↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Матемаг
31 января в 15:17
Aa Aa
#музыка #ссылки #обзор_музыки

Обычно когда речь идёт о музыкальных метал-группах, то это человека 4 минимум: гитарист, басист, ударник и вокалист(ка). В симфоник-метале, за малым исключением, это 5 человек: те же, плюс клавишник. Иногда вместо клавишника или вместе – дополнительный гитарист. Иногда – вокалист. Но встречается и совершенно другой вариант: группы, состоящие из всего лишь 2 человек. Обыкновенно это композитор-мультиинструменталист, порой пользующийся приглашёнными музыкантами для записи, и вокалистка. В редчайших случаях это просто мультиинструменталист, ещё и поющий, но чистый мужской вокал, как уже говорил, – не моё.
Сегодня речь пойдёт о группе с именно нестандартным, сокращённым составом. Это Niovel – независимо издающаяся группа (ясен пень, исключительно виртуально – чтобы выступать вживую, нужно больше, чем 2, человека в коллективе) из Германии. Мультиинструменталист-композитор – это Симон (Simon Krajewski), а вокалистка – Жозефина (Josefiene "Fiene" Pertosa). Совсем недавно, в декабре 2023, группа выпустила свой третий альбом, а основана она – всего лишь в 2021, и оба первых альбома приходятся на двадцать первый год.
Поёт Жозефина довольно чисто, обычно средневысоко, почти без оперной округлости, скорее тонко, но довольно плотно. Иногда – низковато, как в начале «What Kind of Man». И, если мелодия даёт, то очень эмоционально, причём чаще именно лирика у неё получается лучше всего остального – в плане эмоций.
Помимо приглашённых гитариста и басиста для пары композиций присутствует живое пианино для одного из двух лучших треков альбома (вы поймёте). В самой длинной песне есть целых два гостевых вокала.
Первый, на мой взгляд, лучший альбом группы (потому что больше всего ярких песен) – это первый, «The Emerald Divide». Сложно как-то охарактеризовать музыку этого альбома целиком. Возможно, мягкая? Но и это неправда. Довольно многообразный альбом с очень разными песнями, которые не объединены общей атмосферой, но совершенно точно одного, общего, хорошо узнаваемого музыкального стиля. Наверное, в некоторых песнях первого альбома немало светлой грусти – и вокалистка её (и в целом эмоции) поёт очень красиво. Конечно, не всё мне понравились. Из четырёх частей «Ira'nos» две в середине мало того что не составляют целостность с остальными (а для коротких треков это, являющихся частями большей композиции это, на мой взгляд, почти обязательно), так ещё и не очень сами по себе.
Пожалуй, я разделю альбом на три категории: хорошее, парад замечательных песен и лучшее на мой вкус:) Внутри каждой группы сложно установить, что лучше, а что хуже, потому что песни очень, а местами очень-очень разные. Есть смутное ощущение, что многие песни дополняют друг друга атмосферно, формируют нечто музыкально целостное, контуры чего лишь угадываются в альбоме целиком – что-то, не описываемое явно – возможно, и являющееся стилем? Что скажете на это после прослушивания вы?

1) В группу «просто хорошего» войдут 4 песни:

Revolution – полудинамика (как вы увидите дальше, такого формата: полудинамики, не дотягивающей до динамики темпом, но имеющих её черты, у группы много). Атмосфера вдохновляющая, но яркость эмоций/мелодии средненькая.
Rise to the Occasion – похожая на предыдущую атмосферой песня, но более мягкая, более плавная, стелящаяся, тогда как «Revolution» скорее твёрдая и колкая.
Ira'Nos - Part 1: The Final Song of Man – полудинамика. С каплей светлогрусти и каплей же эпичности – очень… небанальное сочетание. Будь она несколько длинней и, пожалуй, завершённей, то легко вошла бы в следующую группу – но.
Ira'Nos - Part 4: Defend – тоже полудинамика. Как будто бы капля эпичности, как и в прошлой песни, но ещё что-то общее с песней «Flee» в музыкальных ходах, дающее песне некую мощь, раскрывающееся напряжение. Как и предыдущей, ей не хватает яркости. Вторая часть песни, однако, более лиричная, лёгкая, тяжелеющая обратно лишь к окончанию композиции.

2) 5 песен войдёт в группу очень хорошей музыки:
Immersion + Voice of the Deep – первый трек альбома – это инструментальное вступление, но это «правильная» инструменталка (в отличие от Ira'Nos - Part 2 и Part 3) – она совершенно естественно переходит в первую песню, причём переход организован таким образом, что можно слушать как со вступлением, так и без него. Это ещё одна полудинамика, очень яркая и сумрачная. Мне сложно выразить, какая точно атмосфера, какие эмоции выражает. Яркие. Не могу подобрать слова.
Straight at Its Face – а это почти динамика (припев мягковат и медленоват для чистой динамики). Тоже песня со смешанным, сложным эмоциональным наполнением – одновременно энергичная и протяжённая (это словно взято от баллады… причём иногда даже кажется, что фолковой баллады? хотя формально фолка здесь не чувствуется – но!). Пожалуй, вдохновляющая, но это в конце звучит вполне себе грустинка. Наверное, чтобы понять, надо анализировать текст песни, а я не хочу этого делать – это разрушает многообразие чуда.
Flee – семиминутная динамика, конечно, не как слеза младенца чистая (потому что 7-минутные песни почти никогда не бывают «чистыми» в симфоник-метале). Вот здесь никаких проблем с атмосферой нет – вдохновляющая, но при этом не грустная, но и не оптимистичная – нейтрально-вдохновляющая, довольно редкий вариант. Гостевые вокалистки – именно здесь (одна из них – стопудово оперница). Капля гроула – от композитора, ага, он и слегка поёт тоже. Интересно, что песня как будто бы всегда идёт «вверх» (не в смысле высоты звука) по ощущениям, но при этом умудряется то замедлять, то ускорять ритм (или ощущение ритма).
Where the Railroad Ends – и здесь мы дошли до чистейшей воды лирики. Хотел было сказать, что тут светлая печаль, как и во многих песнях, но… нет, пожалуй, это не так. Это скорее ностальгическая, что ли, печаль, а порою и не печаль вовсе, а мистичность и аромат дождя на заросшей полянке подле деревянного домишки в глубинах леса. Начало очень лёгкое, а завершение песни вполне металовое. Красивый и чёткий лейтмотив песни, но при этом чуть ли не противоположный таковому в предыдущей упомянутой.
Our Time – какое-то время я считал эту полудинамику-полулирику (да, и такое бывает) лучшей песней альбома. Сейчас другие две оттеснили её на третье место. Энергично-нейтральные части куплетов перемешаются с светлогрустными (но тоже энергичными!) – припевов. Очень красиво. Это очень… интересно собранная в плане атмосферы песня, сочетающее то, что я считал несочетающимся в принципе – агрессию плюс некую игривость – и светлую грусть. Как это вообще работает? 0_0 Завершение песни – это припев, но… без динамичной составляющей музыки – видно, какой песня могла бы быть. Та же мелодия, но какой контраст! Контраст контраста с бесконтрастностью, ага.

3) Две лучшие:
The Emerald Divide – чистая светлогрусть. Это не метал. Можно было бы сказать, что это акустическая версия… но никакой метал-версии этой песни не существует. Вообще не метал и не рок. Никакой тяжести. Просто голос и клавишные. И эмоции. Ничего лишнего, «обыкновенное совершенство». И ещё одно. Помните, в предыдущем обзоре я упоминал о редком типе песен – «зовущие вдаль»? Это одна из них. Только если «Pure Life Unfolds» от Temperance – это вдохновлённо-вдохновляюще-зовущая, то эта – зовущая сожалением и грустью о том, чего мы никогда не увидим. Далёким чудом, до которого не дотянуться. Блеском солнца сквозь дождь и звёздами, что за городом, вне больших и суетных огней, до которых, кажется, дотянешься рукой… и которые мы никогда не увидим. Детство, в которое не вернёмся. И свет, до которого не доживём. Тяжёлая, плотная, энергичная «Pure Life Unfolds» и медленная, разреженная, плавная «The Emerald Divide» точно дополняют друг друга до целого – две стороны одной медали. Интересно, наберётся ли когда-нибудь таких песен хотя бы семь? Кто знает…
What Kind of Man – «просто» это ещё полудинамика со светлой грустью и каплей вдохновения? Конечно, нет. Как и в «Voice of the Deep» здесь есть что-то неуловимое в атмосфере, сложно формализуемое. Что-то особенное, что-то, из-за чего это – одна из немногих композиций, под которую я писал Акт Творения в «Ином» (ср. с совершенно не похожей «Unspoken Words» от Temperance). Может быть, это нечто особенное в песне трогает только меня – уж не знаю, это индивидуально.

Следующий альбом, «Long Way From Neverland», вышедший в декабре 2022 года, также полон очень разных и запоминающихся песен. Пожалуй, он менее ярок в целом, и лучшая песня уступает паре лучших первого альбома. Присутствует несколько гостевых инструментов. Основной гостевой вокал – в последней песне альбома, мужской, сколько-то приглашённого женского бэка. Больше длинных песен. Пожалуй, это основные особенности и отличия.
Я вновь разделю песни на хорошие и очень хорошие. В этот раз будет лишь одна лучшая, но не буду выделять её из группы очень хороших отдельно – она… не настолько лучшая:) Итак:

1) Хорошие
To War – самая длинная песня альбома. Размашистая баллада с мрачными и эпичными нотами. Присутствует интересное ускорение темпа ближе к концу песни.
Stay Where You Are – спокойнотемповая, вдохновляющая, местами нагнетающая, но в целом светлая… с лёгким сложноидентифицируемым привкусом… обречённость, быть может?
Darling Demigod – совсем маленькая, но плотная недодинамика, светлая, энергичная, с каплей романтики… и налётом тревоги вместе с тем.
Ship That Never Sailed – очень любопытная песня. Это полноценная динамика бодрящая, с оттенком повседневного темпа, что ли (см. First Acolyte ниже)… и сожаления. Да, пожалуй, сожаления.
Siren in Disguise – сумрачная окололирика, сочетающая скорбь, печаль и надежду. Ближе к концу более светлая и на светлой же ноте завершается.
A Little More – почти динамика со слабым привкусом сожаления, грусти и духа противоречия (не спрашивайте, как это сочетание работает – просто Niovel). На самом деле, самая малоэмоциональная песня первых двух альбомов, на мой взгляд, чем и примечательна. Но это в целом, а проигрыш перед последним припевом очень даже яркий!

2) Очень хорошие
Initiation + First Acolyte. Сразу отмечу по введению в песню – оно гораздо хуже по сравнению с введением в первую песню предыдущего альбома (трек «Immersion»). Музыкально, я имею в виду. Возможно, по смыслу и лучше, но вы же помните, что я не рассматриваю песни по смыслу в 95% случаев? Что касается самой песни, то это околодинамика (медленноватая и местами протяжная (см., например, припев) для чистой динамики). Нейтрально (не светло-) вдохновляющая, самую каплю (не сравнить с «The Emerald Divide») зовущая вдаль и в значительной мере «рабочая», назовём это так – когда настроение песни связано с красотой обычных событий, что ли? Того, что идёт своим чередом. Нет, пожалуй, назову это «ходо-временностью». Эта песня в значительной степени ходо-временная, связанная с красотой предсказуемости и того, что всё идёт своим чередом. Также присутствует капелька мистичности и толика возвышенности. Очень цельная композиция. Ранее я считал её лучшей песней альбома.
Long Way from Neverland – длинная, трогательная лирика. Атмосфера – светло-грустная надежда, каплю вдохновляющая. Полуметал: в смысле, наполовину вообще не рок, а… эм, неоклассика, да? А во второй половине уже и басуха присоединяется с ударными. Песня, одноимённая альбому, и вполне этого достойна.
What Sleeps in This Land – вторая под длине песня. Почти баллада. Присутствует мужской речитатив и женский оперный вокал вдобавок к Жозефине. Очень красивая композиция, очень атмосферная, смесь мистики (нейтральной, не тёмной и не светлой) и лёгкой агрессии. Ещё интересен контраст легато и стаккато в песне – не именно в вокале, а в песне целиком: песня одновременно ритмичная и протяжная. Сие в целом свойственно симфоник-металу, но здесь как будто бы на этом контрасте сделан акцент.
Lies – лучшая песня альбома. Прежде всего, за оригинальность. Редкий случай… да ладно, чего это я. Это единственная чисто тёмная песня всех трёх альбомов Niovel. По-настоящему тёмная. Полулирика (есть ритмичные припевы). Тут и печаль, и безнадёжность, и отчаяние, немного мистичности, эпичный инструментальный проигрыш, ну и внезапно арфа (хотя я не очень-то различаю, просто посмотрел, а не заметил – в любом случае, интересно, что спецом для записи этого трека арфистку, как я понял, приглашали). В общем, это жемчужина альбома.

Третий альбом группы, «Never Strangers», вышел совсем недавно, в декабре 2023 года. В целом альбом это намного более сумрачный, чем предыдущие два. Собственно, первый альбом был самым светлым, второй – потемнее, а этот, несмотря на отсутствие таких вещей, как «Lies», ещё темней – уже полноценно сумрачный, ничего, подобного «Darling Demigod» или даже «First Acolyte» здесь нет. Впрочем, одна песня резко выбивается из настроения… да что там настроения – из всего творчества Niovel. Она же – лучшая песня альбома и, пожалуй, одна из трёх лучших (плюс «The Emerald Divide» из альбома 1 и «Lies» из альбома 2) в творчестве группы. Но доберёмся до неё своим чередом. Что ещё можно отметить по эмоциям? Много обволакивающих, мягких песен. Мало жёсткости, больше атмосферности, чем яркости. Что, собственно, сумрачности свойственно.
Помимо Жозефины в одной песне (Supernova) поёт ещё приглашённый вокалист Нассим (Nassim Arastoopour), а в сразу нескольких – некто Николь (Nicole Jaskot). В двух из них (Never Strangers и Supernova) Николь выступает наравне с Жозефиной. Она поёт более жёстко, скорее в полный голос, в то время как Жозефина намного мягче и тоньше – но частенько они поют плюс-минус в одном стиле, мне иногда сложно различать. Что касается Нассима, то значительную часть его вокальной линии составляет речитатив. Очень красивый, кстати. Ну и традиционно там и тут присутствуют бэки второго участника группы – Симона. Также есть ещё пара певцов/певиц (пол не у всех указан) в качестве бэк-вокалов – если честно, не уверен, что я их могу расслышать:) Ну и разумеется, приглашённые музыканты-невокалисты – гитаристы, арфистка, клавишники.
Думаю, не будет сюрпризом, что в целом мне альбом понравился меньше, чем предыдущие два, но это именно что в целом. Традиционно расположу песни по возрастанию годноты с моей точки зрения:
Monochrome Mind – не очень яркая, с… хм, слегка режущими скрипками. Ближе к балладе.
Forsaken – довольно светлая на общем фоне, но при этом несколько затянутая по ощущениям. Ближе к динамике, но недотягивает. Капелька вдохновения присутствует. В проигрышном куплете немного сумрачности.
The Factory Must Grow – динамика. Чем-то мелодия похоже на начало «First Acolyte», как будто одну и ту же мелодию развили разными способами. В целом, намного более плоская, чем «First Acolyte», слабоэмоциональная. Но динамичнее. И проще. Есть тёмные нотки.
Tension Rising – динамика, скорее не тёмная, не светлая и не сумрачная, а нейтральная. С каплей вдохновения. Красивый проигрышный куплет. В целом, на мой взгляд, есть немало интересных мелодийных переливов – то есть, ходов на микроуровне песни.
The Alchemist – сумрачно-эпическо-балладная песня. Есть смутное ощущение, будто бы начинается с середины песни, а не с начала – такое вот специфическое начало. Как будто сразу бросает в центр песни! И очень много, по ощущениям, будто бы «незакрытых» мелодийных структур – ухо ожидает, что сейчас какая-то мелодия «закроется», гештальт достроится – а вместо этого она перетекает в другую, и другая тоже не закрывается. Это создаёт определённые сложности при расслушивании – я лично «понял» эту песню самой последней. Очень специфическая, уникальная композиция в целом, неторопливая и атмосферная, при этом не включающая какой-то определённой эмоции как явной доминанты. Кроме того, много восхождений без нисхождений – мелодия идёт вверх… а потом другая мелодия идёт вверх. И так далее, это тоже оставляет ощущение обрывистости, притом, что песня – плавнейшая.
Rain – сумрачно-печальная… баллада, наверное? Сложно сказать, песня не менее специфическая, чем «Alchemist». Темп побыстрее будет. Эпичности здесь нет, есть некоторая доля лиричности, но небольшая. Гораздо более протяжённая. Уже нет ощущений незавершённости, но сумрачная завершённость – это не менее специфичная штука. Печаль представлена не только чистой печалью – имеются и оттенки сожаления, и горечи, и подавленности. Отдельно выделю концовку – после завершения «основной» части в песню включена инструментальная часть на полновесных 2 минуты, глубоко развивающая одну из мелодий песни. И эта часть – самая светлая часть песни. Очень интересная концовка, в общем.
Never Strangers – эта песня в чём-то похожа на «The Emerald Divide». Это тоже не метал вообще, а чистая неоклассика, здесь только клавишные из инструментов. Здесь Жозефина и Николь поют дуэтом. Как и в «The Emerald Divide», здесь много светлой грусти, но дополнением к ней является не зов-в-даль, а надежда. Если «The Emerald Divide» – это прохладная песня, то «Never Strangers» – тёплая. Как прохладный ночной ветер и тепло потрескивающий костёр. Как вы понимаете, я выбираю ветер, но, возможно, вам больше придётся по вкусу костёр?
He Who – неидентифицируемого типа песня – не баллада, не динамика и не лирика. Нечто среднее? Только стопроцентно не эпика, ничего эпического здесь нет. Стелящаяся печаль с примесью, пожалуй, ностальгии и самой толикой зова-в-даль (но возможно, что мне кажется). Если «Rain» скорее раскидывает вуаль печали вокруг, то «He Who» печалью слушателя обнимает. Ярче, чем «Rain», сумрачности здесь намного меньше, песня более чистая. Как и в «Tension Rising», очень красивый проигрышный куплет, который вносит совершенно новые краски в песню – мазок энергичности. Интересно, что это именно завершения – куплета после нет. По ощущениям, заканчивается на несколько мистической ноте.
Supernova – последняя и лучшая песня альбома. В чём-то она похожа на последнюю песню второго альбома, «What Sleeps in This Land» – и там, и там появляется мужской речитатив, и там, и тут песни длинные. Но на этом сходство заканчивается.
Во-первых, это полноценный дуэт Жозефины и Николь. Занятно, что пишут, будто бы Николь здесь бэк, но она здесь второй лид-вокал, без вариантов.
Во-вторых, это песня неклассической структуры (ср. с великолепной «Procession» от Nightwish – совершенно разные песни, но сходные именно неклассической структурой и обе очень красивые), здесь нет куплетов-припевов – только куплеты, причём зачастую разные.
В-третьих, это очень, очень, очень «открытая» песня. Я не музыкант, не знаю, какие термины использовать. Есть повышения тона (считай, частоты), есть понижения. И обычно завершённые фрагменты, или, проще говоря, мелодии, состоят из сочетания повышений и понижений. Но не «Supernova». Что-то подобное есть и в припеве «First Acolyte» – много повышений, не переходящих в понижения – как будто бы мелодии «открываются», но не «закрываются». Но «Supernova» в этом плане… хм… в общем, я, повторюсь, не музыкант, но насчитал буквально одно место с закрыванием. Всё остальное – чистые повышающие мелодии, переходящие в другие восходящие и так далее. То есть, почти все части «Supernova» заканчиваются на высокой ноте или средней ноте, но никак не низкой – уникальное явление.
В-четвёртых, в песне присутствуют два больших мотива. Я бы назвал их «вверх» и «сила». Не знаю, наверное, я зря это пишу, потому что, по идее, надо прям отрывками иллюстрировать. Эти два мотива соединяются, сменяют друг друга, разным образом преломляются. В начале этой 11-минутной композиции доминирует «вверх», более лиричный и светлый, но ближе к середине становится не меньше мотива «сила», а дальше они перемешиваются, соединяются.
Первая половина песни соответствует хотя бы структуре «куплет-куплет», но дальше можете забыть и о ней – это уже чистый рассказ, чья структура обусловлена исключительно нуждами истории. Ближе к третьей трети песни появляется и Нассим, и песня превращается в своего рода диалог. И в конце что-то вроде куплета ещё. Если честно. Я немного сломал голову, пытаясь разобрать точную структуру песни, хех.
Атмосферу 11-минутных песен описывать в принципе сложно. Там есть и грусть, и вдохновляющие части, и мощь, и эпичность, и сумрачность, и темнинка, и светлинка, но в целом я бы назвал настрой песни, настрой основных двух мотивов… созидательным, пожалуй. Возможно, это оттого, что песня настолько «открытая» – сложно сказать.
В общем, безусловно лучшая в альбоме и одна из лучших у группы. Очень красивая, рекомендую. И такая яркая, что до сих пор мурашки по коже.

Ссылки:
https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=6296188 или https://www.metal-tracker.com/torrents/336033.html – все три альбома на торрентами.
https://www.youtube.com/playlist?list=PLjY_L2UoBuiB8cOxgUC4rATmUSTfWRfLk – первый альбом полностью на ютубе плейлистом.
https://www.youtube.com/playlist?list=PLjY_L2UoBuiAcCXmHnsIT_PGLERs3XVdb – второй альбом полностью на ютубе плейлистом.
Третий альбом, к сожалению, только цельным куском на ютубе: https://www.youtube.com/watch?v=fMHGW64EORI
31 января в 15:17
2 комментариев из 10
А что скажете про группу "мельница"?
лена сырбу, я не слушаю русскоязычные (не русские - это важно; просто мне понимание песни в 99% случаев идёт в минус) группы, поэтому ничего не скажу. Название слышал, слышал, что много кому нравится. Больше ничего не скажу. Даже о жанре я хз.

Выше в этом треде я кидал комм на стартовый пост с вопросом, там явно указано, какие группы я буду разбирать, а именно: исключительно иноязычный симфоник метал с женским лид вокалом. Может быть, будет пара исключений, но точно не в смысле языка - скорее в смысле жанра.
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть