↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Стивен Моффат и его «сильные» женщины (джен)



Автор:
Рейтинг:
PG-13
Жанр:
Статья
Размер:
Миди | 82 Кб
Статус:
Закончен
 
Проверено на грамотность
Стивен Моффат, шоураннер культовых сериалов «Шерлок» и «Доктор Кто», и понятие «сильные женские персонажи» практически не могут существовать друг без друга. Но так ли женщины в сериалах Моффата сильны и независимы, как принято считать?
QRCode
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава

Маркиза де Помпадур — девушка (в беде) в камине

Фаворитка французского короля Людовика XV, непосредственно участвующая в государственных делах в те времена, когда женщины даже не добились равных с мужчинами прав, покровительница наук и искусств, творческая личность и интеллигентная особа, оставившая след в истории. Маркиза де Помпадур — персона, может быть, и противоречивая, если говорить о её растратах на роскошную жизнь и не самых лучших временах «правления», но точно весьма интересная. Может, потому во втором сезоне «Доктора Кто» Рассел Т. Дейвис и решил ввести сию героиню в сюжет, отправив Доктора и его спутников во Францию XVIII века. Учитывая, за какую эпоху взялись РТД и Моффат, мы могли ожидать красивого и атмосферного эпизода, а также знакомства с неординарной личностью. Эпизод и впрямь получился атмосферным и ярким, но только вот умной и сильной женщины мы в сериале так и не увидели, хотя, несмотря на этот неприятный, по моему мнению, факт, всевозможные критики оценивают «Девушку в камине» очень высоко, причём настолько высоко, что серия получила Бафту, а хувианы называют моффатский эпизод одним из лучших за всё время существования сериала. Но не будем рассуждать о том, заслуживает ли он звучащих в свою сторону дифирамб, и касаться сюжетных дыр серии, оскорбления спутницы Доктора и даже его самого — жутко ООСного и омерзительно себя ведущего [1]. Так как эта статья посвящена женским персонажам, я хочу поговорить непосредственно о мадам де Помпадур, или Ренетт, и объяснить, почему считаю, что Моффат прописал эту героиню однобоко и некорректно.

Не знаю, как остальные, а я во время просмотра «Доктора» представляла, кто такая маркиза де Помпадур, весьма туманно и понятия не имела, чем она прославилась. Так нужно ли удивляться тому, что у меня сложилось неверное впечатление о реально живущей когда-то женщине: как о красивой и непостоянной кокетке, единственным талантом которой можно назвать разве что успешное охмурение мужчин? Стоило мне открыть Википедию и узнать о мадам де Помпадур побольше, и я сразу же перестала оскорбляться исключительно за Роуз Тайлер и пожалела саму историческую личность. А ведь очень многие зрители, если учитывать, что сериал смотрят дети и подростки, ничего не знают о тех людях, которых им показывают на экране. Может, и сам Моффат мало что знал о женщине, которую прописывал, и в его глазах она является исключительно легкомысленной куртизанкой, что объясняет её поведение в сериале. Какой была показана маркиза де Помпадур во втором сезоне «Доктора Кто»? Влюбчивой ветреной особой, бросающейся с поцелуями на незнакомцев и беспардонно влезающей в чужую личную жизнь, не проявляя никакого такта в сторону людей, которые ей не нравятся. Женщиной в беде, нуждающейся в том, чтобы её то и дело спасал принц на белом коне, и не способной ничего сделать самостоятельно. Роскошной женщиной, влюбляющей в себя мужчин с первого взгляда, и возлюбленной Десятого, но не самостоятельным независимым персонажем. Собственно, главной темой серии «Девушка в камине» является именно несчастная любовная история Одинокого Ангела и единственной женщины, которая, по мнению Моффата, его понимала, любила и заслуживала, чего не скажешь о простушке, глупышке и дурнушке Роуз Тайлер, презираемой Стивеном с самого первого сезона. Была же Ренетт показана как умная, смелая и деятельная женщина со своими талантами? Являлась ли мадам де Помпадур активной участницей сюжета, или она только и делала, что сидела на месте, ожидая помощи от главного героя, по совместительству обаятельного и привлекательного мужчины?

Я могу припомнить только две сцены, по которым можно было понять, что мадам де Помпадур являлась не просто чьей-то там любовницей, героиней мыльной оперы и жертвой часовых роботов. В одной из этих сцен Доктор принялся расписывать достоинства Ренетт, и перечислено их было не так уж и мало, правда, всё это осталось лишь словами и на деле ничем не подкрепилось, так что попытку добавить к характеристике героини несколько положительных качеств я считаю неудавшейся. Ещё в одной из сцен Ренетт быстро сообразила, что происходит вокруг неё и каким образом Доктор попадает в некоторые из отрывков её жизни, не старея, и это был единственный раз, когда она была показана как женщина неглупая. Неглупая, сообразительная, но не умная, не талантливая, не упорная, не добивающаяся своего (если только это не касается мужчин). Действительно, зачем нам показывать мадам де Помпадур, занимающуюся государственными делами, ели это скучно и неинтересно? Зачем раскрывать её таланты и глубокие знания, если самый умный и крутой в сериале Доктор и восхищаться зрители должны им, а не второстепенными персонажами? Зачем вводить пару-тройку интересных людей, которые были «продвинуты» благодаря Жанне-Антуанетте и стали известными деятелями искусства, если серия посвящена не им? Пусть лучше мадам де Помпадур будет показана лишь как влюблённая в умного, сильного и храброго главного героя дамочка — это же такой интересный и оригинальный женский образ! Достаточно прочитать одно описание Ренетт на Doctor Who Wiki, чтобы понять, какой её видят хувианы: «Она показала удивительную смелость: вместо того, чтобы убегать от дроидов, мадам де Помпадур гордо заявила, что Доктор с ними расправится». Ну, в общем-то, никто и не сомневается в том, что чаще всего только Доктор способен расправляться с монстрами, а маркиза де Помпадур едва ли стала бы пытаться бороться с существами сильнее её, не имея возможности им сопротивляться, но не надо веру женщины в кого-то называть смелостью, да ещё удивительной.

Давайте будем честными и признаем, что на протяжении всей серии Ренетт только строила Доктору глазки или делала испуганный вид и что-то восклицала. Пустые фразы, хихиканье, флирт — это всё, на что моффатская Ренетт была способна, да и ввели её, только чтобы повлиять на развитие главного мужского персонажа и «раскрыть» его личность. К слову, саму любовную историю мадам де Помпадур и Доктора Теннанта я считаю странной и неубедительной. Наплюём на тот факт, что Доктор уже давным-давно был влюблён в другую женщину, забьём на сюжетные линии и все остальные серии первого — четвёртого сезонов и сделаем вид, что Роуз ничего для Доктора не значила и вообще не нужна была сериалу. Посмотрим на отношения между Доктором и Ренетт и подумаем, хорошо ли была раскрыта их история. Маленькая девочка встретила «любовь всей своей жизни» в собственной спальне. Для того, чтобы влюбиться, ей хватило двух коротких встреч: сначала чужой нелепо одетый мужчина разговаривал с девочкой через камин, а потом он, всё ещё остающийся для неё подозрительным незнакомцем, проник в девичью комнату. Доктор даже особо не старался, и всё же сразу стал воображаемым другом Ренетт, завоевал её юное впечатлительное сердечко и прочно обосновался в голове будущей куртизанки на долгие годы. Стоит же попытаться представить себя на месте героини, и ты осознаёшь, что совершенно не понимаешь поведения девочки, потому что оно нелогично. Почему Ренетт не испугалась незнакомца, весьма странным образом появившегося в её спальне? Почему в юном возрасте ей хватило двух встреч, чтобы влюбиться и проносить с собой чувства к Доктору долгие годы, когда в её жизни уже появился король Франции? Неужели Моффат думает, что маленькие девочки готовы дружно влюбляться в крутого Доктора после десяти (а то и меньше) минут, проведённых вместе, и трепетно жить с этой любовью всю свою жизнь, не имея представления о том, что этот чудак из себя представляет?

Даже если предположить, что Доктор действительно мог понравиться Ренетт при подобных обстоятельствах, как мне кажется, она едва ли стала бы при их третьей встрече, спустя много лет, нахально и бесцеремонно пихать его к стене, чтобы поцеловать. Романтичная сцена — изначально ужасно прописанная, а впоследствии вульгарно сыгранная и неудачно показанная (кто вообще додумался до того, чтобы демонстрировать страстные поцелуи на весь экран в детском сериале?), не может не оставлять неприятный осадок. Что касается Десятого, то он охотно, спасибо Дэвиду Теннанту, ответил на поцелуй незнакомого человека. Доктор — Казанова, готовый сходу влюбляться в первых встречных и заводить романтические отношения с едва знакомыми личностями? Простите, но Моффат немного ошибся сериалом. Что романтичного в поцелуях с женщиной, которую мы все, и Доктор тоже, только что видели ребёнком, и не попахивает ли от всего этого добра педофилией? Десятый не видел, как росла Ренетт, его не было рядом с ней, он даже толком не поговорил с повзрослевшей маркизой, чтобы между ними успела пробежать искра, и всё же эта женщина за пару секунд смогла влюбить его в себя, когда сердца Доктора определённо точно были заняты другим человеком. Я нахожу всё перечисленное весьма проблематичным. Не знаю, чьё поведение мне кажется более неадекватным, а влюблённость — странной, но оба персонажа не могли влюбиться друг в друга в подобных обстоятельствах. Нормальной реакцией со стороны девочки были бы обязательный испуг, а уже потом интерес, любопытство, благодарность и, после исчезновения загадочного мужчины, озабоченность. Чтобы Доктора полюбить, Ренетт нужно было хотя бы нормально пообщаться с ним. И да простят меня шипперы, но я не могу принять на веру столь сильную впечатлительность ребёнка, что она поспособствовала страстному увлечению Ренетт Доктором, и я просто-напросто не верю в то, что влюблённость в незнакомца способна быть настолько сильной, чтобы не угасать на протяжении долгих десятков лет, когда у тебя уже есть партнёр. Много ли найдётся людей, которые свои наивные детские влюблённости не перерастали и не забывали со временем? Много ли найдётся в мире женщин и мужчин, годами влюблённых в образ, а не в человека, даже во взрослой жизни?

Если говорить о Докторе, то он за свою долгую жизнь встречал немало харизматичных личностей, но не влюблялся в каждую мимо проходящую женщину и вообще подпускал к себе немногих. Он мог восхищаться мадам де Помпадур, но этого было мало для того, чтобы начать весело проводить время с поцелуями и танцевать с ней уже через пару минут после знакомства. Кроме того, всё-таки нельзя игнорировать, как бы многим этого ни хотелось, факта, что Доктор уже долгое время был влюблён в девушку, которую он хотя бы знал и с которой через многое успел к тому времени пройти, потому что по этой причине влюблённость Доктора в кого-то ещё, кроме Роуз Тайлер, невозможна вдвойне. Да, Доктору и Роуз не понадобились долгие годы, чтобы заинтересоваться друг в друге, и мы можем сказать, что любовь зародилась в их сердцах едва ли не с первого взгляда, но отношения героев всё-таки развивались и с каждым новым совместно пережитым переключением становились всё крепче. Как ни крути, нам было показано много взаимодействия между персонажами, а потому зрителям не нужно удивляться их чувствам и сомневаться в том, были ли они, учитывая прекрасно прописанную и достоверно сыгранную актёрами любовную линию. Любовную линию, в которой никто не торопил события, в отличие от «романа» Ренетт и Десятого. Для меня значительным аргументом в пользу пейринга Доктор/Роуз является тот факт, что герои встретились в то время, когда оба друг в друге нуждались. Десятый не нуждался во всепонимающей его особе, которая, к тому же, не показала себя как храбрая, смекалистая и добрая девушка, чтобы почувствовать к ней хотя бы малейшую симпатию. Доктор не был способен на безрассудную интрижку на стороне с кем бы то ни было, а особенно в то время, когда Роуз ещё не была для него потеряна. Конечно, Моффат добавил в сюжет одну из сцен, которая вполне могла бы объяснить влюблённость героев и привести их отношения к худо-бедному развитию, ведь в этом моменте персонажи проникли в сознание друг друга, однако здесь мы имеем два значительных «но».

Во-первых, Ренетт уже вовсю была влюблена в Доктора, а эта сцена непонятно почему последовала за поцелуем, который, вполне возможно, мог бы быть более перевариваемым и восприниматься как трогательный, если бы его вставили в серию чуть позже, в самое подходящее время. Во-вторых, Доктор, Доктор РТД и адекватный Доктор, никогда бы не позволил всем подряд лезть в свою голову и насильно внедряться «в душу». Здесь я хотела бы процитировать перевод хорошей статьи о серии «Девушка в камине», автор которой подмечает те же недостатки моффатской серии [2]: «В эпизоде есть сцена, в которой Доктор заглядывает в разум Ренетт, а в процессе она с помощью скрытых в себе психологических сил изучает его воспоминания. Эта сцена изображается как романтическая, в то время как над ней ещё стоит задуматься. Проблема в том, что Ренетт делает это без его разрешения. Хотя я не думаю, что это эквивалент изнасилования, это, безусловно, произошло не по обоюдному согласию, что неправильно. Заглядывать в чьи-то воспоминания без разрешения — серьёзное вторжение в частную жизнь, а Доктор — очень скрытная личность. Он держит своё имя втайне от всех, кого встречает, и переживает последствия Войны Времени и геноцида своего вида. Это ненормально, что какая-то женщина, которую Доктор едва знает, может просто вторгнуться в его разум таким образом и просматривать его воспоминания. И это изображается романтичным». Я могу только подписаться под словами автора статьи, потому что тоже не вижу в сцене ничего хорошего. Мало того, что Моффат прописал свою любовную историю непоследовательно и нелогично, так он ещё и превратил мадам де Помпадур в особу наглую и сующую свой нос куда не следует. Наконец, мне очень не нравится слащавость отношений между персонажами и пафосное поведение Ренетт. Она собственнически называла Десятого своим Одиноким Ангелом, вульгарно себя вела и думала об одном Докторе всю жизнь. К сожалению, после просмотра «Девушки в камине» невольно создаётся ощущение, словно у мадам де Помпадур ничего, кроме Доктора, не было и она долгие годы тоскливо ждала своего героя, не занимаясь чем-то толковым. «Мир демонов можно вытерпеть ради ангела», — фраза, говорящая о многом, ведь большей роли в сюжете, помимо банальной влюблённости в главного героя, мадам де Помпадур, как, видимо, считал Моффат, не заслуживала.

Мне было бы интересно посмотреть серию про Францию XVIII века и мадам де Помпадур, будь она написана другим сценаристом, не плюющим на исторических личностей, главных героев сериала и последовательность сюжетных линий. Я хотела бы увидеть Ренетт, противостоящую монстрам если не силой, то умом. Я хотела бы окунуться в её жизнь и посмотреть на мадам де Помпадур с разных сторон, оценив её по достоинству и восхитившись этой женщиной вместе с Доктором. Хотела бы узнать о том, что она сделала и за что мы все можем быть ей благодарны. Я хотела бы, чтобы серия «Девушка в камине» была посвящена реально живущей когда-то маркизе де Помпадур, и я искренне не понимаю, в чём популярность картонных персонажей, сырого сюжета, а также сентиментальной и явно лишней любовной истории, построенной на измене любимой девушке, что адекватных зрителей должно приводить в негодование. Печально, но неудачный эпизод «Доктора Кто» считается одним из лучших. Критики не замечают всех тех минусов, которые просто невозможно игнорировать, или им нравятся классистки-сексистские сюжеты про слабых дам в беде, достижения которых сценаристу не важны (не устаревшая ли это для двадцать первого века модель)? Стивен Моффат превратил действительно удивительную женщину в статичную героиню-любовницу и не обошёлся без кучи глупых стереотипов. Всем тем людям, которые посчитали мадам де Помпадур всего лишь красоткой-куртизанкой и оценили её исключительно с одной стороны, как когда-то это сделала я, советую прочитать об этой женщине хоть что-то, чтобы убедиться в том, что образ был прописан некорректно и оскорбительно, а Стивен Моффат превратил одну из великих женщин, имена которых остались в истории, в очередную дамочку, зависящую от мужчины и всю жизнь на нём зацикленную. Мадам де Помпадур не заслуживает того, чтобы о ней помнили исключительно как о красавице и деве с трепетными чувствами. Она заслуживает уважения. Как женщина, как человек и как влиятельная в XVIII веке личность, оставившая свой след.

Примечание к части

[1] Если вам интересно ознакомиться с моим кратким обзором на эту серию, добро пожаловать вот сюда: https://ficbook.net/readfic/3010056/7945123#part_content.

https://ficbook.net/readfic/6459378/19006182; https://ficbook.net/readfic/6459378/22895328#part_content — а здесь вы найдёте более поздние рассуждения о проблематичности эпизода и отношений между персонажами.

[2] Советую также прочитать перевод статьи о «Девушке в камине», цитата из которой указана в этой работе: https://ficbook.net/readfic/3194308.

Глава опубликована: 16.11.2019
Отключить рекламу

Следующая глава
Автор ограничил возможность писать комментарии

↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх