↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Мануал. Как написать историю за 10 шагов? (джен)



Фандом:
Рейтинг:
General
Жанр:
Статья
Размер:
Мини | 139 Кб
Статус:
Закончен
 
Проверено на грамотность
Как написать художественное произведение за 10 шагов? Практическое пошаговое руководство без "воды".
QRCode
Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава

Этап I. Планирование

Шаг 1. Замысел

Открывайте ваш документ в редакторе (блокноте, я использую OneNote) для планирования! Первый шаг — это замысел. Именно с него начинается любое художественное, да и не художественное, произведение.

Замысел — это очень короткий, очень ёмкий ответ на вопрос «о чем?». Если вы не можете в двух словах сформулировать, о чем будете писать, то вы еще не готовы к этому процессу. Первое, что появляется — это замысел (на языке сценаристов — лонглайн).

Чтобы стало понятнее, я приведу несколько примеров замыслов, которые уже успешно реализованы. "Миллионер из Нью-Йорк решил снять проститутку на выходные и влюбился в неё" — фильм "Красотка". "Простой кузнец влюбляется в дочь губернатора и отправляется спасать её от пиратов с помощью другого пирата" — фильм "Пираты Карибского моря. Проклятие Чёрной жемчужины". "Богач решает завоевать расположение любви своей молодости, уже вышедшей замуж" — книга" Великий Гэтсби" Ф. Фицтджеральд. "Добропорядочный отец семейства сбегает из дома, чтобы стать великим художником" — книга "Луна и грош" С. Моэма.

А нужно ли вообще это формулировать? Ведь воображение рождает чудесные картины будущего творения! Здесь — лицо, здесь комната, здесь отрывок экшена… Нужно ли несколько дней ходить с кипящей как улей головой в поисках той самой короткой формулировки? ‒ Ответ: да, безусловно, стоит. Почему?

Во-первых, коротко и ёмко записанный замысел вдохновляет. Причём всех! Он вдохновит нас, когда мы зайдём в тупик и не будем знать, о чем писать. Вдохновит редактора, если мы попытаемся продать свою историю в издательство. Вдохновит наших фанатов на фикбуке/фанфиксе/ватпаде прочесть новую историю. Даже нашего друга/соседа/маму вдохновит послушать, о чем мы пишем. Это наша приманка к истории, первый "крючок".

Во-вторых, замысел помогает провести селекцию, то есть отобрать те события и тех персонажей, которые войдут в нашу историю. Замысел — как дорожный указатель, позволяет идти выбранным курсом и не свернуть с пути.

В-третьих, замысел позволяет заранее увидеть "подводные камни" будущей истории и заблаговременно подготовиться их обойти. Ага, это очень похоже на известную мне историю, значит, нужны неординарные сюжетные повороты. Ага, чтобы описать правдоподобно колонию на Марсе, хорошо бы изучить вид неба с Марса и его рельеф. И так далее, в зависимости от того, какой замысел мы изберем.

В-четвертых, именно замысел подскажет конструирующий принцип нашей истории, то, что объединит все разрозненные события в единое, органичное целое.

Конструирующий принцип — это события и их оригинальная интерпретация для нашего

произведения. И его можно выделить из хорошего замысла!

В-пятых, именно замысел позволяет нам заранее обсудить историю со знакомыми или единомышленниками и понять, будет конкретно это произведение интересно кому-то кроме нас самих или нет. Если мы растянем рассказ о том, что хотим написать, часа на два, то слушатель точно уснёт. Но если ему высказать чёткий лаконичный замысел, он может высказать очень полезное мнение.

В-шестых, и самых важных! «Что писать?» важнее того «Как писать?». Поэтому если сам замысел изначально не вдохновляет, то не имеет смысла спасать его отличным стилем. Лучше понять, что вас не трогает история на уровне двухстрочного замысла, чем почти написанной книги.

Если я вас убедила в необходимости наличия замысла, то теперь переходим к самому важному и практически полезному: каким должен быть замысел, чтобы он вдохновлял и автора, и читателя?

Самый простой ответ — замысел должен быть интересным, цепляющим. Таким, чтобы любой пишущий схватился за голову: «Как же я сам до этого не додумался?!». Но определить степень интересности сложно. Ведь все мы разные, кто-то уснет и на триллере, а кто будет с неослабевающим вниманием читать о жизни кольчатых червей.

Поэтому давайте перейдем к измеримым показателям. Если у вас уже есть примерный замысел вашего творения, то давайте его проверим!

