↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

О магсообществе в США (джен)



Автор:
Фандом:
Рейтинг:
General
Жанр:
Статья
Размер:
Мини | 32 361 знак
Статус:
Закончен
 
Проверено на грамотность
Возможные варианты устройства магсообщества в США на момент пре-ФТ.
QRCode
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава

Гетто и магсообщество

Считать ли магсообщество в США гетто? Можно ли опираться в формировании непрописанных деталей на опыт гетто? Здесь я опираюсь на статью И.Н. Алова «Афроамериканские гетто: характеристики и типология».

«Согласно Л. Вакану, гетто — «это институциональная форма, исторически определенная пространственная совокупность механизмов этнической или расовой изоляции и контроля. Обязательное условие, которому они должны удовлетворять, — недобровольное заселение».

Одно из немногих аксиоматических свойств гетто — принадлежность к городской среде. В сельской местности гетто не формируются даже при наличии существенной этнической или социально-экономической дифференциации.

Гетто в трактовке многих социологов и урбанистов являет собой продукт именно территориальной самоорганизации общества (с той или иной долей влияния политических факторов)».

По признаку недобровольности заселения — да, отнести можно. Магов насильно загоняют в рамки «подполья» и держат под контролем и угрозой сурового наказания вплоть до казни. Африканские гетто перестали образовываться начиная с 1960-х годов (хотя присутствуют и сейчас). Примерно в то же время отменяется закон Раппапорт.

По признаку принадлежности к городской среде — спорный вопрос. Сельская магическая Америка в каноне не показана. В каноне вообще из сельского показана только Британия, причем маги живут на отдельных «хуторах». Есть Хогсмид и Годрикова Лощина, и они полностью принадлежит магам. Поэтому рассматриваем только городскую часть американского магсообщества (которая хоть фрагментарно, но показана в фильмах).

По признаку территориальности в целом — подходит, поскольку маги имеют собственные полностью закрытые территории наравне с общественными.

Поэтому в дальнейшем я использую положения из статьи только для городского представительства магсообщества США.

Жизненный цикл гетто

«В определенный момент в этих районах сошлись все необходимые генетические элементы, которые привели к «рождению» гетто. <…> Часть гетто образовалась в связи с массовым оттоком афроамериканцев с Юга, пик которого пришелся на 1920-е годы».

В случае магсообщества генетические элементы сошлись еще с момента колонизации, но причиной современного ухода магов в «гетто» все же стала политика и «события в Салеме». Условной датой рождения можно считать дату принятия закона Раппапорт.

«Все гетто существовали («жили») по похожему сценарию: сначала они постепенно пополняются новыми жителями, затем в них отлаживается работа параллельных институтов и повышается степень внутренней стратификации».

На данный момент стратификация уже прошла, институты работают, присутствует тотальный контроль над жителями.

Согласно Уорнеру, современная стратификация выглядит так:

Богатые аристократы.

Миллионеры в первом поколении.

Высокообразованные интеллектуалы (врачи, юристы), деловые люди (владельцы капитала).

Канцелярские служащие, секретари, рядовые врачи, школьные учителя и другие «белые воротнички».

Квалифицированные рабочие («синие воротнички»). Электрики, слесари, сварщики, токари, водители и т. п.

Бездомные бродяги, нищие, преступники и безработные.

Учитывая количество магии, заменяющей хотя бы частично низкоквалифицированный труд, и отсутствие показанной в фильмах ярко выраженной «аристократии» (в книгах о британском магсообществе можно увидеть представителей всех слоев, кстати), стратификацию можно рассматривать только условно.

Богатые аристократы и миллионеры — высшая власть. Яркий представитель — Серафина Пиквери.

Высокообразованные интеллектуалы, деловые люди — преподаватели Ильверморни, Персиваль Грейвз (хотя он может относиться и к высшему сословию, но Серафина его обгоняет на несколько шагов и по таланту, и по количеству власти).

Канцелярские служащие — Абернети, сестры Голдштейн, гоблины.

Синие воротнички — скорее всего, домовые эльфы.

Нищие, низшая преступность — не показана. Гнарлак все же относится к более высокому слою в своей среде.

Из этого можно сделать два вывода: либо нищих нет по причине малочисленности сообщества и хорошей социальной помощи, либо они не показаны, так как в них нет сюжетной необходимости (и желания автора углубляться).

«К его [гетто] умиранию могут привести лишь воздействия извне: джентрификация, налаживание работы государственных институтов в сочетании с проведением социальных программ или замещение афроамериканского населения мигрантами и превращение гетто в этнический квартал».

Вики:

«Джентрификация (англ. gentrification) — реконструкция (ревитализация) пришедших в упадок городских кварталов путём благоустройства и последующего привлечения более состоятельных жителей. В результате джентрификации происходит повышение среднего уровня доходов населения района за счёт замены жителей с низкими доходами на более состоятельных».

В данном случае неактуально, как и замещение мигрантами.

Налаживание институтов в данном случае — это выход на контакт с не-магами в первую очередь. Какие-то подвижки в эту сторону есть (по примеру Британии), но до окончательного срыва покровов еще очень далеко. На момент фильмов об этом речи не шло ни с какой стороны.

Далее в статье Алов описывает вопросы стигматизации и криминала, но в чистом виде применить эти положения нельзя, поскольку для этого нужно, чтобы о гетто знали. Устойчивость закрытости магсообщества зиждется на внутренней самостигматизации (то есть на уверенности, что при любой попытке выйти из тени общество не-магов их стигматизирует).

Алов описывает как одну из причин закрытости гетто и его самовоспроизведения «стыд за то, в каком районе человек родился». В случае магов идет обратная ситуация: маги гордятся своим «происхождением».

Типология и распространение

«В результате [сегрегации] афроамериканцы изолировались в сельской местности или мигрировали в близлежащие города Юга. Это первый вид исторических миграций афроамериканцев, отраженный в распределении гетто по стране. Второй вид — миграции в индустриальные города Севера с целью работы на заводах. От него отличается третий вид миграций, когда чернокожие переезжали в крупные города Севера и Запада, важнейшие центры экономики в масштабах всей страны, в поисках лучших жизненных возможностей, не имея четкого плана трудоустройства».

В нашем случае наиболее близки первый и третий виды: ни о каком осознанном трудоустройстве речи не идет, ребенок попадает в готовую систему, не имея представления о том, где и как он будет работать.

«США обладают крайне развитой школой районирования, расселения, в том числе «отраслевого», то есть относящегося не ко всему обществу, а к отдельным его группам [Смирнягин, 1989]»

Относится ли это к магам? Не указано. Теоретически маги могут «закрыть» любую потребность и потому не привязаны к индустриальности местности. С другой стороны, я считаю, что магсообщество не оторвано полностью от экономики не-магов (здесь место для длинного ср… спора про трансфигурацию, еду, Уизли и так далее) и не оторвано от социальной жизни (как минимум стачки и погромы будут влиять на окружение магов, а то и на них самих).

Культура и психология

Здесь я обращаюсь уже к исследованиям Л. Вирта. Они посвящены в основном культуре еврейского гетто, которое близко к магическому по аспекту относительной добровольности, длительности истории и огромному количеству контактов с себе подобными («Евреи Средних веков определенно поддерживали больше контактов, чем их соседи-христиане, и эти контакты были более разнообразными и широкими»).

«С какой бы стороны вы ни забрели в гетто, нельзя не поразиться внезапности перехода».

И ведь не поспоришь…

Выход за пределы гетто и внутренние взаимосвязи

«Всегда было стремление выбраться из гетто со стороны тех, кого тянул к себе широкий мир, раскинувшийся за его пределами. Иногда еврей покидал гетто … и иногда эти обращенные, сокрушенные и униженные, возвращались в гетто, дабы еще раз изведать той теплой, интимной, племенной жизни, которую нельзя было найти нигде, кроме как среди своего народа. В таких случаях романтичная история о ренегате кочевала по улицам гетто, и все сообщество собиралось тем самым в плотную массу, еще крепче, чем раньше, цеплявшуюся за свои старые традиции. Спорадические отчуждения мятежных душ от семейных и общинных связей служили лишь укреплению уз семейной и общинной солидарности».

Предполагается ли выход мага за пределы гетто? Теоретически это возможно, но исключительно в рамках отшельничества. Принципы закрытости маги уносят с собой — или уничтожаются. История с Бэрбоунами показывает и наиболее вероятный для Америки результат такого выхода, и главный страх.

Ребенок, попадая в эту систему, из нее уже не выходит. Лиричность Вирта вообще вызывает некоторое недоверие: заблудших детей могут как принять, так и окончательно отвергнуть. В каких случаях мага могут «принять обратно»? Возможно, когда он по факту никуда и не уходил, а просто отшельничал, на что имеет полное право внутри рамок «гетто» — он все равно не поддерживал плотных контактов с не-магами и потому не нарушал закон.

Смешанные браки запрещены под страхом наказания, однако я считаю, что если бы та же Куини сначала объявила о своем намерении, а потом быстро сдала назад (и сдала Якоба), то ее бы простили, наложив какие-то санкции, но не подвергая казни (Якоба, возможно, тоже отпустили бы, применив Обливиэйт, но не факт).

Но все же по описаниям и атмосфере в фильмах магсообщество США держится на страхе неминуемого жесткого наказания, без вариантов «побегает и вернется». Без санкций не уйдет никто, потому что если сделать исключение для одного, то остальные могут воспользоваться лайфхаком (и воспользуются, потому что чем жестче законы, тем сильнее стремление их обойти). Как это все соотносится с культивируемыми в стране «гражданскими правами»… Напрямую соотносится.

То, что официально предлагал Гриндельвальд, — это и есть те самые гражданские свободы, которых активно добивались в то время не только маги, но и часть не-магов. Одно на другое хорошо ложится, и полностью закрыться от пропаганды не-магов маги не могут.

«Реальная внутренняя солидарность сообщества гетто всегда коренится в прочных семейных узах. <…> Здесь каждый индивид, бывший для внешнего мира всего лишь евреем, имел достойное место и был связан с остальными глубокими чувствами».

Интересный аспект. Связаны ли маги именно семейными чувствами, клановостью? По идее — да, особенно ярко это показано в «британской» части. Но обязательно друг с другом, корпоративных тимбилдингов «мы все одна семья» не наблюдалось (хотя в Ильверморни, как и в Хогвартсе, есть факультеты-дома, которые служат и для объединения, и для разделения детей).

Уизли, Малфои, Блэки, Лестрейнджи — ярко выраженная клановость с несколькими типами внутренних взаимоотношений от нежности до отстранения.

Скамандеры — клановость есть, но высокое разделение членов, ни о каком обмене историями речи не идет (что не помешало объединению впоследствии).

Голдштейн — клановость и семейственность есть, много личных чувств друг к другу (что не помешало разделению впоследствии).

Так или иначе, Скамандеры и Голдштейн зеркалят друг друга.

Криденс и вся его Санта-Барбара, на мой взгляд, выпадают из предмета исследования. Клановая ли Мери Лу? Да. Адекватен ли Криденс по итогу и своему стремлению найти другую семью — как-то… Полагаю, это напрямую взаимосвязано, но там, во-первых, не-магическая клановость, а во-вторых, болезненная.

«…плотность населения в гетто нужно объяснять не только бедностью иммигрантов и их неспособностью платить высокую цену за аренду жилья, но также традициями тесной общинной жизни, сложившимися в многолюдных кварталах гетто Старого Света».

Хороший вопрос, насколько тесно живут (именно живут) маги. Работают — да, очень близко друг к другу. По крайней мере, показаны циклопические здания с огромным количеством кабинетов (кстати, на тот момент отдельный кабинет для клерка был нечастым явлением, опенспейс позволял неплохо экономить), толпы народу, запихивание детей в одно здание школы (все еще с сохранением какого-то количества личного пространства). А вот где и как живут — показано куда меньше. Но если судить по Голдштейн, то вместе с не-магами. Вопрос: кварталами или разрозненно?

Куини не стеснялась колдовать в квартире, так что не-маги им никак не мешали. Возможно, установлена защита. Это не противоречит ни наличию соседей-магов, ни их отсутствию. Британцы живут разрозненно, но в данном случае они не показатель.

Кого легче контролировать, сеть мелких ячеек (с учетом неплохой связи и «транспорта») или несколько крупных объектов?

С одной стороны, надзор за крупными объектами кажется более простым, да и в случае чего отбиться такой объект сможет с большей вероятностью. С другой, есть два нюанса: отбиться крупный объект сможет и от авроров, и если будет отбиваться, то с шумом и нарушением Статута.

Так что я предполагаю все же разрозненные квартиры, где каждый сам за себя. Отдельных магов, если верить фильмам, правительству не жалко, и отсутствие «новомодных стачек» среди них только на руку. Контроль достигается запугиванием, отслеживанием активности волшебных палочек и, скорее всего, простым доносительством. Нестабильный элемент (дети) просто лишается палочек.

«Сообщество гетто настолько тесно спаяно, а члены его настолько прямо подчинены контролю сообщества, что попытки обосновавшихся в гетто христианских миссий обратить евреев в самом гетто в свою веру не принесли ощутимых результатов.

Гетто — полноценный мир, но это маленький и узкий мир. В нем есть свои интеллектуалы, но их интеллектуальность ограниченного сорта. То, чего жизни гетто недостает в плане широты, она восполняет глубиной эмоций, силой семейных и общинных связей, привязанностью к традиции, форме и чувству».

Узость мировосприятия и высокий контроль общества очень характерны для магов. Далее автор также описывает наличие собственных институтов — лавок, театров, магазинов — с характерным колоритом. Сюда же можно отнести и органы самоуправления.

И снова получается противоречие: маги имеют все свое и теоретически могут жить изолированно, но на практике живут среди не-магов. Зачем, если в той же Британии изолированность в ходу?

Я предположу такие причины:

Политика внедрения лучше способствует умению мимикрировать в случае чего. Американскому магу не придет в голову ходить в мантии (стиль, конечно, все равно «выпадает» из привычного, но не настолько, чтобы сразу привлекать внимание). Это касается не только одежды, но и лексикона, защитных чар, неиспользования палочки без нужды (чтобы не было как на чемпионате по квиддичу в четвертой книге о ГП).

Контроль самих не-магов. Проще услышать о грядущих проблемах, если ты постоянно крутишься в этом обществе.

Делать полную автономию сложнее, чем использовать уже готовые системы с некоторыми добавлениями. Школы требуют колоссального количества усилий и вложений, и не факт, что такие возможности есть для всех остальных сфер.

Попытка сесть на все стулья сразу. Вроде как тесные связи запрещены — но ты (если тихонько) можешь помогать своей семье или друзьям, тебя на самом деле не заставляют полностью терять контакт.

Вся изоляция должна происходить в головах, и здесь наравне с угрозой наказания работает пропаганда.

Глава опубликована: 05.03.2022
Отключить рекламу

Следующая глава
Фанфик еще никто не комментировал
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх