой первыми в Европе, завезя её на своих кораблях. И, к слову, впоследствии наградили всех остальных - сперва непосредственных соседей, а далее по цепочке.
Так что святой был выбран со знанием дела, ну а дальше венецианцы поступили как обычно - то есть со свойственной им хваткой и непрошибаемым цинизмом.
Святой Рох? Замечательно, очень подходит. Откуда он там был? Из Монпелье? Не вопрос, Монпелье так Монпелье. Святого Марка же из Александрии стырили, чем святой Рох хуже. Даже ближе ехать.
Короче говоря, заручившись поддержкой францисканцев из Фрари (и получив от них в пользование часть монастырской земли под строительство собственной церкви и самой скуолы), венецианцы, не моргнув глазом, спёрли мощи этого самого Роха из Монпелье и торжественно водрузили их на новом месте. Случилось это всё в конце 15 века, и уже к началу 16 были построены и та церковь, и та скуола, что мы видим сегодня. В непосредственной близости от Фрари, конечно - и с благословения её хозяев. И дальше это здание начали любовно и тщательно украшать силами лучших художников и мастеровых города. А в это время звонких имён в Венеции имелось предостаточно. В 1560-х годах был объявлен конкурс на росписи (если совсем точно, на картины - фрески в Венеции вообще практически не писали, сырой климат убивал их слишком быстро), и в этом своеобразном тендере участвовали Веронезе, Сальвиати, Тинторетто и ещё пара менее известных товарищей. Победил, как известно, бешеный Тинто, и за 23 года работы в означенной скуоле не осталось ни одного угла, в котором не было бы его работ. Это вершина его творчества и один из самых грандиозных циклов во всей мировой живописи.

Вот, смотрите сами. Признаться, я сам по-настоящему понял, что такое есть Тинторетто как явление, именно здесь. И почему его называли бешеным - тоже. На мой взгляд, ни в одном музее такого эффекта он не производит. Нормально сфотографировать живопись я бы не смог, конечно, поэтому в основном общие планы, но и они кое о чём говорят. К сожалению, знаменитое Распятье на реставрации, но и без него впечатлений хватает.

Фасад.
https://imgur.com/a/qI2Gy06

Ну и дальше входим внутрь.
https://imgur.com/a/fsAMKtb
https://imgur.com/a/ljSyUP6
https://imgur.com/a/7jvBcf5
https://imgur.com/a/qK8TMwI

https://imgur.com/a/nx89AMn
https://imgur.com/a/6QCaQZR
https://imgur.com/a/H9LeV9U
https://imgur.com/a/BLhwexs

https://imgur.com/a/vX8DlvR
https://imgur.com/a/dEcfyfQ
https://imgur.com/a/BeKMxWk
https://imgur.com/a/D3CzXbJ

https://imgur.com/a/iswOtEA
https://imgur.com/a/eiyfaq8
https://imgur.com/a/SIbTKeT
https://imgur.com/a/dMaXUBy

https://imgur.com/a/ye2dcxr
https://imgur.com/a/Ks021Qk
https://imgur.com/a/N7ORASf
https://imgur.com/a/QWZf2Du

https://imgur.com/a/MgIdRF2
https://imgur.com/a/78H89cn
https://imgur.com/a/VuMmLNK
https://imgur.com/a/RmlrC9C

Я не приврал, говоря, что Тинторетто тут везде - даже поднимаясь в сокровищницу на самой верхотуре здания, на весьма узкой лестнице - фактически в коридоре! - и то обнаруживается Тинторетто. Его даже не рассмотреть, не то что снять - холсты огромные, всё в диком ракурсе, свет так себе... но уж как есть. Не пропадать же добру - вот, висят, украшают.

https://imgur.com/a/7c2Oq2l
https://imgur.com/a/G1TbC2J
https://imgur.com/a/U8ALx7K
https://imgur.com/a/SKg0dRv
https://imgur.com/a/y6stJg2

Честно говоря, вываливаешься оттуда в мыле. Я вообще устаю в музеях, поскольку это не просто удовольствие - я невольно начинаю там работать, но после таких гигантов, как Тинторетто, Тициан или Микель - особенно. Чистый восторг - и в то же время реально как вагон чего-то тяжёлого разгрузил.

Поэтому после этого посещения я решительно двинул обедать, и за едой вылакал меццо красного, даже не заметив. И только после этого чуток отпустило.)

Надо сказать, что великая венецианская тройка - Тициан, Веронезе, Тинторетто - не только стопроцентные живописцы милостью божьей, они ещё и стопроцентные венецианцы. Все самые значительные их работы сделаны в Венеции и для Венеции. Разумеется, при их бешеной продуктивности и длинной жизни (все трое прожили долго и сохранили работоспособность практически до последнего дня, Тициан даже умер за работой с кистью в руке) они создали множество работ, со временем разлетевшихся по миру, но только о Веронезе можно сказать, что он работал не только для Светлейшей, но и в других местах. Впрочем, лучшее из Веронезе, на мой взгляд, тоже осталось здесь, в Венеции - в её дворцах, церквях и музеях. Этих троих невероятно ценили при жизни, они составляли славу Светлейшей - точно так же, как составляли её мастера Арсенала, стеклодувы Мурано и купцы Мерчерии. И именно их (и таких, как они) привлекали на все самые значимые для республики объекты, и потому помимо портретов и прочих частных заказов насладиться их мастерством можно в первую очередь в самом большом светском сооружении города, в главном месте всей венецианской государственности, в её сердце и средоточии - во дворце дожей.

Само по себе это фантастическое по красоте сооружение, но, надо отдать должное - ему ещё и несказанно повезло. Его средневековый и странный фасад каким-то чудом сохранился не перестроенным; то, что мы видим сегодня - живой 14 век. Его не смог уничтожить даже серьёзный пожар во второй половине 16, потому что восстановительные работы были проведены крайне деликатно и затронули только внутреннее убранство. Правда, внутри действительно было переделано много - благо, было кем. Однако все великие имена венецианской живописи - от Беллини до Тьеполо - там присутствуют вне зависимости от всех катаклизмов. И самая большая в истории картина маслом (22мх9м) тоже находится здесь - это знаменитый "Рай" в торце зала Большого Совета. В продолжение сегодняшней темы - думаю, уже понятно, кто её автор.)

И этот разительный контраст экстерьера и внутреннего убранства так же внезапен и прекрасен, как уже упомянутый контраст фасада и интерьера стоящего рядом Сан Марко.

Внутренний двор, галереи и часть парадной "золотой" лестницы.
https://imgur.com/a/qlYJfSA
https://imgur.com/a/W81qw5W
https://imgur.com/a/zk8ZQJg

https://imgur.com/a/wvtA5Yn
https://imgur.com/a/HvWBLqf
https://imgur.com/a/GTuhuoB

Дальше пойдут интерьеры, но прежде хочу обратить ваше внимание - вся эта бесконечная вереница роскошно расписанных, раззолоченных и всячески украшенных залов имеет отношение ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО к представительским и служебным помещениям, то есть фактически к государственной собственности. Совет Большой, Совет Малый, Совет Десяти, Приёмная для иностранных послов, Кварантия, Комиссия адвокатуры, Комиссия Судей, Комиссия ещё чёрт знает какой холеры... их тут без счёта. Но среди всего этого нет ни одной комнатки из частных покоев дожа. На контрасте достаточно вспомнить Ватикан - да, там тоже есть парадные помещения, но роскошные апартаменты, сохранившиеся от его многочисленных обитателей, украшены ничуть не менее затейливо и богато. А комнат, в которых много веков подряд жили дожи, даже не показывают - просто потому, что там и показывать нечего. Понятное дело, спали они не на соломе, но это всё равно было просто ничем не примечательное служебное жильё, времянка - большинство дожей, переезжая сюда, просто забирали из фамильного дворца часть своей домашней мебели. Которую потом, после его смерти, возвращали обратно. Полагаю, они бы вообще не очень стремились куда-то переезжать, но после избрания им по закону полагалось жить во дворце. Они не имели права видеться с иностранцами с глазу на глаз, не имели права принимать никаких подарков свыше означенной (весьма малой) суммы, не могли вести никакой коммерческой деятельности, находясь на посту, даже не имели права отсюда выходить просто так, только с сопровождением и по какому-то важному случаю, - у них была масса весьма жёстких и неудобных запретов по множеству пунктов, и уж тем более никто бы им не позволил как-то индивидуально украшать свои комнаты за госсчёт. По мнению венецианцев, должность дожа всегда оставалась просто должностью, с которой человека можно было подвинуть, низложить или даже казнить, если он начинал вести себя неадекватно. Причём это были не просто слова на бумаге - так происходило в реальности.
И эта обезличенность верховной власти - тоже абсолютно венецианская черта.

Но зато на облагораживание общественных помещений Светлейшая не скупилась никогда. Вот, полюбуйтесь.

https://imgur.com/a/l8JDTGf
https://imgur.com/a/1MU628C
https://imgur.com/a/54TymTj
https://imgur.com/a/Nj5Yrrd

https://imgur.com/a/cpsPwDo
https://imgur.com/a/P7QFGBs
https://imgur.com/a/YAXiWkP
https://imgur.com/a/kFlpIDV

https://imgur.com/a/MHZues0
https://imgur.com/a/fZEZJaM
https://imgur.com/a/EqBSI2E
https://imgur.com/a/wUoSfvM

https://imgur.com/a/0mkaClQ
https://imgur.com/a/7uKTvJE
https://imgur.com/a/HRR3IVl
https://imgur.com/a/MqY7bWa

Очень солидное место в экспозиции занимают оружейные залы - они великолепны, разглядывать их одно удовольствие, однако снимать трудно, потому как витрины нещадно отсвечивают и бликуют. Но несколько общих планов покажу.

https://imgur.com/a/Z1ARqas
https://imgur.com/a/QcKdNND
https://imgur.com/a/NEOYrq5
https://imgur.com/a/QNCSo9i

Маршрут следования по дворцу проложен так, что непременно заводит в тюрьму - само собой, как же без этого. Снимать там нечего - тюрьма и тюрьма - поскольку водят в самую новую из трёх имеющихся во дворце тюрем, Карчери. Она находится в отдельном здании, позади дворца через канал, куда попадают по знаменитому Мосту Вздохов. Более старые и известные Поцци и Пьомби, к сожалению, в стандартный маршрут не входят.

А вот это интересная история. Это фрагменты той старой средневековой фрески (именно фрески, что редкость для Венеции), которая украшала зал Большого Совета до того крупного пожара, о котором уже говорилось. Их сняли со стены и тоже бережно сохранили. Сейчас показывают в отдельном небольшом помещении перед тем, как войти в главный зал.

https://imgur.com/a/hlVEGTa
https://imgur.com/a/tvGoNg2

Ну и дальше - новая версия.

https://imgur.com/a/teSNOvH
https://imgur.com/a/h1yqTMg
https://imgur.com/a/RLKSXaW
https://imgur.com/a/3n44q8p

И ещё несколько залов поменьше.

https://imgur.com/a/1clma4B
https://imgur.com/a/APMkDcc
https://imgur.com/a/TgNewFC
https://imgur.com/a/aWrzbHE

https://imgur.com/a/l2NmXEo
https://imgur.com/a/xVBTjTy

На предыдущем фото виден ряд портретов дожей - каждый, кто был им избран, увековечивался в парадных залах. А на следующем снимке обратите внимание - вместо портрета просто чёрная тряпка с надписью. На этом месте был портрет дожа Марино Фальера, которого публично низложили и с позором казнили за попытку единоличной узурпации власти. Портрет был замазан, а надпись гласит, что Марино Фальер был вымаран с портрета, поскольку покрыл себя позором и был справедливо казнён.
Вот:
https://imgur.com/a/uVGC8Tm

Ну и ещё несколько комнат - для комиссий попроще.

https://imgur.com/a/Xd6cP0Y
https://imgur.com/a/8cJ6lUp
https://imgur.com/a/9uqfBQp
https://imgur.com/a/rfTCuEp

А потом - выход на нижний пролёт чудесной парадной лестницы, внизу которой пристроился первый покровитель Венеции - тот самый Святой Феодор.

https://imgur.com/a/RMTqA12
https://imgur.com/a/gfD8kPJ
https://imgur.com/a/nCt68qa
https://imgur.com/a/O9zm0eU
https://imgur.com/a/hFQIohK

А дальше - пара шагов, и вечерняя Пьяцетта...
https://imgur.com/a/Zw0c2r5
https://imgur.com/a/EKSvchJ
https://imgur.com/a/OvyWNsN
...которая сказочно хороша в любую погоду...
https://imgur.com/a/Oi5VbO3
...хоть со старым покровителем...
https://imgur.com/a/pqH012v
...хоть с новым.
https://imgur.com/a/mpqshaY


Впрочем, надо отдать ей должное - Светлейшая хороша и без них.
Просто сама по себе.

https://imgur.com/a/CH3xRNn
29 апреля в 00:52
1 комментариев из 2
elefante Онлайн
Alteya
Спасибо.)
Я был рад поделиться, и просто зафиксировать своё возвращение в Венецию после перерыва. С ответственностью заявляю - там по-прежнему хорошо.)
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть