Коллекции загружаются
Тед Чан — «Жизненный цикл программных объектов». Небольшая повесть, правда, пока читал, сложилось впечатление, что это большая повесть. Самая сильная попытка из тех, что я знаю, поднять проблематику искусственного интеллекта.
Причём, на очень многие вопросы автор глянул с неожиданной стороны. Например, что программные платформы устаревают и перенос получившегося ИИ с одной платформы на другую не всегда возможен (потому что стоит чудовищных денег), а не-перенос — это тупик, обрекающий на неизбежную стагнацию и гибель. Затронута и на удивление легко и изящно решена проблема юридических прав искусственной личности. Но поднята и направлена в тупик (думаю, намеренно) проблема «совершеннолетия» этой личности. Но может быть, стандарты зрелости для дигитанта не должны быть такими же высокими, как для обычного ребёнка; может быть, Марко уже созрел для того, чтобы принять такое решение. Марко совершенно спокойно воспринимает себя как дигитанта, а не как человека. Возможно, он не вполне представляет себе последствия собственных выводов, но Дерек не может избавиться от чувства, что Марко понимает свою собственную природу лучше, чем понимает ее Дерек. Марко и Поло - не люди, и думать о них, как если бы они были людьми, - ошибка, и он вынуждает их соответствовать его ожиданиям, вместо того чтобы позволить им быть самими собой. Что более уважительно: относиться к ним как к людям или принять тот факт, что людьми они не являются? В других обстоятельствах это осталось бы чисто теоретическим вопросом, который он мог бы отложить для последующих дискуссий, но дело в том, что вопрос этот напрямую связан с решением, которое нужно принять или отвергнуть здесь и сейчас. Если он примет предложение Binary Desire, у Аны не будет необходимости соглашаться на работу в Polytope, и вопрос звучит так: что лучше, программно изменить мышление Марко или фармакологически изменить мышление Аны? Ана понимает, на что идет, соглашаясь на предложение Polytope, в гораздо большей степени, чем осознает свою ситуацию Марко. Но Ана человек, личность, и каким бы удивительным ни представлялся ему Марко, Ану он, Дерек, ценит больше. И если одному из них - Марко или Ане - предстоит стать объектом нейрохимической манипуляции, он не хотел бы, чтобы это была она. Впрочем, не совсем в тупик, т.к. в итоге автор в лице своего персонажа принял решение предоставить своему подопеченому совершеннолетние права. Ещё в повести очень сильно звучат мотивы Экзюпери. Даже не столько «мы в ответе за тех», как просто о привязанности. Автор, как мне кажется, не пытается намеренно давить на эмоции. Но показывает картинку именно полную эмоций. И да, Скайнет не пройдёт. #Литература #Рекомендую Давид Монтеагудо — «Конец». 25 лет назад. Эль-Тьембло, вблизи ущелья Лос-Оскос. Кампания молодых людей, получив в своё распоряжение машину на несколько дней решили отправиться в путешествие: переночевать в заброшенном приюте, стоящим рядом с замком, а наутро осмотреть ущелье. Ночью вытащив свои спальные мешки, они улеглись на маленькой площадке перед домом, и стали глазеть на звёзды. Это было настолько романтично, что кому-то пришла в голову мысль: а давайте вернемся сюда через двадцать пять лет, в этот самый день, в это же самое время, несмотря ни на что. И все они дали торжественную клятву непременно собраться на этот юбилей, ничуть не сомневаясь, что все это обещание выполнят. Наши дни. Постаревшие друзья молодости шумной компанией отправляются на выходные в Эль-Тьембло. Они долго не виделись, но теперь их мало что объединяет, жизнь у всех сложилась по-разному да и мало у кого удачно. Неожиданно ход вечернего застолья прерывается странными событиями, которые начинают принимать мистические очертания и подчиняют себе дальнейшее развитие этой истории. Каждый из друзей на свой манер пытается объяснить череду свалившихся на них испытаний и пробует найти путь к спасению, опираясь на те отношения, что связывали их в молодости и на те чувства, которые они некогда питали друг к другу. Испания. Хотя, если честно, у меня не сложилось впечатление безоговорочно испанского колорита. Мистика. Вязкая и неторопливая, можно сказать, созерцательная. Что случилось — непонятно. Что делать — х.з.. Люди пытаются выбраться, но не получается. Надо сказать, характеры собравшихся весьма и весьма не очень. Довольно быстро начинаются скандалы и истерики. Собственно, скандалы начались ещё до того, как началось. Читая, я до самого конца надеялся получить объяснение происходящему или хотя бы услышать, что именно за жестокую шутку сотворили эти люди 25 лет назад с одним из них. Но — вотще. Книга теоретически может понравиться любителям мистики, загадочной и необъяснимой. А также любителям интереса ради краем глаза взглянуть на иную культуру, но в этом плане, честно говоря, я разочарован. Так что не рекомендую. 13 марта 2017
2 |