Замысел должен быть значим лично для вас, обращать к мыслям, чувствам, эмоциям, которые трогают, потенциально меняют вас самих, как личность (это мнение Джона Труби). В замысле должен быть герой, то есть некое действующее лицо, его цель, препятствие на пути к цели и результат. По сути, это уже наметки будущего сюжета (это мнения Лайоша Эгри). Замысел должен быть ироничным, вызывающим улыбку, чтобы читатель не заскучал, рисовать перед тем, кто его видит привлекательный мысленный образ (это по Блейку Снайдеру).

Если ваш замысел отвечает этим требованиям, то вы огромный молодец и можете переходить к следующему шагу. Но если ваш замысел рассыпался после проверки или вообще никак не хочет рождаться, то предлагаю вам пару техник по созданию замыслов. Воспользуйтесь ими, а потом доработайте результат по критериям хорошего замысла, изложенным выше.

Первая из техник — «мозговой штурм». Берем лист бумаги или документ в редакторе, ставим таймер на 5 минут и пишем, не останавливаясь, все, что приходит в голову. Места, персонажей, цели, препятствия, сцены. Стремимся к количеству, а не к качеству. По истечении времени пересматриваем список. Можно что-то из этого соединить? Изменить? Не отбрасывайте сразу, смотрите на свои идеи под разными ракурсами. Возможно, вы не возьмете кракена в розовой пачке, который не может купить губную помаду, в свое творение, но эта идея натолкнет вас на мысли, например, о пиратской тематике, специфических свойствах косметики, страданиях женщин, которые отличаются от других… Смотрите шире. Если у вас появляются наметки, но вы не можете завершить работу над замыслом ‒ проведите «мозговой штурм» еще раз, но уже ограничив себе тематику набрасываемых идей.

Если вы сидите над пустым листом для «мозгового штурма» и ничего не можете придумать, то есть «план Б». Открываем газету, включаем телевизор или листаем ленту в любимой социальной сети. Вам нужны любые истории. Реальные и вымышленные, скучные и загадочные — всякие. Читайте их, пробуйте переиначить. Вам на помощь придет вопрос: «А что, если…?». Например, вы нашли заметку о нападении медведя на охотника. Отлично! А что, если это был не охотник, а археолог? Не медведь, а проснувшийся доисторический монстр? Или турист спасся от медведя, и теперь тот является ему в ночных кошмарах? Пробуйте, крутите.

Если и так ничего в голову не приходит, то попробуйте «план Ц». Ложитесь спать! Сны могут быть источником идей. Конечно, не целиком, отдельными сценами, мыслями… И все же, когда в голову ничего не приходит, то этим можно пользоваться!

И уж совсем на крайний случай в сети есть масса «генераторов сюжетов», все их предложения банальны до зубной боли, но если подойти творчески, переиначить, подключить вопрос «А что, если…?» и «мозговой штурм», то может получиться очень хороший замысел.

Уверена, что теперь вы точно что-то придумали. Не забудьте проверить это «что-то» по нашим критериям хорошего замысла. Не переходите ко второму шагу, пока у вас его не будет. Интересного, ироничного, меняющего вас, написанного на бумаге (в редакторе).

Глава опубликована: 04.11.2021
Отключить рекламу

Предыдущая главаСледующая глава
12 комментариев
А кто такой Никитин? И читатель далеко не всегда отождествляет себя с героем. Читатель может даже иметь диаметрально противоположное мнение о всем в книге (я за Грейджоев, отец аз Старков, мать -за Станниса Баратеона.)
За упоминание важности описаний вам большой плюс, но вот - он сказал, она сказала - это жирный такой англицизм, у них дурным тоном считается писать эмоциональное определение речи вроде "завопил".
Clegane
Юрий Никитин - российский писатель фантаст, который помимо всего прочего написал книжку "как стать писателем".

Читатель может иметь диаметрально противоположные мнения и не любить героя, это верно, но если герой вам не понятен, не интересен, антипатичен в какой-то мере, читать о нем вы не будете. Если такой герой один среди десятка других - все ок. Если это единственный и главный герой, то вашу историю читать не будут.

Про свое отношение к "сказал/сказала" я в тексте отметила. Такой совет есть, на русском языке об этом тоже пишут, я не согласна, что все остальное надо убрать, но перебарщивать с вариациях вряд ли стоит, получатся рюши на броне.
Если герой мне антипатичен, я буду читать. Надо же узнать, как его убьют. И вот тут второй вопрос - почему вы думаете, что если герой антипатичен мне, то другой человек не будет читать мою историю и находить в нем что-то свое?
Clegane
Потому что мы рассматриваем каждого конкретного читателя. Каждый конкретный читатель должен найти что-то свое понятное и\или интересное, а если не найдет, то не будет читать. Очевидно, что любой герой найдет читателя, которому не понравится. Поэтому у каждого автора есть целевая аудитория, под которую вы пишите и которая будет так или иначе отождествлять себя с героем.
Но если вам нравится писать про тех, кто антипатичен вам и не вызовет отождествления, вам никто не сможет запретить
А вот тут вопрос, что автор понятия не имеет, кто его будет читать. Дети читают взрослые книги, а взрослые читают детские книги. И угодить каждому читателю невозможно.
И отождествление? Я ж не расстреливаю триста пленников за час на спор, хотя и читаю про такого человека.
Да и отношусь я к своим персонажам как к конструктору. Нужно такое для одного жанра - такие детали, нужно другое для другого жанра - вот эти детали.
Clegane
Сильно не все дети читают взрослые книги. Если мы пишем любовный роман, то скорее всего его будет читать женская аудитория лет от 15 и до бесконечности, и мы на них рассчитываем. Это не значит, что брутальный мужик не может прочитать любовный роман, может, но таких читателей будет не много. Мы опираемся на большинство.
В любом случае, я совершенно не понимаю, зачем вы пытаетесь со мной спорить. Я собрала советы по писательству. Это не догма и я не пророк. Если вас не устраивает какой-то из советов, то пройдите мимо него, кому-то он поможет. Отождествление прекрасный инструмент, которым можно пользоваться осознанно, но если вас он не устраивает, то вы хозяин своей истории. Я вам не указ.
Тетушка Сова
С двенадцати и до бесконечности - это возраст чтения любовных романов.
И я никоим образом не спорю, я пытаюсь дополнить. И вот мне как раз интересно - существует ли аудитория или это миф? Я пишу пиджи, для детей, - мне в комменты: какой суровый мир! Они что, едят собак? (люди там основаны на ацтеках и едят, потому что ацтеки ели. Таких маленьких лысеньких собачек, шоло порода называется. Есть и сейчас). Причем не дети. Я пишу кровь-кишки-сплаттерпанк - мне приходит в комменты явный школьник и удивляется, почему так мало кишок?
Clegane
Аудитория есть, ваш пример лишь показывает, что ваша аудитория выделяется не по возрастному критерию, а по каким-то другим. На кровь и кишки обычно приходят люди, которые не умеют справляться с чувствами и хотят слить негатив, люди, которые не могут реализовать темные стороны своей души в реальной деятельности, им нужно еще больше мрака, смотрите, какие "демоны" в современном мире не удается вплести в законопослушную жизнь и давайте в тексте. И люди будут в восторге.
Тетушка Сова
Простите, а где вы прочитали, что сплаттерпанк - это для людей, которые не умеют справляться с чувством или сливают негатив? Покажите мне этого человека, я в него плюну. Потому что я читаю и авторов, и их блоги, если есть возможность. Так - нормальные, эмоциональные люди.
lrkis Онлайн
Или оказаться в состоянии отсутствия вдохновения, ни в силах придумать, чем же продолжить.
А каким таким образом планирование нивелирует эту проблему? Этот затык может быть и на этапе подготовки же.

В начале: "Не буду философствовать".
Не отходя далеко от кассы: "Идея нужна и вот почему, а кто не согласен, тот днище и будет гнить в аду".
Ну что за поучительно-снисходительный тон, а?

Себя бы и слушали: "... не стоит превращаться в морализатора." :D

Посмею высказать свое мнение, это первый и возможно последний раз в мануале, когда я это делаю.
Да не. Вы делаете это куда больше, чем один раз.

А что значит "интересно", где оно водиться и как его ловить так и не объяснили. :(
lrkis
Отвечу на то, что представляет собой вопрос
Планирование позволяет продолжать писать, когда вдохновения нет, поскольку у вас уже есть четкое пошаговое понимание, что и как вам нужно написать, какие смыслы вложить
"Интересно" у всех разное, но если вы вложили достаточно смыслов, создали запоминающихся героев и проработали логичный и не стоящий на месте сюжет, то в к этому "интересно" максимально приблизились. Но всегда будут люди, которым никогда не интересно читать любовные романы, даже если там все прекрасно продумано и проработано, и вы никак их не убедите. Поэтому "интересно" совершенно индивидуально, но мы можем стремиться охватить как можно больше читателей за счет идеи, персонажей и сюжета
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх