↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Комментарий к сообщению


9 октября 2020
olva
Pardonne-moi за вмешательство.

Мы все, КАЖДЫЙ человек применяем рациональное мышление
Lesswrong начинался как ресурс, популяризирующий информацию о когнитивных искажениях и способах их преодоления. Нет, не каждый.

https://lesswrong.ru/book/export/html/262
2.5: Может, мораль истинна, потому что её законы можно вывести логически?
Дэвид Юм заметил, что невозможно доказать утверждения вида «должен» при помощи утверждений «является». Можно выписывать сколько угодно фактов физического мира: «огонь горячий», «горячие вещи обжигают», «ожоги вредят человеческому телу» – всё это можно объединить в одно утверждение: «Если огонь горячий, а горячие вещи обжигают, то тебе станет больно от прикосновения к огню». Но из этого никак нельзя вывести «следовательно, не нужно поджигать людей», если только заранее не принять утверждение «не нужно сжигать людей заживо».
Утверждения «должен» из других утверждений «должен» вывести можно. Например, утверждений «огонь горячий», «горячее обжигает», «ожоги причиняют боль» и «не следует причинять боль» достаточно, чтобы сказать «не следует поджигать людей». Подчеркну: так можно выводить моральные принципы, только уже имея в своём распоряжении другие моральные принципы. Обосновать же саму мораль таким способом не получится.
Кант думал, что может доказывать утверждения «должен» без уже существующих «должен» при помощи «категорических императивов», но это только потому, что он украдкой внёс в них всю свою моральную систему, как слишком очевидную, чтобы нуждаться в оправдании. Если вы мне не верите, прочитайте первые несколько страниц «Основ метафизики нравственности», пока не дойдёте до того места, где говорится о «доброй воле».
Если вся эта философская дребедень не для вас, подумайте о более простом примере: предположим, какой-то математик при помощи логики доказал, что этично носить зелёные вещи по субботам. Объективно нет никакой пользы от ношения зелёной одежды по субботам, и никому не повредит, если никто не будет придерживаться этого закона. Но, похоже, его построения непротиворечивы. Вы пожмёте плечами и станете следовать этому закону? Или скажете: «Кажется, тут провернули какой-то причудливый математический трюк. Наверное, носить зелёную одежду по субботам «правильно» в твоём понимании, но я думаю, это не имеет никакого отношения к реальному миру, и не чувствую побуждения делать это»?
Во втором случае вы ожидаете от морали каких-то других свойств, кроме возможности логически доказать, что так поступать - хорошо и правильно, а так - нет.

В конце концов, Юдковский не только рационалист (в чистом виде), но и консеквенциалист, и прочее разное. Естественно, что, так или иначе, он применяет привычные методы для аргументации и этической позиции тоже. Lesswrong — это цельная система убеждений, не только рациональность.

Забавно, что в некотором смысле критикуя Канта, Юдковский и сам тот ещё кантианец:
3.1: С чего бы мне присваивать другим людям ненулевую ценность?
Я как бы надеялся, что это одно из тех интуитивных представлений о морали, что есть у всех. Неважно, насколько сильно оно выражено, но так или иначе важно, живут ли другие люди или умирают, счастливы они или несчастны, процветают ли они или тонут в отчаянии/

И ГПМРМ — тоже не отдельный кусок этой идеологии, более того, как раз напротив — один из примеров того, как Юдковский не только поясняет за рациональность, но и поясняет за внутреннюю мораль своего движения, за консеквенциализм и всё прочее, что и так есть на lesswrong.

ГПМРМ мне не нравится, lesswrong — в том, что касается когнитивщины в общих чертах норм, но Юдковский слишком укладывает все яйца в одну корзину.

Для добрых МРМ человек должен просто много знать во всех областях науки или должен быть святым?
Иметь базовое желание и стремление к добродетельности/морали. В ГПМРМ тоже был Волдеморт, и он был сорт оф рациональным.
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть